О ВНЕСЕНИИ В КАДАСТР СВЕДЕНИЙ О КАТЕГОРИИ ЗЕМЕЛЬ В ОТНОШЕНИИ РАНЕЕ УЧТЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, РАСПОЛОЖЕННОГО В ГРАНИЦАХ НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА; О ДОКУМЕНТАХ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ В КАДАСТР СВЕДЕНИЙ О ГРАНИЦАХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 29 декабря 2010 г. N Д23-5412 (Д) Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращение по вопросам, касающимся внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости (далее - кадастр) о категории земель в отношении ранее учтенных земельных участков, включенных в границы населенного пункта, и сообщает. 1. По вопросу внесения в кадастр сведений о категории земель в отношении ранее учтенного земельного участка, расположенного в границах населенного пункта В соответствии со ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является: 1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; 2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях). Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов являются переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. При этом исходя из ч. 3 ст. 8 Закона N 172-ФЗ для внесения сведений о категории земель соответствующих земельных участков в кадастр в орган кадастрового учета направляются сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном ст. 5 Закона N 172-ФЗ. Кроме того, п. 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 (далее - Положение), определены документы, представляемые органом местного самоуправления в орган кадастрового учета в случае установления (изменения) границ населенных пунктов. Таким образом, по мнению Департамента недвижимости, орган кадастрового учета вносит в кадастр сведения о категории земель вышеуказанного ранее учтенного земельного участка в случае представления органом местного самоуправления в установленном порядке документов, предусмотренных п. 11 Положения, а также сведений о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов. Дополнительно необходимо отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества, содержащихся в кадастре, требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в ЕГРП без заявления правообладателя и без повторной регистрации при внесении в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" этих сведений в кадастр. 2. По вопросу о документах, необходимых для внесения в кадастр сведений о границах населенных пунктов Пунктом 11 Положения установлено, что орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета выписку из утвержденного генерального плана (для населенных пунктов, находящихся на межселенной территории, - выписку из схемы территориального планирования муниципального района), содержащую текстовое и графическое описания местоположения границы населенного пункта и перечень координат характерных точек границы населенного пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы населенного пункта в установленной системе координат (за исключением случаев упразднения населенных пунктов). Между тем из письма следует, что в отдел управления Росреестра были представлены генеральные планы, содержащие текстовое и графическое описания. При этом в нарушение требований п. 11 Положения перечень координат характерных точек границ населенных пунктов либо устанавливаемых или изменяемых участков границ населенных пунктов в системе координат, установленной для ведения кадастра, представлен не был. Кроме того, следует отметить, что согласно ст. 1 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве) территории населенных пунктов являются объектами землеустройства. Для определения местоположения границ объекта землеустройства (в том числе населенного пункта) необходимо выполнение работ по землеустройству (описание местоположения границ объектов землеустройства). В результате таких работ согласно ст. 20 Закона о землеустройстве подготавливается карта (план) объекта землеустройства, форма и Требования к составлению которой утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621 (далее - Постановление). Таким образом, по мнению Департамента недвижимости, с даты вступления в силу Постановления описание местоположения границ населенных пунктов может быть внесено в кадастр на основании карты (плана) объекта землеустройства. Директор Департамента недвижимости А.И. ИВАКИН 29 декабря 2010 г. N Д23-5412 |