О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В СОБСТВЕННОСТЬ ИЛИ АРЕНДУ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, НА КОТОРОМ РАСПОЛОЖЕН ЖИЛОЙ ДОМ, НАХОДЯЩИЙСЯ В ДОЛЕВОЙ СОБСТВЕННОСТИ, А ТАКЖЕ О ВОЗМОЖНОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ ПРАВА НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК ОДНОГО ИЗ СОСОБСТВЕННИКОВ РАСПОЛОЖЕННОГО НА НЕМ Ж. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 03.11.10 Д23-4507

         О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В СОБСТВЕННОСТЬ ИЛИ АРЕНДУ
         ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, НА КОТОРОМ РАСПОЛОЖЕН ЖИЛОЙ ДОМ,
            НАХОДЯЩИЙСЯ В ДОЛЕВОЙ СОБСТВЕННОСТИ, А ТАКЖЕ О
          ВОЗМОЖНОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ ПРАВА НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК
        ОДНОГО ИЗ СОСОБСТВЕННИКОВ РАСПОЛОЖЕННОГО НА НЕМ ЖИЛОГО
               ДОМА БЕЗ СОГЛАСИЯ ДРУГОГО СОСОБСТВЕННИКА

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
                                   
                           3 ноября 2010 г. 
                              N Д23-4507
     
                                 (Д)
                                   
    
     Департамент   недвижимости  Минэкономразвития  России  рассмотрел
заявление  о  разъяснении  порядка  предоставления в собственность или
аренду   земельного   участка,   на   котором  расположен  жилой  дом,
находящийся  в долевой собственности, а также о возможности оформления
права на земельный участок одного из сособственников расположенного на
нем  жилого  дома  без  согласия  другого  сособственника и в пределах
компетенции сообщает.
     Приобретение  прав  на  земельные  участки,  которые  находятся в
государственной   или   муниципальной   собственности   и  на  которых
расположены  здания,  строения,  сооружения, осуществляется в порядке,
предусмотренном  ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее
- Земельный кодекс).
     Следует отметить, что если земельный участок является неделимым и
один из собственников дома, расположенного на таком земельном участке,
возражает  против  приватизации земельного участка, то в данном случае
оформить   неделимый   земельный  участок  можно  на  праве  аренды  с
множественностью  лиц  на  стороне  арендатора (п. 3 ст. 36 Земельного
кодекса).
     При  этом  в  п.  5  ст.  36 Земельного кодекса содержится прямое
указание    на   совместное   обращение   сособственников   здания   в
исполнительный   орган   государственной  власти  или  орган  местного
самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, с
заявлением  о приобретении прав на земельный участок с приложением его
кадастрового паспорта.
     Приказом  Минэкономразвития  России от 30.10.2007 N 370 утвержден
Перечень  документов,  прилагаемых  к заявлению о приобретении прав на
земельный   участок,   который   находится   в   государственной   или
муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения,
сооружения   (далее  -  Перечень).  Указанным  Перечнем  предусмотрено
представление следующих документов:
     -   документов,   удостоверяющих   личность   заявителя  или  его
представителя (п. п. 1 - 3 Перечня);
     -  документов,  удостоверяющих (устанавливающих) права на здание,
строение,  сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке,
для  подтверждения  исключительного  права  на  приватизацию земельных
участков   или   приобретение   права   аренды  земельных  участков  в
соответствии  с  абз.  2  п.  1  ст.  36 Земельного кодекса Российской
Федерации (п. 4 Перечня);
     -  документов,  удостоверяющих  права  на приобретаемый земельный
участок   -  выписки  из  Единого  государственного  реестра  прав  на
недвижимое  имущество  и  сделок  с  ним  или  копий  иных документов,
удостоверяющих права (п. 5 Перечня);
     - кадастрового паспорта (п. 6 Перечня);
     -  копий документов, подтверждающих право приобретения земельного
участка на определенном праве и на установленных особых условиях (п. 7
Перечня).
     Отсутствие  упоминания  в  п.  7  Перечня какого-либо конкретного
документа  обусловлено  многообразием  случаев  переоформления прав на
земельный участок и подтверждающих такие случаи документов, например:
     -   здания,   строения,   сооружения  находятся  в  собственности
религиозных   организаций  и  имеют  религиозное  и  благотворительное
назначение;
     -   находящиеся  в  собственности  здания,  строения,  сооружения
возведены  на  месте разрушенных или снесенных либо реконструированных
зданий,    строений,    сооружений,    которые   были   отчуждены   из
государственной или муниципальной собственности;
     -  земельные  участки  с  расположенными  на  них  жилыми  домами
приобретены  гражданами  Российской  Федерации  в  результате  сделок,
совершенных до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 N 1305-1 "О
собственности в СССР";
     - и т.п.
     На  основании изложенного при решении вопроса об оформлении права
на  земельный  участок  в  порядке,  предусмотренном ст. 36 Земельного
кодекса,  необходимо  волеизъявление  всех  участников  общей  долевой
собственности  на  здание.  В  противном  случае (при подаче заявления
только  одним  из  сособственников  здания)  могут быть нарушены права
других участников общей долевой собственности на здание.
     Земельные  споры  рассматриваются  в  судебном  порядке  (ст.  64
Земельного кодекса).
    
Заместитель директора
Департамента недвижимости
                                                           М.В.БОЧАРОВ
3 ноября 2010 г. 
N Д23-4507