О ПРИМЕНЕНИИ НДС В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ С ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО ДОГОВОРУ ЛИЗИНГА, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕМУ ПЕРЕХОД ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА НИХ К ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЮ, В СЛУЧАЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ ЛИЗИНГОДАТЕЛЮ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ОПЛАТЫ ПО УКАЗАННОМУ ДОГОВОРУ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 24 декабря 2010 г. N 03-07-08/374 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь по договору лизинга, предусматривающему переход права собственности на них к лизингополучателю, в случае перечисления лизингодателю предварительной оплаты по указанному договору и сообщает. Применение налога на добавленную стоимость в рамках таможенного союза осуществляется в соответствии с Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25.01.2008 (далее - Соглашение) и Протоколами о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе и о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11.12.2009. Согласно положениям ст. 3 Соглашения и ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе взимание налога на добавленную стоимость по товарам, ввозимым на территорию одного государства - члена таможенного союза с территории другого государства - члена таможенного союза, осуществляется налоговыми органами государства - члена таможенного союза, на территорию которого ввезены товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров. Пунктом 3 ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе установлено, что налоговая база при ввозе предметов лизинга на территорию одного государства - члена таможенного союза с территории другого государства - члена таможенного союза по договору (контракту) лизинга, предусматривающему переход права собственности на них к лизингополучателю, определяется в размере части стоимости предметов лизинга, установленной на дату ее оплаты договором лизинга (независимо от фактического размера и даты осуществления платежа). Таким образом, налоговая база по предметам лизинга, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь по договору лизинга, предусматривающему переход права собственности на них к лизингополучателю, определяется лизингополучателем на дату лизингового платежа в размере части стоимости товаров, погашение которой установлено договором лизинга на соответствующую дату лизингового платежа. При этом сумма налога, исчисленная с указанной части стоимости товаров, подлежит отражению в разд. I налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 07.07.2010 N 69н, и уплате в бюджет Российской Федерации. Следует отметить, что на основании норм ст. 2 Соглашения и ст. 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе товары, вывозимые с территории Республики Беларусь по договору лизинга, предусматривающему переход права собственности на них к лизингополучателю, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов. Что касается части лизингового платежа, которая относится к оплате услуг по предоставлению в пользование товаров по договору лизинга до перехода права собственности на эти товары к лизингополучателю, то указанная часть платежа в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость по ввозимым товарам не включается. При этом необходимо иметь в виду, что порядок налогообложения вышеуказанного лизингового платежа зависит от места реализации услуг по предоставлению в пользование предмета лизинга. Так, согласно ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе взимание налога на добавленную стоимость при выполнении работ (оказании услуг) производится в государстве - члене таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ (услуг). При этом налоговая база по налогу на добавленную стоимость, ставка налога, порядок его взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) в отношении указанных работ (услуг) определяются в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ (услуг). На основании положений ст. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе при лизинге движимого имущества место реализации услуг, связанных с предоставлением в пользование движимого имущества (за исключением транспортных средств), определяется по месту нахождения покупателя этих услуг. Поэтому в случае приобретения российской организацией на основании договора лизинга у белорусской организации движимого имущества (за исключением транспортных средств) лизинговый платеж, связанный с оказанием услуг по предоставлению этого имущества в пользование, на территории Республики Беларусь объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость не является, а подлежит налогообложению этим налогом на территории Российской Федерации. При этом согласно нормам ст. ст. 161 и 174 Налогового кодекса Российской Федерации российская организация является налоговым агентом и обязана уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость одновременно с перечислением белорусскому поставщику денежных средств, в том числе с сумм предварительной оплаты, отразив соответствующие суммы налога в разд. II декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденной Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н. В случае приобретения российской организацией по договору лизинга транспортных средств лизинговый платеж, связанный с приобретением услуг по предоставлению в пользование этих транспортных средств, объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не является, а подлежит обложению этим налогом в соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н.А. КОМОВА 24 декабря 2010 г. N 03-07-08/374 |