ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 073900 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР") ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 16 ноября 2010 г. N 1161 (Д) В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю: Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 073900 Теория и история искусств (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа. Министр А.А.ФУРСЕНКО 16 ноября 2010 г. N 1161 Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 декабря 2010 г. N 19449 Приложение Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 ноября 2010 г. N 1161 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 073900 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР") I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 073900 Теория и история искусств образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию. 1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: ВПО - высшее профессиональное образование; ООП - основная образовательная программа; ОК - общекультурные компетенции; ПК - профессиональные компетенции; УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы; ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1. -------------------------------- <*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. Таблица 1 Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников ----------------------T-----------------------------------T--------------------T----------------¬ ¦ Наименование ООП ¦ Квалификация (степень) ¦ Нормативный срок ¦ Трудоемкость ¦ ¦ +------------------T----------------+ освоения ООП (для ¦ (в зачетных ¦ ¦ ¦ код в ¦ наименование ¦ очной формы ¦ единицах) ¦ ¦ ¦ соответствии ¦ ¦ обучения), включая ¦ ¦ ¦ ¦ с принятой ¦ ¦ каникулы, ¦ ¦ ¦ ¦ классификацией ¦ ¦ предоставляемые ¦ ¦ ¦ ¦ ООП ¦ ¦ после прохождения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ итоговой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ государственной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аттестации ¦ ¦ +---------------------+------------------+----------------+--------------------+----------------+ ¦ ООП бакалавриата ¦ 62 ¦ бакалавр ¦ 4 года ¦ 240 <*> ¦ L---------------------+------------------+----------------+--------------------+----------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам. Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ 4.1. Профессиональная деятельность бакалавров по направлению подготовки 073900 Теория и история искусств осуществляется в области культуры и искусства, связана с оценкой способов функционирования искусства в обществе и реализуется в учреждениях сферы образования, науки, культуры, искусства и управления. 4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: окружающая пространственная среда; памятники и произведения искусства и культуры, относящиеся к художественно-историческому наследию и требующие профессионального изучения; процессы социальной жизни общества и их влияние на художественно-творческий процесс в сфере культуры и искусства; процесс воздействия искусства на культурную и социальную среду общества; авторы произведений искусств и их творчество; обучающиеся истории и теории искусства и процесс обучения принципам научного изучения искусства; процессы функционирования творческих союзов и объединений, государственных, общественных и коммерческих организаций, способствующих созданию и распространению продуктов творчества; процессы научного изучения искусства и художественной критики; музейная и издательская сферы, средства массовой информации; система реставрации и консервации произведений искусства; процессы организационно-управленческой деятельности в сфере культуры и искусства. 4.3. Бакалавр по направлению подготовки 073900 Теория и история искусств готовится к следующим видам профессиональной деятельности: педагогическая деятельность; методическая деятельность; художественно-критическая деятельность; организационно-управленческая деятельность; культурно-просветительская деятельность; научно-исследовательская деятельность. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. 4.4. Бакалавр по направлению подготовки 073900 Теория и история искусств должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач: педагогическая деятельность: осуществлять процесс обучения и воспитания в учебных заведениях общего, дополнительного и среднего профессионального образования; формировать профессиональные знания, умения и навыки, потребность творческого отношения к процессу обучения, качеству овладения навыками и усвоению знаний; создавать психолого-эргономические, педагогические условия для успешного личностно-профессионального становления обучающегося; материалы, учебные пособия в соответствии с нормативными правовыми актами; анализировать факторы формирования и закономерности развития современного языка искусств, особенности и перспективы их развития; планировать и организовывать учебно-воспитательный процесс, опираясь на традиционные и авторские подходы и модели обучения, воспитания; систематически повышать уровень профессиональной квалификации; оценивать потенциальные возможности обучающихся, выстраивать стратегии обучения и воспитания; формировать духовно-нравственные ценности и идеалы личности на основе исторических и национально-культурных традиций; способствовать творческому саморазвитию обучающихся, подготавливая их к выполнению определенных социальных ролей в современном обществе; методическая деятельность: изучать и обобщать опыт сохранения и развития культуры и искусства, художественного творчества в России и зарубежных странах; участвовать в разработке и внедрении методик организации и руководства художественным творчеством; апробировать на практике педагогические технологии; разрабатывать методические пособия и другие методические материалы; собирать информацию и создавать соответствующие компьютерные базы данных о различных видах художественного творчества и культурной деятельности; участвовать в подготовке и проведении телевизионных передач и других форм деятельности средств массовой информации (СМИ) по пропаганде духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры и искусства; художественно-критическая деятельность: публиковать критические статьи, эссе, созданные на основе художественно-эстетического анализа произведений искусства; вести просветительскую работу по пропаганде искусства