МАТЕРИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИОБРЕТАЕТ У СВОИХ ДОЧЕРНИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РАБОТЫ И УСЛУГИ ТЕКУЩЕГО И КАПИТАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, СВЯЗАННЫЕ С РЕКОНСТРУКЦИЕЙ, МОДЕРНИЗАЦИЕЙ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ДОЧЕРНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТАКЖЕ ФИНАНСИРУЮТСЯ ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ПО УСТАНО. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 08.12.10 03-03-06/1/761

         МАТЕРИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИОБРЕТАЕТ У СВОИХ ДОЧЕРНИХ
         ОРГАНИЗАЦИЙ РАБОТЫ И УСЛУГИ ТЕКУЩЕГО И КАПИТАЛЬНОГО
         ХАРАКТЕРА, СВЯЗАННЫЕ С РЕКОНСТРУКЦИЕЙ, МОДЕРНИЗАЦИЕЙ
                           ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
           ДОЧЕРНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТАКЖЕ ФИНАНСИРУЮТСЯ ЗА СЧЕТ
            БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ПО УСТАНОВЛЕННЫМ НОРМАТИВАМ
             МАТЕРИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДИТ ОПЛАТУ ПО
          ЗАКЛЮЧЕННЫМ С ДОЧЕРНИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ДОГОВОРАМ НА
        ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ (ОКАЗАНИЕ УСЛУГ) В ЧАСТИ, ПРЕВЫШАЮЩЕЙ
         УКАЗАННЫЕ НОРМАТИВЫ. В РАСХОДАХ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГА НА
         ПРИБЫЛЬ МАТЕРИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧИТЫВАЕТ ФАКТИЧЕСКИ
        ПОНЕСЕННЫЕ ЗАТРАТЫ. ПРИ ЭТОМ, СТОИМОСТЬ РАБОТ (УСЛУГ)
         ВКЛЮЧАЕТ РАСХОДЫ, ФИНАНСИРУЕМЫЕ КАК ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ
         СУБСИДИЙ, ТАК И ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ МАТЕРИНСКОЙ КОМПАНИИ
           СУММЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ,
            ПОЛУЧАЕМЫХ ДОЧЕРНИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В КАЧЕСТВЕ
          ВОЗМЕЩЕНИЯ ПОНЕСЕННЫХ РАСХОДОВ, НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ НИ В
            ДОХОДЫ, НИ В РАСХОДЫ МАТЕРИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
          МАТЕРИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СЧИТАЕТ, ЧТО ДАННЫЕ СУММЫ
            НЕЛЬЗЯ КВАЛИФИЦИРОВАТЬ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К НЕЙ КАК
           БЕЗВОЗМЕЗДНО ПОЛУЧЕННЫЕ, ТАК КАК ФИНАНСИРОВАНИЕ
           ПОЛУЧАЮТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ДОЧЕРНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ. В
           ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ МАТЕРИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОЛЖНА
         ОТРАЗИТЬ И РАСХОДЫ ПО СУММАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДОЧЕРНИХ
                ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
           НАПРИМЕР, СТОИМОСТЬ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ (ОКАЗАННЫХ
             УСЛУГ) ДОЧЕРНЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ДЛЯ МАТЕРИНСКОЙ
        ОРГАНИЗАЦИИ СОСТАВЛЯЕТ 100 000 РУБ. В РАМКАХ ДОГОВОРА
           С ДОЧЕРНЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ МАТЕРИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
           ОПЛАЧИВАЕТ РАБОТЫ (УСЛУГИ) В ЧАСТИ, ПРЕВЫШАЮЩЕЙ
           УСТАНОВЛЕННЫЕ НОРМАТИВЫ, К ПРИМЕРУ 20 000 РУБ. В
           РАСХОДАХ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ МАТЕРИНСКАЯ
           ОРГАНИЗАЦИЯ УЧИТЫВАЕТ ФАКТИЧЕСКИ ОСУЩЕСТВЛЕННЫЕ
           ЗАТРАТЫ В РАЗМЕРЕ 20 000 РУБ. СУММА 80 000 РУБ.
         ФИНАНСИРУЕТСЯ ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, ПОЛУЧАЕМЫХ
            ДОЧЕРНЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ИЗ ФОНДА ЗАНЯТОСТИ, И НЕ
           ВКЛЮЧАЕТСЯ НИ В ДОХОДЫ, НИ В РАСХОДЫ МАТЕРИНСКОЙ
           ОРГАНИЗАЦИИ. ПРИ ЭТОМ В ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА
           ПРИБЫЛЬ МАТЕРИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДАННАЯ СУММА НЕ
           УЧИТЫВАЕТСЯ КАК БЕЗВОЗМЕЗДНО ПОЛУЧЕННАЯ, ТАК КАК
           ФИНАНСИРОВАНИЕ ПОЛУЧАЕТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ДОЧЕРНЯЯ
                    ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗ ФОНДА ЗАНЯТОСТИ
         1. КАКОВ ПОРЯДОК УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ У ДОЧЕРНЕЙ
          ОРГАНИЗАЦИИ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В
                         УКАЗАННОЙ СИТУАЦИИ?
             2. КАКОВ ПОРЯДОК УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ У
         МАТЕРИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА
                    ПРИБЫЛЬ В УКАЗАННОЙ СИТУАЦИИ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                          8 декабря 2010 г. 
                           N 03-03-06/1/761
     
