О КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РЫНКА ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗЭС РЕШЕНИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА 12 декабря 2008 года N 402 (Д) Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (на уровне глав правительств) решил: 1. Утвердить Концепцию формирования общего энергетического рынка государств-членов ЕврАзЭС. 2. Интеграционному Комитету ЕврАзЭС проинформировать Межгосударственный Совет ЕврАзЭС (на уровне глав государств) о принятии указанной Концепции. (Подписи) Москва, 12 декабря 2008 года N 402 Приложение к Решению Межгоссовета ЕврАзЭС от 12 декабря 2008 г. N 402 КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РЫНКА ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗЭС 1. Общие положения 1.1. Концепция формирования общего энергетического рынка государств-членов ЕврАзЭС (далее - Концепция) разработана в соответствии с Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (на уровне глав государств) от 16 августа 2006 г. N 314. 1.2. Концепция представляет собой совокупность согласованных взглядов и скоординированных подходов государств-членов ЕврАзЭС к формированию общего энергетического рынка государств-членов ЕврАзЭС и определяет цели, основные задачи, принципы и направления взаимодействия государств-членов ЕврАзЭС по формированию общего энергетического рынка государств-членов ЕврАзЭС. 1.3. Положения Концепции являются основой для разработки международных договоров и других правовых актов, а также межгосударственных целевых программ в вопросах формирования общего энергетического рынка государств-членов ЕврАзЭС. 1.4. Концепция разработана с учетом основных принципов и норм международного права и основывается на двусторонних и многосторонних межправительственных договорах. 1.5. Концепция основывается на экономических интересах государств-членов ЕврАзЭС. 1.6. Концепция направлена на создание условий, обеспечивающих энергетическую безопасность государств-членов ЕврАзЭС. 1.7. Концепция учитывает достигнутые договоренности и соглашения между государствами-членами ЕврАзЭС и третьими странами в области энергетики. 2. Термины и определения В настоящей Концепции используются следующие основные понятия: 2.1. Топливно-энергетический комплекс государств-членов ЕврАзЭС - совокупность отраслей экономики государств-членов ЕврАзЭС, обеспечивающих добычу, производство, транспортировку, хранение, переработку и использование всех видов энергоносителей. 2.2. Общий энергетический рынок государств-членов ЕврАзЭС - система торгово-экономических отношений в области энергетики, создаваемая на основе добросовестной конкуренции и взаимной выгоды. Общий энергетический рынок включает в себя: - общий электроэнергетический рынок; - общий рынок нефти; - общий рынок газа; - общий рынок угля. 2.3. Общий электроэнергетический рынок государств-членов ЕврАзЭС - система отношений, связанная с куплей-продажей электроэнергии (мощности) и сопутствующих услуг, действующая на основании общих правил и соответствующих договоров. 2.4. Общий рынок нефти государств-членов ЕврАзЭС - система отношений, связанная с куплей-продажей нефти и услуг в нефтяной сфере, действующая на основании общих правил и соответствующих договоров. 2.5. Общий рынок газа государств-членов ЕврАзЭС - система отношений, связанная с куплей-продажей газа и услуг в газовой сфере, действующая на основании общих правил и соответствующих договоров. 2.6. Общий рынок угля государств-членов ЕврАзЭС - система отношений, связанная с куплей-продажей угля и услуг в угольной сфере, действующая на основании общих правил и соответствующих договоров. 2.7. Энергетическая безопасность государств-членов ЕврАзЭС - защищенность энергетического сектора государств-членов ЕврАзЭС от внутренних и внешних воздействий, процессов и факторов, ставящих под угрозу его устойчивое развитие. 