Без названия. Письмо. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. 21.04.10 14-3071-ГЕ


                                ПИСЬМО

           ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
                        КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
                                   
                          21 апреля 2010 г. 
                             N 14-3071-ГЕ
     
                                 (Д)
                                   
                                   
     Федеральная   служба   государственной  регистрации,  кадастра  и
картографии, рассмотрев обращение, сообщает следующее.
     В   соответствии   с   Постановлением   Правительства  Российской
Федерации  от  01.06.2009  N 457 "О Федеральной службе государственной
регистрации,  кадастра  и  картографии",  иными нормативными правовыми
актами,    регламентирующими    деятельность    Росреестра,    вопросы
предоставления в собственность гражданам и юридическим лицам земельных
участков  в  порядке,  установленном  статьей  36  Земельного  кодекса
Российской  Федерации, не относятся к компетенции Росреестра. Вместе с
тем,  принимая  во  внимание  то, что право собственности на земельные
участки   подлежит   государственной   регистрации  в  соответствии  с
Федеральным   законом   от  21.07.1997  N  122-ФЗ  "О  государственной
регистрации  прав  на  недвижимое  имущество  и сделок с ним" (далее -
Закон о регистрации), полагаем возможным отметить следующее.
     Решение    о    проведении   государственной   регистрации   прав
(приостановлении государственной регистрации, отказе в государственной
регистрации)    принимается    государственным   регистратором   после
проведения   правовой   экспертизы   документов,   представленных   на
государственную   регистрацию  прав,  и  проверки  законности  сделки.
Согласно    пункту    93   Административного   регламента   исполнения
государственной   функции   по  государственной  регистрации  прав  на
недвижимое  имущество  и  сделок с ним, утвержденного Приказом Минюста
России  от  14.09.2006 N 293 (далее - Регламент), проверяя юридическую
силу   правоустанавливающих   документов   при   проведении   правовой
экспертизы,   государственный   регистратор   должен,   в   частности,
установить:
     соответствие   документа   (формы   и   содержания)   требованиям
законодательства,  действовавшего  на  момент  издания  и  в месте его
издания;
     обладал   ли   орган   государственной   власти  (орган  местного
самоуправления)  соответствующей компетенцией на издание акта, а также
соблюден ли порядок издания таких актов, в том числе уполномоченное ли
лицо подписало этот акт.
     В  соответствии  с  пунктом 94 Регламента при проверке законности
сделки государственный регистратор проверяет в том числе:
     полномочия  по  распоряжению  недвижимостью  лиц,  не  являющихся
собственниками   имущества,   в   случаях,   когда   закон   допускает
распоряжение объектом недвижимого имущества не его собственником;
     соблюдение  прав и законных интересов третьих лиц, не участвующих
в  сделке, а также публично-правовых интересов в установленных законом
случаях.
     При проведении правовой экспертизы решения уполномоченного органа
государственной   власти   или   органа   местного   самоуправления  о
предоставлении  в  собственность  земельного  участка  государственный
регистратор   должен,  в  частности,  проверить  наличие  (отсутствие)
установленного  федеральным  законом запрета на приобретение в частную
собственность  соответствующего  земельного  участка.  При  этом  если
документы,  представленные  на  государственную  регистрацию  прав, не
соответствуют    требованиям    действующего    законодательства,    в
государственной  регистрации прав должно быть отказано (пункт 1 статьи
20 Закона о регистрации).
     Учитывая   изложенное,   полагаем,  что  проблемы,  затронутые  в
обращении, заслуживают внимания. При принятии уполномоченными органами
решений  о  предоставлении  земельных участков в частную собственность
должно      обеспечиваться     соблюдение     принципов     земельного
законодательства, в том числе приоритет сохранения особо ценных земель
и  земель  особо охраняемых территорий, сочетание интересов общества и
законных интересов граждан и др.
     Вместе   с   тем   возложение   обязанностей   по  предоставлению
дополнительной  информации о земельном участке (в том числе информации
о  нахождении  испрашиваемого  земельного участка в пределах береговой
полосы,  в  зоне  особо  охраняемой  природной  территории  и т.д.) на
заявителя,  по  нашему мнению, не может быть поддержано. Полагаем, что
необходимые  сведения  об объекте недвижимости должны быть получены от
соответствующих   органов  государственной  власти,  органов  местного
самоуправления. При этом представляется, что в действующих федеральных
законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации заложены
нормы,  позволяющие  решить вопрос об организации взаимодействия между
органами  государственной  власти  различных уровней, а также органами
местного  самоуправления по получению сведений, необходимых для работы
указанных органов.
    
Заместитель руководителя
                                                         Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА
21 апреля 2010 г. 
N 14-3071-ГЕ