ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ РОЗНИЧНУЮ ТОРГОВЛЮ ЧЕРЕЗ МЕХАНИЧЕСКИЕ ТОРГОВЫЕ АВТОМАТЫ. ДАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДПАДАЕТ ПОД ЕНВД В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 346.27 НК РФ ТОРГОВЫЕ АВТОМАТЫ ОТНЕСЕНЫ К ОБЪЕКТАМ СТАЦИОНАРНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ, НЕ ИМЕЮЩЕЙ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 06.12.10 03-11-11/314

        ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ РОЗНИЧНУЮ
        ТОРГОВЛЮ ЧЕРЕЗ МЕХАНИЧЕСКИЕ ТОРГОВЫЕ АВТОМАТЫ. ДАННАЯ
                   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДПАДАЕТ ПОД ЕНВД
         В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 346.27 НК РФ ТОРГОВЫЕ АВТОМАТЫ
          ОТНЕСЕНЫ К ОБЪЕКТАМ СТАЦИОНАРНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ, НЕ
            ИМЕЮЩЕЙ ТОРГОВЫХ ЗАЛОВ, А ПЕРЕДВИЖНЫЕ ТОРГОВЫЕ
          АВТОМАТЫ - К РАЗВОЗНОЙ ТОРГОВЛЕ, ТО ЕСТЬ ТОРГОВЛЕ,
            ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ ВНЕ СТАЦИОНАРНОЙ РОЗНИЧНОЙ СЕТИ
        ТАКИМ ОБРАЗОМ, ВИД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С
        ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТОРГОВЫХ АВТОМАТОВ В ЦЕЛЯХ ГЛ. 26.3 НК
           РФ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, ОТНОСИТСЯ
               АВТОМАТ К КАТЕГОРИИ ПЕРЕДВИЖНЫХ ИЛИ НЕТ
         ОДНАКО В ДЕЙСТВУЮЩЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ О НАЛОГАХ И
           СБОРАХ ОТСУТСТВУЮТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ "ТОРГОВЫЙ
              АВТОМАТ" И "ПЕРЕДВИЖНОЙ ТОРГОВЫЙ АВТОМАТ"
         ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСТ Р
             51303-99 "ТОРГОВЛЯ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ",
          УТВЕРЖДЕННЫЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ГОССТАНДАРТА РОССИИ ОТ
         11.08.1999 N 242-СТ (ДАЛЕЕ - ГОСТ Р 51303-99), В П.
        2.2 ДАЕТ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕЛКОРОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ, ГДЕ
            УКАЗЫВАЕТ, ЧТО ЭТО СЕТЬ, ПРИ КОТОРОЙ РОЗНИЧНАЯ
           ТОРГОВЛЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ ПАВИЛЬОНЫ, КИОСКИ,
          ПАЛАТКИ, А ТАКЖЕ ПЕРЕДВИЖНЫЕ СРЕДСТВА РАЗВОЗНОЙ И
              РАЗНОСНОЙ ТОРГОВЛИ. ПРИМЕЧАНИЕМ К ТЕРМИНУ
          "МЕЛКОРОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ" УСТАНОВЛЕНО, ЧТО К
         ПЕРЕДВИЖНЫМ СРЕДСТВАМ РАЗВОЗНОЙ И РАЗНОСНОЙ ТОРГОВЛИ
              ОТНОСЯТСЯ В ТОМ ЧИСЛЕ И ТОРГОВЫЕ АВТОМАТЫ
        ТАКИМ ОБРАЗОМ, ГОСТ Р 51303-99 К ПЕРЕДВИЖНЫМ СРЕДСТВАМ
         РАЗВОЗНОЙ И РАЗНОСНОЙ ТОРГОВЛИ ОТНОСИТ ВСЕ ТОРГОВЫЕ
             АВТОМАТЫ НЕЗАВИСИМО ОТ ИХ КАТЕГОРИИ, ЧТО НЕ
                    СООТВЕТСТВУЕТ СТ. 346.27 НК РФ
            ПРИ ЭТОМ ТОРГОВЫЕ АППАРАТЫ БЫВАЮТ ЭЛЕКТРОННЫЕ,
           ИСПОЛЬЗУЮЩИЕ СТАЦИОНАРНУЮ ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ СЕТЬ ИЛИ
              АККУМУЛЯТОР, И МЕХАНИЧЕСКИЕ, НЕ СОДЕРЖАЩИЕ
        ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ. КРОМЕ ТОГО, ЭЛЕКТРОННЫЕ АППАРАТЫ
        ИМЕЮТ ВЕС ОТ 50 - 100 ДО НЕСКОЛЬКИХ СОТЕН КИЛОГРАММОВ
             И ПЕРЕМЕЩАЮТСЯ С ПОМОЩЬЮ МЕХАНИЗМОВ, ТРЕБУЮТ
            СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ (УСТАНОВКА В
        ПОМЕЩЕНИЯХ) ИЛИ ИСПОЛНЕНИЯ, ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ИХ ОТНЕСТИ К
