О ПРИЗНАНИИ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, УЧРЕДИТЕЛЕМ КОТОРОЙ В ТЕЧЕНИЕ ДЕВЯТИ МЕСЯЦЕВ ЯВЛЯЛСЯ РЕЗИДЕНТ ГЕРМАНИИ, А В ЧЕТВЕРТОМ КВАРТАЛЕ УЧРЕДИТЕЛЕМ СТАЛ РЕЗИДЕНТ НИДЕРЛАНДОВ, РАСХОДОВ НА РЕКЛАМУ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 9 ноября 2010 г. N 03-08-05 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно признания российской организацией расходов на рекламу при определении налогооблагаемой базы с учетом положений соглашений об избежании двойного налогообложения и сообщает. Как следует из запроса, до 19.12.2009 учредителем российской организации являлась иностранная компания - резидент Германии, а после 19.12.2009 - резидент Нидерландов. Согласно п. 3 Протокола к Соглашению между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996 суммы процентов, которые выплачивает компания, являющаяся резидентом одного Договаривающегося Государства и в которой участвует резидент другого Договаривающегося Государства, подлежат неограниченному вычету при исчислении налогооблагаемой прибыли этой компании в первом упомянутом Государстве, независимо от того, выплачиваются ли эти суммы процентов банку или другому лицу, и независимо от срока действия ссуды. Такой вычет, однако, не может превышать сумм, которые согласовывались бы независимыми предприятиями при сопоставимых условиях. Соответствующее положение применяется к издержкам на рекламу. Однако Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 16.12.1996 не содержит положений, касающихся неограниченного вычета расходов на рекламу при определении налогооблагаемой базы. Следовательно, с изменением учредителя российской организации необходимо нормировать расходы на рекламу согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - Кодекс). В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 Кодекса расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 Кодекса, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Согласно п. 4 ст. 264 Кодекса к расходам организации на рекламу в целях настоящей главы относятся: расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети; расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании. Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 Кодекса, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 настоящего Кодекса. Пунктом 1 ст. 272 Кодекса установлено, что расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно. Согласно пп. 3 п. 7 ст. 272 Кодекса датой осуществления рекламных расходов признается, если иное не установлено ст. ст. 261, 262, 266 и 267 Кодекса, дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода. В связи с этим налогоплательщик может самостоятельно определить дату учета рекламных расходов. В соответствии со ст. 285 Кодекса отчетными периодами по налогу на прибыль организаций признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, а налоговым периодом - календарный год. Таким образом, с учетом положений п. 4 ст. 264 и ст. 272 Кодекса если на последнее число отчетного периода у налогоплательщика соблюдаются условия, установленные российско-германским Соглашением для неограниченного вычета расходов на рекламу, положения п. 4 ст. 264 Кодекса в отношении нормирования расходов на рекламу, осуществленных в этом отчетном периоде, не применяются. Следовательно, в ситуации, указанной в письме, если в течение девяти месяцев учредителем данной российской организации был резидент Германии, а в четвертом квартале учредителем стал резидент Нидерландов, то пересчет расходов на рекламу, признанных за предыдущие девять месяцев, согласно п. 3 Протокола к российско-германскому Соглашению, не производится и нормирование расходов на рекламу в этом случае производится только по итогам четвертого квартала. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н.А.КОМОВА 9 ноября 2010 г. N 03-08-05 |