                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письма  по отдельным вопросам формирования налоговой базы по налогу на
прибыль  организаций при приобретении работ, услуг, выполнение которых
исполнителю частично финансируется из бюджета, и сообщает следующее.
     В  письмах  указано, что организация приобретает у своих дочерних
обществ работы и услуги текущего и капитального характера, связанные с
реконструкцией, модернизацией основных средств.
     При  этом  организация  -  покупатель оплачивает не всю стоимость
приобретенных  работ  (услуг), определенную договором сторон, а только
часть,  поскольку  отдельные  расходы  дочерних обществ - исполнителей
данных работ частично финансируются за счет бюджетных средств.
     1.  Статьей  247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) установлено, что объектом налогообложения по налогу на прибыль
организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, которая
для   российских   организаций   определена   как  полученные  доходы,
уменьшенные   на   величину   произведенных  расходов,  учитываемых  в
соответствии с гл. 25 Кодекса.
     Согласно ст. 249 Кодекса доходы от реализации определяются исходя
из  всех  поступлений,  связанных  с расчетами за реализованные товары
(работы,  услуги)  или  имущественные  права,  выраженные в денежной и
(или) натуральной формах.
     В   целях   налогообложения  прибыли  налогоплательщик  уменьшает
полученные  доходы  на  сумму  произведенных  расходов (за исключением
расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
     В  соответствии  с  п.  1  ст.  252  Кодекса расходами признаются
обоснованные  и  документально  подтвержденные  затраты  (а в случаях,
предусмотренных  ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления
деятельности, направленной на получение дохода.
     Перечень  доходов,  признаваемых  в целях налогообложения прибыли
средствами  целевого финансирования, не учитываемыми организациями при
формировании   налоговой   базы  по  налогу  на  прибыль  организаций,
установлен пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса и является исчерпывающим.
     Доходы  организаций,  не  являющихся  бюджетными учреждениями или
автономными учреждениями, в виде субсидий из бюджета в данный перечень
не  включены,  и,  следовательно,  учитываются в целях налогообложения
прибыли в соответствии с порядком, предусмотренным гл. 25 Кодекса.
     Таким   образом,   организации,   реализующие   работы  (услуги),
стоимость  которых включает расходы, финансируемые как за счет средств
субсидий  из бюджета, так и за счет средств организации, приобретающей
данные  работы  (услуги),  учитывают  в  целях налогообложения прибыли
доходы,  полученные в виде субсидий из бюджета, и доходы, полученные в
оплату   реализованных  работ  (услуг)  от  организации-покупателя.  В
расходах   в   целях  налогообложения  прибыли  указанные  организации
учитывают   затраты,  удовлетворяющие  критериям  признания  расходов,
установленным  п.  1  ст. 252 Кодекса, вне зависимости от источника их
покрытия.
     2. В соответствии с п. 2 ст. 248 Кодекса для целей гл. 25 Кодекса
имущество   (работы,   услуги)   или   имущественные  права  считаются
безвозмездно  полученными,  если  получение  этого  имущества  (работ,
услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя
обязанности  передать имущество (имущественные права) передающему лицу
(выполнить  для  передающего  лица  работы,  оказать  передающему лицу
услуги).
     Согласно  п.  8  ст.  250 Кодекса в целях налогообложения прибыли
учитываются  доходы  в виде безвозмездно полученного имущества (работ,
услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст.
251 Кодекса.
     Вместе  с  тем  в рассматриваемом случае приобретаемые у дочерних
обществ работы (услуги) не могут быть квалифицированы на основании ст.
248  Кодекса  в  качестве безвозмездно полученных, поскольку оплата за
них предусмотрена договором.
     Что   касается  расходов,  учитываемых  в  целях  налогообложения
прибыли   организацией-покупателем,   то   в  качестве  таковых  могут
признаваться затраты, которые соответствуют установленным п. 1 ст. 252
Кодекса критериям.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и  не  является нормативным правовым актом. Направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.
    
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
8 декабря 2010 г. 
N 03-03-06/1/761