МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ПРОФСОЮЗ) ПОЛУЧАЕТ ЧЛЕНСКИЕ ВЗНОСЫ ОТ ЧЛЕНОВ ПРОФСОЮЗА И ПОЖЕРТВОВАНИЯ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ. СОГЛАСНО П. 2 СТ. 251 НК РФ УКАЗАННЫЕ ВЗНОСЫ И ПОЖЕРТВОВАНИЯ ОТНОСЯТСЯ К ДОХОДАМ, НЕ УЧИТЫВАЕМЫМ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 07.12.10 03-03-06/4/119

         МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ПРОФСОЮЗ)
            ПОЛУЧАЕТ ЧЛЕНСКИЕ ВЗНОСЫ ОТ ЧЛЕНОВ ПРОФСОЮЗА И
        ПОЖЕРТВОВАНИЯ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ. СОГЛАСНО П. 2 СТ.
        251 НК РФ УКАЗАННЫЕ ВЗНОСЫ И ПОЖЕРТВОВАНИЯ ОТНОСЯТСЯ К
        ДОХОДАМ, НЕ УЧИТЫВАЕМЫМ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ
            ПРИ ПЕРЕОЦЕНКЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ВЫРАЖЕННЫХ В
         ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ, ПОСТУПИВШИХ В КАЧЕСТВЕ ЧЛЕНСКИХ
             ВЗНОСОВ ОТ ЧЛЕНОВ ПРОФСОЮЗА И ПОЖЕРТВОВАНИЙ,
                     ОБРАЗУЮТСЯ КУРСОВЫЕ РАЗНИЦЫ
         ДОЛЖЕН ЛИ ПРОФСОЮЗ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ
        УЧИТЫВАТЬ ДОХОДЫ В ВИДЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ КУРСОВЫХ РАЗНИЦ,
           ОБРАЗОВАВШИХСЯ ПРИ ПЕРЕОЦЕНКЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ,
            ВЫРАЖЕННЫХ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ, ПОСТУПИВШИХ В
           КАЧЕСТВЕ ЧЛЕНСКИХ ВЗНОСОВ ОТ ЧЛЕНОВ ПРОФСОЮЗА И
                            ПОЖЕРТВОВАНИЙ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                          7 декабря 2010 г. 
                           N 03-03-06/4/119
     
                                 (Д)
                                   

     В    Департаменте   налоговой   и   таможенно-тарифной   политики
рассмотрено  письмо  о  порядке  налогового  учета  членских взносов и
пожертвований,   выраженных   в   иностранной   валюте,  и  сообщается
следующее.
     В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ
"О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее
-  Закон N 10-ФЗ) профсоюз - это добровольное общественное объединение
граждан,   связанных   общими   производственными,   профессиональными
интересами    по   роду   их   деятельности,   создаваемое   в   целях
представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
     Статьей 3 Закона N 10-ФЗ определено, что межрегиональный профсоюз
-  добровольное  объединение  членов  профсоюза - работников одной или
нескольких  отраслей  деятельности,  действующее  на территориях менее
половины субъектов Российской Федерации.
     Профессиональные  союзы  являются  одним  из  видов  общественных
объединений.
     Согласно ст. 117 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее
-  ГК  РФ)  и  ст.  2  Федерального  закона  от  12.01.1996  N 7-ФЗ "О
некоммерческих  организациях"  (далее  -  Закон  N  7-ФЗ) общественные
организации   (объединения)  являются  одной  из  форм  некоммерческих
организаций.
     Источники, порядок формирования имущества и использования средств
профсоюзов   определяются   их  уставами  и  положениями  о  первичных
профсоюзных организациях (п. 4 ст. 24 Закона N 10-ФЗ).
     В  соответствии  со  ст.  31  Федерального закона от 19.05.1995 N
82-ФЗ   "Об   общественных   объединениях"   имущество   общественного
объединения формируется в том числе на основе вступительных и членских
взносов,  если  их уплата предусмотрена уставом, других не запрещенных
законом поступлений.
     Согласно  ст. 26 Закона N 7-ФЗ, распространяющего свое действие и
на    профессиональные   союзы,   поскольку   они   также   признаются
некоммерческими   организациями,  источниками  формирования  имущества
некоммерческой  организации  в  денежной  и иных формах являются в том
числе   регулярные   и   единовременные   поступления  от  учредителей
(участников,    членов);    добровольные    имущественные   взносы   и
пожертвования.
     Статьей  582  ГК  РФ  установлено,  что пожертвованием признается
дарение  вещи  или  права  в  общеполезных  целях. Пожертвования могут
делаться  гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям
социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным,
научным   и  образовательным  учреждениям,  фондам,  музеям  и  другим
учреждениям  культуры,  общественным  и религиозным организациям, иным
некоммерческим   организациям   в  соответствии  с  законом,  а  также
государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124
ГК РФ.
     Доходы,  не  учитываемые при определении налоговой базы по налогу
на  прибыль  организаций,  поименованы  в  ст.  251 Налогового кодекса
Российской   Федерации   (далее   -   НК  РФ),  их  перечень  является
исчерпывающим.
     В  соответствии  с  п.  2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой
базы  для  целей  исчисления  налога на прибыль не учитываются целевые
поступления  (за  исключением  целевых  поступлений в виде подакцизных
товаров).
     К  таким  целевым  поступлениям  относятся, в частности, членские
взносы,   пожертвования,   признаваемые   таковыми  в  соответствии  с
гражданским законодательством Российской Федерации.
     При    этом    указанной   статьей   НК   РФ   установлено,   что
налогоплательщики  -  получатели  целевых  поступлений  обязаны  вести
отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках
целевых поступлений.
     При  условии  отдельного  учета,  а  также целевого использования
указанных  средств  доходы  и  расходы,  полученные  (произведенные) в
рамках  целевых  поступлений, не учитываются для целей налогообложения
прибыли.
     Учитывая изложенное, членские взносы, пожертвования, выраженные в
иностранной   валюте,   полученные   межрегиональным   профсоюзом,  не
учитываются  в  составе  доходов для целей налогообложения прибыли при
условии  целевого использования таких пожертвований. При этом курсовые
разницы  по  указанным  средствам,  возникшие  в  результате изменения
официального  курса  иностранной  валюты, устанавливаемого Центральным
банком    Российской   Федерации,   являются   доходами   (расходами),
полученными  (произведенными)  в  рамках  целевых поступлений, которые
также  не  учитываются  при  определении  налоговой  базы по налогу на
прибыль организаций.
     Мнение  Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит
правовых   норм   или   общих   правил,  конкретизирующих  нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
7 декабря 2010 г. 
N 03-03-06/4/119