ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ В ЧАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ. Приказ. Министерство образования и науки РФ. 28.12.10 2106

                ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
        К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ В ЧАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
                      ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ

                                ПРИКАЗ

                 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
                                   
                          28 декабря 2010 г. 
                                N 2106
     
                                 (Д)
                                   
    
     В   соответствии   с  пунктом  5.2.58  Положения  о  Министерстве
образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением
Правительства  Российской  Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст.
3350), приказываю:
     Утвердить  прилагаемые  федеральные  требования к образовательным
учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.
    
Министр
                                                          А.А.ФУРСЕНКО
28 декабря 2010 г. 
N 2106
    
Зарегистрировано в Минюсте РФ 
2 февраля 2011 г. 
N 19676
    
    
                                                            Приложение
                                                                      
                                                            Утверждены
                                     Приказом Министерства образования
                                          и науки Российской Федерации
                                                  от 9 декабря 2010 г. 
                                                                N 1639
                                                                      
                         ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
         К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ В ЧАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
                       ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ
                                   
     1.  Федеральные  требования к образовательным учреждениям в части
охраны   здоровья  обучающихся,  воспитанников  (далее  -  Требования)
представляют   собой   систему   необходимых  условий,  обеспечивающих
сохранение   и  укрепление  физического  и  психологического  здоровья
обучающихся, воспитанников.
     2.  Образовательное  учреждение  создает  условия,  гарантирующие
охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
     3. Требования сформированы с учетом факторов, оказывающих влияние
на состояние здоровья обучающихся, воспитанников:
     социальные,  экономические  и  экологические  условия  окружающей
действительности;
     факторы  риска,  имеющие  место  в  образовательных  учреждениях,
которые приводят к ухудшению здоровья обучающихся, воспитанников;
     фактор  значительного  временного  разрыва  между  воздействием и
негативным популяционным сдвигом в здоровье обучающихся, воспитанников
и всего населения страны в целом;
     система    знаний,   установок,   правил   поведения,   привычек,
формируемых у обучающихся, воспитанников в процессе обучения;
     особенности   отношения   обучающихся,   воспитанников  к  своему
здоровью,  существенно отличающиеся от таковых у взрослых, связанные с
отсутствием   у   них  опыта  "нездоровья"  (за  исключением  детей  с
хроническими заболеваниями), неспособностью прогнозировать последствия
своего  отношения  к здоровью, невосприятием деятельности, связанной с
укреплением  здоровья  и профилактикой его нарушений, как актуальной и
значимой.
     4. Настоящие Требования включают восемь групп требований:
     1)   целостность   системы   формирования  культуры  здорового  и
безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
     2)   соответствие   инфраструктуры   образовательного  учреждения
условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников;
     3) рациональная организация образовательного процесса;
     4)  организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой
работы в образовательном учреждении;
     5)  организация  системы просветительской и методической работы с
участниками   образовательного   процесса   по  вопросам  здорового  и
безопасного образа жизни;
     6)  организация  профилактики  употребления психоактивных веществ
обучающимися, воспитанниками;
     7)   комплексное   сопровождение  системы  формирования  культуры
здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
     8)  мониторинг  сформированности культуры здорового и безопасного
образа жизни обучающихся, воспитанников.
     5.   Требования   к  целостности  системы  формирования  культуры
здорового   и  безопасного  образа  жизни  обучающихся,  воспитанников
включают:
     1)   системность   деятельности  по  вопросам  здоровьесбережения
(отражение   в  основной  образовательной  программе  образовательного
учреждения,  уставе  и  локальных  актах  образовательного  учреждения
направлений   деятельности,  обеспечивающих  сохранение  и  укрепление
здоровья, безопасный образ жизни обучающихся, воспитанников);
     2)   взаимодействие   образовательного   учреждения   с  органами
исполнительной    власти,   правоохранительными   органами,   научными
учреждениями,    учреждениями   дополнительного   образования   детей,
культуры,  физической  культуры  и  спорта,  здравоохранения и другими
заинтересованными   организациями  по  вопросам  охраны  и  укрепления
здоровья, безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
     3)   преемственность   и   непрерывность   обучения  здоровому  и
безопасному  образу  жизни  (здоровью)  на различных ступенях, уровнях
образования;
     4)   комплексный   подход  в  оказании  психолого-педагогической,
медико-социальной     поддержки     различных    групп    обучающихся,
воспитанников;
     5)   непрерывность   отслеживания  сформированности  здорового  и
безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.
     6.  Требования  к  соответствию  инфраструктуры  образовательного
учреждения   условиям  здоровьесбережения  обучающихся,  воспитанников
включают:
     1)  соответствие  состояния  и  содержания  территории,  здания и
помещений,  а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации,
вентиляции,  освещения)  требованиям  санитарных  правил,  требованиям
пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения;
     2)   наличие   и  необходимое  оснащение  помещений  для  питания
обучающихся,  воспитанников, а также для хранения и приготовления пищи
в соответствии с требованиями санитарных правил;
     3) оснащение учебных кабинетов, спортивных сооружений необходимым
оборудованием  и  инвентарем  в соответствии с требованиями санитарных
правил   для   освоения   основных  и  дополнительных  образовательных
программ;
     4)  обеспечение  учебных  кабинетов,  спортивных  залов  и других
помещений  для  пребывания  обучающихся,  воспитанников естественной и
искусственной  освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии
с требованиями санитарных правил;
     5)  оснащение  в  соответствии  с  требованиями санитарных правил
помещений   для   работы   медицинского  персонала  оборудованием  для
проведения  профилактических  осмотров,  профилактических  мероприятий
различной    направленности,    иммунизации,   первичной   диагностики
заболеваний, оказания первой медицинской помощи;
     6)    наличие    в    учебных   помещениях   здоровьесберегающего
оборудования,  используемого в профилактических целях, информационного
оборудования   по  безопасности  жизнедеятельности  в  соответствии  с
требованиями санитарных правил;
     7)   наличие   в   образовательном  учреждении  квалифицированных
специалистов,   обеспечивающих  проведение  оздоровительной  работы  с
обучающимися,    воспитанниками    (медицинские   работники,   учителя
(преподаватели)  физической  культуры,  логопеды,  психологи, педагоги
дополнительного образования, социальные педагоги, тьюторы);
     8)    сформированность   культуры   здоровья   педагогических   и
научно-педагогических  работников образовательного учреждения (наличие
знаний  и умений по вопросам использования здоровьесберегающих методов
и технологий; здоровьесберегающий стиль общения; образ жизни и наличие
ответственного отношения к собственному здоровью).
     7.   Требования   к   рациональной  организации  образовательного
процесса содержат:
     1) включение в основную общеобразовательную программу разделов по
формированию  культуры здорового и безопасного образа жизни, включение
в  основную профессиональную образовательную программу учебных модулей
по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни;
     2)    реализацию    дополнительных    образовательных   программ,
ориентированных  на  формирование ценности здоровья и здорового образа
жизни,  которые могут быть реализованы как в урочной (аудиторной), так
и во внеурочной (внеаудиторной) деятельности;
