НАЛОГОВЫМ КОДЕКСОМ РФ ПРЕДУСМОТРЕНО, ЧТО ОБЪЕКТОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ АКЦИЗАМИ ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРЕДАЧА В СТРУКТУРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕННЫХ ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПРОИЗВОДСТВА НЕПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ (ПП. 8 П. 1 СТ. 182 НК РФ) СОГЛАСНО ТЕХНОЛОГИИ ПР. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 28.12.10 03-07-06/223

          НАЛОГОВЫМ КОДЕКСОМ РФ ПРЕДУСМОТРЕНО, ЧТО ОБЪЕКТОМ
        НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ АКЦИЗАМИ ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРЕДАЧА В СТРУКТУРЕ
          ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕННЫХ ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ ДЛЯ
        ДАЛЬНЕЙШЕГО ПРОИЗВОДСТВА НЕПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ (ПП. 8
                         П. 1 СТ. 182 НК РФ)
           СОГЛАСНО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА АВТОМОБИЛЬНОГО
         БЕНЗИНА БЕНЗИНОВЫЕ ФРАКЦИИ, ПОЛУЧЕННЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ
          ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ, ПЕРЕДАЮТСЯ В ХОДЕ НЕПРЕРЫВНОГО
            ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В КАЧЕСТВЕ СЫРЬЯ ДЛЯ
         ПРОИЗВОДСТВА СТАБИЛЬНОГО КАТАЛИЗАТА - ПОЛУФАБРИКАТА
        АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА. ПРИ ЭТОМ НАРЯДУ СО СТАБИЛЬНЫМ
         КАТАЛИЗАТОМ ВЫДЕЛЯЕТСЯ УГЛЕВОДОРОДНЫЙ ГАЗ, ТОПЛИВНЫЙ
                          ГАЗ И ДРУГИЕ ГАЗЫ
        ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ
          В ПРОИЗВОДСТВЕ ЕГО КОМПОНЕНТОВ НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ
            УСТАНОВКАХ И ПОСЛЕДУЮЩЕМ ИХ СМЕШЕНИИ В ЦЕХАХ С
             ДОБАВЛЕНИЕМ ПОСТАВЛЯЕМЫХ СО СТОРОНЫ ПРИСАДОК
           ПО МНЕНИЮ НАЛОГОВОГО ОРГАНА, БЕНЗИНОВАЯ ФРАКЦИЯ,
        ПЕРЕДАВАЕМАЯ НА УСТАНОВКУ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПЕРЕРАБОТКИ,
            НА ОСНОВАНИИ ПП. 8 П. 1 СТ. 182 НК РФ ЯВЛЯЕТСЯ
           ПРЯМОГОННЫМ БЕНЗИНОМ, ТО ЕСТЬ ПОДЛЕЖИТ ОБЛОЖЕНИЮ
         АКЦИЗОМ. В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, ВЫДЕЛЕНИЕ ПОПУТНЫХ ГАЗОВ В
           ПРОЦЕССЕ ПЕРЕРАБОТКИ БЕНЗИНОВОЙ ФРАКЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ
         ПРОИЗВОДСТВОМ НЕПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ ИЗ ПОДАКЦИЗНОГО
          ТОВАРА. АНАЛОГИЧНОЕ МНЕНИЕ СУЩЕСТВУЕТ В ОТНОШЕНИИ
         ПРЯМОГОННОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА, ТАКЖЕ ПРИЗНАВАЕМОГО
          НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ ПОДАКЦИЗНЫМ ТОВАРОМ - ДИЗЕЛЬНЫМ
         ТОПЛИВОМ (ПП. 8 П. 1 СТ. 181 НК РФ), НЕСМОТРЯ НА ТО,
        ЧТО ПЕРВОЕ ЯВЛЯЕТСЯ СЫРЬЕМ ДЛЯ УСТАНОВОК ПЕРЕРАБОТКИ И
               КОМПОНЕНТОМ ТОВАРНОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА
             ПО МНЕНИЮ ЗАО, НАЛОГОВЫЙ ОРГАН НЕ УЧИТЫВАЕТ
          ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВА
          НЕФТЕПРОДУКТОВ, ПОЛОЖЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ
             НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ И ОСНОВЫВАЕТ СВОЕ МНЕНИЕ НА
         ФОРМАЛЬНОМ СООТВЕТСТВИИ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОМПОНЕНТА В
          ВИДЕ БЕНЗИНОВОЙ ФРАКЦИИ ФИЗИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ
           ПРЯМОГОННОГО БЕНЗИНА (ПП. 10 П. 1 СТ. 181 НК РФ)
            НЕОБХОДИМО ОТМЕТИТЬ, ЧТО ПО УКАЗАННОЙ ТЕМАТИКЕ
        МИНФИНОМ РОССИИ БЫЛО ПОДГОТОВЛЕНО ПИСЬМО ДЛЯ МИНЭНЕРГО
            РОССИИ ОТ 28.07.2010 N 03-07-06/147, В КОТОРОМ
          УКАЗАНО, ЧТО ПОЛУЧЕНИЕ ПОПУТНЫХ ПРОДУКТОВ В РАМКАХ
        ЕДИНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ НЕ
           ЯВЛЯЕТСЯ ПРОИЗВОДСТВОМ НЕПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ И,
        СООТВЕТСТВЕННО, В ДАННОМ СЛУЧАЕ ПРИМЕНЯТЬ НОРМЫ ПП. 8
                    П. 1 СТ. 182 НК РФ НЕ СЛЕДУЕТ
          ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПОЛУЧЕНИЕ ПОПУТНЫХ ПРОДУКТОВ В РАМКАХ
          ЕДИНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ
        ПРОИЗВОДСТВОМ НЕПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ И, СООТВЕТСТВЕННО,
         ОБЯЗАНО ЛИ ЗАО В РАССМАТРИВАЕМОМ СЛУЧАЕ НА ОСНОВАНИИ
        ПП. 8 П. 1 СТ. 182 НК РФ НАЧИСЛЯТЬ АКЦИЗ НА БЕНЗИНОВЫЕ
               ФРАКЦИИ И ПРЯМОГОННОЕ ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                          28 декабря 2010 г. 
