О СТРАТЕГИИ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ГТК РОССИИ С КОМИССИЕЙ ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ В 2000-2003 ГГ.. Распоряжение. Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России). 15.05.00 01-99/586

     О СТРАТЕГИИ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
     ГТК РОССИИ С КОМИССИЕЙ ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ В 2000-2003 ГГ.

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

                            15 мая 2000 г.
                             N 01-99/586

                                (НЦПИ)


     В целях   обеспечения   дальнейшего    развития    сотрудничества
таможенной   службы   Российской  Федерации  с  Комиссией  Европейских
сообществ   (КЕС)   по   вопросам   таможенного   и    трансграничного
сотрудничества обязываю:
     1. Утвердить   Стратегию   и   основные   направления    развития
сотрудничества   Государственного   таможенного   комитета  Российской
Федерации  с  Комиссией  Европейских   сообществ   в   2000-2003   гг.
(приложение 1).
     2. Управление    международного    таможенного     сотрудничества
(Ю.В.Михайличенко)  активизировать  работу  по  привлечению финансовых
средств  Европейского  союза  в  целях  развития   таможенной   службы
Российской Федерации.
     3. Руководителей   структурных    подразделений    ГТК    России,
региональных    таможенных    управлений,   таможен,   непосредственно
подчиненных ГТК России,  Центральной таможенной  лаборатории,  ГНИВЦа,
Российской   таможенной   академии  в  2-недельный  срок  направить  в
Управление  международного   таможенного   сотрудничества   уточненные
предложения для включения в проект программы сотрудничества ГТК России
с КЕС на 2000-2003 гг. (приложение 2).
     4. Контроль  за  исполнением настоящего распоряжения осуществлять
первого заместителя председателя ГТК России В.И.Мещерякова.

Председатель Комитета
генерал-полковник таможенной службы
                                                            М.В. Ванин
15 мая 2000 г.
N 01-99/586


                                                          Приложение 1

                                                 к распоряжению ГТК РФ
                                                   от 15 мая 2000 года
                                                           N 01-99/586

                              СТРАТЕГИЯ

            и основные направления развития сотрудничества
      Государственного таможенного комитета Российской Федерации
          с Комиссией Европейских сообществ в 2000-2003 гг.

