Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета (далее - социальные выплаты), а также обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели (далее - субвенция). Реализация подпрограммы осуществляется в 2011 - 2015 годах. Гражданами - участниками подпрограммы являются: граждане, имеющие право на получение социальной выплаты и принявшие решение участвовать в подпрограмме, предоставление социальной выплаты которым осуществляется федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принявшие решение участвовать в подпрограмме, обеспечение жилыми помещениями которых осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), приобретенного (построенного) за счет субвенции, либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенции (далее - единовременная денежная выплата). Граждане - участники подпрограммы могут реализовать свое право на улучшение жилищных условий за счет средств, предоставляемых на эти цели из федерального бюджета, только один раз. Участие в подпрограмме добровольное. Подразделения федеральных органов исполнительной власти и органы местного самоуправления, в которых граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, информируют граждан, принимающих решение об участии в подпрограмме, об условиях ее реализации, а указанные граждане дают письменное согласие на участие в ней. Право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством: военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, а также граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования; граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; граждане, прибывшие на постоянную работу по контракту в расположенные на территории комплекса "Байконур" организации, финансируемые за счет средств федерального бюджета, и увольняемые (уволенные) с работы на комплексе "Байконур", основаниями для увольнения которых являются (явились) выход на пенсию по возрасту, либо ликвидация предприятия (учреждения, организации), либо сокращение численности или штата работников, либо состояние здоровья; граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г.; граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Распределение годового объема финансирования между категориями граждан - участников подпрограммы осуществляется пропорционально общим объемам финансирования в отношении указанных категорий в соответствии с разделом IV настоящей подпрограммы. Условиями досрочного прекращения реализации подпрограммы могут быть досрочное достижение цели и выполнение задач подпрограммы. III. Перечень мероприятий подпрограммы Мероприятия подпрограммы подразделяются на мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы, организационные мероприятия и мероприятия по финансовому обеспечению улучшения жилищных условий граждан, отнесенных к категориям, установленным федеральным законодательством. В качестве критериев успешного решения поставленных задач будут использоваться следующие индикаторы: доля граждан, улучшивших жилищные условия, в общем количестве граждан, отнесенных к категориям, установленным федеральным законодательством; удельные бюджетные расходы на обеспечение жильем одного получателя социальной выплаты из числа граждан, отнесенных к категориям, установленным федеральным законодательством. Мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы включают в себя разработку нормативных правовых актов, связанных с механизмом реализации мероприятий подпрограммы, а также внесение изменений в действующие нормативные правовые акты. Организационные мероприятия подпрограммы направлены на дальнейшее совершенствование системы управления и контроля за реализацией подпрограммы, на оказание конкретной помощи гражданам - участникам подпрограммы в регионах, формирование единой базы данных о гражданах - участниках подпрограммы, ведение единого реестра выданных и оплаченных сертификатов и единого реестра граждан, обеспеченных жилыми помещениями за счет субвенции, а также на проведение информационно-разъяснительной работы. Перечень основных мероприятий подпрограммы приведен в приложении N 1. IV. Ресурсное обеспечение подпрограммы Общий объем финансирования подпрограммы за счет средств федерального бюджета в 2011 - 2015 годах составит 175203,85 млн. рублей, в том числе: 72682,57 млн. рублей - в отношении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, включая граждан, подлежащих отселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования; 36130,18 млн. рублей - в отношении граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц; 1997 млн. рублей - в отношении граждан, подлежащих отселению с комплекса "Байконур"; 24941,7 млн. рублей - в отношении граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц; 6393,1 млн. рублей - в отношении вынужденных переселенцев; 33059,3 млн. рублей - в отношении граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Объемы финансирования подпрограммы за счет средств федерального бюджета в 2011 - 2015 годах приведены в приложении N 2 и ежегодно будут уточняться исходя из возможностей федерального бюджета на соответствующий год. Финансирование подпрограммы будет осуществляться только за счет средств федерального бюджета. Исходя из планируемого финансового обеспечения расчетное число семей граждан - участников подпрограммы составляет 86912 семей. Количество семей граждан, которые улучшат жилищные условия в рамках реализации подпрограммы, приведено в приложении N 3. V. Механизм реализации подпрограммы Основным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина - участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения. Порядок выпуска и реализации сертификатов устанавливается Правительством Российской Федерации. Отбор банков будет осуществляться государственным заказчиком подпрограммы на конкурсной основе. Условия конкурса будут определены государственным заказчиком подпрограммы. Граждане - участники подпрограммы могут приобретать на рынке жилья у физических и (или) юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (жилые помещения), в том числе индивидуальный жилой дом (часть дома), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в том числе в сельской местности (с учетом надворных построек), как за счет социальной выплаты, так и с дополнительным привлечением собственных или заемных (кредитных) средств. Получателям государственных жилищных сертификатов будет оказываться методическое и организационное содействие в приобретении жилья экономкласса на первичном рынке. Граждане - участники подпрограммы могут обратиться в уполномоченную организацию, которая приобретет в их интересах жилое помещение экономкласса на первичном рынке жилья. Отбор уполномоченных организаций осуществляется государственным заказчиком подпрограммы и сведения о таких организациях доводятся до федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации подпрограммы. Предполагается, что приобретаемое жилое помещение (жилые помещения) будет оформляться в общую собственность всех членов семьи владельца сертификата. При приобретении 2 или более жилых помещений право собственности на приобретаемые жилые помещения реализуется по договоренности членов семьи. В случае приобретения гражданином - участником подпрограммы жилого помещения (жилых помещений) за счет заемных (кредитных) средств, полученных на эти цели в соответствии с договором займа (кредитным договором), средства социальной выплаты могут направляться на погашение займа (кредита) заимодателю (кредитору). Допускается оплата за счет средств выделенной социальной выплаты услуг по подбору жилого помещения и оформлению правоустанавливающих документов, если данное условие будет предусмотрено в договоре на приобретение жилого помещения. После перечисления средств социальной выплаты с банковского счета на выплату обязательств по приобретению жилья граждане - участники подпрограммы исключаются из списка очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилых помещениях) за счет средств федерального бюджета. В случае если владелец сертификата по какой-либо причине не воспользовался правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он сохраняет право на улучшение жилищных условий (остается в списках нуждающихся в жилых помещениях), в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим выдачу сертификатов, и не подлежит снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилых помещениях). Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе путем предоставления единовременной денежной выплаты, будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет финансового обеспечения, предоставляемого из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенции. Объем субвенций определяется по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации. Порядок предоставления указанным гражданам жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма либо предоставления им единовременной денежной выплаты будет определяться законодательством субъектов Российской Федерации. Государственный заказчик подпрограммы осуществляет общее руководство подпрограммой, выпуск сертификатов, контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных подпрограммой. Для управления реализацией подпрограммы государственный заказчик может возложить на федеральное государственное учреждение "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства регионального развития Российской Федерации следующие функции: подготовка проекта графика выпуска и распределения сертификатов; ведение учета выданных и оплаченных сертификатов; представление информации об оплате сертификатов органам исполнительной власти, выдавшим их; обеспечение через банки своевременной оплаты договоров на приобретение жилья, предъявленных владельцами сертификатов; перечисление средств, выделяемых в виде социальной выплаты, в банк; ведение учета граждан, обеспеченных жилыми помещениями за счет субвенций; сбор и анализ информации о ходе реализации мероприятий, предусмотренных подпрограммой, и представление аналитической информации государственному заказчику подпрограммы; проведение информационно-разъяснительной работы по вопросам реализации подпрограммы. Контроль за реализацией подпрограммы осуществляется по следующим показателям: количество сертификатов, выданных гражданам - участникам подпрограммы, и размер средств федерального бюджета, предусмотренных на их реализацию; количество реализованных сертификатов и объем средств федерального бюджета, израсходованных на предоставление социальных выплат; объем субвенций, предусмотренный на обеспечение жилыми помещениями; количество граждан, обеспеченных жилыми помещениями за счет субвенций, и объем субвенций, использованный на указанные цели. В целях совершенствования механизма обеспечения жильем граждан - участников подпрограммы предусматривается подготовка соответствующих предложений. VI. Оценка социально-экономической эффективности реализации подпрограммы Эффективность реализации подпрограммы и использования средств федерального бюджета обеспечивается за счет: прозрачности прохождения средств федерального бюджета; государственного регулирования порядка расчета и предоставления социальной выплаты; адресного предоставления средств федерального бюджета; возможности привлечения собственных или заемных (кредитных) средств граждан для приобретения жилья. Оценка объема и эффективности выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем граждан - участников подпрограммы будет осуществляться на основе следующих индикаторов: количество государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам - участникам подпрограммы; размер средств федерального бюджета, предусмотренных на предоставление социальных выплат; количество реализованных государственных жилищных сертификатов; размер средств федерального бюджета, выделенных на их погашение; объем субвенций, предусмотренный на обеспечение жилыми помещениями граждан; количество граждан, обеспеченных жилыми помещениями за счет субвенций; объем субвенций, использованный на указанные цели. Реализация подпрограммы позволит: обеспечить жильем за счет средств федерального бюджета 86912 семей граждан - участников подпрограммы; увеличить спрос на жилье за счет его приобретения гражданами - участниками подпрограммы; способствовать развитию системы ипотечного жилищного кредитования; полностью исполнить государственные обязательства по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, граждан Российской Федерации, постоянно работающих на комплексе "Байконур" и подлежащих отселению. Приложение N 1 к подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПОДПРОГРАММЫ "ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЛЬЕМ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН, УСТАНОВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ ------------------------------------------------T------------T-------------------¬ ¦ Мероприятия ¦ Срок ¦ Ответственные ¦ ¦ ¦ исполнения ¦ исполнители ¦ +-----------------------------------------------+------------+-------------------+ ¦ 1. Внесение изменений в Постановление ¦ 1 февраля ¦ Минрегион России ¦ ¦ Правительства Российской Федерации от 21 ¦ 2011 г. ¦ ¦ ¦ марта 2006 г. N 153 "О некоторых ¦ ¦ ¦ ¦ вопросах реализации подпрограммы ¦ ¦ ¦ ¦ "Выполнение государственных обязательств ¦ ¦ ¦ ¦ по обеспечению жильем категорий граждан, ¦ ¦ ¦ ¦ установленных федеральным ¦ ¦ ¦ ¦ законодательством" федеральной целевой ¦ ¦ ¦ ¦ программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", ¦ ¦ ¦ ¦ в том числе в связи с принятием ¦ ¦ ¦ ¦ Федерального закона "О внесении ¦ ¦ ¦ ¦ изменений в Федеральный закон "О статусе ¦ ¦ ¦ ¦ военнослужащих" и об обеспечении жилыми ¦ ¦ ¦ ¦ помещениями некоторых категорий граждан" ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------------------+------------+-------------------+ ¦ 2. Подготовка и утверждение новой редакции ¦ I квартал ¦ Минрегион России ¦ ¦ методики определения средней рыночной ¦ 2011 г. ¦ ¦ ¦ стоимости 1 кв. метра общей площади ¦ ¦ ¦ ¦ жилья по субъектам Российской Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ и норматива стоимости 1 кв. метра общей ¦ ¦ ¦ ¦ площади жилья по Российской Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ для расчета размера субсидий, выделяемых ¦ ¦ ¦ ¦ гражданам - участникам подпрограммы ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------------------+------------+-------------------+ ¦ 3. Внесение в ведомственные нормативные ¦ первое ¦ органы ¦ ¦ акты и нормативные акты субъектов ¦ полугодие ¦ исполнительной ¦ ¦ Российской Федерации изменений, ¦ 2011 г. ¦ власти, ¦ ¦ обеспечивающих реализацию мероприятий ¦ ¦ участвующие в ¦ ¦ подпрограммы ¦ ¦ реализации ¦ ¦ ¦ ¦ подпрограммы ¦ +-----------------------------------------------+------------+-------------------+ ¦ 4. Подготовка и утверждение Правительством ¦ I квартал ¦ Минрегион России ¦ ¦ Российской Федерации методики ¦ 2011 г. ¦ Минэкономразвития ¦ ¦ определения общего объема субвенций, ¦ ¦ России ¦ ¦ предоставляемых из федерального бюджета ¦ ¦ Минфин России ¦ ¦ бюджетам субъектов Российской Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ на осуществление переданных ¦ ¦ ¦ ¦ органам государственной власти субъектов ¦ ¦ ¦ ¦ Российской Федерации полномочий ¦ ¦ ¦ ¦ Российской Федерации по обеспечению ¦ ¦ ¦ ¦ жилыми помещениями граждан, уволенных с ¦ ¦ ¦ ¦ военной службы (службы), и приравненных ¦ ¦ ¦ ¦ к ним лиц ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------------------+------------+-------------------+ ¦ 5. Подготовка и утверждение требований к ¦ I квартал ¦ Минрегион России ¦ ¦ содержанию и формам отчетности об ¦ 2011 г. ¦ ¦ ¦ осуществлении органами исполнительной ¦ ¦ ¦ ¦ власти переданных полномочий по ¦ ¦ ¦ ¦ обеспечению жилыми помещениями граждан, ¦ ¦ ¦ ¦ уволенных с военной службы (службы), и ¦ ¦ ¦ ¦ приравненных к ним лиц, а также порядка ¦ ¦ ¦ ¦ ее представления ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------------------+------------+-------------------+ ¦ 6. Подготовка и утверждение органами ¦ I квартал ¦ органы ¦ ¦ исполнительной власти субъектов ¦ 2011 г. ¦ государственной ¦ ¦ Российской Федерации законодательных ¦ ¦ власти субъектов ¦ ¦ актов, устанавливающих порядок ¦ ¦ Российской ¦ ¦ предоставления гражданам, уволенным с ¦ ¦ Федерации ¦ ¦ военной службы (службы), и приравненным ¦ ¦ ¦ ¦ к ним лицам жилых помещений в ¦ ¦ ¦ ¦ собственность бесплатно или по договору ¦ ¦ ¦ ¦ социального найма либо предоставления им ¦ ¦ ¦ ¦ единовременной денежной выплаты на ¦ ¦ ¦ ¦ приобретение или строительство жилого ¦ ¦ ¦ ¦ помещения ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------------------+------------+-------------------+ ¦ 7. Исследования рынка недвижимости с целью ¦ 2011 - ¦ Минрегион России ¦ ¦ предоставления гражданам - участникам ¦ 2015 годы ¦ ¦ ¦ подпрограммы информации о наличии жилья ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------------------+------------+-------------------+ ¦ 8. Совершенствование и внедрение системы ¦ 2011 - ¦ Минрегион России ¦ ¦ методического и программного ¦ 2013 годы ¦ ¦ ¦ обеспечения, предназначенной для учета ¦ ¦ ¦ ¦ граждан - участников подпрограммы, ¦ ¦ ¦ ¦ подготовки информационно-аналитических ¦ ¦ ¦ ¦ материалов, и организация контроля за ¦ ¦ ¦ ¦ выполнением подпрограммы ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------------------+------------+-------------------+ ¦ 9. Проведение разъяснительной работы по ¦ 2011 - ¦ Минрегион России ¦ ¦ вопросам реализации подпрограммы ¦ 2015 годы ¦ ¦ +-----------------------------------------------+------------+-------------------+ ¦ 10. Отбор уполномоченных организаций для ¦ 2011 - ¦ Минрегион России ¦ ¦ оказания услуг по приобретению жилого ¦ 2015 годы ¦ ¦ ¦ помещения (жилых помещений) экономкласса ¦ ¦ ¦ ¦ на первичном рынке жилья ¦ ¦ ¦ L-----------------------------------------------+------------+-------------------- Приложение N 2 к подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОДПРОГРАММЫ "ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЛЬЕМ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН, УСТАНОВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ (млн. рублей, с учетом прогноза цен на соответствующие годы) -----------------------------T-----------T------------------------------------------------------¬ ¦ Категория граждан ¦ 2011 - ¦ В том числе ¦ ¦ ¦ 2015 годы +----------T----------T----------T----------T----------+ ¦ ¦ - всего ¦ 2011 год ¦ 2012 год ¦ 2013 год ¦ 2014 год ¦ 2015 год ¦ +----------------------------+-----------+----------+----------+----------+----------+----------+ ¦ 1. Граждане, уволенные с ¦ 36130,18 ¦ 17572,15 ¦ 18558,03 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦ военной службы (службы), и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ приравненные к ним лица ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------+-----------+----------+----------+----------+----------+----------+ ¦ 2. Военнослужащие, ¦ 72682,57 ¦ 2197,81 ¦ 5488,08 ¦ 17767 ¦ 22720,1 ¦ 24509,58 ¦ ¦ сотрудники органов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ внутренних дел, подлежащие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ увольнению с военной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ службы (службы), и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ приравненные к ним лица ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------+-----------+----------+----------+----------+----------+----------+ ¦ 3. Вынужденные переселенцы ¦ 6393,1 ¦ 1192,9 ¦ 1259,71 ¦ 863 ¦ 1478,85 ¦ 1598,64 ¦ +----------------------------+-----------+----------+----------+----------+----------+----------+ ¦ 4. Граждане, подлежащие ¦ 1997 ¦ 25 ¦ 26,4 ¦ 1945,6 ¦ - ¦ - ¦ ¦ отселению с комплекса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ "Байконур" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------+-----------+----------+----------+----------+----------+----------+ ¦ 5. Граждане, подвергшиеся ¦ 24941,7 ¦ 737,2 ¦ 778,48 ¦ 5584,52 ¦ 8591 ¦ 9250,5 ¦ ¦ радиационному воздействию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вследствие катастрофы на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Чернобыльской АЭС, аварии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ на производственном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ объединении "Маяк", и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ приравненные к ним лица ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------+-----------+----------+----------+----------+----------+----------+ ¦ 6. Граждане, выезжающие из ¦ 33059,3 ¦ 6858,88 ¦ 5656,6 ¦ 2849 ¦ 8503,04 ¦ 9191,78 ¦ ¦ районов Крайнего Севера и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ приравненных к ним ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ местностей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------+-----------+----------+----------+----------+----------+----------+ ¦ Итого ¦ 175203,85 ¦ 28583,94 ¦ 31767,3 ¦ 29009,12 ¦ 41292,99 ¦ 44550,5 ¦ L----------------------------+-----------+----------+----------+----------+----------+----------- Приложение N 3 к подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы КОЛИЧЕСТВО СЕМЕЙ ГРАЖДАН, КОТОРЫЕ УЛУЧШАТ ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ "ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЛЬЕМ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН, УСТАНОВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ (семей) ---------------------------T---------T-----------------------------------------¬ ¦ Категория граждан ¦ 2011 - ¦ В том числе ¦ ¦ ¦ 2015 +--------T-------T-------T-------T--------+ ¦ ¦ годы - ¦ 2011 ¦ 2012 ¦ 2013 ¦ 2014 ¦ 2015 ¦ ¦ ¦ всего ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ +--------------------------+---------+--------+-------+-------+-------+--------+ ¦ 1. Граждане, уволенные с ¦ 20135 ¦ 10067 ¦ 10068 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦ военной службы (службы), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и приравненные к ним ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лица ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------+---------+--------+-------+-------+-------+--------+ ¦ 2. Военнослужащие, ¦ 34121 ¦ 1259 ¦ 2977 ¦ 8908 ¦ 10499 ¦ 10478 ¦ ¦ сотрудники органов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ внутренних дел, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ подлежащие увольнению с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ военной службы (службы), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и приравненные к ним ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лица ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------+---------+--------+-------+-------+-------+--------+ ¦ 3. Вынужденные ¦ 3799 ¦ 820 ¦ 820 ¦ 519 ¦ 820 ¦ 820 ¦ ¦ переселенцы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------+---------+--------+-------+-------+-------+--------+ ¦ 4. Граждане, подлежащие ¦ 1004 ¦ 14 ¦ 14 ¦ 976 ¦ - ¦ - ¦ ¦ отселению с комплекса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ "Байконур" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------+---------+--------+-------+-------+-------+--------+ ¦ 5. Граждане, ¦ 11569 ¦ 422 ¦ 422 ¦ 2800 ¦ 3970 ¦ 3955 ¦ ¦ подвергшиеся ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ радиационному ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воздействию вследствие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ катастрофы на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Чернобыльской АЭС, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аварии на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производственном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ объединении "Маяк", и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ приравненные к ним лица ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------+---------+--------+-------+-------+-------+--------+ ¦ 6. Граждане, выезжающие ¦ 16284 ¦ 3929 ¦ 3069 ¦ 1428 ¦ 3929 ¦ 3929 ¦ ¦ из районов Крайнего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Севера и приравненных к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ним местностей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------+---------+--------+-------+-------+-------+--------+ ¦ Итого ¦ 86912 ¦ 16511 ¦ 17370 ¦14631 ¦ 19218 ¦ 19182 ¦ L--------------------------+---------+--------+-------+-------+-------+--------- ПОДПРОГРАММА "СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ ПАСПОРТ подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы ------------------------------T------------------------------------------------¬ ¦ Наименование подпрограммы ¦ - подпрограмма "Стимулирование программ ¦ ¦ ¦ развития жилищного строительства субъектов ¦ ¦ ¦ Российской Федерации" федеральной целевой ¦ ¦ ¦ программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы ¦ +-----------------------------+------------------------------------------------+ ¦ Дата принятия решения о ¦ - распоряжение Правительства Российской ¦ ¦ разработке подпрограммы ¦ Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1996-р ¦ +-----------------------------+------------------------------------------------+ ¦ Государственный заказчик ¦ - Министерство регионального развития ¦ ¦ подпрограммы ¦ Российской Федерации ¦ +-----------------------------+------------------------------------------------+ ¦ Основной разработчик ¦ - Министерство регионального развития ¦ ¦ подпрограммы ¦ Российской Федерации ¦ +-----------------------------+------------------------------------------------+ ¦ Цель и задачи ¦ - цель подпрограммы - развитие массового ¦ ¦ подпрограммы ¦ строительства жилья экономкласса на ¦ ¦ ¦ территории Российской Федерации, ¦ ¦ ¦ отвечающего стандартам ценовой доступности, ¦ ¦ ¦ энергоэффективности и экологичности. ¦ ¦ ¦ Задачи подпрограммы: ¦ ¦ ¦ оказание содействия субъектам Российской ¦ ¦ ¦ Федерации в разработке и реализации ¦ ¦ ¦ программ развития жилищного строительства; ¦ ¦ ¦ координация поддержки жилищного ¦ ¦ ¦ строительства, оказываемой со стороны ¦ ¦ ¦ институтов развития (Федеральный фонд ¦ ¦ ¦ содействия развитию жилищного ¦ ¦ ¦ строительства, открытое акционерное ¦ ¦ ¦ общество "Агентство по ипотечному жилищному ¦ ¦ ¦ кредитованию", государственная корпорация - ¦ ¦ ¦ Фонд содействия реформированию жилищно- ¦ ¦ ¦ коммунального хозяйства, государственная ¦ ¦ ¦ корпорация "Банк развития и ¦ ¦ ¦ внешнеэкономической деятельности ¦ ¦ ¦ (Внешэкономбанк)"); ¦ ¦ ¦ стимулирование органов государственной ¦ ¦ ¦ власти субъектов Российской Федерации и ¦ ¦ ¦ органов местного самоуправления к ¦ ¦ ¦ проведению эффективной градостроительной ¦ ¦ ¦ политики, созданию условий для ¦ ¦ ¦ строительства жилья экономкласса, ¦ ¦ ¦ демонополизации и развитию конкуренции на ¦ ¦ ¦ рынке жилищного строительства; ¦ ¦ ¦ создание эффективных и устойчивых ¦ ¦ ¦ организационных и финансовых механизмов ¦ ¦ ¦ государственно-частного партнерства при ¦ ¦ ¦ строительстве жилья экономкласса ¦ +-----------------------------+------------------------------------------------+ ¦ Важнейшие целевые ¦ - к 2015 году: ¦ ¦ индикаторы и показатели ¦ годовой объем ввода жилья составит 90 млн. ¦ ¦ подпрограммы ¦ кв. метров; ¦ ¦ ¦ доля ввода жилья, соответствующего ¦ ¦ ¦ стандартам экономкласса, - 60 процентов; ¦ ¦ ¦ доля ввода малоэтажного жилья - 60 ¦ ¦ ¦ процентов ¦ +-----------------------------+------------------------------------------------+ ¦ Срок реализации ¦ - 2011 - 2015 годы ¦ ¦ подпрограммы ¦ ¦ +-----------------------------+------------------------------------------------+ ¦ Объем и источники ¦ - общий объем финансирования подпрограммы ¦ ¦ финансирования ¦ составит 42,13 млрд. рублей, в том числе: ¦ ¦ подпрограммы ¦ средства федерального бюджета - 21,07 млрд. ¦ ¦ ¦ рублей; ¦ ¦ ¦ средства бюджетов субъектов Российской ¦ ¦ ¦ Федерации и местных бюджетов - 21,07 млрд. ¦ ¦ ¦ рублей ¦ +-----------------------------+------------------------------------------------+ ¦ Ожидаемые конечные ¦ - предусмотренные меры поддержки региональных ¦ ¦ результаты реализации ¦ программ позволят обеспечить ввод 370 млн. ¦ ¦ подпрограммы, показатели ¦ кв. метров общей площади жилья в целом по ¦ ¦ социально-экономической ¦ Российской Федерации, ¦ ¦ эффективности ¦ в том числе: ¦ ¦ подпрограммы ¦ в 2011 году - 64 млн. кв. метров; ¦ ¦ ¦ в 2012 году - 67 млн. кв. метров; ¦ ¦ ¦ в 2013 году - 70 млн. кв. метров; ¦ ¦ ¦ в 2014 году - 79 млн. кв. метров; ¦ ¦ ¦ в 2015 году - 90 млн. кв. метров ¦ L-----------------------------+------------------------------------------------- I. Характеристика проблемы В 2006 - 2010 годах в рамках подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы реализовывались мероприятия, направленные на решение одной из основных проблем, сдерживающих увеличение объемов жилищного строительства, - отсутствие земельных участков, обустроенных инженерной инфраструктурой. В рамках указанной подпрограммы осуществлялась государственная поддержка: в 2007 году - 180 проектов жилищного строительства в 58 субъектах Российской Федерации и 22 экспериментальных проектов по комплексному освоению территорий в целях жилищного строительства в 17 субъектах Российской Федерации; в 2008 году - 208 проектов жилищного строительства в 53 субъектах Российской Федерации; в 2009 году - 56 проектов жилищного строительства в 19 субъектах Российской Федерации. Итоги реализации подпрограммы позволяют сделать вывод, что основными проблемами в сфере жилищного строительства наряду со все еще слабо развитой конкуренцией среди застройщиков и чрезмерными административными барьерами в отношении доступа застройщиков на рынок жилищного строительства, получения земельного участка и разрешения на строительство остаются проблемы отсутствия земельных участков, обустроенных инженерной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и реконструкцию инженерной инфраструктуры, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам инженерной инфраструктуры. Отрабатываемые механизмы, основанные на опережающем развитии инженерной инфраструктуры, позволяют обеспечить существенное увеличение темпов жилищного строительства и удовлетворения платежеспособного спроса населения на жилье, при этом реализация подпрограммы продемонстрировала недостаточность предусмотренных инструментов и механизмов для увеличения объемов жилищного строительства. С целью повышения доступности жилья развитие деятельности коммерческих застройщиков необходимо сочетать с поддержкой строительства жилья индивидуальными застройщиками и жилищными некоммерческими объединениями граждан. Формирование различных моделей государственно-частного партнерства в жилищном строительстве должно предусматривать не только использование механизмов по возмещению затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой (совокупность объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, обеспечивающих тепло-, газо-, электро- и водоснабжение, а также водоотведение и очистку сточных вод в границах территории муниципального образования) в целях жилищного строительства, но и использование механизмов поддержки развития социальной инфраструктуры микрорайонов массовой жилой застройки в целях комплексного решения проблемы. В 2004 - 2008 годах была продолжена работа по совершенствованию и принятию законодательных актов, в частности Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Федерального закона "О концессионных соглашениях". Указанные акты позволили сформировать законодательную базу для решения задач комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, развития застроенных территорий и обеспечения жилищного строительства инженерной инфраструктурой, распределить ответственность между органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса и застройщиками в вопросах обеспечения жилищного строительства инженерной и социальной инфраструктурой, а также создать законодательные предпосылки для формирования специализированного вида бизнеса, связанного с подготовкой земельных участков для строительства, включая жилищное строительство. Однако на практике реализация принципов, заложенных в этих актах, пока еще не получила достаточного распространения и требует использования дополнительных стимулов в виде государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Органы местного самоуправления, как правило, все еще не имеют генеральных планов и правил землепользования и застройки, программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры, основанных на зафиксированных в документах территориального планирования (генеральных планах) прогнозах роста потребления соответствующих ресурсов и услуг с учетом прогнозируемых объемов жилищного, промышленного и иных видов строительства. Существующая практика решения проблемы развития инженерной инфраструктуры в целях жилищного строительства и инженерно-технического обеспечения построенных объектов главным образом основана на установлении платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения и технологическое присоединение, а также на выполнении застройщиками технических условий для присоединения к этим системам, что влечет увеличение стоимости 1 кв. метра жилья. В подавляющем большинстве городов отсутствуют надежные механизмы финансирования и реализации проектов по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой, средства на строительство объектов социальной инфраструктуры, необходимые для обеспечения комплексного освоения и развития территорий. Банковский сектор не имеет необходимых инструментов, позволяющих с приемлемым уровнем риска кредитовать проекты развития инженерной и социальной инфраструктуры, что приводит к увеличению сроков и удорожанию стоимости строительства жилья. Кризис на кредитно-финансовом и строительном рынках, сокращение платежеспособного спроса населения на жилье в 2009 году поставили на повестку дня не только реализацию антикризисных мер, в том числе и в сфере жилищного строительства, но и необходимость создания условий для дальнейшего повышения доступности жилья для населения путем массового строительства жилья экономкласса (строительство малоэтажных жилых домов и многоквартирных домов, отвечающих стандартам и требованиям жилья экономкласса), обеспечивающего ценовую доступность и отвечающего современным стандартам энергоэффективности и экологичности. Кроме того, наряду с постоянным увеличением доли индивидуального жилищного строительства преобладающей формой строительства жилья застройщиками остается многоквартирное жилищное строительство. Слабо развиты современные экономичные и энергоэффективные технологии индустриального малоэтажного жилищного строительства. В рамках подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - подпрограмма) будут реализованы мероприятия, направленные на поддержку региональных программ развития жилищного строительства, в том числе: на комплексное градостроительное планирование территорий в целях массового строительства жилья; на развитие строительства жилья экономкласса, в первую очередь малоэтажного, которое отвечает современным стандартам энергоэффективности и экологичности и доступно гражданам со средним уровнем доходов; на развитие социальной инфраструктуры для