О ПРАВЕ ЗАКАЗЧИКА И ПОКУПАТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА ВЗЫСКАТЬ С ОЦЕНЩИКА СУММУ ПРИЧИНЕННЫХ ИМ УБЫТКОВ; ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЦЕНЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ОПРЕДЕЛЕНИЮ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НДС ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 1 октября 2010 г. N Д05-3371 (Д) Департамент развития малого и среднего предпринимательства совместно с Департаментом корпоративного управления Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу, связанному с применением норм Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), и сообщает. В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не вправе давать разъяснения о применении законодательства Российской Федерации. Для информации сообщаем, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ). Согласно ст. 3 Федерального закона N 135-ФЗ под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости. Пунктом 4 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 254, установлено, что содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также допускать неоднозначное толкование. Учитывая изложенное, в целях предотвращения введения в заблуждение пользователей отчетов об оценке оценщику при определении рыночной стоимости объекта оценки в отчете об оценке следует указывать информацию о наличии или отсутствии величины налога на добавленную стоимость в составе рыночной стоимости объекта оценки. Одновременно следует отметить, что в соответствии со ст. 24.6 Федерального закона N 135-ФЗ оценщик несет имущественную ответственность за убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам вследствие использования рыночной стоимости, определенной в процессе проведения работ по оценке объекта оценки. Таким образом, заказчик и покупатель государственного или муниципального имущества, которые считают, что их права нарушены в результате действий оценщика, вправе взыскать с оценщика сумму причиненных им убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области оценочной деятельности. Дополнительно сообщаем, что согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные Федеральным законом N 159-ФЗ, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ). Статьей 32 Федерального закона N 178-ФЗ установлены обязательные условия договора купли-продажи государственного или муниципального имущества, одним из которых является цена государственного или муниципального имущества. Согласно ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор не был бы заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Учитывая изложенное, а также исходя из того, что цена является существенным условием договора купли-продажи государственного или муниципального имущества, внесение изменений в договор, заключаемый в соответствии с положениями Федерального закона N 159-ФЗ, в части изменения цены сделки возможно в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации. Одновременно следует отметить, что в соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или самим договором купли-продажи государственного или муниципального имущества. Также сообщаем, что согласно ч. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. При этом необходимо отметить, что Федеральный закон N 159-ФЗ не содержит указанных положений. На основании изложенного применение положений ч. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении налога на добавленную стоимость дополнительно к цене договора представляется необоснованным. Дополнительно сообщаем, что согласно ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации предоставление письменных разъяснений налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах отнесено к компетенции Минфина России. В связи с этим считаем целесообразным в рамках установления цены реализации государственного или муниципального недвижимого имущества, в том числе применительно к определению налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, учитывать, помимо вышеуказанных нормативных правовых актов, позицию Минфина России, изложенную в Письме от 19.10.2010 N 03-07-15/147. Также следует отметить, что в настоящее время Правительство Российской Федерации направило положительное заключение на проект федерального закона "О внесении изменения в статью 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации депутатом Государственной Думы В.С. Плескачевским, в соответствии с которым предлагается освободить от уплаты налога на добавленную стоимость операции по возмездному отчуждению государственного и муниципального имущества, выкупаемого субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ. Заместитель директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства Н.И.ЛАРИОНОВА 1 октября 2010 г. N Д05-3371 |