3. Стратегические цели и задачи формирования общего энергетического рынка государств-членов ЕврАзЭС Основными целями создания общего энергетического рынка государств-членов ЕврАзЭС является обеспечение: - энергетической безопасности государств-членов ЕврАзЭС; - потребностей внутреннего рынка государств-членов ЕврАзЭС в энергоресурсах; - расширения экспортного потенциала государств-членов ЕврАзЭС; - устойчивого роста национальных экономик. Усилия государств-членов ЕврАзЭС по достижению этих целей будут направлены на: - обеспечение эффективного использования энергетического потенциала государств-членов ЕврАзЭС и устойчивого развития общего энергетического рынка; - формирование согласованных принципов таможенной, налоговой и тарифной политики государств-членов ЕврАзЭС в области энергетики; - обеспечение энергетической безопасности каждого государства-члена ЕврАзЭС в рамках обеспечения общей энергетической безопасности государств-членов ЕврАзЭС с учетом технических возможностей; - гармонизацию национального законодательства государств-членов ЕврАзЭС в области энергетики и создание правовых условий для формирования общего энергетического рынка; - формирование и развитие инфраструктуры общего энергетического рынка, включая разработку и реализацию совместных программ и проектов; - формирование и развитие технологической базы общего энергетического рынка; - разработку нормативно-правового обеспечения формирования общего энергетического рынка. 4. Основные принципы формирования общего энергетического рынка государств-членов ЕврАзЭС: - учет энергетических стратегий государств-членов ЕврАзЭС и уровней развития национальных энергетических рынков; - равноправие, взаимная выгода и невмешательство в вопросы внутреннего управления отраслями энергетики национальных экономик; - гармонизация национальных норм и правил функционирования технологической и коммерческой инфраструктуры в энергетической сфере; - поэтапная либерализация сферы энергетики, внедрение рыночных отношений и создание конкурентной среды в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы обеспечения спроса на энергоресурсы; - создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в развитие топливно-энергетических комплексов государств-членов ЕврАзЭС. 5. Формирование общего энергетического рынка государств-членов ЕврАзЭС 5.1. Общий электроэнергетический рынок государств-членов ЕврАзЭС предполагает: - обеспечение параллельной работы электроэнергетических систем государств-членов ЕврАзЭС, которая является технологической основой общего электроэнергетического рынка; - предоставление в пределах технических возможностей электрических сетей для передачи (транзита) электрической энергии государств-членов ЕврАзЭС на условиях не менее благоприятных, чем для субъектов национальных рынков электроэнергии; - создание условий по рациональному использованию водно-энергетических ресурсов и электрической энергии; - осуществление взаимной помощи при ликвидации последствий стихийных бедствий и аварий на объектах электроэнергетики; - разработку на основе принципов, закрепленных в настоящей Концепции и Концепции формирования общего электроэнергетического рынка государств-участников СНГ, структуры, порядка организации, управления, функционирования и развития общего электроэнергетического рынка государств-членов ЕврАзЭС, включая отношения в сфере оперативно-диспетчерского управления, а также правил функционирования общего электроэнергетического рынка на каждом из его этапов, в том числе правил трансграничной торговли электроэнергией (мощностью); - гармонизацию и упрощение правил и процедур таможенного оформления и таможенного контроля электрической энергии; - обеспечение взаимного обмена технологической информацией, в том числе почасовыми данными коммерческого учета; - развитие и совершенствование объектов электросетевого хозяйства; - создание совместных предприятий; - проведение совместных научных исследований по развитию электроэнергетических комплексов государств-членов ЕврАзЭС; - развитие взаимодействия государств-членов ЕврАзЭС в области использования атомной и возобновляемых видов энергии; - разработку и реализацию мер, направленных на ресурсо- и энергосбережение; - обеспечение прозрачности естественно-монопольных видов деятельности, недискриминационных условий доступа к технологической (с учетом технологических ограничений и резервов мощности) и коммерческой инфраструктуре для всех участников общего электроэнергетического рынка. 