строительства жилья экономкласса; на выделение в отдельный бизнес механизмов развития инженерной инфраструктуры на застраиваемых участках; на реализацию проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства; на упрощение порядка предоставления кредитов застройщикам, жилищным некоммерческим объединениям граждан, в том числе жилищно-строительным кооперативам, для обеспечения строительства жилья экономкласса, в том числе малоэтажного. В рамках подпрограммы будут отработаны новые механизмы государственно-частного партнерства при развитии застроенных или подлежащих застройке территорий в целях жилищного строительства. Подпрограмма должна обеспечить комплексный подход к формированию нового сегмента жилья экономкласса, решению проблем ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда и системной застройке городских территорий, а также способствовать более эффективному использованию бюджетных средств, выделяемых на эти цели. Задача устойчивого функционирования системы формирования рынка доступного жилья экономкласса определяет целесообразность использования программно-целевого метода, поскольку такая задача: носит межотраслевой и межведомственный характер и в современных экономических условиях не может быть решена без участия федерального центра; носит комплексный характер и ее решение окажет влияние на рост социального благополучия и общее экономическое развитие; не может быть решена в пределах одного финансового года и требует бюджетных расходов в течение нескольких лет. Вместе с тем применение программно-целевого метода к решению поставленных подпрограммой задач сопряжено с определенными рисками. Так, в процессе реализации подпрограммы возможны отклонения в достижении результатов из-за финансово-экономических изменений на рынке строительных материалов. II. Цель, задачи и срок реализации подпрограммы Целью подпрограммы является развитие массового строительства жилья экономкласса на территории Российской Федерации, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности. Для достижения цели подпрограммы необходимо решить следующие задачи: оказание содействия субъектам Российской Федерации в разработке и реализации региональных программ развития жилищного строительства; координация поддержки жилищного строительства со стороны таких институтов развития, как открытое акционерное общество "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"; стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к активному проведению эффективной градостроительной политики, созданию условий для строительства жилья экономкласса, демонополизации и развитию конкуренции на рынке жилищного строительства; создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов государственно-частного партнерства при строительстве жилья экономкласса. В целях формирования комфортной городской среды и среды сельских поселений мероприятия региональных программ должны быть направлены на стимулирование градостроительной и строительной деятельности, отвечающей современным требованиям архитектурно-пространственной организации, задачам улучшения состояния окружающей среды, мировым экологическим стандартам, в том числе необходимости обеспечения полноценной жизнедеятельности маломобильных групп населения, пенсионеров и инвалидов, благоустройства мест пребывания детей с родителями, повышения безопасности граждан и снижения вандализма, формирования условий для реализации культурной и досуговой деятельности граждан. Срок реализации подпрограммы - 2011 - 2015 годы. Условиями досрочного прекращения реализации подпрограммы являются досрочное достижение цели и выполнение задач подпрограммы, а также изменение направлений государственной жилищной политики. III. Перечень мероприятий подпрограммы В рамках подпрограммы будут реализованы мероприятия по предоставлению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации, которые могут быть использованы: на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями или юридическими лицами в кредитных организациях на цели обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья экономкласса; на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями или юридическими лицами в кредитных организациях на реконструкцию и (или) строительство новых энергоэффективных предприятий строительной индустрии, выпускающих энергоэффективные и энергосберегающие строительные материалы, конструкции и изделия; на строительство (реконструкцию) объектов социальной инфраструктуры в рамках реализации проектов по комплексному развитию территорий, предусматривающих строительство жилья экономкласса; на строительство автомобильных дорог в новых микрорайонах массовой малоэтажной и многоквартирной застройки жильем экономкласса. Кроме того, в рамках подпрограммы могут быть осуществлены мероприятия по предоставлению государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства на строительство объектов инфраструктуры на земельных участках для их комплексного освоения в целях строительства жилья экономкласса (далее - государственные гарантии Российской Федерации). Объемы государственных гарантий Российской Федерации будут предусматриваться федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год в рамках программы государственных внутренних заимствований Российской Федерации. Формы государственной поддержки, предусмотренные подпрограммой, будут предоставляться при условии реализации на территории субъекта Российской Федерации региональной программы развития жилищного строительства, предусматривающей введение упрощенного порядка предоставления земельных участков под малоэтажное жилищное строительство, разработку документов территориального планирования, комплексное развитие коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства, развитие социальной инфраструктуры для строительства жилья экономкласса, стимулирование частной инициативы граждан в жилищном строительстве, формирование условий для создания жилищных некоммерческих объединений граждан, в том числе жилищно-строительных кооперативов, развитие местной строительной индустрии и промышленности строительных материалов, реализацию проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, осуществление мероприятий по обеспечению жильем семей, имеющих право воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала в целях улучшения жилищных условий, а также строительство жилья экономкласса, в том числе малоэтажного, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности (далее - региональные программы). Организационные мероприятия в рамках подпрограммы будут направлены: на создание условий для снижения административных барьеров в жилищном строительстве, развитие конкуренции и расширение доступа застройщиков к кредитным ресурсам, реализацию мер в области градостроительного и антимонопольного контроля; на содействие внедрению организационных механизмов комплексного развития коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры городских округов и городских поселений, необходимых для обеспечения жилищного строительства; на внедрение организационных механизмов привлечения кредитных и инвестиционных средств для реализации проектов. Организационные мероприятия не потребуют выделения дополнительных средств федерального бюджета. Успешная реализация подпрограммы в значительной степени будет зависеть от методической помощи, которая будет оказываться на федеральном уровне органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в целях реализации проектов. В рамках подпрограммы будут разработаны: методические рекомендации и требования по разработке и реализации региональных программ; методика оценки соответствия жилых помещений стандартам жилья экономкласса и их доступности для различных доходных групп населения. Перечень основных мероприятий по реализации подпрограммы приведен в приложении N 1. IV. Ресурсное обеспечение подпрограммы Общий объем финансирования подпрограммы в 2011 - 2015 годах составит 42,13 млрд. