О ПОРЯДКЕ УЧЕТА В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ИЗЛИШКОВ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ, ВЫЯВЛЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ В ТОРГОВОМ ЗАЛЕ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 16.11.10 03-03-06/1/729

         О ПОРЯДКЕ УЧЕТА В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ
          ИЗЛИШКОВ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ, ВЫЯВЛЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ
                    ИНВЕНТАРИЗАЦИИ В ТОРГОВОМ ЗАЛЕ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                          16 ноября 2010 г. 
                           N 03-03-06/1/729
     
                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной  политики  <...> по
вопросу  учета  излишков  товарных  запасов,  выявленных  в результате
инвентаризации, в целях налогообложения прибыли сообщает следующее.
     В  соответствии  с  п.  20 ст. 250 Налогового кодекса РФ (далее -
Кодекс)  к внереализационным доходам относятся доходы в виде стоимости
излишков  материально-производственных  запасов  и  прочего имущества,
которые выявлены в результате инвентаризации.
     Учитывая  изложенное,  стоимость  имущества, обнаруженного в ходе
проведения  инвентаризации, подлежит учету в составе внереализационных
доходов.
     Особенности   определения   расходов   при   реализации   товаров
установлены ст. 268 Кодекса.
     В  соответствии  с  пп.  2  п.  1  ст. 268 Кодекса при реализации
прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного
производства,  покупных  товаров)  налогоплательщик  вправе  уменьшить
доходы  от  таких  операций  на  цену  приобретения  (создания)  этого
имущества,  а также на сумму расходов, указанных в абз. 2 п. 2 ст. 254
Кодекса.
     Согласно      п.      2     ст.     254     Кодекса     стоимость
материально-производственных запасов, прочего имущества, в том числе в
виде  излишков,  выявленных  в  ходе  инвентаризации, определяется как
сумма  дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном
п. п. 13 и 20 ч. 2 ст. 250 Кодекса.
     На  основании  п.  1  ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины
гражданского,  семейного и других отраслей законодательства Российской
Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком
они  используются  в  этих  отраслях  законодательства,  если  иное не
предусмотрено Кодексом.
     В   соответствии  с  Положением  по  бухгалтерскому  учету  "Учет
материально-производственных  запасов" ПБУ 5/01, утвержденным Приказом
Министерства  финансов РФ от 09.06.2001 N 44н, в бухгалтерском учете в
качестве материально-производственных запасов принимаются активы:
     -   используемые   в   качестве  сырья,  материалов  и  т.п.  при
производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ,
оказания услуг);
     - предназначенные для продажи;
     - используемые для управленческих нужд организации.
     Готовая  продукция  является  частью материально-производственных
запасов,    предназначенных    для    продажи    (конечный   результат
производственного     цикла,     активы,     законченные    обработкой
(комплектацией),  технические  и  качественные  характеристики которых
соответствуют  условиям  договора  или  требованиям иных документов, в
случаях, установленных законодательством).
     Товары   являются  частью  материально-производственных  запасов,
приобретенных  или полученных от других юридических или физических лиц
и предназначенных для продажи.
     Таким  образом,  с  1 января 2010 г. в целях исчисления налога на
прибыль  выручка  от  реализации  излишков  товаров, выявленных в ходе
инвентаризации  в  торговом  зале,  уменьшается  на  сумму, учтенную в
составе внереализационных доходов.
     Одно  временно  сообщаем,  что мнение Департамента, приведенное в
настоящем   письме,  не  содержит  правовых  норм  или  общих  правил,
конкретизирующих  нормативные  предписания,  и не является нормативным
правовым  актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007
N    03-02-07/2-138    направляемое    мнение    Департамента    имеет
информационно-разъяснительный    характер   по   вопросам   применения
законодательства   Российской  Федерации  о  налогах  и  сборах  и  не
препятствует   налоговым   органам,  налогоплательщикам,  плательщикам
сборов  и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства
о  налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной
в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
16 ноября 2010 г. 
N 03-03-06/1/729