О ПОРЯДКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ККТ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ПРИМЕНЯЮЩЕЙ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕНВД, ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 06.12.10 Д05-4486

        О ПОРЯДКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ККТ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ПРИМЕНЯЮЩЕЙ
         СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕНВД, ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
                        АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
                                   
                          6 декабря 2010 г. 
                              N Д05-4486
     
                                 (Д)
                                   
    
     Департамент   развития   малого  и  среднего  предпринимательства
Министерства  экономического  развития Российской Федерации рассмотрел
обращение  по  вопросу  использования  контрольно-кассовой техники при
применении  системы налогообложения в виде единого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности (далее - ККТ, ЕНВД) и сообщает.
     В соответствии с ч. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N
54-ФЗ  "О  применении  контрольно-кассовой  техники  при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт"  (далее  -  Федеральный закон N 54) организации и индивидуальные
предприниматели,  являющиеся  плательщиками  ЕНВД  для отдельных видов
деятельности,  не подпадающие под действие ч. 2 и 3 ст. 2 Федерального
закона N 54, при осуществлении видов предпринимательской деятельности,
установленных ч. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации,
могут  осуществлять  наличные  денежные  расчеты  и  (или)  расчеты  с
использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по
требованию  покупателя  (клиента) документа (товарного чека, квитанции
или  другого  документа),  подтверждающего  прием  денежных средств за
соответствующий товар (работу, услугу).
     Каких-либо  исключений применения вышеназванной нормы в отношении
реализации алкогольной продукции Федеральный закон N 54 не содержит.
     Частью  2  ст.  346.26  Налогового  кодекса  Российской Федерации
установлено,  что  система  налогообложения  в виде ЕНВД для отдельных
видов  деятельности  может  применяться  по  решениям представительных
органов  муниципальных  районов,  городских  округов,  законодательных
(представительных)   органов  городской  власти  городов  федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении, в частности, розничной
торговли  с  площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по
каждому объекту организации торговли.
     При  этом в отношении предпринимательской деятельности, связанной
с  торговлей  алкогольной  продукцией,  система налогообложения в виде
ЕНВД может применяться.
     Вместе  с  тем  правовые  основы производства и оборота этилового
спирта,   алкогольной   и   спиртосодержащей  продукции  в  Российской
Федерации  устанавливает  Федеральный  закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О
государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N
171-ФЗ).
     Согласно  ч.  5  ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ организации,
осуществляющие  в  городах  розничную  продажу алкогольной продукции с
содержанием   этилового  спирта  более  15  процентов  объема  готовой
продукции,  должны  иметь  для  таких  целей  стационарные  торговые и
складские  помещения  общей  площадью  не  менее 50 квадратных метров,
охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, ККТ.
     Определение порядка лицензирования и выдача лицензий на розничную
продажу   алкогольной   продукции   относятся  к  полномочиям  органов
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации. Лицензии на
розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской
Федерации  в установленном ими порядке с учетом положений Федерального
закона N 171-ФЗ только организациям.
     В  соответствии  со ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области
производства    и    оборота    этилового    спирта,   алкогольной   и
спиртосодержащей  продукции  запрещается розничная продажа алкогольной
продукции с нарушением требований ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ,
то  есть в том числе розничная продажа в городах алкогольной продукции
с  содержанием  этилового  спирта  более  15  процентов объема готовой
продукции без ККТ.
     Нарушение   данных   норм  при  осуществлении  розничной  продажи
алкогольной    продукции    образует   объективную   сторону   состава
административного  правонарушения,  предусмотренного  ч.  3  ст. 14.16
Кодекса  Российской  Федерации  об  административных  правонарушениях:
"нарушение    иных    правил    розничной    продажи   алкогольной   и
спиртосодержащей   продукции"  (Постановление  Президиума  ВАС  РФ  от
16.09.2008  N 5378/08 по делу N А66-6614/2007). Такое нарушение влечет
наложение  административного  штрафа  на  должностных лиц в размере от
трех  тысяч  до  четырех  тысяч  рублей  с  конфискацией алкогольной и
спиртосодержащей  продукции  или  без таковой; на юридических лиц - от
тридцати  тысяч  до  сорока  тысяч рублей с конфискацией алкогольной и
спиртосодержащей продукции или без таковой.
     Дополнительно  сообщаем: в соответствии с п. 5 Графика реализации
мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных
функций    и   оптимизации   предоставления   государственных   услуг,
утвержденного   Председателем   Правительства   Российской   Федерации
24.11.2009    N   5768-П16,   Минпромторгом   России,   Росстандартом,
Минэкономразвития   России,  ФНС  России  и  ФАС  России  подготовлены
предложения   об  оптимизации  контрольно-надзорных  и  разрешительных
функций,  предоставлении  государственных  услуг,  а  также сокращении
избыточного государственного регулирования, в том числе в области ККТ,
и  направлены  в  рабочую  группу  при  Правительственной  комиссии по
проведению  административной реформы по вопросам оптимизации структуры
и функций федеральных органов исполнительной власти.
     Предложения касаются комплексной оптимизации контрольно-надзорных
и  разрешительных  функций,  предоставления  государственных  услуг, а
также   сокращения   избыточного   государственного  регулирования,  в
частности:
     -    определения    технических   требований,   предъявляемых   к
контрольно-кассовой  технике,  производимой, реализуемой и применяемой
на территории Российской Федерации;
     -  определения  административной ответственности за производство,
реализацию    и    применение    контрольно-кассовой    техники,    не
соответствующей законодательно установленным требованиям;
     -  отмены  обязательного  внесения  контрольно-кассовой техники в
Государственный реестр контрольно-кассовой техники;
     -      установления      режима     добровольной     сертификации
контрольно-кассовой техники в независимых аккредитованных компетентным
органом исполнительной власти лабораториях (экспертных организациях).
     Вместе  с  тем  сообщаем,  что  в  соответствии  с  Положением  о
Министерстве    экономического    развития    Российской    Федерации,
утвержденным  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от
05.06.2008   N  437,  Минэкономразвития  России  является  федеральным
органом     исполнительной     власти,     осуществляющим    выработку
государственной   политики   и   нормативно-правовое  регулирование  в
отнесенных   к  его  ведению  сферах  деятельности.  Согласно  данному
Положению Минэкономразвития России не является органом, уполномоченным
осуществлять официальное толкование нормативных правовых актов.
     В  связи  с этим разъяснения Минэкономразвития России не являются
обязательными для исполнения, а носят рекомендательный характер.
    
Врио заместителя директора
Департамента развития
малого и среднего 
предпринимательства
                                                            Е.В.КОВТУН
6 декабря 2010 г. 
N Д05-4486