в музеях, художественных галереях, в библиотеках, фондах, архивах, в информационных центрах, агентствах, в общественных и государственных организациях; осуществлять экспертно-аналитическую работу по проблемам искусства в музеях, библиотеках, фондах, архивах, информационных центрах, агентствах, общественных и государственных организациях; разрабатывать новые экскурсионные и лекционные темы в области искусства; сотрудничать со СМИ в качестве корреспондентов и обозревателей в профильных изданиях по искусству, в качестве авторов, литературных редакторов и ведущих радио и телевизионных художественных программ; участвовать в экспертизе произведений художественного творчества; проводить экспертно-консультационную деятельность в культурных центрах и других организациях, учреждениях, общественных объединениях; участвовать в экспертизе культурной деятельности культурно-просветительных и образовательных учреждений; участвовать в экспертизе локальных, региональных, федеральных и международных проектов и программ сохранения и развития культуры и образования; организационно-управленческая деятельность: участвовать в продвижении художественного продукта на рынке искусства; находить организационно-управленческие решения в различных ситуациях, нести за них ответственность; участвовать в проектировании и организации художественно-образовательных проектов; участвовать в осуществлении необходимых маркетинговых действий для составления прогноза эффективности деятельности проекта; обеспечивать связи с общественностью в процессе работы над проектом, мероприятием; участвовать в разработке рекламной и печатной продукции; сочетать цели организации, учреждения с реализацией культурной политики муниципальных, региональных и федеральных органов власти; создавать условия для взаимодействия всех сотрудников и внешних партнеров творческой организации в осуществлении ее деятельности; применять основные методы защиты производственного персонала от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, современных средств поражения и основные меры по ликвидации их последствий; культурно-просветительская деятельность: оказывать художественно-эстетическое воздействие на формирование окружающей среды; содействовать формированию художественно-эстетических взглядов общества через профессиональную, общественную и просветительскую деятельность; проводить научно-популярное освещение основных проблем теории и истории искусства; содействовать преобразованию содержания новых научных фактов, сведений, учебно-познавательной информации в сфере искусства с целью распространения знаний среди населения, повышения его общеобразовательного, общенаучного и культурного уровня; проводить экскурсии, выступать с общедоступными лекциями, сообщениями, готовить выставки, экспозиции, проводить информационно-консультативные мероприятия; содействовать развитию собственного исследовательского потенциала и профессионального мастерства, повышению уровня профессиональной компетентности научного, педагогического и руководящего интеллектуального, творческого кадрового корпуса России, стран ближнего и дальнего зарубежья в сфере искусства; способствовать накоплению, сохранению и приумножению научных, образовательных, культурно-просветительских, духовно-нравственных и интеллектуальных ценностей, созданию и продвижению высокохудожественной продукции искусства; реализовывать совместно с профессиональным сообществом виртуально распределенные формы и технологии обучения, стажировки и иные образовательные профессионально ориентированные научные, учебные, творческие программы с активным использованием разнообразных социальных, психолого-педагогических и информационных технологий, радио, телевидения и иных технических средств коммуникаций; содействовать формированию общемирового научного, образовательного и культурно-просветительского пространства, вмещающего в себя все многообразие культурно-образовательного, национального ареала современных достижений художественной практики; научно-исследовательская деятельность: участвовать в проведении научных исследований и разработок по отдельным разделам, этапам, заданиям темы в качестве исполнителя или соисполнителя; осуществлять простые эксперименты и наблюдения; собирать, обрабатывать, анализировать и обобщать научную информацию, передовой отечественный и зарубежный опыт, результаты экспериментов и наблюдений; разрабатывать план самостоятельной исследовательской деятельности, участвовать в составлении планов и методических программ исследований и разработок, практических рекомендаций по использованию их результатов; вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий; участвовать во внедрении результатов исследований и разработок; представлять итоги проделанной работы, научного исследования в виде отчетов, рефератов, научных статей. V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способностью осознанно воспринимать, уважительно и бережно относиться к историческому наследию России и мира, многообразным культурным традициям, иметь собственные и толерантно воспринимать существующие религиозные, идейные, социальные, культурные взгляды, конструктивно взаимодействовать с представителями различных культур (ОК-1); способностью осознанно понимать закономерности и многовариантность исторического процесса, осознавать обусловленные ими собственные (и человека вообще) функции, роли и место в историческом процессе, значение насилия и ненасилия в истории, политической организации обществ (ОК-2); способностью иметь собственные мировоззренческие убеждения, осознанно воспринимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые религиозные и философские проблемы (ОК-3); способностью к постоянному саморазвитию через личностную и предметную рефлексию, способностью к диалогу в различных формах, конструктивной критике и самокритике, обладание критическим мышлением, способностью формулировать и излагать критические суждения, анализировать логику рассуждений и высказываний собственных и оппонента (ОК-4); способностью логически верно, аргументированно и ясно строить литературную и деловую устную, письменную речь на русском языке, создавать и редактировать тексты профессионального назначения (ОК-5); способностью осознать и внутренне принять и усвоить духовно-нравственные обязанности по отношению к самому себе, окружающим людям, окружающей природе, обществу, способностью