НА ОСНОВАНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 09.04.2010 N 218 "О МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ КООПЕРАЦИИ РОССИЙСКИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОЕКТЫ ПО СОЗДАНИЮ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА" И ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОТКРЫТОГО ПУБЛИЧНОГО КОНКУРСА ПО ОТБОРУ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ПРАВО ПОЛУЧЕНИЯ СУБСИДИЙ НА РЕАЛИЗАЦИЮ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОЕКТОВ ПО СОЗДАНИЮ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА В СООТВЕТСТВИИ С РЕШЕНИЕМ КОНКУРСНОЙ КОМИССИИ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ЗАО ВЫИГРАЛО КОНКУРС ЗАО ЗАКЛЮЧАЕТ ДОГОВОР С МИНОБРНАУКИ РОССИИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ СУБСИДИИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ КОМПЛЕКСНОГО ПРОЕКТА С УЧАСТИЕМ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ. СОГЛАСНО ДОГОВОРУ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПОЛУЧАТЕЛЮ СУБСИДИИ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА СУММУ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, КОТОРЫЕ ЗАО НАПРАВЛЯЕТ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ НИОКР. СУБСИДИИ БУДУТ ПЕРЕЧИСЛЯТЬСЯ РАВНЫМИ ЧАСТЯМИ В ТЕЧЕНИЕ 2010 - 2012 ГГ. НА СЧЕТ ЗАО ВКЛЮЧАЮТСЯ ЛИ В НАЛОГОВУЮ БАЗУ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ СУБСИДИИ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ПОЛУЧЕННЫЕ ЗАО? ЕСЛИ ВКЛЮЧАЮТСЯ, ТО В КАКОМ ОТЧЕТНОМ (НАЛОГОВОМ) ПЕРИОДЕ ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОТРАЖЕНЫ? МОЖЕТ ЛИ ЗАО ПРИЗНАВАТЬ В НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ ЭТАПЫ НИОКР ЗАВЕРШЕННЫМИ И РАВНОМЕРНО ОТНОСИТЬ НА РАСХОДЫ, НЕ ДОЖИДАЯСЬ ЗАВЕРШЕНИЯ ВСЕГО ДОГОВОРА? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 22 ноября 2010 г. N 03-03-06/1/739 (Д) В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли организаций субсидий из федерального бюджета, выделенных на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологического производства, и сообщается следующее. Порядок и условия предоставления из федерального бюджета субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства, выполняемых с участием российских высших учебных заведений, определены Правилами предоставления субсидий на государственную поддержку развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 N 218 (далее - Правила). Согласно данным Правилам субсидии предоставляются на конкурсной основе. Участником конкурса является организация, которая представляет проект, предусматривающий выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ российскими вузами, и дополнительно направляет на реализацию проекта собственные средства в размере не менее 100% объема субсидии. При этом не менее 20% указанных средств должно использоваться на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Субсидия выделяется организации, отобранной в результате конкурса, на срок от одного года до трех лет в объеме до 100 млн руб. в год для финансирования указанных работ. Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг регламентировано ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой субсидии указанным лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. При определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров, работ, услуг, реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса. Согласно п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в ст. 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в данном перечне не поименованы, в связи с чем учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. Таким образом, субсидии, полученные коммерческими организациями на реализацию проекта, предусматривающего выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ российскими вузами, подлежат учету для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов. При применении налогоплательщиком метода начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Согласно пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ для внереализационных доходов в виде безвозмездно полученных денежных средств датой получения дохода признается дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика. Таким образом, в целях налогообложения прибыли датой получения доходов в виде субсидий, по мнению Департамента, является дата их зачисления на расчетный счет налогоплательщика. Порядок учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки в целях налогообложения прибыли регулируется ст. 262 НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 262 НК РФ расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство, осуществленные им самостоятельно или совместно с другими организациями (в размере, соответствующем его доле расходов), равно как на основании договоров, по которым он выступает в качестве заказчика таких исследований или разработок, признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок (завершения отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки в порядке, предусмотренном ст. 262 НК РФ. Указанные расходы равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение одного года при условии использования указанных исследований и разработок в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования (отдельные этапы исследований). Расходы налогоплательщика на НИОКР, осуществленные в целях создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, которые не дали положительного результата, также подлежат включению в состав прочих расходов равномерно в течение одного года в размере фактически осуществленных расходов в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 262 НК РФ. Таким образом, если договоры на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки предусматривают выполнение данных исследований или разработок отдельными этапами, при соблюдении требований, установленных ст. 262 НК РФ, налогоплательщик вправе учесть расходы, связанные с выполнением этих этапов, для целей налогообложения прибыли в порядке, установленном ст. 262 НК РФ. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 22 ноября 2010 г. N 03-03-06/1/739 |