О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ПОД МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ; О НОРМАХ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ПЛОЩАДЬ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА; ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ПЛАНИРОВКИ ТЕРРИТОРИИ, ПРОЕКТА МЕЖЕВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ В ЦЕЛЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТ. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 29.12.10 Д23-5416

            О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ПОД
        МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ; О НОРМАХ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ПЛОЩАДЬ
           ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА; ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РАЗРАБОТКИ
           ПРОЕКТА ПЛАНИРОВКИ ТЕРРИТОРИИ, ПРОЕКТА МЕЖЕВАНИЯ
           ТЕРРИТОРИИ В ЦЕЛЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНОГО
            УЧАСТКА; О РАСПРОСТРАНЕНИИ ДЕЙСТВИЯ Ч. 2 СТ. 6
          ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 29.12.2004 N 191-ФЗ НА ВСЕ
           ОТНОШЕНИЯ, РЕГЛАМЕНТИРУЕМЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ В
                ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ

                          29 декабря 2010 г.
                              N Д23-5416

                                 (Д)


     Департамент   недвижимости  Минэкономразвития  России  рассмотрел
обращение  о  разъяснении  порядка формирования земельного участка под
многоквартирным домом.
     1.  По  вопросу  о  том,  в каких случаях формирование земельного
участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляет орган
государственной  власти,  в  каких  - орган местного самоуправления, в
каких случаях - арендатор (землепользователь), сообщаем.
     Часть  4  ст.  16  Федерального  закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О
введении  в  действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее -
Федеральный  закон  N  189-ФЗ) предусматривает общую норму для органов
государственной   власти   и   органов   местного   самоуправления   о
формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный
дом.
     В   настоящее   время  в  законодательстве  Российской  Федерации
отсутствует   четкое   определение  термина  "формирование  земельного
участка".    Исходя   из   требований,   предусмотренных   положениями
Градостроительного    кодекса    Российской    Федерации    (далее   -
Градостроительный  кодекс)  и  Земельного кодекса Российской Федерации
(далее  -  Земельный  кодекс),  формирование  земельного  участка  под
многоквартирным домом включает:
     1)  подготовку  и  утверждение  проекта  планировки  территории и
проекта межевания территории;
     2)  выполнение  в  отношении  земельного участка в соответствии с
требованиями,  установленными  Федеральным  законом  от  24.07.2007  N
221-ФЗ  "О  государственном  кадастре  недвижимости"  (далее - Закон N
221-ФЗ),    кадастровых   работ   и   осуществление   государственного
кадастрового учета земельного участка.
     При  этом  подготовка  проекта  планировки  территории  и проекта
межевания  территории,  осуществляемая в отношении земельного участка,
находящегося   под  многоквартирным  домом,  относится  к  компетенции
органов местного самоуправления.
     Кадастровый    учет    недвижимого    имущества    осуществляется
уполномоченным   органом   по   внесению   в  государственный  кадастр
недвижимости   сведений  о  недвижимом  имуществе,  представленных  на
основании заявления любого лица (ст. ст. 1, 3, 14 Закона N 221-ФЗ).
     Проведение кадастровых работ осуществляется кадастровым инженером
на  основании  заключаемого в соответствии с требованиями гражданского
законодательства  и  Закона  N  221-ФЗ  договора подряда на выполнение
кадастровых   работ  по  инициативе  собственника  земельного  участка
(заказчика).  Вместе  с  тем  заключить  данный  договор с кадастровым
инженером вправе любое лицо.
     В соответствии со ст. 37 Закона N 221-ФЗ в результате кадастровых
работ  кадастровый  инженер передает заказчику таких кадастровых работ
межевой план, технический план, акт обследования.
     На  основании  ст.  ст.  9  -  11 Земельного кодекса формирование
земельного   участка,   находящегося   в   федеральной  собственности,
осуществляется    федеральными    органами    исполнительной   власти,
формирование земельного участка, находящегося в собственности субъекта
Российской   Федерации,  -  исполнительными  органами  государственной
власти субъекта Российской Федерации, формирование земельного участка,
находящегося   в  муниципальной  собственности,  -  органами  местного
самоуправления.