использовать в собственной профессиональной деятельности, личной и общественной жизни духовно-нравственные, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде (ОК-6); способностью пользоваться современными средствами получения, хранения, обработки и предъявления информации, работать с распределенными базами данных в глобальных компьютерных сетях, с информацией из различных источников для решения профессиональных задач, владеть необходимыми для этого компьютерными программами (ОК-7); способностью использовать методы и средства познания, обучения и самоконтроля для собственного интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования, понимания необходимости ведения здорового образа жизни (ОК-8); способностью самостоятельно пользоваться основными положениями и методами социальных, гуманитарных, экономических и искусствоведческих наук при решении профессиональных задач, анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); способностью осознать и внутренне принять основные положения, законы и методы естественных наук для составления адекватной современному уровню знаний научной картины мира (ОК-10); способностью при необходимости применить методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности (ОК-11); способностью к осознанию и эмоциональному принятию ответственности и проявлению ее в организации собственной самостоятельной, индивидуальной работы, в принятии ответственных решений в рамках своей компетенции, способностью самостоятельно обучаться в течение всей жизни и непрерывно совершенствоваться, расширять границы своих научных, творческих, духовных познаний (ОК-12); способностью осознанно понимать, конструктивно анализировать и принимать значение и культурообразующую роль соответствующей религии в истории и современной жизни России, различных религий в истории и современной духовной жизни соответствующих обществ, способностью осознавать связь задач, художественных принципов искусства с духовно-нравственными ценностями, сформированными религиями (ОК-13); способностью осознанно владеть культурой мышления (обобщать, анализировать, синтезировать), воспринимать новую информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения (ОК-14); способностью к деловой и эмоциональной кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-15); способностью находить профессиональные решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-16); способностью осознавать собственные обязанности и права, соблюдать права и обязанности гражданина, способностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-17); осознавать социальную, культурную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-18); способностью осуществлять коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом, в том числе на иностранном языке (ОК-19); способностью к быстрой адаптации в меняющихся социальных условиях (ОК-20); владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-21); способностью к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации, использованию социологического знания в профессиональной и общественной деятельности (ОК-22); способностью осознавать роль искусства и культуры в человеческой жизнедеятельности, развивать собственное художественное восприятие и вкус, постоянно стремиться к нравственному и эстетическому развитию (ОК-23); способностью определять и анализировать основные вехи в истории искусств, стили и жанры мирового и отечественного искусства, анализировать художественные произведения любого рода, высказывать собственные обоснованные и аргументированные взгляды на современное состояние и перспективы развития искусства (ОК-24). 5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): педагогическая деятельность: способностью осуществлять процесс обучения различным дисциплинам в учебных заведениях среднего профессионального и дополнительного образования, используя психолого-педагогические и методические основы научной теории и практики (ПК-1); способностью осуществлять управление познавательными процессами на достаточном научном, методическом и педагогическом уровнях (ПК-2); способностью владеть понятийным аппаратом в области методологии и технологии обучения искусству, психологии и педагогики художественного творчества, анализировать основные факторы формирования и закономерности развития современного языка, особенностей и перспектив развития искусства (ПК-3); способностью применять в педагогической практике собственный практический опыт работы и различные опробованные подходы к процессу обучения и воспитания личности (ПК-4); способностью разрабатывать образовательные программы, нести ответственность за их эффективную реализацию в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, формировать систему контроля качества образования, развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения (ПК-5); способностью создавать необходимые условия для личностного развития обучающихся, готовя их к выполнению определенных социальных ролей в обществе (ПК-6); методическая деятельность: способностью участвовать в методической разработке и внедрении разнообразных педагогических методик в области искусства (ПК-7); способностью использовать разнообразные педагогические технологии (ПК-8); способностью разрабатывать методические пособия и другие методические материалы по организации и руководству культурными учреждениями и организациями (ПК-9); способностью создавать соответствующие компьютерные базы данных о различных видах художественного творчества и культурной деятельности (ПК-10); способностью подготовить и провести телевизионные передачи, репортажи, интервью и другие формы деятельности средств массовой информации по пропаганде духовно-нравственных ценностей и идеалов мировой культуры и искусства (ПК-11); художественно-критическая деятельность: способностью выявлять систему ценностных ориентаций общества, определять его эстетические, духовные потребности в конкретном творческом продукте (ПК-12); способностью использовать специальную литературу как в избранном виде искусства, так в других смежных его видах (ПК-13); способностью прослеживать эволюцию художественных явлений в разные исторические периоды (ПК-14); способностью анализировать сущность художественной моды и ее национально-историческую специфику, способностью понимать истоки и структуру общественной оценки явлений искусства, причины популярности или непопулярности, востребованности