О РАБОТЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ БАНКА РОССИИ ПО ОЦЕНКЕ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПИСЬМО ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ 15 июня 2000 г. N 120-T (НЦПИ) Банк России на основе анализа отчетности кредитных организаций, представляемой в рамках надзора, другой имеющейся в его распоряжении информации о финансовом состоянии кредитных организаций, а также оценки адекватности применяемых территориальными учреждениями Банка России к кредитным организациям мер воздействия отмечает следующие недостатки в работе территориальных учреждений по определению финансового состояния кредитных организаций. 1. В ряде случаев искусственно "улучшаются" классификационные группы кредитным организациям при том, что наличие проблем в их деятельности не вызывает сомнений. Такие решения принимаются территориальными учреждениями в целях неприменения к проблемным кредитным организациям обязательных в таких случаях мер воздействия, в том числе предусмотренных Указанием Банка России от 27.03.98 N 192-У "О дополнительных мерах по защите интересов вкладчиков банков", Инструкцией Банка России от 31.03.97 N 59 (c учетом изменений и дополнений, внесенных Указанием от 8.10.99 N 661 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию Банка России от 31.03.97 N 59") и письмом Банка России от 24.11.97 N 05-15-3-4/1245 "О запрете на открытие филиалов по кредитным организациям, имеющим недостатки в деятельности". Так, в течение 1999 года территориальными учреждениями без достаточных на то оснований "улучшалась" классификационная группа финансового состояния каждого пятого проблемного банка. В отдельных случаях классификационная группа кредитных организаций "улучшалась" на два порядка: банк, финансовое состояние которого оценивалось как критическое (4 группа), классифицировался как финансово стабильный с отдельными недостатками в деятельности (2 группа). 2. He всегда уделяется достаточное внимание анализу финансового состояния кредитных организаций, не рассматриваются перспективы их деятельности, что приводит в отдельных случаях к излишне формализованным оценкам ситуации в банках. Свидетельством этому являются частые изменения классификационных групп кредитных организаций на ряд отчетных дат, когда за основу при определении оценки финансового состояния принимаются исключительно изменения отдельных показателей их деятельности без анализа характера причин, обусловивших эти изменения. 3. Территориальными учреждениями при классификации кредитных организаций не всегда адекватно учитываются допущенные ими нарушения отдельных пруденциальных норм деятельности исходя из того, что эти нарушения, по мнению территориального учреждения, являются несущественными. При этом к категории несущественных относятся такие нарушения, как недоформирование резерва на возможные потери по ссудам до требуемых размеров в связи с принятием Банком России решения о неприменении в определенных случаях к таким кредитным организациям мер воздействия, нарушение обязательных нормативов деятельности при выполнении установленных контрольных значений этих нормативов, нарушение лимитов открытых валютных позиций и т.п. Подобная позиция территориальных учреждений, когда решение Банка России о неприменении мер воздействия рассматривается и как "индульгенция" с точки зрения отнесения в соответствующую группу проблемности, ведет к искажению ситуации с финансовым состоянием кредитной организации. 4. При оценке финансового состояния недостаточно используется информация о нарушениях в деятельности кредитных организаций, выявленная в ходе инспекционных и аудиторских проверок. По информации о результатах проверок достоверности отчетности кредитных организаций в 1999 году нарушения правил ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности, приведшие к завышению размера собственных средств (капитала) и финансового результата на сумму 11,3 млрд. рублей и 10,9 млрд. рублей соответственно, были выявлены у 60% кредитных организаций из 1026 проверенных. При этом по информации территориальных учреждений финансовое состояние 9% кредитных организаций, допускавших те или иные нарушения, оценивалось как финансово стабильное без недостатков в деятельности. 5. Практически не используются при классификации кредитных организаций и сведения о недостоверности отчетности, выявляемые в ходе осуществления документарного надзора. В частности, территориальными учреждениями не всегда принимается во внимание информация о результатах "тестирования" отчетности, в том числе информация о расхождениях сводной отчетности кредитных организаций и отчетов, сформированных на основе данных филиалов, о несоблюдении требований об идентичности остатков средств, отраженных на сопоставимых балансовых счетах в отчетности кредитных организаций (филиалов) и учреждений Банка России, о расхождениях между аналогичными данными, отражаемыми в разных формах отчетности, и т.п. 6. He всегда дается должная оценка фактам выявленных нарушений в деятельности кредитных организаций и соответствующим образом учитывается степень выполнения ими требований территориальных учреждений Банка России (по выполнению введенных запретов и ограничений на осуществление отдельных видов операций, мероприятий по финансовому оздоровлению, устранению выявленных фактов нарушений Правил ведения бухгалтерского учета, составления отчетности). Так, в 1999 году требования территориальных учреждений были нарушены 285 кредитными организациями, 49 - не выполняли планы мер по финансовому оздоровлению. При этом при определении классификационных групп по 17 кредитным организациям территориальными учреждениями не были учтены факты невыполнения мер по финансовому оздоровлению, в том числе по 6 из них классификационные группы были улучшены. Отмеченные выше недостатки классификации кредитных организаций должны быть учтены территориальными учреждениями в работе при оценке финансового состояния кредитных организаций в соответствии с Указанием Банка России от 31.03.2000 N 766-У "О критериях определения