ПРИ ПРЕОБРАЗОВАНИИ МУП В ОАО СЕТИ УЛИЧНОГО ОСВЕЩЕНИЯ ПОЛУЧЕНЫ ОАО В КАЧЕСТВЕ ВКЛАДА В УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ И НАХОДЯТСЯ НА БАЛАНСЕ (В СОБСТВЕННОСТИ) ОРГАНИЗАЦИИ. В СООТВЕТСТВИИ С УСТАВОМ ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОАО ЯВЛЯЕТСЯ ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ПО ПЕРЕДАЧЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ (ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ). В 2009 И 2010 ГГ. ОАО ЗАКЛЮЧЕНЫ ДОГОВОРЫ С АДМИНИСТРАЦИЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СУБСИДИЙ НА ВОЗМЕЩЕНИЕ ЗАТРАТ ПО СОДЕРЖАНИЮ, ОБСЛУЖИВАНИЮ, КАПИТАЛЬНОМУ И ТЕКУЩЕМУ РЕМОНТУ ОБЪЕКТОВ УЛИЧНОГО ОСВЕЩЕНИЯ. В П. 2 СТ. 251 НК РФ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ ПОСТУПЛЕНИЙ ИЗ БЮДЖЕТА ЦЕЛЕВЫМИ НЕОБХОДИМО ОДНОВРЕМЕННОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ УСЛОВИЙ, ОДНО ИЗ КОТОРЫХ - СРЕДСТВА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОЛУЧЕНЫ НАПРЯМУЮ ИЗ БЮДЖЕТА. В СТ. 6 БК РФ ПОИМЕНОВАНЫ ПОЛУЧАТЕЛИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ (ПОЛУЧАТЕЛИ СРЕДСТВ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО БЮДЖЕТА). КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ДАННОМ ПЕРЕЧНЕ НЕ ПОИМЕНОВАНЫ, СООТВЕТСТВЕННО, ОНИ НЕ МОГУТ ЯВЛЯТЬСЯ ПОЛУЧАТЕЛЯМИ СРЕДСТВ ИЗ БЮДЖЕТА. ПО СВОЕМУ НАЗНАЧЕНИЮ СУБСИДИИ, ВЫДЕЛЯЕМЫЕ ЮРЛИЦАМ - ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ, НАПРАВЛЕНЫ НА КОМПЕНСАЦИЮ ПРОИЗВЕДЕННЫХ ЗАТРАТ, ВОЗНИКШИХ В СВЯЗИ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ. БУДУТ ЛИ СРЕДСТВА, ПОЛУЧЕННЫЕ ОАО ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДАННЫХ ДОГОВОРОВ, ЯВЛЯТЬСЯ ДОХОДОМ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ И ОБЪЕКТОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО НДС? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 21 декабря 2010 г. N 03-03-06/1/792 (Д) В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрен запрос в отношении учета в целях налогообложения прибыли субсидий, предоставленных в 2009 и 2010 гг. акционерному обществу в целях возмещения затрат по содержанию, обслуживанию, капитальному и текущему ремонту объектов уличного освещения, находящихся на балансе акционерного общества, и сообщается следующее. Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг регламентировано ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой субсидии указанным лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. При определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров, работ, услуг, реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ. Согласно п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ. В ст. 251 НК РФ определены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в данном перечне не поименованы, в связи с чем учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. Таким образом, субсидии, полученные коммерческими организациями в целях возмещения затрат по содержанию, обслуживанию, капитальному и текущему ремонту объектов уличного освещения, находящихся на балансе акционерного общества, подлежат учету для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов. При этом в силу того обстоятельства, что затраты, на возмещение которых предоставлены субсидии, учитываются налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов, такой порядок не приводит к дополнительному налогообложению получаемых субсидий. В отношении порядка учета в целях налогообложения прибыли организаций субсидий, полученных на указанные цели в 2009 г., сообщаем следующее. В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ в редакции, действовавшей до 2010 г., при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитывались целевые поступления из бюджета (согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в п. 2 указанной статьи, вступившим в силу с 01.01.2010, из состава необлагаемых целевых поступлений исключены целевые поступления из бюджета). Указанная норма распространялась на организационно-правовые формы юридических лиц, имеющих право напрямую получать средства из бюджета. Перечень таких юридических лиц поименован в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Коммерческие организации в данном перечне не поименованы, следовательно, они не могли являться получателями средств из бюджета в понятии, приведенном в НК РФ и БК РФ. Таким образом, порядок учета в целях налогообложения прибыли организаций субсидий, полученных акционерным обществом в 2009 г. в целях возмещения затрат по содержанию, обслуживанию, капитальному и текущему ремонту объектов уличного освещения, находящихся на балансе акционерного общества, был аналогичен порядку учета данных субсидий, полученных обществом в 2010 г. Разъяснение о порядке налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг по содержанию, обслуживанию, капитальному и текущему ремонту объектов уличного освещения, оказываемых в рамках договора с администрацией муниципального образования, направлено Письмом от 29.11.2010 N 03-07-11/453. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В. РАЗГУЛИН 21 декабря 2010 г. N 03-03-06/1/792 |