или невостребованности тех или иных произведений и деятелей искусства (ПК-15); способностью осуществлять экспертно-аналитическую работу по проблемам искусства, анализировать специфику отечественного и международного художественного рынков в современных условиях (ПК-16); способностью рассматривать художественный аспект произведения искусства в социальном, культурном и историческом контексте, как структуру смысла, как единство формы и содержания (ПК-17); способностью воссоздавать архитектонику произведения искусства: фиксировать главные признаки его замысла, стилистики, исполнительских особенностей (ПК-18); способностью осознавать художественную критику как творческую деятельность, способствующую повышению качества художественного продукта (ПК-19); способностью воплотить в результатах деятельности свою индивидуальность и эстетические идеалы, применяя творческий подход к решению профессиональных задач (ПК-20); способностью создавать собственный авторский продукт в разных жанрах художественной критики: рецензии, аналитические статьи, творческие портреты, проблемные очерки, эссе на основе художественно-эстетического анализа произведения искусства; способностью принимать практическое участие в качестве научного консультанта, редактора в создании и реконструкции произведений искусства (ПК-21); способностью вести художественно-просветительскую работу по пропаганде искусства в музеях, художественных галереях, библиотеках, фондах, архивах, информационных центрах, агентствах, в иных общественных и государственных организациях (ПК-22); организационно-управленческая деятельность: способностью осуществлять административно-организационную деятельность в области культуры и искусства (ПК-23); способностью координировать деятельность творческих и других служб, касающихся отдельных сторон деятельности художественной организации или проекта (ПК-24); способностью осознавать необходимость финансовых, материальных и иных ресурсов в организации художественных проектов (ПК-25); способностью управлять малыми коллективами, находить организационно-управленческие решения в различных ситуациях и нести за них ответственность (ПК-26); способностью исследовать и обеспечивать многосторонние связи с общественностью в процессе работы над проектом, мероприятием, участвовать в разработке рекламной и печатной продукции (ПК-27); способностью осуществлять мониторинг финансовой успешности деятельности; контролировать и отвечать за отдельные стороны работы творческой организации или учреждения (ПК-28); культурно-просветительская деятельность: способностью использовать приобретенные знания для популяризации искусства: проводить экскурсии, выступать с лекциями, сообщениями, оформить выставку, экспозицию, организовать конкурс, фестиваль (ПК-29); способностью провести исследования тенденций и закономерностей развития искусства, подготовить публикации (статьи, эссе, методические рекомендации), выступления с использованием современных социальных, психолого-педагогических и информационных технологий, радио, телевидения и иных технических средств коммуникаций (ПК-30); способностью создавать соответствующие компьютерные базы данных и участвовать в проведении исследований в сфере методологии науки и практики, педагогики, истории и теории искусства в рамках открытого научно-образовательного и культурно-просветительского процесса (ПК-31); способностью дать профессиональную консультацию, проводить художественно-эстетический анализ и оценку явлений искусства, осуществлять редакторскую работу (ПК-32); способностью разрабатывать и осуществлять проекты и программы по сохранению и развитию традиций Российской школы искусства, участвовать в педагогическом проектировании профильных образовательных и художественно-творческих систем (ПК-33); способностью участвовать в подготовке и проведении телевизионных передач и других форм деятельности средств массовой информации по пропаганде духовно-нравственных ценностей и идеалов культуры, отечественных, мировых шедевров искусства (ПК-34); способностью участвовать в реализации культурной политики в муниципальных, региональных и федеральных органах власти, включая связи с общественностью (ПК-35); способностью взаимодействовать с многонациональным академическим профессиональным сообществом, в интересах освещения фундаментальных и прикладных исследований в сфере искусства и образования (ПК-36); научно-исследовательская деятельность: способностью осознавать цели, задачи, логику и этапы научного познания, современные методы, средства и этапы планирования и организации научно-исследовательской деятельности, понимать структуру научного исследования, экспериментальные основы изучения явлений, принципы проведения экспериментов и наблюдений, обобщения и обработки результатов проводимых исследований и разработок, в том числе с применением электронно-вычислительной техники, и использовать их на практике (ПК-37); способностью планировать и реализовывать собственную исследовательскую деятельность, работать с литературой, анализировать, выделять главное, видеть проблему исследования, выявлять противоречия, формулировать гипотезы, осуществлять подбор соответствующих средств для проведения исследования, делать выводы (ПК-38); способностью понимать социально-психологические и социально-экономические факторы, влияющие на культурное потребление в зависимости от национально-исторических особенностей (ПК-39); способностью учитывать в анализе явлений искусства политические, социальные, собственно культурные и экономические факторы (ПК-40); способностью применять в научном исследовании методологические теории и принципы современной науки; искусствоведческие, исторические, культурологические, психолого-педагогические подходы в исследовании искусства, с привлечением современных информационных технологий (ПК-41). VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 6.1. Основные образовательные программы бакалавриата предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2): гуманитарный, социальный и экономический цикл; общепрофессиональный цикл; профессиональный цикл; и разделов: физическая культура; учебная и производственная практики; итоговая государственная аттестация. 6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре. 6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык". Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Таблица 2 Структура ООП бакалавриата --------T--------------------------------T--------------T--------------------T--------------¬ ¦ Код ¦ Учебные циклы и проектируемые ¦ Трудоемкость ¦ Перечень дисциплин ¦ Коды ¦ ¦ УЦ ¦ результаты их освоения ¦ (зачетные ¦ для разработки ¦ формируемых ¦ ¦ ООП ¦ ¦ единицы) ¦ программ ¦ компетенций ¦ ¦ ¦ ¦ <*> ¦ (примерных), а ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ также учебников и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебных пособий ¦ ¦ +-------+--------------------------------+--------------+--------------------+--------------+ ¦ Б.1 ¦ Гуманитарный, социальный и ¦ 30 - 35 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономический цикл ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+--------------------------------+--------------+--------------------+--------------+ ¦ ¦ Базовая часть ¦ 15 - 17 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ В результате изучения базовой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ части цикла обучающийся ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ должен: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: основные разделы и ¦ 4 ¦ Философия ¦ ОК-1 ¦ ¦ ¦ направления философии, методы ¦ 4 ¦ История ¦ ОК-2 ¦ ¦ ¦ и приемы философского анализа ¦ 10 ¦ Иностранный язык ¦ ОК-3 ¦ ¦ ¦ проблем, различные философские ¦ ¦ ¦ ОК-4 ¦ ¦ ¦ и религиозные картины ¦ ¦ ¦ ОК-9 ¦ ¦ ¦ мироздания, о сущности, ¦ ¦ ¦ ОК-10 ¦ ¦ ¦ назначении и смысле жизни ¦ ¦ ¦ ОК-19 ¦ ¦ ¦ человека, о многообразии форм ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ человеческого знания; основные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ события, факты и даты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отечественной и зарубежной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ истории, имена исторических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятелей, основные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ закономерности исторического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процесса, этапы исторического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развития России и роль России ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в истории человечества и в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ современном мире, политические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации общества, место ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ личности в историческом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процессе; лексический и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ грамматический минимум в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ объеме 4000 учебных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лексических единиц общего и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ терминологического характера ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (для иностранного языка); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: анализировать и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оценивать социальную ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информацию; планировать и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ осуществлять свою деятельность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ с учетом результатов этого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализа; самостоятельно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализировать социально- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ политическую, научную и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ историческую литературу по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ изучаемым вопросам; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализировать и оценивать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ политические процессы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ происходящие в современном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обществе, формировать и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выражать свою гражданскую и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ творческую позицию; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ формировать собственное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мировоззрение и философию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эстетических взглядов на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процессы, происходящие в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ современном обществе и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ искусстве; применять ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ полученные знания и творческий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ опыт в процессе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ преподавательской, культурно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ просветительской деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и воспитательно-эстетической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: знаниями о содержании ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ специальной литературы, об ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ источниках информации в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ различных областях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ художественной культуры; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ иностранным языком в объеме, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ необходимом для возможности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ получения информации из ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ зарубежных источников; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ навыками письменного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аргументированного изложения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ собственной точки зрения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ навыками публичной речи, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аргументации, ведения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дискуссии и полемики, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ практического анализа логики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ различного рода