О РАЗЪЯСНЕНИЯХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 22.07.2008 N 159-ФЗ И О ВНЕСЕНИИ В НЕГО ИЗМЕНЕНИЙ. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 06.12.10 Д05-4502

           О РАЗЪЯСНЕНИЯХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ
          22.07.2008 N 159-ФЗ И О ВНЕСЕНИИ В НЕГО ИЗМЕНЕНИЙ

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
                                   
                          6 декабря 2010 г. 
                              N Д05-4502
     
                                 (Д)
                                   
    
     Департамент   развития   малого  и  среднего  предпринимательства
Минэкономразвития  России рассмотрел коллективное обращение по вопросу
внесения  изменений  в  Федеральный  закон  от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об
особенностях   отчуждения   недвижимого   имущества,   находящегося  в
государственной  собственности  субъектов  Российской  Федерации или в
муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего
предпринимательства,    и    о    внесении   изменений   в   отдельные
законодательные  акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон
N 159-ФЗ) и в пределах своих полномочий сообщает.
     Федеральный  закон N 159-ФЗ призван урегулировать правоотношения,
возникающие  в  связи  с  отчуждением из государственной собственности
субъектов   Российской   Федерации  либо  муниципальной  собственности
недвижимого   имущества,  арендуемого  субъектами  малого  и  среднего
предпринимательства.
     В  Федеральном  законе  N  159-ФЗ отражены особенности отчуждения
арендуемого  имущества,  условия  предоставления  и порядок реализации
преимущественного   права   на   приобретение  арендуемого  имущества,
определены  последствия  несоблюдения  требований к порядку совершения
сделок  по  возмездному отчуждению государственного или муниципального
имущества.
     В  соответствии  с  Федеральным  законом  от  02.07.2010 N 150 "О
внесении  изменения  в  статью 10 Федерального закона "Об особенностях
отчуждения   недвижимого  имущества,  находящегося  в  государственной
собственности  субъектов  Российской  Федерации  или  в  муниципальной
собственности    и    арендуемого   субъектами   малого   и   среднего
предпринимательства,    и    о    внесении   изменений   в   отдельные
законодательные акты Российской Федерации" действие норм ст. ст. 1 - 6
и  9  Федерального  закона N 159-ФЗ продлевается с 1 июля 2010 г. до 1
июля 2013 г.
     Согласно  ст.  2 Федерального закона N 159-ФЗ государственное или
муниципальное  унитарное  предприятие  вправе  с согласия собственника
недвижимого  имущества  осуществить  возмездное  отчуждение имущества,
принадлежащего  ему  на  праве хозяйственного ведения или оперативного
управления    и    арендуемого    лицом,    отвечающим    требованиям,
предусмотренным   ст.   3  данного  Федерального  закона,  в  порядке,
обеспечивающем   реализацию   преимущественного  права  арендатора  на
приобретение   указанного   имущества.   Следует   отметить,   что   в
соответствии  с положениями Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ
"Об  общих  принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных  органов  государственной  власти  субъектов Российской
Федерации"  и  Федерального  закона  от  06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих
принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации"
вопросы   управления  и  распоряжения  государственной  собственностью
отнесены  к полномочиям высшего органа государственной власти субъекта
Российской  Федерации,  а  муниципальной  собственностью  - отнесены к
компетенции органов местного самоуправления.
     Основная  цель  Федерального  закона N 159-ФЗ - оказание адресной
государственной    поддержки    предприятиям    малого    и   среднего
предпринимательства  посредством  установления  для  них преференций в
приватизации арендуемых объектов недвижимого имущества.
     Необходимо отметить, что в настоящее время прорабатывается вопрос
о  предоставлении  права  выкупа добросовестным арендаторам помещений,
включенных  в региональные и муниципальные перечни, ограничив при этом
площадь  выкупаемых помещений, а также включение нормы, в соответствии
с  которой  устанавливаемые  субъектами Российской Федерации площадь и
сроки  рассрочки  не  могут  быть  менее  определенных  Правительством
Российской Федерации.
     Следует  также  отметить, что порядок оплаты государственного или
муниципального  имущества,  приобретаемого  его  арендаторами в рамках
реализации  преимущественного  права на его приобретение, урегулирован
ст.  5  Федерального  закона N 159-ФЗ. В соответствии с п. 2 указанной
статьи  право  выбора  порядка  оплаты (единовременно или в рассрочку)
приобретаемого   арендуемого   имущества,   а  также  срока  рассрочки
принадлежит субъекту малого и среднего предпринимательства.
     Дополнительно     сообщаем     о     возможности     рассмотрения
заинтересованными   сторонами  споров,  возникших  по  вопросу  оплаты
приобретаемого  имущества с рассрочкой платежа, в судебном порядке как
преддоговорных  споров.  Процессуальные требования к участникам данных
споров  и  к  судебному решению, их разрешающему, содержатся в ст. ст.
126, 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
    
Заместитель директора
Департамента развития
малого и среднего 
предпринимательства
                                                         Н.И.ЛАРИОНОВА
6 декабря 2010 г. 
N Д05-4502