     В  случае если государственная собственность на земельный участок
не  разграничена,  формирование такого земельного участка осуществляет
орган  местного  самоуправления  (п.  10  ст. 3 Федерального закона от
25.10.2001   N  137-ФЗ  "О  введении  в  действие  Земельного  кодекса
Российской Федерации").
     Решение  об  образовании земельного участка принимается органами,
осуществляющими  предоставление  земельных участков (ст. 29 Земельного
кодекса),   в  том  числе  на  основании  обращения  заинтересованного
правообладателя земельного участка.
     2.  По  вопросу  о  том,  каковы  нормы  для  определения площади
земельного  участка,  на  котором  расположен  многоквартирный  дом, и
принципы установления таких норм, сообщаем.
     Согласно  ч.  1  ст.  36  Жилищного  кодекса Российской Федерации
(далее  -  Жилищный  кодекс)  границы  и размер земельного участка, на
котором  расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с
требованиями   земельного   законодательства   и   законодательства  о
градостроительной деятельности.
     Местоположение  границ  и  размер  земельного  участка в границах
застроенных  территорий,  а  также  его  площадь определяются с учетом
фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил,
действовавших  в  период  застройки  указанных территорий (ч. 4 ст. 43
Градостроительного кодекса).
     В  соответствии  с  ч.  9 ст. 38 Федерального закона N 221-ФЗ при
уточнении  границ  земельного  участка  их местоположение определяется
исходя  из  сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на
земельный  участок,  или  при отсутствии такого документа из сведений,
содержащихся   в   документах,   определявших   местоположение  границ
земельного  участка  при  его  образовании.  В  случае  если указанные
документы  отсутствуют, границами земельного участка являются границы,
существующие  на  местности  пятнадцать  и  более лет и закрепленные с
использованием   природных   объектов   или   объектов  искусственного
происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного
участка.
     Если  образование  земельных  участков  должно  осуществляться  с
учетом    проекта    межевания   территории   или   иного   документа,
местоположение  границ данных земельных участков определяется с учетом
такого документа (ч. 10 ст. 38 Федерального закона N 221-ФЗ).
     3.  По  вопросу  о  том, должна ли в данном случае осуществляться
разработка  документации  по  планировке территории (проект планировки
территории, проект межевания территории) в соответствии с требованиями
ст.  ст.  42,  43  Градостроительного кодекса или возможно образование
новых  земельных  участков в порядке, установленном ст. ст. 11.3, 11.4
Земельного кодекса, сообщаем.
     В  соответствии  с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N
191-ФЗ  "О  введении  в действие Градостроительного кодекса Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ) до вступления в силу в
установленном   порядке   технических   регламентов   по   организации
территорий,  размещению,  проектированию, строительству и эксплуатации
зданий,  строений, сооружений в случае, если застроенные территории не
разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых
расположены    многоквартирные   дома,   устанавливаются   посредством
подготовки   проектов   планировки  территорий  и  проектов  межевания
территорий,   которые   утверждаются   главой   местной  администрации
поселения,   главой   местной   администрации   городского   округа  с
соблюдением  процедуры  публичных  слушаний  в  соответствии со ст. 46
Градостроительного  кодекса.  Не  допускается  требовать  в  указанном
случае   представления  других  документов  для  утверждения  проектов
планировки территорий, проектов межевания территорий.
     Данной      нормой     предусмотрены     переходные     положения
градостроительного  законодательства.  Исходя  из содержания указанной
нормы  в  целях  определения  границ  земельного  участка,  на котором
расположен   многоквартирный  дом,  должна  осуществляться  разработка
проекта планировки территории, проекта межевания территории.
     4.  По  вопросу  о  том,  применяется  ли п. 2 ст. 6 Федерального
закона  N  191-ФЗ  только в случаях, установленных ст. ст. 46.1, 46.2,
46.3  Градостроительного  кодекса,  или  в иных случаях, установленных
законом, сообщаем.
     В  связи  с  тем  что  п. 2 ст. 6 Федерального закона N 191-ФЗ не
предусматривает ограничений в отношении каких-либо конкретных случаев,
Департамент недвижимости считает, что данная норма распространяет свое
действие   на  все  отношения,  регламентируемые  законодательством  в
области градостроительной деятельности.

Директор
Департамента недвижимости
                                                           А.И. ИВАКИН
29 декабря 2010 г.
N Д23-5416