5.2. Общий рынок нефти государств-членов ЕврАзЭС предполагает: - создание условий для повышения эффективности совместных геологоразведочных работ; - совместное освоение новых месторождений нефти; - создание совместных предприятий; - развитие взаимовыгодного сотрудничества государств-членов ЕврАзЭС по созданию новых транспортных систем и реконструкции действующих, предназначенных для оптимизации и наращивания экспортных потоков нефти государств-членов ЕврАзЭС; - формирование единых правил доступа в магистральную нефтепроводную систему государств-членов ЕврАзЭС и обеспечение транзита нефти по территории государств-членов ЕврАзЭС; - разработку оптимальных транспортных маршрутов нефти; - определение порядка организации, управления, функционирования и развития общего рынка нефти государств-членов ЕврАзЭС; - определение порядка, условий и общих принципов сотрудничества в области развития нефтепроводного транспорта; - определение этапов формирования общего рынка нефти государств-членов ЕврАзЭС; - создание системы информационного обеспечения общего рынка нефти государств-членов ЕврАзЭС; - покупку и продажу нефти на основе гражданско-правовых договоров. - гармонизацию нормативно-правовой базы функционирования нефтяной отрасли национальных экономик; - строительство новой, реконструкцию действующей межстрановой транспортной инфраструктуры и расширение ее пропускной способности; - обеспечение на территориях всех государств-членов ЕврАзЭС права недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в нефтяной отрасли. 5.3. Общий рынок газа государств-членов ЕврАзЭС предполагает: - создание условий для повышения эффективности совместных геологоразведочных работ; - развитие взаимовыгодного сотрудничества в части совместного освоения новых месторождений газа; - создание совместных предприятий; - развитие взаимовыгодного сотрудничества государств-членов ЕврАзЭС по созданию новых транспортных систем и реконструкции действующих; - разработку оптимальных газотранспортных маршрутов; - создание условий по рациональному использованию газа; - определение порядка организации, управления, функционирования и развития общего рынка газа государств-членов ЕврАзЭС; - определение порядка, условий и общих принципов сотрудничества в области развития газопроводного транспорта; - определение этапов формирования общего рынка газа государств-членов ЕврАзЭС; - создание системы информационного обеспечения общего рынка газа государств-членов ЕврАзЭС; - покупку и продажу газа и услуг в газовой сфере на основе гражданско-правовых договоров; - гармонизацию нормативно-правовой базы функционирования газовой сферы национальных экономик; - строительство новой, реконструкцию действующей межстрановой транспортной инфраструктуры и расширение ее пропускной способности; - изучение возможности развития взаимовыгодного сотрудничества в следующих сферах: - извлечения из добываемого газа ценных компонентов (гелий, азот и др.); - реализации проектов по производству, транспортировке и поставке сжиженного газа; - строительства заправок автотранспорта компримированным и сжиженным газом. - по мере развития интеграционных процессов на Евразийском экономическом пространстве Стороны совместно на основе единых подходов: - унифицируют национальные законодательства государств-членов ЕврАзЭС в области регулирования деятельности естественных монополий; - формируют правила доступа в магистральную газопроводную систему государств-членов ЕврАзЭС и обеспечение транзита газа по территории государств-членов ЕврАзЭС; - проводят согласованную политику в области формирования цен на газ и тарифов на его транспортировку. 5.4. Общий рынок угля государств-членов ЕврАзЭС предполагает: - совместное освоение перспективных угольных месторождений; - создание совместных угледобывающих и углеобогатительных, а также предприятий по производству горного оборудования; - развитие существующих рынков угля и создание новых; - повышение качества угольной продукции, развитие углеобогащения, проведение совместных научных исследований; - принятие совместных мер по реконструкции и техническому перевооружению угледобывающих предприятий. 6. Заключительные положения 6.1. Реализация положений Концепции начинается с утверждения органами ЕврАзЭС Плана мероприятий по реализации Концепции (далее - План), в котором будут определены этапы и сроки ее реализации и перечень межправительственных соглашений, разрабатываемых в рамках данной Концепции. 6.2. Общая координация деятельности государств-членов ЕврАзЭС по выполнению Плана и мониторинг хода его реализации осуществляются Интеграционным Комитетом ЕврАзЭС. |