     Главной правовой   базой   Стратегии   развития    сотрудничества
Государственного   таможенного   комитета  Российской  Федерации  (ГТК
России) с Комиссией Европейских сообществ (КЕС) в  таможенной  области
является  Соглашение  о  партнерстве и сотрудничестве между Российской
Федерацией и Европейскими сообществами 1994 года (СПС) и Протокол 2  к
нему  "О  взаимном  административном  содействии  в  целях надлежащего
применения таможенного  законодательства".  Она  учитывает  положения,
заложенные  в  рабочих  документах  по  выполнению  Совместной рабочей
программы СПС в части таможенного и трансграничного сотрудничества,  а
также   решения   и  рекомендации,  принятые  на  заседаниях  Комитета
сотрудничества РФ-ЕС и Подкомитета по  таможенному  и  трансграничному
сотрудничеству.
     Настоящая Стратегия отвечает курсу на налаживание стратегического
партнерства  России  и  Евросоюза,  означенному  в  Стратегии развития
отношений Российской Федерации с Европейским союзом  на  среднесрочную
перспективу  (2000-2010  гг.).  В  ней  также отражены предложения ГТК
России для включения в Индикативную программу ТАСИС на 2000-2003 гг.
     Исходными предпосылками   развития   отношений  между  Россией  и
Европейским   союзом   в   таможенной   области   является    создание
благоприятных  условий  для взаимовыгодной торговли между Россией и ее
европейскими партнерами и обеспечение защиты общества  от  незаконного
перемещения товаров через границу.
     Влияние таможенной     политики      России      на      развитие
торгово-экономических   процессов   в   общеевропейском   пространстве
признано  Европейским  сообществом.  Этим   фактором,   в   частности,
определяется  объективная  заинтересованность  Евросоюза  в таможенном
сотрудничестве с Россией.
     С начала  своего становления ГТК России заявил о своем стремлении
к  созданию   многофункциональной,   конкурентоспособной,   эффективно
управляемой  таможенной  службы,  сопоставимой с наиболее современными
моделями таможен мира.  В основу преобразований таможенного дела  была
заложена концепция таможенного законодательства,  гармонизированного с
законодательством  Европейского  сообщества.  Такой  подход  в  период
перехода  России  к  экономике  открытого  рынка обеспечил внедрение в
таможенную практику понятий и правил,  принятых в  мировом  таможенном
окружении,  и  способствовал интересу Комиссии европейских сообществ к
практическому   содействию   российской   таможенной   службе   в   ее
модернизации.
     Дальнейшее развитие   таможенной   службы   России   в   условиях
преобразований,  происходящих  в  мировом  сообществе,  - значительное
увеличение  объемов  перемещаемых  через  границы  товаров  вследствие
глобализации    торговли,    массированное    внедрение   компьютерных
информационных технологий,  наряду с  возрастанием  роли  таможни  как
инструмента,  регулирующего  торгово-экономические отношения,  требует
новых подходов к ведению таможенного дела.
     Работа в этом направлении ведется, прежде всего, по пути внесения
изменений в действующее таможенное законодательство  на  основе  новой
концепции    проекта   Таможенного   кодекса   Российской   Федерации,
учитывающей  положения  Международной   конвенции   об   упрощении   и
гармонизации  таможенных  процедур,  одобренной  Всемирной  таможенной
организацией  в   обновленной   редакции   в   1999   г.   Планируемое
присоединение  России к этой основополагающей международной таможенной
конвенции   предопределяет   для    российской    таможенной    службы
необходимость  решения  комплексных технологических задач,  чему может
способствовать в долгосрочной перспективе опыт и  помощь  Европейского
союза.
     На этой  базе  строится  Стратегия  развития  сотрудничества  ГТК
России и КЕС в таможенной области на долгосрочную перспективу.
     В среднесрочном плане основные  цели  международного  таможенного
сотрудничества по линии КЕС определяются стратегическими направлениями
развития российской таможенной службы в 2000-2001 гг., такими как:
     - упрощение и ускорение таможенных процедур;
     - максимальное    использование    современных     информационных
технологий и автоматизированных систем управления;
     - выявление и пресечение экономических преступлений и  таможенных
правонарушений,  в  том  числе  путем контроля за внутренней торговлей
импортными товарами;
     - усиление борьбы с коррупцией;
     - развитие института таможенных брокеров;
     - развитие  партнерских  отношений  между  таможенными органами и
деловыми кругами;
     - реализация программы модернизации таможенных органов.
     Одновременно Стратегия направлена на  активизацию  взаимодействия
между  таможенной  службой  России,  Комиссией Европейских сообществ и
таможенными службами стран  -  членов  ЕС,  участвующих  в  реализации
программ и проектов таможенного сотрудничества, имея в виду, что обмен
профессиональным опытом,  ознакомление с  методами  работы,  основными
таможенными  правилами и технологиями,  установление рабочих контактов
способствует достижению информационной  открытости  и  предсказуемости
условий работы российской таможни.
     Такое сотрудничество  необходимо  ориентировать  на  те   области