     3)  наличие  и  реализацию проектов (целевая программа, программа
экспериментальной работы) спортивно-оздоровительной направленности;
     4)   соблюдение  санитарных  норм,  предъявляемых  к  организации
образовательного  процесса  (объем  нагрузки  по реализации основных и
дополнительных  образовательных  программ,  время  на  самостоятельную
учебную  работу, время отдыха, удовлетворение потребностей обучающихся
в двигательной активности), в том числе при введении в образовательный
процесс педагогических инноваций;
     5)   использование   форм,   методов   обучения   и   воспитания,
педагогических   технологий,   адекватных  возрастным  возможностям  и
особенностям обучающихся, воспитанников;
     6)  использование  в образовательном процессе здоровьесберегающих
приемов, методов, форм, технологий;
     7)   соблюдение  норм  двигательной  активности  при  организации
образовательного  процесса  в  соответствии  с требованиями санитарных
правил;
     8)  соблюдение здоровьесберегающего режима обучения и воспитания,
в   том   числе   при   использовании  технических  средств  обучения,
информационно-коммуникационных    технологий,    в    соответствии   с
требованиями санитарных правил;
     9)   учет   индивидуальных   особенностей  развития  обучающихся,
воспитанников при организации образовательного процесса;
     10)    обеспечение    благоприятных    психологических    условий
образовательной  среды  (демократичность  и  оптимальная интенсивность
образовательной   среды,   благоприятный  эмоционально-психологический
климат,  содействие  формированию у обучающихся адекватной самооценки,
познавательной мотивации).
     8.   Требования   к  организации  физкультурно-оздоровительной  и
спортивно-массовой работы в образовательном учреждении включают:
     1)     организацию    физкультурно-оздоровительной    работы    с
обучающимися, воспитанниками всех групп здоровья;
     2)  организацию  занятий по лечебной физкультуре для обучающихся,
воспитанников в соответствии с медицинскими показаниями по результатам
медицинского профилактического осмотра;
     3)  выполнение  комплекса  упражнений во время регламентированных
перерывов  для  снижения  нервно-эмоционального  напряжения, утомления
зрительного  анализатора, устранения влияния гиподинамии, гипокинезии,
а также предотвращения развития познотонического утомления;
     4)   организацию   динамических   пауз   (динамических  перемен),
физкультминуток  на  уроках,  занятиях,  способствующих  эмоциональной
разгрузке и повышению двигательной активности;
     5)  организацию  работы  спортивных  секций,  кружков,  клубов  и
создание  условий,  соблюдение  режима  их  (секций,  кружков, клубов)
работы в соответствии с требованиями санитарных правил;
     6)   организацию   воспитательной,   внеурочной   (внеаудиторной)
деятельности  физкультурно-оздоровительной  направленности  на  каждой
ступени общего образования и в системе профессионального образования;
     7)   организацию   физкультурных   и   спортивных  мероприятий  с
обучающимися, воспитанниками по видам спорта и комплексных мероприятий
(спартакиад,  универсиад,  олимпиад,  соревнований,  дней спорта, дней
здоровья);
     8) обеспечение участия обучающихся, воспитанников в региональных,
межрегиональных, всероссийских физкультурных мероприятиях и спортивных
мероприятиях.
     9.   Требования   к   организации   системы   просветительской  и
методической   работы   с  участниками  образовательного  процесса  по
вопросам здорового и безопасного образа жизни включают:
     1)   организацию  взаимодействия  образовательного  учреждения  с
организациями  (учреждениями)  физической  культуры и спорта, туризма,
культуры,  здравоохранения,  гражданской  обороны,  защиты населения и
территорий  от  чрезвычайных ситуаций, правоохранительными органами по
проведению    физкультурных   мероприятий,   спортивных   мероприятий,
мероприятий  по  формированию  безопасного  образа  жизни,  занятий по
профилактике      вредных      привычек,      массовых     мероприятий
здоровьесберегающей направленности;
     2)   организацию  взаимодействия  образовательного  учреждения  с
общественностью   по   вопросам   сохранения   и  укрепления  здоровья
обучающихся,  воспитанников,  профилактики  у  них  вредных  привычек,
формирования безопасного образа жизни;
     3)    наличие    в   фонде   информационно-библиотечного   центра
(библиотеки,    медиатеки)    образовательного   учреждения   детской,
научно-публицистической, научно-методической литературы, периодических
