ОБ ОТСУТСТВИИ В ДЕЙСТВУЮЩЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПОЛОЖЕНИЙ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ НЕДВИЖИМОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА С ЕДИНСТВЕННЫМ УЧАСТНИКОМ ТОРГОВ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 14 декабря 2010 г. N Д22-1862 (Д) В Минэкономразвития России рассмотрено обращение Росимущества о разъяснении норм Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции) в части возможности заключения договоров аренды недвижимого государственного или муниципального имущества с единственным участником торгов в связи с вступлением в силу Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 (далее - Правила проведения торгов). По результатам рассмотрения сообщаем следующее. Статьей 17.1 Закона о конкуренции установлено требование о заключении договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Согласно п. п. 74 и 135 Правил проведения торгов принятие решения о допуске к участию в конкурсе (аукционе) и признании участником конкурса (аукциона) только одного заявителя является основанием для признания конкурса (аукциона) несостоявшимся. В случае признания торгов несостоявшимися п. п. 101 и 151 Правил проведения торгов предусмотрена возможность проведения новых торгов. Возможность заключения договора в отношении государственного или муниципального имущества с единственным участником конкурса (аукциона) Правилами проведения торгов никак не регламентирована. При этом полагаем, что заключение договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, с единственным участником торгов не препятствует обеспечению открытости процедур и равенства прав всех заинтересованных лиц при приобретении прав в отношении государственного или муниципального имущества. Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) возможность заключения договора продажи государственного или муниципального имущества при проведении аукциона с единственным участником также не регламентирована. Вместе с тем согласно имеющимся судебным решениям (Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.05.2010 N Ф03-2860/2010 по делу N А51-19546/2009) заключение договора с единственным участником несостоявшегося аукциона хотя и не предусмотрено Законом о приватизации, но и не противоречит ему. Одновременно обращаем внимание на то, что Минэкономразвития России не уполномочено давать разъяснения антимонопольного законодательства, в том числе Закона о конкуренции и Правил проведения торгов. В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 23 Закона о конкуренции разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства дает Федеральная антимонопольная служба. Также отмечаем, что в настоящее время на официальном сайте ФАС России в сети Интернет отсутствуют разъяснения, касающиеся заключения договоров в отношении государственного или муниципального имущества, в том числе в части заключения указанных договоров с единственным участником торгов. Директор Департамента развития конкуренции А.А. ПИРОЖЕНКО 14 декабря 2010 г. N Д22-1862 |