МАТЕРИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИОБРЕТАЕТ У СВОИХ ДОЧЕРНИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РАБОТЫ И УСЛУГИ ТЕКУЩЕГО И КАПИТАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, СВЯЗАННЫЕ С РЕКОНСТРУКЦИЕЙ, МОДЕРНИЗАЦИЕЙ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ДОЧЕРНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТАКЖЕ ФИНАНСИРУЮТСЯ ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ПО УСТАНОВЛЕННЫМ НОРМАТИВАМ МАТЕРИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДИТ ОПЛАТУ ПО ЗАКЛЮЧЕННЫМ С ДОЧЕРНИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ДОГОВОРАМ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ (ОКАЗАНИЕ УСЛУГ) В ЧАСТИ, ПРЕВЫШАЮЩЕЙ УКАЗАННЫЕ НОРМАТИВЫ. В РАСХОДАХ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ МАТЕРИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧИТЫВАЕТ ФАКТИЧЕСКИ ПОНЕСЕННЫЕ ЗАТРАТЫ. ПРИ ЭТОМ, СТОИМОСТЬ РАБОТ (УСЛУГ) ВКЛЮЧАЕТ РАСХОДЫ, ФИНАНСИРУЕМЫЕ КАК ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ СУБСИДИЙ, ТАК И ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ МАТЕРИНСКОЙ КОМПАНИИ СУММЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, ПОЛУЧАЕМЫХ ДОЧЕРНИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В КАЧЕСТВЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ ПОНЕСЕННЫХ РАСХОДОВ, НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ НИ В ДОХОДЫ, НИ В РАСХОДЫ МАТЕРИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. МАТЕРИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СЧИТАЕТ, ЧТО ДАННЫЕ СУММЫ НЕЛЬЗЯ КВАЛИФИЦИРОВАТЬ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К НЕЙ КАК БЕЗВОЗМЕЗДНО ПОЛУЧЕННЫЕ, ТАК КАК ФИНАНСИРОВАНИЕ ПОЛУЧАЮТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ДОЧЕРНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ. В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ МАТЕРИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОЛЖНА ОТРАЗИТЬ И РАСХОДЫ ПО СУММАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДОЧЕРНИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ НАПРИМЕР, СТОИМОСТЬ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ (ОКАЗАННЫХ УСЛУГ) ДОЧЕРНЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ДЛЯ МАТЕРИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОСТАВЛЯЕТ 100 000 РУБ. В РАМКАХ ДОГОВОРА С ДОЧЕРНЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ МАТЕРИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЛАЧИВАЕТ РАБОТЫ (УСЛУГИ) В ЧАСТИ, ПРЕВЫШАЮЩЕЙ УСТАНОВЛЕННЫЕ НОРМАТИВЫ, К ПРИМЕРУ 20 000 РУБ. В РАСХОДАХ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ МАТЕРИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧИТЫВАЕТ ФАКТИЧЕСКИ ОСУЩЕСТВЛЕННЫЕ ЗАТРАТЫ В РАЗМЕРЕ 20 000 РУБ. СУММА 80 000 РУБ. ФИНАНСИРУЕТСЯ ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, ПОЛУЧАЕМЫХ ДОЧЕРНЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ИЗ ФОНДА ЗАНЯТОСТИ, И НЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ НИ В ДОХОДЫ, НИ В РАСХОДЫ МАТЕРИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ПРИ ЭТОМ В ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ МАТЕРИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДАННАЯ СУММА НЕ УЧИТЫВАЕТСЯ КАК БЕЗВОЗМЕЗДНО ПОЛУЧЕННАЯ, ТАК КАК ФИНАНСИРОВАНИЕ ПОЛУЧАЕТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ДОЧЕРНЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗ ФОНДА ЗАНЯТОСТИ 1. КАКОВ ПОРЯДОК УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ У ДОЧЕРНЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В УКАЗАННОЙ СИТУАЦИИ? 2. КАКОВ ПОРЯДОК УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ У МАТЕРИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В УКАЗАННОЙ СИТУАЦИИ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 8 декабря 2010 г. N 03-03-06/1/761 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письма по отдельным вопросам формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций при приобретении работ, услуг, выполнение которых исполнителю частично финансируется из бюджета, и сообщает следующее. В письмах указано, что организация приобретает у своих дочерних обществ работы и услуги текущего и капитального характера, связанные с реконструкцией, модернизацией основных средств. При этом организация - покупатель оплачивает не всю стоимость приобретенных работ (услуг), определенную договором сторон, а только часть, поскольку отдельные расходы дочерних обществ - исполнителей данных работ частично финансируются за счет бюджетных средств. 1. Статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, которая для российских организаций определена как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, учитываемых в соответствии с гл. 25 Кодекса. Согласно ст. 249 Кодекса доходы от реализации определяются исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса). В соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Перечень доходов, признаваемых в целях налогообложения прибыли средствами целевого финансирования, не учитываемыми организациями при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлен пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса и является исчерпывающим. Доходы организаций, не являющихся бюджетными учреждениями или автономными учреждениями, в виде субсидий из бюджета в данный перечень не включены, и, следовательно, учитываются в целях налогообложения прибыли в соответствии с порядком, предусмотренным гл. 25 Кодекса. Таким образом, организации, реализующие работы (услуги), стоимость которых включает расходы, финансируемые как за счет средств субсидий из бюджета, так и за счет средств организации, приобретающей данные работы (услуги), учитывают в целях налогообложения прибыли доходы, полученные в виде субсидий из бюджета, и доходы, полученные в оплату реализованных работ (услуг) от организации-покупателя. В расходах в целях налогообложения прибыли указанные организации учитывают затраты, удовлетворяющие критериям признания расходов, установленным п. 1 ст. 252 Кодекса, вне зависимости от источника их покрытия. 2. В соответствии с п. 2 ст. 248 Кодекса для целей гл. 25 Кодекса имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются безвозмездно полученными, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги). Согласно п. 8 ст. 250 Кодекса в целях налогообложения прибыли учитываются доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 Кодекса. Вместе с тем в рассматриваемом случае приобретаемые у дочерних обществ работы (услуги) не могут быть квалифицированы на основании ст. 248 Кодекса в качестве безвозмездно полученных, поскольку оплата за них предусмотрена договором. Что касается расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли организацией-покупателем, то в качестве таковых могут признаваться затраты, которые соответствуют установленным п. 1 ст. 252 Кодекса критериям. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 8 декабря 2010 г. N 03-03-06/1/761 |