О ПОРЯДКЕ ОПЛАТЫ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ РФ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ПРИОБРЕТАЕМОГО СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕИМУЩЕСТВЕННОГО ПРАВА НА ПРИОБРЕТЕНИЕ. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 23.11.10 Д05-4280

        О ПОРЯДКЕ ОПЛАТЫ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В
            ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ РФ ИЛИ
             МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ПРИОБРЕТАЕМОГО
         СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРИ
          РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕИМУЩЕСТВЕННОГО ПРАВА НА ПРИОБРЕТЕНИЕ
                        АРЕНДУЕМОГО ИМУЩЕСТВА

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
                                   
                          23 ноября 2010 г. 
                              N Д05-4280
     
                                 (Д)
                                   
    
     Департамент   развития   малого  и  среднего  предпринимательства
Минэкономразвития  России рассмотрел обращение по вопросу о реализации
положений  Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях
отчуждения   недвижимого  имущества,  находящегося  в  государственной
собственности  субъектов  Российской  Федерации  или  в  муниципальной
собственности    и    арендуемого   субъектами   малого   и   среднего
предпринимательства,    и    о    внесении   изменений   в   отдельные
законодательные  акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон
N 159-ФЗ) и сообщает.
     Федеральный  закон N 159-ФЗ призван урегулировать правоотношения,
возникающие  в  связи  с  отчуждением из государственной собственности
субъектов   Российской   Федерации  либо  муниципальной  собственности
недвижимого   имущества,  арендуемого  субъектами  малого  и  среднего
предпринимательства.   В   Федеральном   законе   N   159-ФЗ  отражены
особенности отчуждения арендуемого имущества, условия предоставления и
порядок реализации преимущественного права на приобретение арендуемого
имущества,  определены  последствия  несоблюдения требований к порядку
совершения  сделок  по  возмездному  отчуждению  государственного  или
муниципального имущества.
     Основная  цель  Федерального  закона N 159-ФЗ - оказание адресной
государственной    поддержки    предприятиям    малого    и   среднего
предпринимательства  посредством  установления  для  них преференций в
приватизации арендуемых объектов недвижимого имущества.
     В  соответствии  с ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 159-ФЗ оплата
недвижимого  имущества,  находящегося  в государственной собственности
субъектов  Российской  Федерации  или  в муниципальной собственности и
приобретаемого  субъектами  малого  и среднего предпринимательства при
реализации   преимущественного   права   на  приобретение  арендуемого
имущества,   осуществляется   единовременно   или  в  рассрочку.  Срок
рассрочки   оплаты   приобретаемого   субъектами   малого  и  среднего
предпринимательства  такого имущества при реализации преимущественного
права  на  приобретение арендуемого имущества устанавливается законами
субъектов Российской Федерации.
     Необходимо   отметить,  что  рассрочкой  является  способ  оплаты
товаров и услуг, при котором платеж производится не в разовом порядке,
не в полной сумме, а по частям.
     Согласно  ч.  2  ст.  5 Федерального закона N 159-ФЗ право выбора
порядка   оплаты   (единовременно   или  в  рассрочку)  приобретаемого
арендуемого  имущества,  а  также  срока  рассрочки  в установленных в
соответствии  с настоящей статьей пределах принадлежит субъекту малого
или  среднего  предпринимательства  при  реализации  преимущественного
права на приобретение арендуемого имущества.
     Исходя  из  указанного  положения  субъектам  малого  и  среднего
предпринимательства  не  предоставлено право самостоятельно определять
порядок  внесения платежей в течение срока рассрочки, выбранного ими в
пределах установленного срока рассрочки.
     В  связи  с  этим  субъекты малого и среднего предпринимательства
вправе  выбрать  лишь  способ оплаты (единовременно или в рассрочку) и
срок рассрочки.
     Вместе  с  тем  в соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона N
159-ФЗ  отношения,  связанные  с  участием субъектов малого и среднего
предпринимательства   в   приватизации   арендуемого  имущества  и  не
урегулированные    настоящим    Федеральным    законом,   регулируются
Федеральным   законом   от   21.12.2001   N   178-ФЗ  "О  приватизации
государственного  и  муниципального  имущества"  (далее  - Федеральный
закон N 178-ФЗ).
     Таким образом, порядок оплаты государственного или муниципального
имущества урегулирован нормами ст. 35 Федерального закона N 178-ФЗ.
     Дополнительно   отмечаем,  что  в  соответствии  с  ч.  2  ст.  4
Федерального  закона  N  159-ФЗ  в течение десяти дней с даты принятия
решения  об  условиях  приватизации  арендуемого  имущества в порядке,
установленном  Федеральным  законом  N  178-ФЗ,  уполномоченные органы
направляют    арендаторам    -    субъектам    малого    и    среднего
предпринимательства,  соответствующим установленным ст. 3 Федерального
закона  N  159-ФЗ требованиям, копии указанного решения, предложения о
заключении договоров купли-продажи государственного или муниципального
имущества и проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества.
     Следует   отметить,   что   порядок   оплаты  имущества  является
неотъемлемым  условием  договора  купли-продажи  имущества  и  субъект
малого  и  среднего предпринимательства вправе предложить свой вариант
оплаты имущества в рассрочку и обсудить его с муниципалитетом.
     Также  необходимо  отметить,  что  указанная  заявителем правовая
ситуация отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 06.07.2010 N 2468/10.
     Согласно   Постановлению   Пленума   Высшего   Арбитражного  Суда
Российской  Федерации  от  14.02.2008  N  14  "О внесении дополнений в
Постановление  Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от  12  марта  2007 г. N 17 "О применении Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу
судебных  актов по вновь открывшимся обстоятельствам" правовые позиции
Высшего    Арбитражного    Суда    Российской    Федерации    являются
общеобязательными  для  всех  арбитражных  судов,  а  дела,  которые к
моменту   создания   прецедента   были   решены   иначе,  должны  быть
пересмотрены.
    
Заместитель директора
Департамента развития
малого и среднего 
предпринимательства
                                                         Н.И.ЛАРИОНОВА
23 ноября 2010 г. 
N Д05-4280