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 21,07 млрд. рублей; средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 21,07 млрд. рублей. Объем финансирования подпрограммы приведен в приложении N 2. При распределении средств поддержки по годам учитывался прирост объема ввода жилья, планируемый через 2 года, и возможности федерального бюджета. V. Механизм реализации подпрограммы Предусмотренные подпрограммой меры поддержки предоставляются на реализацию региональных целевых программ с учетом их ежегодной оценки достижения показателей. Финансовые механизмы реализации мероприятий подпрограммы, предусматривающие возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, направлены в первую очередь на привлечение банковских кредитных ресурсов для финансирования проектов по развитию инженерной инфраструктуры, реконструкции и (или) строительства новых энергоэффективных предприятий строительной индустрии в целях жилищного строительства. Заемщиками при реализации таких проектов могут выступать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические лица, в том числе организации коммунального комплекса и Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства. Возврат кредитов, предоставленных на реализацию таких проектов, может быть обеспечен за счет различных источников, в том числе от продажи земельных участков (уступки прав по договорам аренды земельных участков), установления прозрачного и регулируемого тарифа на подключение к системам инженерной инфраструктуры, продажи или предоставления внаем жилья, построенного в рамках проектов. Финансовые механизмы реализации мероприятий подпрограммы, предусматривающие развитие социальной инфраструктуры и обеспечение автомобильными дорогами, направлены на поддержку исполнения полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации проектов жилищного строительства, осуществляемых в рамках региональных программ. Организационные механизмы подпрограммы направлены на четкое разграничение ответственности между участниками развития территорий в целях жилищного строительства и ориентированы на рыночные инструменты решения проблемы, что позволит минимизировать инвестиционные риски, удешевить стоимость кредитования и других затрат на строительство и обеспечить строительство жилья ценовой категории, отвечающей стандартам жилья экономкласса. В зависимости от конкретной ситуации исполнителями реализации мероприятий в рамках региональных программ могут выступать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления или юридические лица, в том числе застройщики, инвесторы, организации коммунального комплекса, банки, государственные институты развития и некоммерческие объединения граждан, в том числе жилищно-строительные кооперативы. При этом жилье экономкласса, построенное в рамках реализации региональных программ, будет использоваться для обеспечения жильем молодых семей в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, граждан, получающих государственную поддержку на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. Кроме того, построенное жилье экономкласса в рамках подпрограммы также будет приобретаться гражданами за счет собственных и заемных средств, в том числе с привлечением ипотечных жилищных кредитов. Если после завершения строительства объектов инженерной инфраструктуры эти объекты переходят в государственную или муниципальную собственность, то при реализации проекта в целях снижения общих затрат на жилищное строительство и снижения стоимости приобретаемого гражданами жилья экономкласса рекомендуется установление условий и порядка выкупа таких объектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, и (или) местных бюджетов, и (или) за счет организаций коммунального комплекса. В рамках реализации региональных программ необходимо обеспечить осуществление контроля за подключением построенных объектов к сетям инженерной инфраструктуры на заранее определенных условиях, включая размер платы застройщика за подключение в соответствии с установленными тарифами и согласованным объемом мощности, а также обеспечение строительства (реконструкции) сетей и объектов инженерной инфраструктуры за пределами границ территорий, на которых реализуются проекты, обеспечивающих предоставление ресурсов, необходимых для построенных в границах территорий объектов капитального строительства. Строительство и реконструкцию объектов социальной и дорожной инфраструктуры обеспечивают субъект Российской Федерации и муниципалитет. В рамках подпрограммы будут также отработаны различные механизмы развития инженерной инфраструктуры, находящейся в муниципальной собственности, частными операторами объектов инженерной инфраструктуры на основе договоров аренды, концессии и других договоров. Предполагается также развитие специальной рыночной деятельности, связанной с освоением и развитием территорий, предназначенных для жилищного строительства, в том числе с обустройством таких территорий инженерной инфраструктурой. При реализации региональной программы необходимо учитывать документы территориального планирования (генеральные планы), текущие и среднесрочные прогнозы жилищного строительства на территории муниципального образования, инвестиционные программы естественных монополий в энергетике, топливном комплексе, программы комплексного развития систем инженерной инфраструктуры муниципальных образований и инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию системы инженерной инфраструктуры. Порядок отбора субъектов Российской Федерации в целях оказания государственной поддержки в рамках подпрограммы будет устанавливаться государственным заказчиком в соответствии с требованиями подпрограммы. Предполагается, что отбор субъектов Российской Федерации, реализующих региональные программы, для участия в подпрограмме будет проводиться формируемой государственным заказчиком конкурсной комиссией, которая осуществляет свою деятельность в рамках подпрограммы. Максимальное число субъектов Российской Федерации - участников подпрограммы будет определено государственным заказчиком подпрограммы до проведения конкурсного отбора на предоставление субсидий с учетом объемов выделенных на текущий год субсидий из федерального бюджета и указано в конкурсной документации. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется осуществлять подготовку региональных программ, предусматривая в них реализацию мер, направленных на снижение административных барьеров, демонополизацию и развитие конкуренции на рынке жилищного строительства, комплексное развитие инженерной, социальной и дорожной инфраструктуры, а также учитывая выполнение требований по разработке и принятию на муниципальном уровне необходимых нормативных документов и реализацию следующих основных мероприятий: утверждение генерального плана городского округа или городского, сельского поселения; утверждение правил землепользования и застройки городского округа или городского, сельского поселения; утверждение документации по планировке территорий, предназначенных для жилищного строительства; принятие программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; подключение к сетям инженерно-технического обеспечения на основе утвержденного тарифа. Заявка от субъекта Российской Федерации, который имеет намерение участвовать в подпрограмме, должна содержать письменное обязательство субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых будут реализовываться региональные программы, а также обеспечить достижение установленных значений ввода жилья в эксплуатацию. Финансовая поддержка реализации региональных программ за счет средств федерального бюджета будет осуществляться в виде предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации. Правила предоставления таких субсидий приведены в приложении N 3. VI. Оценка социально-экономической эффективности подпрограммы Создание рыночных механизмов финансирования проектов освоения и развития территорий в целях жилищного строительства и внедрение стандартов строительства жилья экономкласса позволят увеличить объем жилищного строительства и снизить его стоимость, что, в свою очередь, повысит доступность жилья экономкласса для населения. Оценка социально-экономической эффективности подпрограммы будет производиться на основе соответствующих целевых индикаторов и индикаторов оценки, установленных федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы по направлению "Развитие жилищного строительства", которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики. Система индикаторов обеспечит мониторинг реализации подпрограммы за отчетный период с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий. Мониторинг реализации подпрограммы будет проводиться в субъектах Российской Федерации ежегодно с представлением информации о достигнутых результатах государственному заказчику до 1 февраля года, следующего за отчетным. Успешная реализация подпрограммы позволит обеспечить: увеличение общего объема годового ввода жилья до 90 млн. кв. метров; формирование сегмента строительства жилья экономкласса, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности, и увеличение доли ввода жилья экономкласса до 60 процентов общего объема ввода жилья; увеличение доли годового ввода малоэтажного жилья до 60 процентов общего объема ввода жилья; принятие правил землепользования и застройки в городах с населением более 50 тысяч человек до 2012 года; развитие первичного рынка жилья и стабилизацию цен на жилье на доступном для населения и экономически обоснованном уровне; формирование эффективных механизмов регулирования градостроительной деятельности и развития инженерной, социальной и дорожной инфраструктуры; увеличение частных инвестиций и кредитных средств, направляемых