Без названия. Письмо. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. 15.06.10 14-4670-ГЕ


                                ПИСЬМО

           ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
                        КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
                                   
                           15 июня 2010 г. 
                             N 14-4670-ГЕ
     
                                 (Д)
                                   
                                   
     Федеральная   служба   государственной  регистрации,  кадастра  и
картографии,  рассмотрев обращение по вопросу, связанному с отказами в
государственной регистрации прав на земельные участки в случаях, когда
площадь  таких  земельных  участков  в правоустанавливающих документах
отличается  от  площади,  установленной при уточнении границ, сообщает
следующее.
     В  соответствии  с  пунктом  1  статьи  3  Федерального закона от
21.07.1997  N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество  и  сделок  с  ним"  (далее  - Закон о регистрации) правовую
основу  государственной  регистрации  прав  на  недвижимое имущество и
сделок  с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский
кодекс  Российской  Федерации  (далее - ГК), Закон о регистрации, иные
федеральные   законы,   издаваемые   в   соответствии  с  ними  другие
нормативные правовые акты Российской Федерации.
     Согласно  пункту 1 статьи 13 Закона о регистрации одним из этапов
государственной   регистрации   прав   является   правовая  экспертиза
документов.
     В   силу   пункта   93  Административного  регламента  исполнения
государственной   функции   по  государственной  регистрации  прав  на
недвижимое  имущество  и  сделок с ним, утвержденного Приказом Минюста
России  от  14.09.2006  N  293,  государственный регистратор, проверяя
юридическую силу правоустанавливающих документов, устанавливает:
     соответствие   требованиям  законодательства,  действовавшего  на
момент  издания  и  в  месте  издания  документа,  формы  и содержания
документа;
     обладал   ли   орган   государственной   власти  (орган  местного
самоуправления)  соответствующей компетенцией на издание акта, а также
соблюден ли порядок издания таких актов, в том числе уполномоченное ли
лицо подписало этот акт;
     соответствие сведений об объекте недвижимого имущества, указанных
в  документах, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов
недвижимого    имущества,    аналогичным    сведениям,   указанным   в
правоустанавливающем документе;
     наличие    соответствующих    прав   по   распоряжению   объектом
недвижимости у подписавшего документ лица.
     Федеральным  законом от 21.12.2009 N 334-ФЗ "О внесении изменений
в  законодательные  акты  Российской  Федерации" из текста статьи 25.2
Закона   о  регистрации  исключен  пункт  4,  предусматривавший  также
государственную  регистрацию  прав  на  земельный участок, указанный в
пункте  1  статьи 25.2 Закона о регистрации, в случае, если сведения о
площади   земельного   участка,   содержащиеся   в   представленном  в
соответствии  с  данной  статьей  документе,  не  соответствуют данным
кадастрового паспорта такого земельного участка.
     При  этом  правовая  экспертиза представленных на государственную
регистрацию  документов,  проводимая  государственным регистратором, -
это комплексное исследование, направленное на определение соответствия
указанных   документов   нормам  и  требованиям  не  только  Закона  о
регистрации,  но  и  иных  нормативных правовых актов, в том числе ГК,
Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре
недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
     Так,  на  основании  пункта 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре
допускается  проведение государственного кадастрового учета земельного
участка  в  связи  с уточнением его границ в случае, если в результате
данного  кадастрового учета площадь земельного участка, определенная с
учетом  установленных  в соответствии с Законом о кадастре требований,
не   будет   больше   площади,   сведения   о   которой  содержатся  в
государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН), на величину более
чем  предельный минимальный размер земельного участка, установленный в
соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего
целевого  назначения  и  разрешенного  использования,  или, если такой
размер  не установлен, на величину более чем десять процентов площади,
сведения  о которой относительно этого земельного участка содержатся в
ГКН.
     В  этой  связи  полагаем,  что в случае, если разница в значениях
площади,  указанной  в  правоустанавливающем  документе  на  земельный
участок,  и фактической площади такого земельного участка, внесенной в
ГКН,  не  превышает минимальный размер, установленный в соответствии с
законодательством  Российской Федерации (или десяти процентов площади,
если указанный размер не установлен), то при отсутствии иных оснований
для  приостановления  (отказа)  в  государственной  регистрации  право
собственности на такие земельные участки или соответствующие изменения
в  Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок
с  ним могут быть зарегистрированы (внесены) в установленном Законом о
регистрации порядке.
    
Заместитель руководителя
                                                         Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА
15 июня 2010 г. 
N 14-4670-ГЕ