О ВОЗМОЖНОСТИ РАСПОЛОЖЕНИЯ НА ОДНОМ ЗЕМЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ ДВУХ И БОЛЕЕ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 10 декабря 2010 г. N Д23-5067 (Д) Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел письмо ЗАО по вопросу о возможности расположения на одном земельном участке двух и более многоквартирных домов и в пределах компетенции сообщает. Исходя из содержания письма ЗАО осуществляет строительство многоквартирных домов на арендуемых земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. ЗАО планирует сдать три многоквартирных дома в эксплуатацию и сформировать под ними земельный участок таким образом, чтобы многоквартирные дома были расположены на одном земельном участке и чтобы это повлекло возникновение права общей долевой собственности на данный земельный участок собственников квартир одновременно в трех многоквартирных домах. В настоящее время понятие "формирование земельного участка" законодательством не предусмотрено. Вместе с тем пп. 1 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлен перечень работ по формированию земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставление которых осуществляется в целях строительства. Перечень работ по формированию земельных участков включает выполнение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. В связи с тем что в письме ЗАО речь идет о земельном участке, на котором уже расположены многоквартирные жилые дома, под понятием "формирование земельных участков" следует понимать выполнение кадастровых работ. В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Если земельный участок, на котором расположены три многоквартирных жилых дома, является делимым, то есть имеется возможность обеспечения доступа к жилым домам, соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и т.п. требований, наиболее целесообразно считать раздел земельного участка по числу расположенных на нем жилых домов. Это будет способствовать упрощению управления многоквартирным домом. Вместе с тем это право, а не обязанность владельцев помещения как собственников земельного участка, поскольку совокупность многоквартирных домов, расположенных на одном земельном участке, может представлять собой жилой комплекс с самостоятельными почтовыми адресами и (или) корпусами. Следует отметить, что Федеральным законом от 05.12.2005 N 153-ФЗ "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" исключено понятие "кондоминиум". Внесение указанных изменений обусловлено введением в действие с 01.03.2005 Жилищного кодекса, в положениях которого понятие "кондоминиум" (как единый комплекс недвижимого имущества) в настоящее время не используется, а также признанием Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" утратившим силу с 01.03.2005. Данные изменения являются по сути редакционными, направленными на приведение норм данного Закона в соответствие с Жилищным кодексом. Вместе с тем из письма следует, что в настоящее время многоквартирные дома расположены на нескольких земельных участках, которые планируется сформировать в один земельный участок. Согласно ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) объединение земельных участков в один земельный участок допускается только при условии, если образованный земельный участок будет находиться в границах одной территориальной зоны. Границы территориальных зон устанавливаются в картах градостроительного зонирования правил землепользования и застройки. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса). Установление границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, осуществляется в документации по планировке территории - проект планировки территории, проект межевания территории, градостроительный план земельных участков (ч. 1, 5 ст. 41 Градостроительного кодекса). На основании ст. 38 Градостроительного кодекса размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков. Вместе с тем обращаем внимание на то, что земельные участки под многоквартирными домами находятся в общей долевой собственности собственников помещений в этих многоквартирных домах. Объединение данных земельных участков возможно на основании соглашения между их сособственниками (ст. ст. 11.2, 11.6 Земельного кодекса), что, по мнению Департамента недвижимости, нереализуемо в связи с большим количеством сособственников общей долевой собственности на указанные земельные участки. Заместитель директора Департамента недвижимости М.В.БОЧАРОВ 10 декабря 2010 г. N Д23-5067 |