         КАТЕГОРИИ СТАЦИОНАРНОГО ТОРГОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ. В ТО
        ЖЕ ВРЕМЯ МЕХАНИЧЕСКИЕ АВТОМАТЫ ИМЕЮТ ВЕС ОТ 3 ДО 15 КГ
          В СРЕДНЕМ, ЛЕГКО ПЕРЕМЕЩАЮТСЯ ОДНИМ ЧЕЛОВЕКОМ И НЕ
           ТРЕБУЮТ ОСОБЫХ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ (ДОПУСКАЕТСЯ
           УСТАНОВКА НА УЛИЦЕ). ТАКИМ ОБРАЗОМ, МЕХАНИЧЕСКИЙ
          АВТОМАТ МОЖЕТ БЫТЬ ОТНЕСЕН К КАТЕГОРИИ ПЕРЕДВИЖНЫХ
                СРЕДСТВ РАЗВОЗНОЙ И РАЗНОСНОЙ ТОРГОВЛИ
        К КАКОМУ ИЗ ВИДОВ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ОТНЕСТИ РОЗНИЧНУЮ
            ТОРГОВЛЮ ЧЕРЕЗ ТОРГОВЫЕ АВТОМАТЫ - К РОЗНИЧНОЙ
         ТОРГОВЛЕ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ ЧЕРЕЗ ОБЪЕКТЫ СТАЦИОНАРНОЙ
          ТОРГОВОЙ СЕТИ, ИЛИ РАЗВОЗНОЙ И РАЗНОСНОЙ РОЗНИЧНОЙ
                              ТОРГОВЛЕ?
         МОЖНО ЛИ ЭЛЕКТРОННЫЕ АППАРАТЫ СЧИТАТЬ СТАЦИОНАРНЫМИ
           (ПРИВЯЗАННЫМИ К ЭЛЕКТРИЧЕСТВУ), А МЕХАНИЧЕСКИЕ -
                            ПЕРЕДВИЖНЫМИ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                          6 декабря 2010 г. 
                            N 03-11-11/314
     
                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по вопросу о порядке применения системы налогообложения в виде
единого  налога  на вмененный доход для отдельных видов деятельности в
отношении  предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли
с  использованием  стационарных  и  передвижных  торговых  автоматов и
сообщает следующее.
     В  соответствии  с  п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее  -  Кодекс)  система  налогообложения в виде единого
налога  на  вмененный  доход  для  отдельных  видов деятельности может
применяться в отношении, в частности, предпринимательской деятельности
в сфере розничной торговли.
     Согласно  ст.  346.27  Кодекса  при соблюдении положений гл. 26.3
Кодекса  предпринимательская  деятельность,  связанная  с  реализацией
товаров через торговые автоматы, признается розничной торговлей.
     При  этом  согласно  указанной  статье  Кодекса торговые автоматы
отнесены  к  объектам  стационарной торговой сети, не имеющей торговых
залов,  а  также  к  объектам нестационарной торговой сети (к объектам
развозной  розничной торговли), в случае если это передвижные торговые
автоматы.
     Таким   образом,   если   при  осуществлении  предпринимательской
деятельности  по  розничной  реализации  товаров используются торговые
автоматы,  которые  по  своим  характеристикам  могут  быть отнесены к
стационарным  и  которые,  соответственно,  не  подлежат перемещению в
течение  всего  периода  времени,  предусмотренного  договорами  на их
размещение  (установку) и (или) договорами их аренды или субаренды, то
такую    предпринимательскую    деятельность    следует   относить   к
предпринимательской   деятельности   в   сфере   розничной   торговли,
осуществляемой  с  использованием объектов стационарной торговой сети,
не имеющей торговых залов.
     Если   в   целях   осуществления   розничной   торговли  товарами
используются     передвижные     торговые     автоматы,    то    такую
предпринимательскую  деятельность  следует  рассматривать  в  качестве
развозной торговли.
     Одновременно  отмечаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
6 декабря 2010 г. 
N 03-11-11/314