рассуждений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ навыками критического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ восприятия информации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методиками сбора и анализа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ необходимого научного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ материала ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+--------------------------------+--------------+--------------------+--------------+ ¦ ¦ Вариативная часть ¦ 15 - 17 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+--------------------------------+--------------+--------------------+--------------+ ¦ Б.2 ¦ Общепрофессиональный цикл ¦ 60 - 70 ¦ ¦ ¦ +-------+--------------------------------+--------------+--------------------+--------------+ ¦ ¦ Базовая часть ¦ 30 - 40 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ В результате изучения базовой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ части цикла обучающийся ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ должен: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: произведения мировой и ¦ ¦ 1. Введение в ¦ ОК-1 ¦ ¦ ¦ русской литературной классики; ¦ ¦ научное изучение ¦ ОК-9 ¦ ¦ ¦ современную литературу; ¦ ¦ искусства ¦ ОК-13 ¦ ¦ ¦ историю и основные тенденции ¦ ¦ 2. История ¦ ОК-24 ¦ ¦ ¦ развития цивилизации и ¦ ¦ отечественной и ¦ ПК-3 ¦ ¦ ¦ культуры; взаимодействие и ¦ ¦ зарубежной ¦ ПК-14 ¦ ¦ ¦ связь между различными видами ¦ ¦ литературы ¦ ПК-18 ¦ ¦ ¦ искусства; основные памятники ¦ ¦ 3. Модуль "История ¦ ПК-29 ¦ ¦ ¦ искусства Древнего мира, ¦ ¦ искусств" ¦ ПК-32 ¦ ¦ ¦ Средневековья, Востока, их ¦ ¦ ¦ ПК-34 ¦ ¦ ¦ место в мировом художественном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процессе на различных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исторических этапах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ закономерности развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ искусств; их связь с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исторической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ действительностью, общим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развитием гуманитарных знаний, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ с религиозными, философскими, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эстетическими идеями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конкретного исторического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ периода; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: анализировать на основе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ полученных знаний конкретные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ произведения искусства и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ художественные процессы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализировать и давать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аргументированную оценку ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процессам, происходящим в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ современном искусстве; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обосновывать и выражать свою ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ позицию по отношению к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ историческому прошлому, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ культуре, искусству; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: методиками анализа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ изучаемых научных источников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ по истории искусств, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методиками работы с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ библиографическим материалом и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ библиотечными каталогами, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ техникой работы с современными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электронными носителями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+--------------+--------------------+--------------+ ¦ ¦ Вариативная часть ¦ 30 - 40 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+--------------------------------+--------------+--------------------+--------------+ ¦ Б.3 ¦ Профессиональный цикл ¦ 105 - 108 ¦ ¦ ¦ +-------+--------------------------------+--------------+--------------------+--------------+ ¦ ¦ Базовая часть ¦ 40 - 43 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ В результате изучения базовой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ части цикла обучающийся ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ должен: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: основные художественные ¦ ¦ Модуль N 1 ¦ ОК-24 ¦ ¦ ¦ стили, направления, методы, ¦ ¦ История искусства: ¦ ПК-13 ¦ ¦ ¦ школы в зарубежном, русском и ¦ ¦ - история ¦ ПК-14 ¦ ¦ ¦ современном искусстве; ¦ ¦ зарубежного и ¦ ПК-16 ¦ ¦ ¦ тенденции развития ¦ ¦ русского ¦ ПК-29 ¦ ¦ ¦ современного искусства и ¦ ¦ искусства; ¦ ПК-33 ¦ ¦ ¦ культуры в обществе; ¦ ¦ - история ¦ ПК-34 ¦ ¦ ¦ творчество отдельных мастеров ¦ ¦ зарубежного и ¦ ПК-36 ¦ ¦ ¦ и историю создания наиболее ¦ ¦ русского искусства ¦ ¦ ¦ ¦ значительных памятников ¦ ¦ XX века ¦ ¦ ¦ ¦ искусства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: атрибутировать и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализировать памятники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (произведения) искусства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рецензировать художественные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ произведения и работать со ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ специальной искусствоведческой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ литературой; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: методикой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исторического анализа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ произведений искусства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ навыками научной и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методической работы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: особенности ¦ ¦ Модуль N 2 ¦ ОК-9 ¦ ¦ ¦ выразительных