таможенного   дела,   которые  требуют  дальнейшего  совершенствования
методов работы, в частности путем внедрения новых таможенных процедур,
применения  технологии  управления  рисками,  включая  оценку рисков и
выборочный  контроль  на  основе  анализа  предварительно   полученной
информации в электронном формате.
     Стратегия продолжает линию на активное  участие  в  международном
сотрудничестве  всех звеньев российской таможенной службы.  Наполнение
практическим   содержанием   программ   и   проектов,   предварительно
согласованных  между ГТК России и КЕС,  обеспечивается подразделениями
ГТК России,  региональными таможенными управлениями,  а также местными
таможенными  органами  при  общей координации работы по планированию и
реализации  таких  программ  и  проектов  Управлением   международного
таможенного сотрудничества.
     Исходя из наличия общей границы России и Евросоюза и  перспективу
присоединения  к  ЕС  стран  Восточной  Европы и Балтии,  региональное
приграничное     сотрудничество     является      объектом      особой
заинтересованности   Европейской   комиссии.  Этот  фактор  необходимо
использовать  в  интересах  развития  таможенной   инфраструктуры   на
северо-западной  границе  Российской  Федерации  и  в  Калининградской
области,  а также для внедрения автоматизированных  технологий  обмена
данными   о   перемещаемых   товарах  в  целях  ускорения  таможенного
оформления и контроля,  проведения совместных оперативных  мероприятий
по борьбе с организованной преступностью.
     Участие ГТК России и российских таможенных органов в мероприятиях
и  программах в рамках регионального таможенного сотрудничества Совета
государств Балтийского моря (СГБМ), Совета Баренцева/Евро-Арктического
региона (СБЕР), Оперативном комитете СГБМ, группах ТаскФорм СБЕР может
способствовать привлечению дополнительных финансовых средств Евросоюза
в целях развития российской таможенной службы.
     С учетом первоочередных и  стратегических  задач,  стоящих  перед
российской  таможенной  службой,  в  качестве приоритетных направлений
таможенного сотрудничества ГТК России и КЕС на  период  2000-2003  гг.
можно обозначить следующие
     - совершенствование российского  таможенного  законодательства  в
свете  работы  над  проектом  нового  Таможенного  кодекса  Российской
Федерации   и   процесса   присоединения   Российской   Федерации    к
Международной   конвенции   об  упрощении  и  гармонизации  таможенных
процедур (Киотская конвенция), 1999 г.;
     - усиление   взаимодействия   с   компетентными  органами  КЕС  и
таможенными службами стран -  членов  ЕС  в  борьбе  с  экономическими
преступлениями  и  таможенными  правонарушениями  (расширение  системы
обмена  информации  по  перемещаемым  товарам  в   целях   таможенного
контроля,  улучшение  системы  контроля  таможенной стоимости товаров,
внедрение   контроля   на    основе    методов    аудита    участников
внешнеэкономических  связей,  развитие  сети  таможенных  лабораторий,
анализ данных таможенной статистики внешней торговли);
     - расширение   административного   и  технического  содействия  в
правоохранительной   деятельности   таможенных   органов   (борьба   с
незаконным  оборотом наркотиков,  оружия,  ядерных материалов,  других
опасных   грузов   и   товаров   повышенного   риска,   защита    прав
интеллектуальной   собственности,   борьба   с   отмыванием   доходов,
полученных незаконным путем);
     - ускорение     производства     таможенного     оформления     и
совершенствование таможенного контроля (создание  центров  таможенного
оформления,   предварительное   электронное   декларирование  товаров,
развитие  объектов   околотаможенной   инфраструктуры,   в   частности
института  таможенных брокеров,  усиление взаимодействия с участниками
внешнеэкономических связей,  освоение технологий  управления  рисками,
включая   оценку   рисков   и   выборочный   контроль,  информационное
обеспечение  заинтересованных  лиц  в  части   таможенных   правил   и
процедур);
     - изучение  новых  форм  информационных  технологий   таможенного
оформления  с использованием баз данных участников внешнеэкономических
связей (в том числе технологии электронной торговли);
     - развитие  системы  обучения и повышения квалификации таможенных
кадров;
     - расширение  трансграничного  сотрудничества  в  Северо-Западном
регионе,  включая границу со  странами  Балтии,  и  в  Калининградской
области,  в  том  числе  осуществление инвестиционных проектов в целях
развития таможенной инфраструктуры на  пограничных  пунктах  пропуска,
укрепление  партнерских отношений на уровне местных таможенных органов
в  рамках  программы   "Твиннинг",   усиление   взаимодействия   между
различными службами и ведомствами, осуществляющими функции контроля на
границе, включая совместный контроль.
     Практическая реализация настоящей Стратегии, осуществляемая через
конкретные проекты в рамках  указанных  направлений  с  использованием
потенциала  программы  ТАСИС,  в  конечном итоге должна способствовать
решению   первостепенной   задачи,   поставленной   перед   российской
таможенной  службой,  - обеспечению собираемости таможенных платежей и
их поступления в федеральный бюджет в полном объеме.