в жилищное строительство. Приложение N 1 к подпрограмме "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ "СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ -------------------------------------T---------------------T-------------------¬ ¦ ¦ Срок исполнения ¦ Ответственные ¦ ¦ ¦ ¦ исполнители ¦ +------------------------------------+---------------------+-------------------+ ¦ 1. Утверждение порядка отбора ¦ I квартал ¦ Минрегион России ¦ ¦ субъектов Российской Федерации ¦ 2011 г. ¦ ¦ ¦ в целях оказания ¦ ¦ ¦ ¦ государственной поддержки в ¦ ¦ ¦ ¦ рамках подпрограммы ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+---------------------+-------------------+ ¦ 2. Утверждение формы соглашения о ¦ I квартал ¦ Минрегион России ¦ ¦ предоставлении субсидий в ¦ 2011 г. ¦ ¦ ¦ рамках подпрограммы, ¦ ¦ ¦ ¦ заключаемого государственным ¦ ¦ ¦ ¦ заказчиком подпрограммы с ¦ ¦ ¦ ¦ высшим исполнительным органом ¦ ¦ ¦ ¦ государственной власти субъекта ¦ ¦ ¦ ¦ Российской Федерации ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+---------------------+-------------------+ ¦ 3. Оценка эффективности ¦ ежегодно ¦ Минрегион России ¦ ¦ использования субъектами ¦ ¦ ¦ ¦ Российской Федерации в отчетном ¦ ¦ ¦ ¦ финансовом году субсидий, ¦ ¦ ¦ ¦ предоставляемых в рамках ¦ ¦ ¦ ¦ подпрограммы ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+---------------------+-------------------+ ¦ 4. Утверждение стандарта ценовой ¦ ежегодно ¦ Минрегион России ¦ ¦ доступности ¦ ¦ ¦ ¦ 1 кв. метра общей площади ¦ ¦ ¦ ¦ жилого помещения, относящегося ¦ ¦ ¦ ¦ к жилью экономкласса, в ¦ ¦ ¦ ¦ субъектах Российской Федерации ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+---------------------+-------------------+ ¦ 5. Разработка методики оценки ¦ 2011 год ¦ Минрегион России ¦ ¦ соответствия жилых помещений ¦ ¦ ¦ ¦ стандартам жилья экономкласса ¦ ¦ ¦ ¦ и их доступности для групп ¦ ¦ ¦ ¦ населения с различными ¦ ¦ ¦ ¦ доходами ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+---------------------+-------------------+ ¦ 6. Подготовка региональных ¦ ежегодно ¦ органы ¦ ¦ программ развития жилищного ¦ ¦ исполнительной ¦ ¦ строительства ¦ ¦ власти субъектов ¦ ¦ ¦ ¦ Российской ¦ ¦ ¦ ¦ Федерации, органы ¦ ¦ ¦ ¦ местного ¦ ¦ ¦ ¦ самоуправления ¦ +------------------------------------+---------------------+-------------------+ ¦ 7. Отбор субъектов Российской ¦ ежегодно в течение ¦ Минрегион России ¦ ¦ Федерации для участия в ¦ 4 месяцев после ¦ ¦ ¦ подпрограмме ¦ вступления в ¦ ¦ ¦ ¦ действие ¦ ¦ ¦ ¦ федерального закона ¦ ¦ ¦ ¦ о федеральном ¦ ¦ ¦ ¦ бюджете ¦ ¦ +------------------------------------+---------------------+-------------------+ ¦ 8. Контроль, мониторинг и оценка ¦ ежегодно ¦ Минрегион России ¦ ¦ реализации региональных ¦ ¦ ¦ ¦ программ развития жилищного ¦ ¦ ¦ ¦ строительства ¦ ¦ ¦ L------------------------------------+---------------------+-------------------- Приложение N 2 к подпрограмме "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОДПРОГРАММЫ "СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ (млн. рублей, с учетом прогноза цен на соответствующие годы) --------------------------T-----------T----------------------------------------------¬ ¦ Источники и ¦ 2011 - ¦ В том числе ¦ ¦ направления ¦ 2015 годы +---------T---------T----------T-------T-------+ ¦ финансирования ¦ - всего ¦ 2011 ¦ 2012 ¦ 2013 ¦ 2014 ¦ 2015 ¦ ¦ ¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ +-------------------------+-----------+---------+---------+----------+-------+-------+ ¦ Субсидии из ¦ 21066,75 ¦ 3515,36 ¦ 579,81 ¦ 5285,58 ¦ 5608 ¦ 6078 ¦ ¦ федерального бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бюджетам субъектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Российской Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ на реализацию программ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развития жилищного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ строительства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ субъектов Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------+-----------+---------+---------+----------+-------+-------+ ¦ Средства бюджетов ¦ 21066,75 ¦ 3515,36 ¦ 579,81 ¦ 5285,58 ¦ 5608 ¦ 6078 ¦ ¦ субъектов Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Федерации и местных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бюджетов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------+-----------+---------+---------+----------+-------+-------+ ¦ Итого ¦ 42133,5 ¦ 7030,72 ¦ 1159,62 ¦ 10571,16 ¦ 11216 ¦ 12156 ¦ L-------------------------+-----------+---------+---------+----------+-------+-------- Приложение N 3 к подпрограмме "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Настоящие Правила определяют порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, прошедших ежегодный конкурсный отбор, на реализацию мероприятий региональных целевых программ развития жилищного строительства (далее - субсидии). 2. Субсидии предоставляются Министерством регионального развития Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству регионального развития Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил. 3. Субсидии используются: а) на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями или юридическими лицами в кредитных организациях на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья экономкласса; б) на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и (или) юридическими лицами в кредитных организациях на реконструкцию и (или) строительство энергоэффективных предприятий строительной индустрии, выпускающих энергоэффективные и энергосберегающие строительные материалы, конструкции и изделия; в) на строительство (реконструкцию) объектов социальной инфраструктуры в рамках реализации проектов по комплексному развитию территорий, предусматривающих строительство жилья экономкласса; г) на строительство автомобильных дорог в новых микрорайонах массовой малоэтажной и многоквартирной застройки жильем экономкласса. 4. Условиями допуска субъектов Российской Федерации к участию в отборе является наличие региональной целевой программы, утвержденной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, предусматривающей в том числе следующие мероприятия: а) введение упрощенного порядка предоставления земельных участков под малоэтажное жилищное строительство; б) разработка документов территориального планирования; в) комплексное развитие коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства; г) развитие социальной инфраструктуры для строительства жилья экономкласса; д) стимулирование частной инициативы граждан в жилищном строительстве; е) формирование условий для создания жилищных некоммерческих объединений граждан, включая жилищно-строительные кооперативы; ж) развитие местной строительной индустрии и промышленности строительных материалов; з) реализация проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства; и) осуществление мероприятий по обеспечению жильем семей, имеющих право воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий; к) строительство жилья экономкласса, в том числе малоэтажного, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности. 5. Для участия в конкурсном отборе высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет в Министерство регионального развития Российской Федерации заявку на участие в конкурсном отборе по форме, утверждаемой указанным Министерством (далее - заявка). 6. При планировании направления субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, указанных в подпунктах "в" и "г" пункта 3 настоящих Правил, или на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации на софинансирование таких объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов, субъекты Российской Федерации дополнительно представляют одновременно с заявкой следующие документы и сведения в отношении каждого объекта капитального строительства: а) наименование объекта капитального строительства; б) мощность объекта капитального строительства, подлежащего вводу в эксплуатацию; в) срок ввода в эксплуатацию; г) размер бюджетных ассигнований федерального бюджета, планируемых к направлению на объект капитального строительства; д) копия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации (в случае, если проведение такой экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным); е) документы об утверждении проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации; ж) копия положительного заключения о достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства; з) титульные списки вновь начинаемых и переходящих объектов капитального строительства, утвержденные заказчиком; и) копии документов, подтверждающих направление собственных, заемных и других средств на финансирование объекта капитального строительства; к) документ, содержащий результаты оценки эффективности использования бюджетных средств, направляемых на капитальные вложения. 