ДОЛЖЕН ЛИ ПЕНСИОНЕР УПЛАЧИВАТЬ НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗЛИЦ И ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ В ОТНОШЕНИИ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ЕМУ НА ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ СТРОЕНИЙ И ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, НА КОТОРОМ РАСПОЛОЖЕНЫ ДАННЫЕ СТРОЕНИЯ?. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 14.01.11 03-05-06-02/5

          ДОЛЖЕН ЛИ ПЕНСИОНЕР УПЛАЧИВАТЬ НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО
        ФИЗЛИЦ И ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ В ОТНОШЕНИИ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ЕМУ
        НА ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ СТРОЕНИЙ И ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА,
               НА КОТОРОМ РАСПОЛОЖЕНЫ ДАННЫЕ СТРОЕНИЯ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                          14 января 2011 г. 
                           N 03-05-06-02/5
     
                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу  уплаты  налога  на  имущество  физических  лиц  и
земельного налога и сообщает следующее.
     В  соответствии  с  п.  1  ст.  1  Закона Российской Федерации от
09.12.1991  N  2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее -
Закон  N  2003-1)  плательщиками  налогов  на имущество физических лиц
признаются  физические  лица  -  собственники имущества, признаваемого
объектом налогообложения.
     Согласно   ст.   2  Закона  N  2003-1  объектами  налогообложения
признаются  жилой  дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение,
помещение   и   сооружение,   доля  в  праве  общей  собственности  на
перечисленное имущество.
     На  основании  п.  2 ст. 4 Закона N 2003-1 пенсионеры, получающие
пенсии,    назначаемые    в    порядке,    установленном    пенсионным
законодательством Российской Федерации, освобождаются от уплаты налога
на имущество физических лиц.
     Таким  образом,  пенсионеры - собственники недвижимого имущества,
располагаемого  на  земельном участке, не являются налогоплательщиками
налога на имущество физических лиц в отношении такого имущества.
     При  этом  отмечаем,  что  в  соответствии  с п. 1 ст. 5 Закона N
2003-1  лица,  имеющие  право  на  льготы,  указанные в ст. 4 Закона N
2003-1,  самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые
органы.
     Подпунктом  "л" п. 5 Инструкции МНС России от 02.11.1999 N 54 "По
применению   Закона  Российской  Федерации  "О  налогах  на  имущество
физических  лиц"  определено,  что  пенсионерами,  получающими пенсии,
назначаемые  в  порядке,  установленном  пенсионным  законодательством
Российской  Федерации,  для получения льготы представляется пенсионное
удостоверение.
     При  возникновении  права  на  льготу в течение календарного года
перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.
В  случае  несвоевременного  обращения  за  предоставлением  льготы по
уплате  налогов  перерасчет суммы налогов производится не более чем за
три года по письменному заявлению налогоплательщика (п. 7 ст. 5 Закона
N 2003-1).
     Исчисление   налога  на  имущество  физических  лиц  производится
налоговыми органами (п. 1 ст. 5 Закона N 2003-1).
     Согласно  п.  8  ст.  5  Закона N 2003-1 налоговые уведомления об
уплате  налога  вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и
сроки,  которые  установлены  Налоговым  кодексом Российской Федерации
(далее - Кодекс).
     Лица,  своевременно  не привлеченные к уплате налога на имущество
физических   лиц,   уплачивают   его   не   более  чем  за  три  года,
предшествующих  календарному году направления налогового уведомления в
связи  с  привлечением  к  уплате  налога.  Перерасчет суммы налога на
имущество  физических  лиц в отношении лиц, которые обязаны уплачивать
налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за
три  года,  предшествующих  календарному  году  направления налогового
уведомления в связи с перерасчетом суммы налога. Возврат (зачет) суммы
излишне  уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы
налога   осуществляется   за  период  такого  перерасчета  в  порядке,
установленном ст. ст. 78 и 79 Кодекса (п. п. 10, 11, 12 ст. 5 Закона N
2003-1).
     В  отношении  налогообложения  земельных  участков  отмечаем, что
использование  земли  в Российской Федерации является платным. Формами
платы  за  использование  земли  являются  земельный  налог и арендная
плата.  Порядок  исчисления и уплаты земельного налога устанавливается
законодательством  Российской  Федерации  о  налогах  и сборах (ст. 65
Земельного кодекса Российской Федерации).
     На  основании  ст. 387 гл. 31 "Земельный налог" Кодекса земельный
налог   устанавливается   Кодексом  и  нормативными  правовыми  актами
представительных   органов   муниципальных   образований,  вводится  в
действие   и  прекращает  действовать  в  соответствии  с  Кодексом  и
нормативными  правовыми  актами представительных органов муниципальных
образований  и  обязателен  к уплате на территориях этих муниципальных
образований.
     Налогоплательщиками  земельного  налога  признаются организации и
физические   лица,   обладающие  земельными  участками,  признаваемыми
объектом  налогообложения  в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве
собственности,  праве  постоянного (бессрочного) пользования или праве
пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 Кодекса).
     Статьей     395     Кодекса    определен    перечень    категорий
налогоплательщиков,  освобождаемых  от уплаты земельного налога. Такая
категория  налогоплательщиков,  как  пенсионеры,  в данный перечень не
включена.
     Вместе  с  тем  следует  иметь  в виду, что согласно п. 2 ст. 387
Кодекса  при  установлении  земельного  налога  нормативными правовыми
актами   представительных   органов  муниципальных  образований  могут
устанавливаться  налоговые  льготы, основания и порядок их применения,
включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для
отдельных категорий налогоплательщиков.
     Таким  образом, вопросы, связанные с освобождением пенсионеров от
уплаты  земельного  налога,  относятся  к компетенции представительных
органов  муниципальных  образований,  на  территории которых находятся
земельные участки, принадлежащие пенсионерам.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
14 января 2011 г. 
N 03-05-06-02/5