ОБ ОФОРМЛЕНИИ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ КООПЕРАТИВОМ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ МЕСТ КОЛЛЕКТИВНЫХ СТОЯНОК ЛОДОК И КАТЕРОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВЛАДЕЛЬЦЕВ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА КОТОРЫЙ НЕ РАЗГРАНИЧЕНА ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 1 декабря 2010 г. N Д23-4892 (Д) Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу оформления прав на земельный участок, используемый потребительским кооперативом по эксплуатации мест стоянки лодок и катеров, и в пределах своей компетенции сообщает. В соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляются Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления соответственно. Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации Минэкономразвития России не вправе осуществлять контроль за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере владения, пользования или распоряжения земельными участками, не находящимися в федеральной собственности. Как видно из представленных документов, п. 7 Решения Исполнительного комитета установлено, что кооперативы по строительству и эксплуатации коллективных стоянок лодок и катеров индивидуальных владельцев обязаны были в месячный срок после приемки в эксплуатацию стоянок оформить в Главном архитектурно-планировочном управлении акты на право бессрочного пользования землей. Однако в представленных материалах отсутствуют документы, подтверждающие оформление права бессрочного пользования на земельный участок. Отсутствие таких документов позволяет сделать вывод об отсутствии права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Кроме того, отсутствуют документы, подтверждающие проведение в установленном порядке государственной регистрации права на возведенные строения. Вместе с тем полагаем необходимым отметить, что в силу ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество. Право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им. В случае нарушения законных прав и имущественных интересов заявитель вправе в соответствии со ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации обратиться в суд. Заместитель директора Департамента недвижимости М.В.БОЧАРОВ 1 декабря 2010 г. N Д23-4892 |