изданий,     информационных    ресурсов    по    вопросам    здоровья,
здоровьесбережения, ведения здорового образа жизни, занятий физической
культурой  и  массовым  спортом,  организации  подвижных  игр,  выбора
оптимальной двигательной нагрузки;
     4)  наличие  и  периодическое  обновление информации, посвященной
проблемам  сохранения здоровья, организации и ведения здорового образа
жизни  на различных информационных носителях, информационных стендах и
(или) на сайте образовательного учреждения;
     5) наличие и реализацию плана методических мероприятий, повышения
квалификации  педагогических  и  научно-педагогических  работников  по
различным   вопросам  возрастной  психологии  и  физиологии,  развития
человека, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих
на     здоровье    и    безопасность    обучающихся,    воспитанников,
здоровьесберегающих технологий.
     10.    Требования   к   организации   профилактики   употребления
психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками включают:
     1)    реализацию    превентивных    программ,   направленных   на
предотвращение   употребления  психоактивных  веществ  (далее  -  ПАВ)
обучающимися, воспитанниками;
     2)  выявление  факторов  риска  распространения  в  подростковой,
молодежной   среде   ПАВ   и   оценку   эффективности   реализуемых  в
образовательном учреждении превентивных программ;
     3)   наличие   безопасной  поддерживающей  образовательной  среды
(благоприятный     психологический     климат,    реализация    тезиса
"образовательное  учреждение  - территория, свободная от ПАВ", система
работы   с   педагогическими   и   научно-педагогическими  работниками
образовательного  учреждения  по  повышению  компетентности  в области
создания   условий,   предупреждающих   закрепление   зависимых   форм
поведения).
     11.  Требования к комплексному сопровождению системы формирования
культуры   здорового   и   безопасного   образа   жизни   обучающихся,
воспитанников включают:
     1)   использование   рекомендованных   и   утвержденных   методов
профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача;
     2)  организацию  в  соответствии с требованиями санитарных правил
качественного    горячего    питания    обучающихся,    воспитанников,
соответствующего  их  энергозатратам, с учетом энергетической ценности
продуктов и сбалансированности рациона;
     3)  наличие системы комплексной педагогической, психологической и
социальной   помощи   обучающимся,   воспитанникам   с   ограниченными
возможностями здоровья;
     4)   привлечение   педагогических   и  медицинских  работников  к
реализации всех направлений работы по сохранению и укреплению здоровья
обучающихся,    воспитанников,    просвещению    родителей   (законных
представителей);
     5)    привлечение   педагогических   работников   и   сотрудников
правоохранительных   органов   к   реализации  направлений  работы  по
формированию безопасного образа жизни, просвещению родителей (законных
представителей).
     12.  Требования к мониторингу сформированности культуры здорового
и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников содержат:
     1) наличие аналитических данных о формировании ценности здорового
и безопасного образа жизни у обучающихся, воспитанников;
     2)   отслеживание   динамики  показателей  здоровья  обучающихся,
воспитанников  (общего показателя здоровья; показателей заболеваемости
органов   зрения   и   опорно-двигательного  аппарата;  травматизма  в
образовательном   учреждении,   в   том   числе  дорожно-транспортного
травматизма;  показателя  количества  пропусков  занятий  по  болезни;
эффективности оздоровления часто болеющих обучающихся, воспитанников);
     3)  включение  в  ежегодный  отчет  образовательного  учреждения,
доступный широкой общественности, обобщенных данных о сформированности
культуры   здорового   и   безопасного   образа   жизни   обучающихся,
воспитанников;
     4)  наличие  инструментария  мониторинга  здоровья  и физического
развития обучающихся, воспитанников образовательного учреждения;
     5)    проведение    социологических   исследований   на   предмет
удовлетворенности   обучающихся,  воспитанников,  родителей  (законных
представителей),  педагогических  и  научно-педагогических  работников
образовательного  учреждения,  социальных  партнеров  образовательного
учреждения   комплексностью  и  системностью  работы  образовательного
учреждения  по  сохранению  и  укреплению здоровья; а также на предмет
наличия благоприятного мнения об образовательном учреждении.