КАКОВ ПОРЯДОК ОБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ ВЗНОСОВ, УПЛАЧИВАЕМЫХ ЧЛЕНАМИ НЕКОММЕРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА ЭНЕРГОАУДИТОРСКИХ ФИРМ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В КОМПЕНСАЦИОННЫЙ ФОНД?. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 30.07.10 16-15/080337@

         КАКОВ ПОРЯДОК ОБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ ВЗНОСОВ,
           УПЛАЧИВАЕМЫХ ЧЛЕНАМИ НЕКОММЕРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА
              ЭНЕРГОАУДИТОРСКИХ ФИРМ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ
                ПРОМЫШЛЕННОСТИ В КОМПЕНСАЦИОННЫЙ ФОНД?

                                ПИСЬМО

               УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
                             ПО Г. МОСКВЕ
                                   
                           30 июля 2010 г. 
                           N 16-15/080337@
     
                                 (Д)
                                   

     В  соответствии  со  ст.  3  Федерального  закона от 01.12.2007 N
315-ФЗ    "О    саморегулируемых    организациях"    саморегулируемыми
организациями  признаются  некоммерческие  организации,  основанные на
членстве,   объединяющие  субъектов  предпринимательской  деятельности
исходя  из  единства  отрасли  производства товаров (работ, услуг) или
рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов
профессиональной  деятельности  определенного  вида.  Саморегулируемой
организацией   признается   некоммерческая  организация,  созданная  в
соответствии  с  ГК  РФ  и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О
некоммерческих  организациях", только при условии ее соответствия всем
установленным Законом N 315-ФЗ требованиям.
     На  основании  п.  1  ст.  18 Федерального закона от 23.11.2009 N
261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности
и  о  внесении  изменений  в отдельные законодательные акты Российской
Федерации"   (далее   -   Закон   N  261-ФЗ)  статус  саморегулируемой
организации  в  области  энергетического обследования может приобрести
некоммерческая  организация,  основанная  на  членстве, при условии ее
соответствия требованиям, установленным п. 3 ст. 18 Закона N 261-ФЗ.
     Согласно  пп.  3  п.  3  ст.  18  Закона  N 261-ФЗ некоммерческая
организация  вправе  приобрести  статус саморегулируемой организации в
области энергетического обследования при условии, в частности, наличия
компенсационного   фонда,   сформированного  за  счет  взносов  членов
саморегулируемой  организации  в области энергетического обследования,
как   способа   обеспечения   имущественной   ответственности   членов
саморегулируемой  организации  в  области энергетического обследования
перед  потребителями  услуг,  которая  может  возникнуть  в результате
причинения   им   вреда  вследствие  недостатков  оказанных  услуг  по
энергетическому обследованию.
     В  п.  2 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой
базы  по  налогу  на  прибыль  не  учитываются целевые поступления (за
исключением  целевых  поступлений в виде подакцизных товаров). К таким
целевым  поступлениям  относятся,  в частности, целевые поступления на
содержание   некоммерческих   организаций   и   ведение  ими  уставной
деятельности в виде вступительных и членских взносов, осуществленных в
соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях. При
этом  налогоплательщики  -  получатели  указанных  целевых поступлений
обязаны   вести   отдельный   учет   доходов   (расходов),  полученных
(произведенных) в рамках целевых поступлений. Взносы в компенсационный
фонд в перечне, приведенном в п. 2 ст. 251 НК РФ, не поименованы.
     Согласно  пп.  3 п. 3 ст. 18 Закона N 261-ФЗ одним из требований,
предъявляемых  к  некоммерческой организации в области энергетического
обследования,  необходимым  для  приобретения статуса саморегулируемой
организации, является наличие компенсационного фонда.
     Учитывая,    что   гражданское   законодательство   не   содержит
определения    понятия   "вступительный   взнос   в   саморегулируемую
организацию",    взнос   в   компенсационный   фонд   саморегулируемой
организации,   являющийся   неотъемлемым  условием  принятия  в  члены
саморегулируемой  организации и направляемый на формирование имущества
саморегулируемой   организации,   используемого  целевым  образом  для
ведения  уставной  деятельности  в  порядке,  установленном  Законом N
261-ФЗ,  может  рассматриваться  для целей налогообложения прибыли как
часть    вступительного   взноса   в   саморегулируемую   организацию.
Следовательно,   доходы   в   виде  взносов  в  компенсационный  фонд,
уплачиваемых   членами   саморегулируемой   организации,   для   целей
налогообложения  прибыли  в  составе  доходов  данной саморегулируемой
организации не учитываются.
     На  основании  п.  1  ст.  252 НК РФ в целях исчисления налога на
прибыль   налогоплательщик   уменьшает   полученные  доходы  на  сумму
произведенных  расходов  (за исключением расходов, указанных в ст. 270
НК РФ).
     В  соответствии  с  п. 40 ст. 270 НК РФ при определении налоговой
базы  по  налогу  на  прибыль  не  учитываются расходы в виде взносов,
вкладов  и  иных  обязательных  платежей,  уплачиваемых некоммерческим
организациям  и международным организациям, кроме указанных в пп. 29 и
30 п. 1 ст. 264 НК РФ.
     На  основании  пп.  29  п.  1  ст.  264  НК РФ к прочим расходам,
связанным  с  производством  и реализацией, относятся взносы, вклады и
иные  обязательные  платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям,
если  уплата  таких  взносов,  вкладов  и  иных  обязательных платежей
является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками -
плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей.
     Учитывая,   что   уплата   взноса   в   компенсационный   фонд  в
некоммерческую  организацию  в  области  энергетического  обследования
является  способом  обеспечения  имущественной  ответственности членов
саморегулируемой  организации  в  области энергетического обследования
перед  потребителями  услуг,  которая  может  возникнуть  в результате
причинения   им   вреда  вследствие  недостатков  оказанных  услуг  по
энергетическому    обследованию,    указанные    платежи    в    целях
налогообложения   прибыли  следует  рассматривать  в  качестве  прочих
расходов на основании пп. 29 п. 1 ст. 264 НК РФ.
     Основание:  Письма  ФНС  России  от  03.04.2009  N ШС-22-3/256@ и
Минфина России от 09.10.2009 N 03-03-07/25.
    
Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
                                                          О.В.ЧЕРНИЧУК
30 июля 2010 г. 
N 16-15/080337@