средств и ¦ ¦ Теория искусства: ¦ ОК-11 ¦ ¦ ¦ художественного языка ¦ ¦ - общая теория ¦ ОК-14 ¦ ¦ ¦ произведения; природу искусств ¦ ¦ искусств; ¦ ПК-3 ¦ ¦ ¦ и их видовую специфику; ¦ ¦ - анализ ¦ ПК-7 ¦ ¦ ¦ методологию научного ¦ ¦ произведений ¦ ПК-18 ¦ ¦ ¦ исследования искусства, его ¦ ¦ искусства; ¦ ПК-19 ¦ ¦ ¦ стилевую и жанровую типологию; ¦ ¦ - научные методы ¦ ПК-21 ¦ ¦ ¦ закономерности структурной ¦ ¦ изучения искусства ¦ ПК-30 ¦ ¦ ¦ организации произведений ¦ ¦ ¦ ПК-32 ¦ ¦ ¦ искусства; взаимосвязь ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ традиций и инноваций в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ искусстве; связь теории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ искусства с практикой; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельность ведущих мастеров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ искусства и искусствоведов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ внесших свой вклад в развитие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теории искусства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: анализировать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ произведения искусства и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ явления художественной жизни; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: методикой анализа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ произведения искусства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: предмет художественной ¦ ¦ Модуль N 3 ¦ ОК-5 ¦ ¦ ¦ критики, основные этапы ¦ ¦ Художественная ¦ ОК-9 ¦ ¦ ¦ развития отечественной и ¦ ¦ критика: ¦ ОК-11 ¦ ¦ ¦ зарубежной художественной ¦ ¦ - теория и история ¦ ОК-14 ¦ ¦ ¦ критики; ¦ ¦ художественной ¦ ОК-23 ¦ ¦ ¦ уметь: рецензировать ¦ ¦ критики ¦ ОК-24 ¦ ¦ ¦ творчество отдельных мастеров; ¦ ¦ ¦ ПК-1 ¦ ¦ ¦ анализировать специальную ¦ ¦ ¦ ПК-11 ¦ ¦ ¦ литературу; проводить ¦ ¦ ¦ ПК-12 ¦ ¦ ¦ художественно-эстетический ¦ ¦ ¦ ПК-14 ¦ ¦ ¦ анализ и оценку явлений ¦ ¦ ¦ ПК-15 ¦ ¦ ¦ искусства; работать над ¦ ¦ ¦ ПК-16 ¦ ¦ ¦ созданием научных и популярных ¦ ¦ ¦ ПК-19 ¦ ¦ ¦ изданий по искусству; ¦ ¦ ¦ ПК-21 ¦ ¦ ¦ логически и аргументированно ¦ ¦ ¦ ПК-32 ¦ ¦ ¦ анализировать явления ¦ ¦ ¦ ПК-34 ¦ ¦ ¦ художественной жизни; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: культурой мышления, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способностью к восприятию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информации, ее обобщению и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализу; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: основные понятия ¦ 3 ¦ Основы ¦ ОК-8 ¦ ¦ ¦ безопасности ¦ ¦ безопасности ¦ ОК-16 ¦ ¦ ¦ жизнедеятельности; критерии ¦ ¦ жизнедеятельности ¦ ОК-21 ¦ ¦ ¦ здоровья и факторы, влияющие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ на уровень здоровья детей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ подростков и молодежи в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ современном обществе; основные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципы здорового образа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ жизни; характеристику ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ опасностей природного, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ техногенного и социального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ происхождения; правила, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципы и средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ безопасного поведения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: использовать принципы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информационной, правовой, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ психологической безопасности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ безопасности в чрезвычайных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ситуациях; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: спецификой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ формирования представления о ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ здоровом образе жизни у детей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ подростков и молодежи; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методикой формирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ психологической устойчивости и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поведения в опасных ситуациях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+--------------+--------------------+--------------+ ¦ ¦ Вариативная часть ¦ 62 - 65 ¦ (Перечень ¦ ¦ ¦ ¦ (знания, умения, навыки ¦ ¦ дисциплин ¦ ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза в ¦ ¦ приводится в ¦ ¦ ¦ ¦ соответствии с профилями ¦ ¦ примерной основной ¦ ¦ ¦ ¦ подготовки) ¦ ¦ образовательной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программе (ПООП) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бакалавра) ¦ ¦ +-------+--------------------------------+--------------+--------------------+--------------+ ¦ Б.4 ¦ Физическая культура ¦ 2 ¦ ¦ ¦ +-------+--------------------------------+--------------+--------------------+--------------+ ¦ Б.5 ¦ Учебная и производственная ¦ 15 - 20 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ практики (практические умения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и навыки определяются ООП ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+--------------------------------+--------------+--------------------+--------------+ ¦ Б.6 ¦ Итоговая государственная ¦ 5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аттестация ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+--------------------------------+--------------+--------------------+--------------+ ¦ ¦ Общая трудоемкость основной ¦ 240 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦ L-------+--------------------------------+--------------+--------------------+--------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций. VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, программы практик, календарный учебный график, а также методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО. Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. 7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности обучающегося. Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ. 