ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ ПУТЕМ ПРИСОЕДИНЕНИЯ В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ПРИСОЕДИНЯЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИМЕЕТ НЕПОГАШЕННУЮ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПЕРЕД ПРИСОЕДИНЯЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 29 ноября 2010 г. N 03-03-06/1/744 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций при реорганизации организаций путем присоединения в случае, если присоединяемая организация имеет непогашенную задолженность перед присоединяющей организацией, и сообщает следующее. В соответствии с п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 2 ст. 58 ГК РФ). Статьей 413 ГК РФ установлено, что обязательство прекращается совпадением должника и кредитора в одном лице. В соответствии со ст. 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Согласно п. 3 ст. 251 НК РФ в случае реорганизации организаций при определении налоговой базы не учитывается в составе доходов вновь созданных, реорганизуемых и реорганизованных организаций стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых (передаваемых) в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации. Что касается непогашенной задолженности присоединяемой организации перед присоединяющей организацией по договору займа, то, учитывая положения п. 3 ст. 251 НК РФ, а также то, что присоединяющая организация не получает экономической выгоды, полагаем, что такое обязательство не признается доходом присоединяющей организации для целей налогообложения прибыли организаций. Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В.ТРУНИН 29 ноября 2010 г. N 03-03-06/1/744 |