                            N 03-07-06/223
     
                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной  политики в связи с
обращением   по   вопросу   налогообложения  акцизами  нефтепродуктов,
произведенных в структуре одной организации, сообщает.
     Как   следует  из  обращения,  согласно  технологии  производства
автомобильного  бензина  бензиновые  фракции,  полученные в результате
переработки  нефти,  передаются  в  ходе непрерывного технологического
процесса  в  качестве  сырья для производства стабильного катализата -
полуфабриката  автомобильного  бензина.  При этом наряду со стабильным
катализатом  выделяются  углеводородный  газ,  топливный  газ и другие
газы.
     По вопросу применения акцизов необходимо учитывать следующее.
     Согласно ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс)   к   подакцизным   товарам  относятся  автомобильный  бензин,
дизельное  топливо,  моторное  масло  для  карбюраторных,  дизельных и
инжекторных  двигателей,  а также прямогонный бензин. При этом в целях
исчисления  акцизов  под  прямогонным  бензином  понимаются бензиновые
фракции,   полученные   в   результате   переработки  нефти,  газового
конденсата,   попутного   нефтяного  газа,  природного  газа,  горючих
сланцев,  угля  и  другого сырья, а также продуктов их переработки, за
исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии.
     Для  целей  указанной статьи Кодекса бензиновой фракцией является
смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 град.
С при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба.
     Таким  образом,  в  целях исчисления акцизов прямогонным бензином
может быть признана только такая бензиновая фракция, которая полностью
соответствует вышеуказанным характеристикам.
     В   соответствии   с   пп.  8  п.  1  ст.  182  Кодекса  объектом
налогообложения  акцизами  признается передача в структуре организации
произведенных   подакцизных   товаров   для  дальнейшего  производства
неподакцизных   товаров,   за   исключением   передачи  произведенного
прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии
в  структуре  организации,  имеющей  свидетельство о регистрации лица,
совершающего операции с прямогонным бензином.
     По  нашему мнению, попутные продукты, получаемые в рамках единого
технологического процесса нефтепереработки, не являются произведенными
неподакцизными товарами на основании следующего.
     Согласно  Инструкции  по  планированию,  учету  и калькулированию
себестоимости  продукции  на  нефтеперерабатывающих  и нефтехимических
предприятиях,  утвержденной  Приказом Минэнерго России от 17.11.1998 N
371  (далее  -  Инструкция),  если  в  одном  технологическом процессе
производства  одновременно  получается  несколько продуктов и один или
несколько продуктов относятся к основным (целевым), остальные продукты
рассматриваются как попутные.
     Как  предусмотрено  техническими  регламентами  нефтепереработки,
попутные продукты не вовлекаются в процесс производства автомобильного
бензина,  а  сжигаются в топливной сети либо используются в иных целях
организациями-производителями  или собственниками давальческого сырья.
В  случае  направления  попутных  продуктов  на другой технологический
процесс  или  установку  для  последующей переработки они отражаются в
учете как полуфабрикаты собственного производства.
     Соответственно,  на  основании  ст.  38  Кодекса  в данном случае
попутные продукты товарами не признаются.
     Необходимо  также  отметить, что передача в структуре организации
произведенных    товаров   должна   быть   оформлена   подтверждающими
документами,   предусмотренными   законодательством,   в   том   числе
товарно-транспортными  накладными или товарными накладными, накладными
на  внутреннее  перемещение, актами приема-передачи между структурными
подразделениями налогоплательщика, актом списания сырья и материалов в
производство и другими документами.
     Согласно  Инструкции  при  производстве  нефтепродуктов  в рамках
единого   технологического   цикла  такие  документы  не  оформляются,
поскольку  сырье  перемещается по совокупности систем и резервуаров до
пункта налива продуктов переработки в транспортные средства.
     Учитывая изложенное, в вышеуказанном случае применять нормы пп. 8
п. 1 ст. 182 Кодекса не следует.
     Одновременно  отмечаем,  что  мнение  Департамента, приведенное в
настоящем   письме,  не  содержит  правовых  норм  или  общих  правил,
конкретизирующих  нормативные  предписания,  и не является нормативным
правовым  актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007
N    03-02-07/2-138    направляемое    мнение    Департамента    имеет
информационно-разъяснительный    характер   по   вопросам   применения
законодательства   Российской  Федерации  о  налогах  и  сборах  и  не
препятствует   налоговым   органам,  налогоплательщикам,  плательщикам
сборов  и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства
о  налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной
в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            Н.А.КОМОВА
28 декабря 2010 г. 
N 03-07-06/223