7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и деловые тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития общекультурных и профессиональных навыков обучающихся. В рамках активных и интерактивных методов в учебных курсах должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов в соответствующей области. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий. 7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно"). 7.5. ООП бакалавриата должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза. 7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися. Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения. 7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 36 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре. 7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731). 7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>. -------------------------------- <*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534). 7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен предусматривать не менее 360 часов. 7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. 7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными. 7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать практикумы и (или) практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области иностранного языка, научного изучения искусства, художественной критики, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков. Учитывая необходимость практического освоения обучающимися исследовательских навыков, вузам рекомендуется формировать учебные группы по модульным и профильным профессиональным дисциплинам в среднем по 10 - 15 человек. Для отдельных дисциплин, требующих индивидуальной подготовки, вуз должен предусматривать индивидуальные занятия в объеме не менее 20 процентов аудиторных занятий. 7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности: право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули); право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки; право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации; обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза. 7.15. Практика является обязательным разделом ООП бакалавриата. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым, творческим и научным потенциалом. Разделом учебной практики может предусматриваться научно-исследовательская работа обучающихся. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся: изучать специальную литературу и другую информацию; овладевать достижениями отечественной и зарубежной науки и практики в соответствующей области знаний; участвовать в проведении научных исследований или выполнении творческих разработок; осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию); составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию); выступить с докладом на конференции, публиковать свои материалы в научных изданиях. 7.16. Реализация ООП бакалавриата должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися творческой, научной и научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 10 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 55 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и (или) ученые звания, при этом ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей. По данному направлению подготовки к преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания в области искусства, культуры и спорта (заслуженного деятеля искусств, заслуженного работника культуры, заслуженного или народного артиста, заслуженного или народного художника, мастера спорта, заслуженного мастера спорта (Союза Советских Социалистических Республик (СССР), республик в составе бывшего СССР, России), мастера спорта международного класса), лауреаты и дипломанты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере. До 25 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание и (или) почетные звания в области искусства, культуры, спорта, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов в соответствующей области более десяти последних лет. 7.17. ООП бакалавриата должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения. Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся. Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. 7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ. Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>. -------------------------------- <*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280). 7.19. Высшее учебное заведение, реализующее ООП бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает: учебные аудитории для проведения теоретических (лекционных, семинарских) занятий, укомплектованные специализированной учебной мебелью, техническими средствами, наглядными пособиями, литературой для теоретических дисциплин профильных модулей; помещения для самостоятельной работы обучающихся, оснащенные компьютерной техникой с подключением к сети Интернет; библиотеку с читальным залом; столовую; помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования; медиатеку (отдел технических средств обучения), включающий: методический кабинет, занимающийся обеспечением обучающихся методической и иной литературой через ее размножение различными способами; видеотеку, содержащую видеофильмы и видеозаписи дисциплин, видео- или изобразительные материалы с записью выдающихся произведений искусства; компьютерный класс с не менее 20 рабочими местами с возможностью выхода в сеть Интернет; спортивно-тренажерный зал. Рекомендуется наличие кабинета дистанционного обучения. При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Доступность к сети Интернет в количественном отношении должна равняться одному выходу на десять обучающихся. Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения. VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей; мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей; информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях. 8.2. Оценка качества освоения ООП бакалавриата должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников. 8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения. 8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины. 8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей. 8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза. Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением. |