О РАЗЪЯСНЕНИЯХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 22.07.2008 N 159-ФЗ И О ВНЕСЕНИИ В НЕГО ИЗМЕНЕНИЙ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 6 декабря 2010 г. N Д05-4502 (Д) Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел коллективное обращение по вопросу внесения изменений в Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) и в пределах своих полномочий сообщает. Федеральный закон N 159-ФЗ призван урегулировать правоотношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства. В Федеральном законе N 159-ФЗ отражены особенности отчуждения арендуемого имущества, условия предоставления и порядок реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, определены последствия несоблюдения требований к порядку совершения сделок по возмездному отчуждению государственного или муниципального имущества. В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2010 N 150 "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" действие норм ст. ст. 1 - 6 и 9 Федерального закона N 159-ФЗ продлевается с 1 июля 2010 г. до 1 июля 2013 г. Согласно ст. 2 Федерального закона N 159-ФЗ государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе с согласия собственника недвижимого имущества осуществить возмездное отчуждение имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и арендуемого лицом, отвечающим требованиям, предусмотренным ст. 3 данного Федерального закона, в порядке, обеспечивающем реализацию преимущественного права арендатора на приобретение указанного имущества. Следует отметить, что в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы управления и распоряжения государственной собственностью отнесены к полномочиям высшего органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а муниципальной собственностью - отнесены к компетенции органов местного самоуправления. Основная цель Федерального закона N 159-ФЗ - оказание адресной государственной поддержки предприятиям малого и среднего предпринимательства посредством установления для них преференций в приватизации арендуемых объектов недвижимого имущества. Необходимо отметить, что в настоящее время прорабатывается вопрос о предоставлении права выкупа добросовестным арендаторам помещений, включенных в региональные и муниципальные перечни, ограничив при этом площадь выкупаемых помещений, а также включение нормы, в соответствии с которой устанавливаемые субъектами Российской Федерации площадь и сроки рассрочки не могут быть менее определенных Правительством Российской Федерации. Следует также отметить, что порядок оплаты государственного или муниципального имущества, приобретаемого его арендаторами в рамках реализации преимущественного права на его приобретение, урегулирован ст. 5 Федерального закона N 159-ФЗ. В соответствии с п. 2 указанной статьи право выбора порядка оплаты (единовременно или в рассрочку) приобретаемого арендуемого имущества, а также срока рассрочки принадлежит субъекту малого и среднего предпринимательства. Дополнительно сообщаем о возможности рассмотрения заинтересованными сторонами споров, возникших по вопросу оплаты приобретаемого имущества с рассрочкой платежа, в судебном порядке как преддоговорных споров. Процессуальные требования к участникам данных споров и к судебному решению, их разрешающему, содержатся в ст. ст. 126, 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заместитель директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства Н.И.ЛАРИОНОВА 6 декабря 2010 г. N Д05-4502 |