7. Перечень объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и объектов капитального строительства муниципальной собственности, финансирование которых осуществляется за счет субсидии в текущем финансовом году в рамках подпрограммы, согласовывается с Министерством экономического развития Российской Федерации и утверждается Министерством регионального развития Российской Федерации. 8. Оценка заявок осуществляется по методике, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации, и основывается на следующих основных критериях оценки региональных программ развития жилищного строительства: а) увеличение годового объема ввода жилья, измеряемое в процентах показателя предыдущего года; б) увеличение доли ввода жилья экономкласса в общем объеме вводимого жилья, измеряемое в процентах показателя предыдущего года; в) снижение доли ветхого и аварийного жилья в жилищном фонде, измеряемое в процентах показателя предыдущего года; г) увеличение доли ввода малоэтажного жилья в общем объеме вводимого жилья, измеряемое в процентах показателя предыдущего года. 9. Министерство регионального развития Российской Федерации определяет сроки и порядок проведения конкурсного отбора на предоставление субсидии, в том числе разрабатывает следующие документы: а) требования к региональным программам развития жилищного строительства с учетом положений настоящих Правил; б) формы заявок и требования к их составлению; в) критерии дисквалификации; г) методику оценки заявок, в том числе методику оценки выполнения плана использования субсидии; д) условия проведения отбора субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящих Правил; е) порядок утверждения результатов конкурсного отбора. 10. Документы, указанные в пункте 9 настоящих Правил, размещаются на официальном сайте Министерства регионального развития Российской Федерации в сети Интернет не позднее 30 календарных дней до даты объявления о проведении конкурсного отбора субъектов Российской Федерации. 11. Субсидии распределяются между бюджетами субъектов Российской Федерации, отобранными для предоставления субсидий, на следующих условиях: а) 50 процентов общего размера субсидий, предусмотренных в федеральном бюджете на очередной финансовый год, пропорционально объему ввода жилья по субъектам Российской Федерации за предыдущий год; б) 50 процентов - пропорционально показателям оценок заявок. 12. Распределение субсидий между субъектами Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации. 13. Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидий на реализацию мероприятий региональных целевых программ по каждому из направлений расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, указанных в пункте 3 настоящих Правил, определяется по формуле: Уi = Уm / РБОi, где: Уi - уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидий на реализацию региональных программ по каждому из направлений расходов бюджетов субъектов Российской Федерации; Уm - средний уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидий на реализацию региональных программ устанавливается по направлениям расходов бюджетов субъектов Российской Федерации в значении 0,8 применительно к расходам, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 3 настоящих Правил, а применительно к расходам по направлениям, указанным в подпунктах "в" и "г" пункта 3 настоящих Правил, - 0,3; РБОi - уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год, рассчитанный в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации". Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации по каждому из направлений расходов субъектов Российской Федерации, указанных в пункте 3 настоящих Правил, не может быть выше 95 процентов и ниже 5 процентов расходного обязательства. В случае невыполнения субъектом Российской Федерации условий по софинансированию субсидии, предоставляемые бюджету субъекта Российской Федерации, подлежат сокращению до соответствующего уровня софинансирования. 14. Эффективность использования субсидии оценивается Министерством регионального развития Российской Федерации на основании сравнения следующих показателей: а) фактически достигнутый годовой объем ввода жилья, измеряемый в кв. метрах общей площади жилья, по сравнению с запланированным объемом, указанным в заявке; б) фактически достигнутая доля ввода жилья экономкласса, измеряемая в процентах годового объема ввода жилья, по сравнению с запланированной долей, указанной в заявке; в) фактически достигнутая доля ветхого и аварийного жилья в жилищном фонде, измеряемая в процентах общей площади жилищного фонда, по сравнению с запланированной долей, указанной в заявке; г) фактически достигнутая доля ввода малоэтажного жилья, измеряемая в процентах годового объема ввода жилья, по сравнению с запланированной долей, указанной в заявке. 15. В случае если в отчетном году субъектом Российской Федерации не достигнуты показатели эффективности использования субсидии, указанные в заявке, в следующем году субъект Российской Федерации к конкурсному отбору для предоставления субсидии не допускается. 16. В случае сокращения объема субсидии из-за невыполнения субъектом Российской Федерации условий по софинансированию в текущем финансовом году или отсутствия потребности в субсидии в утвержденном на текущий финансовый год объеме эти средства перераспределяются (при наличии потребности) между другими субъектами Российской Федерации, имеющими право на их получение, в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил. Указанное перераспределение утверждается Правительством Российской Федерации. 17. Предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий подпрограммы осуществляется посредством заключения между государственным заказчиком подпрограммы - Министерством регионального развития Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета, форму которого утверждает Министерство регионального развития Российской Федерации. 18. Соглашение, указанное в пункте 17 настоящих Правил, должно содержать следующие положения: а) целевое назначение субсидии; б) сведения о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации; в) сведения об объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на финансирование расходного обязательства субъекта Российской Федерации, с учетом установленного уровня софинансирования; г) план использования субсидии, предоставленный в составе заявки и скорректированный с учетом утвержденного размера субсидии; д) значения целевых показателей эффективности использования субсидии; е) обязательство по достижению значений показателей эффективности использования субсидий; ж) обязательство о представлении высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации отчетов об исполнении обязательств, вытекающих из соглашения, в том числе о достигнутых значениях показателей эффективности использования субсидии; з) последствия недостижения субъектом Российской Федерации установленных значений показателей эффективности использования субсидий; и) сроки, форма и порядок представления отчетности об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия; к) ответственность сторон за нарушение условий соглашения; л) иные условия, регулирующие порядок предоставления субсидии. 19. Перечисление субсидий в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации. 20. Не использованный на 1 января текущего финансового года остаток субсидии, предоставленной в истекшем финансовом году, потребность в котором отсутствует, подлежит возврату в федеральный бюджет уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за которым в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами закреплены источники доходов бюджета субъекта Российской Федерации по возврату остатков целевых средств, в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период. В случае если неиспользованный остаток субсидий не перечислен в доход федерального бюджета, этот остаток средств подлежит взысканию в доход федерального бюджета в установленном порядке. 21. При наличии потребности в остатке субсидий, не использованном в истекшем финансовом году, указанный остаток в соответствии с решением Министерства регионального развития Российской Федерации может быть использован субъектом Российской Федерации в очередном финансовом году на те же цели в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации для осуществления расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии. 22. Субсидия в случае ее нецелевого использования подлежит взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. 23. Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Министерством регионального развития Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора. |