финансового состояния кредитных организаций". Кроме того, при применении территориальными учреждениями Указания Банка России от 31.03.2000 N 766-У необходимо учитывать следующее: - территориальными учреждениями должна проводиться оценка финансового состояния всех действующих кредитных организаций (банков и небанковских кредитных организаций); - оценка соблюдения кредитными организациями законодательства Российской Федерации должна производиться территориальными учреждениями на основе отчетности кредитных организаций, внешней информации, поступающей от налоговых органов (в том числе органов налоговой полиции), Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, аудиторских фирм, кредиторов и вкладчиков кредитных организаций о невыполнении ими взятых на себя обязательств, а также заявлений уполномоченных лиц в соответствии со ст.35 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". При этом указанная информация, прежде чем она будет использована при классификации кредитной организации, должна быть предварительно проверена территориальным учреждением, при необходимости с выходом на место; - заключение о классификационной группе финансового состояния должно объективно отражать ситуацию в кредитной организации и содержать суждение о степени ее проблемности. При улучшении или ухудшении классификационных групп кредитных организаций по сравнению с оценкой согласно критериям Указания Банка России от 31.03.2000 N 766-У территориальные учреждения направляют в Банк России мотивированное обоснование принятого решения в порядке, предусмотренном п.3.2 Указания. Приложение к названному Указанию Банка России (таблица 1 формы N 050) должно передаваться территориальными учреждениями независимо от того, оказана или нет дополнительная информация о деятельности кредитной организации влияние на принятие территориальным учреждением решения об оценке финансового состояния. При этом в письме Банку России (Департаменту пруденциального банковского надзора) должна быть сообщена более подробная информация по всем кодам причин, повлиявших на принятие территориальным учреждением Банка России решения об изменении классификационной группы. Оценка финансового состояния кредитной организации должна стать ключевым моментом для дальнейшей организации надзорной работы в территориальных учреждениях. В необходимых случаях должен быть организован мониторинг за финансовым состоянием кредитной организации. Информация об изменении в течение месяца финансового состояния кредитной организации должна в соответствии с п.1.3 Указания направляться и в Банк России (Департамент пруденциального банковского надзора) в качестве письма произвольной формы; - сведения об отнесении кредитных организаций к классификационным группам используются территориальным учреждением исключительно в целях банковского надзора и не могут предоставляться ни самим кредитным организациям (в том числе по их ходатайствам), ни третьим лицам, в том числе территориальным учреждениям Банка России по местонахождению филиалов. В то же время кредитным организациям в рамках применяемых мер воздействия предупредительного и принудительного характера должна направляться полная информация об имеющихся претензиях по существующей организации их деятельности, включая вопросы финансового состояния, качества управления, состояния (включая вопросы организации) внутреннего контроля, ведения учета и качества отчетности и т.д. Территориальные учреждения Банка России по местонахождению головных организаций кредитных организаций по запросам территориальных учреждений по местонахождению филиалов доводят до их сведения информацию о финансовом состоянии кредитной организации в целом, состоящую из перечисления данных, послуживших основанием для классификации кредитной организации. Кроме того, аналогичная информация может доводиться территориальными учреждениями по местонахождению головной организации инициативно, если финансовое состояние последней является, по оценке территориального учреждения, критическим. Одновременно Банк России разъясняет, что признак снижения показателя достаточности собственных средств (капитала) (Н1) либо установления устойчивой тенденции его снижения, предусмотренной п.2.2.4 Указания, применяется в случае, когда фактическое значение показателя на отчетную дату находится в интервале от 10 до 20% для кредитных организаций, размер собственных средств (капитала) которых составляет 5 млн. евро и выше, и от 11 до 22% для кредитных организаций, размер собственных средств (капитала) которых составляет менее 5 млн. евро. Банк России обращает также внимание, что юридическим основанием для применения территориальными учреждениями мер воздействия к проблемным кредитным организациям, в том числе предусмотренных Указанием Банка России от 27.03.98 N 192-У "О дополнительных мерах по защите интересов вкладчиков банков", Инструкцией Банка России от 31.03.97 N 59 (с учетом изменений и дополнений, внесенных Указанием Банка России от 8.10.99 N 661 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию Банка России от 31.03.97 N 59") и письмом Банка России от 24.11.97 N 05-15-3-4/1245 "О запрете на открытие филиалов по кредитным организациям, имеющим недостатки в деятельности", должны являться нарушения в их деятельности, позволившие классифицировать финансовое состояние как проблемное, а не факт отнесения к 3-й или 4-й классификационным группам. Причем меры воздействия должны применяться в комплексе. К финансово устойчивым кредитным организациям рекомендуется применять меры воздействия предупредительного характера и (или) принудительные меры в части штрафных санкций, отдельных видов требований. Банк России предлагает территориальным учреждениям, руководствуясь положениями Указания Банка России от 30.03.2000 N 766-У, обеспечить на основе систематического анализа финансового состояния кредитных организаций своевременное выявление нарушений в их деятельности и оперативное принятие мер надзорного реагирования. Заместитель председателя банка России В.Н. Горюнов 15 июня 2000 г. N 120-T |