О РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕИМУЩЕСТВЕННОГО ПРАВА НА ПРИОБРЕТЕНИЕ СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА АРЕНДУЕМОГО ИМУЩЕСТВА, УСТАНОВЛЕННОГО СТ. 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 22.07.2008 N 159-ФЗ; О СОДЕРЖАНИИ ИМУЩЕСТВА, ПЕРЕДАННОГО В АРЕНДУ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 24 ноября 2010 г. N Д05-4303 (Д) Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу реализации преимущественного права на приобретение субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого имущества, установленного ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ), и в пределах своей компетенции сообщает. В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не вправе давать разъяснения о применении законодательства Российской Федерации. Для информации сообщаем, что в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц. Государственное и муниципальное имущество, включенное в такие перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе. Пунктом 4.2 ст. 18 Закона N 209-ФЗ установлено, что государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства. Учитывая изложенное, преимущественное право на приобретение арендуемого имущества может быть реализовано при условии, что данное имущество не включено в перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона N 209-ФЗ. По вопросу содержания арендованного имущества сообщаем следующее. Капитальный ремонт переданного в аренду имущества согласно ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации обязан производить за свой счет арендодатель, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Нарушение арендодателем обязанности по производству капитального ремонта дает арендатору право по своему выбору произвести капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванный неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы; потребовать соответственного уменьшения арендной платы; потребовать расторжения договора и возмещения убытков. Одновременно следует отметить, что гражданским законодательством предусмотрена обязанность арендатора поддерживать арендуемое имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание данного имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Дополнительно отмечаем возможность рассмотрения заинтересованными сторонами споров, связанных с арендными отношениями, в судебном порядке. Заместитель директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства Н.И. ЛАРИОНОВА 24 ноября 2010 г. N Д05-4303 |