ОБЪЕКТОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО АКЦИЗАМ ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРЕДАЧА В СТРУКТУРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕННЫХ ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПРОИЗВОДСТВА НЕПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ (ПП. 8 П. 1 СТ. 182 НК РФ) СОГЛАСНО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА БЕНЗИНОВЫЕ ФРАКЦИИ, ПОЛУЧЕННЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ, ПЕРЕДАЮТСЯ В ХОДЕ НЕПРЕРЫВНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В КАЧЕСТВЕ СЫРЬЯ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА СТАБИЛЬНОГО КАТАЛИЗАТА - ПОЛУФАБРИКАТА АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА. ПРИ ЭТОМ НАРЯДУ СО СТАБИЛЬНЫМ КАТАЛИЗАТОМ ВЫДЕЛЯЮТСЯ УГЛЕВОДОРОДНЫЙ ГАЗ, ТОПЛИВНЫЙ ГАЗ И ДРУГИЕ ГАЗЫ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПОЛУЧЕНИЕ ПОПУТНЫХ ПРОДУКТОВ В РАМКАХ ЕДИНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ ПРОИЗВОДСТВОМ НЕПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ И, СООТВЕТСТВЕННО, ОБЯЗАН ЛИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК В РАССМАТРИВАЕМОМ СЛУЧАЕ НА ОСНОВАНИИ ПП. 8 П. 1 СТ. 182 НК РФ ИСЧИСЛЯТЬ АКЦИЗ НА БЕНЗИНОВЫЕ ФРАКЦИИ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 28 декабря 2010 г. N 03-07-06/224 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с обращением по вопросу налогообложения акцизами нефтепродуктов, произведенных в структуре одной организации, сообщает. Как следует из обращения, согласно технологии производства автомобильного бензина бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, передаются в ходе непрерывного технологического процесса в качестве сырья для производства стабильного катализата - полуфабриката автомобильного бензина. При этом наряду со стабильным катализатом выделяются углеводородный газ, топливный газ и другие газы. По вопросу применения акцизов необходимо учитывать следующее. Согласно ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к подакцизным товарам относятся автомобильный бензин, дизельное топливо, моторное масло для карбюраторных, дизельных и инжекторных двигателей, а также прямогонный бензин. При этом в целях исчисления акцизов под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии. Для целей указанной статьи Кодекса бензиновой фракцией является смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 град. С при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба. Таким образом, в целях исчисления акцизов прямогонным бензином может быть признана только такая бензиновая фракция, которая полностью соответствует вышеуказанным характеристикам. В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 182 Кодекса объектом налогообложения акцизами признается передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином. По нашему мнению, попутные продукты, получаемые в рамках единого технологического процесса нефтепереработки, не являются произведенными неподакцизными товарами на основании следующего. Согласно Инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях, утвержденной Приказом Минэнерго России от 17.11.1998 N 371, (далее - Инструкция), если в одном технологическом процессе производства одновременно получается несколько продуктов и один или несколько продуктов относятся к основным (целевым), остальные продукты рассматриваются как попутные. Как предусмотрено техническими регламентами нефтепереработки, попутные продукты не вовлекаются в процесс производства автомобильного бензина, а сжигаются в топливной сети либо используются в иных целях организациями-производителями или собственниками давальческого сырья. В случае направления попутных продуктов на другой технологический процесс или установку для последующей переработки они отражаются в учете как полуфабрикаты собственного производства. Соответственно, на основании ст. 38 Кодекса в данном случае попутные продукты товарами не признаются. Необходимо также отметить, что передача в структуре организации произведенных товаров должна быть оформлена подтверждающими документами, предусмотренными законодательством, в том числе товарно-транспортными накладными или товарными накладными, накладными на внутреннее перемещение, актами приема-передачи между структурными подразделениями налогоплательщика, актом списания сырья и материалов в производство и другими документами. Согласно Инструкции при производстве нефтепродуктов в рамках единого технологического цикла такие документы не оформляются, поскольку сырье перемещается по совокупности систем и резервуаров до пункта налива продуктов переработки в транспортные средства. Учитывая изложенное, в вышеуказанном случае применять нормы пп. 8 п. 1 ст. 182 Кодекса не следует. Одновременно отмечаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н.А.КОМОВА 28 декабря 2010 г. N 03-07-06/224 |