                                                          Приложение 2

                                                 к распоряжению ГТК РФ
                                                   от 15 мая 2000 года
                                                           N 01-99/586

        Проект программы сотрудничества ГТК России и Комиссии
                Европейских сообществ на 2000-2003 гг.

---------------------------------------------------------------------------------
|  Наименование проекта              | Партнер со            | Сроки реализации |
|                                    | сторон ЕС             | /годы/           |
|------------------------------------|-----------------------|------------------|
| Консультации экспертов ЕС в        | Финляндия             | 2000-2003        |
| области таможенного                |                       |                  |
| законодательства и положений       |                       |                  |
| Киотской конвенции, требующих      |                       |                  |
| изменения в Таможенном кодексе РФ  |                       |                  |
|------------------------------------|-----------------------|------------------|
| Улучшение системы контроля за      | Великобритания        | 2000-2001        |
| оценкой таможенной стоимости       |                       |                  |
|------------------------------------|-----------------------|------------------|
| Сотрудничество в развитии          | ФРГ                   | 2000-2001        |
| региональных таможенных            |                       |                  |
| лабораторий:                       |                       |                  |
|------------------------------------|-----------------------|------------------|
| Санкт-Петербург;                   |                       | 2000-2001        |
|------------------------------------|-----------------------|------------------|
| Ростов-на-Дону;                    |                       | 2000-2001        |
|------------------------------------|-----------------------|------------------|
| Екатеринбург;                      |                       | 2001-2002        |
|------------------------------------|-----------------------|------------------|
| Брянск;                            |                       | 2002-2003        |
|------------------------------------|-----------------------|------------------|
| Сверка данных таможенной           | Страна ЕС и Восточной | 2000-2003        |
| статистики внешней торговли России | Европы                |                  |
| в целях контроля за достоверностью |                       |                  |
| декларирования экспорта и импорта  |                       |                  |
|------------------------------------|-----------------------|------------------|
| Сотрудничество в обучении          |                       | 2000-2003        |
| таможенных кадров:                 |                       |                  |
|------------------------------------|-----------------------|------------------|
| - Российская таможенная академия   |                       |                  |
|   и ее филиалы;                    | ФРГ                   |                  |
|------------------------------------|-----------------------|------------------|
| - Международный таможенный         | Финляндия, Дания      |                  |
|   ученый центр в Выборге           |                       |                  |
|------------------------------------|-----------------------|------------------|
| Сотрудничество в рамках проекта    |                       |                  |
| "Твиннинг", в т.ч.:                |                       |                  |
|------------------------------------|-----------------------|------------------|
| Пограничные таможни:               |                       |                  |
|------------------------------------|-----------------------|------------------|
| Выборг-Лаппеенранта                | Финляндия             | 2000-2003        |
|------------------------------------|-----------------------|------------------|
| Вяртсиля-Ниарала                   | Финляндия             | 2000-2003        |
|------------------------------------|-----------------------|------------------|
| Северные таможни РФ:               | Финляндия             | 2000-2003        |
|------------------------------------|-----------------------|------------------|
| - Мурманская таможня               |                       |                  |
|   (ЛоттаЙоосеппи)                  |                       |                  |
|------------------------------------|-----------------------|------------------|
| - Костомукшская таможня            |                       |                  |
|   (Люття-Вартиус)                  |                       |                  |
|------------------------------------|-----------------------|------------------|
| - Кандалакшская таможня            |                       |                  |
|   (Салла-Келлоселькя)              |                       |                  |
|------------------------------------|-----------------------|------------------|
| Калининград                        | КЕС                   | 2000-2003        |
|                                    | Польша                |                  |
|                                    | Литва                 |                  |
|                                    | Дания                 |                  |
|------------------------------------|-----------------------|------------------|
| Таможни в аэропортах:              |                       |                  |
|------------------------------------|-----------------------|------------------|
| Шереметьево-Хитроу                 | Великобритания        | 2000-2003        |
|------------------------------------|-----------------------|------------------|
| С.Петербург-Арланда                | Швеция                | 2000-2002        |
|------------------------------------|-----------------------|------------------|
| Таможни в морских портах:          |                       |                  |
|------------------------------------|-----------------------|------------------|
| С.Петербург-Гамбург/Киль           | ФРГ                   | 2000-2002        |
|------------------------------------|-----------------------|------------------|
| С.Петербург-Роттердам              | Нидерланды            | 2000-2003        |
|------------------------------------|-----------------------|------------------|
| Сотрудничество в обустройстве      |                       |                  |
| объектов таможенной инфраструктуры |                       |                  |
| на российско - финляндской границе |                       |                  |
|------------------------------------|-----------------------|------------------|
| "Светогорск"                       | Финляндия             | 2000-2001        |
|------------------------------------|-----------------------|------------------|
| "Салла"                            | Финляндия             | 2000-2001        |
|------------------------------------|-----------------------|------------------|
| "Ивангород"                        | КЕС                   | 2000-2001        |
|------------------------------------|-----------------------|------------------|
| Сотрудничество в обустройстве      | КЕС                   | 2000-2003        |
| объектов таможенной инфраструктуры |                       |                  |
| в Калининградской области          |                       |                  |
|------------------------------------|-----------------------|------------------|
| "Чернышевское"                     |                       |                  |
|------------------------------------|-----------------------|------------------|
| "Багратионовск"                    |                       |                  |
|------------------------------------|-----------------------|------------------|
| Борьба с экономическими            | КЕС                   | 2000-2003        |
| правонарушениями                   |                       |                  |
---------------------------------------------------------------------------------