О СТРАТЕГИИ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ГТК РОССИИ С КОМИССИЕЙ ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ В 2000-2003 ГГ. РАСПОРЯЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 15 мая 2000 г. N 01-99/586 (НЦПИ) В целях обеспечения дальнейшего развития сотрудничества таможенной службы Российской Федерации с Комиссией Европейских сообществ (КЕС) по вопросам таможенного и трансграничного сотрудничества обязываю: 1. Утвердить Стратегию и основные направления развития сотрудничества Государственного таможенного комитета Российской Федерации с Комиссией Европейских сообществ в 2000-2003 гг. (приложение 1). 2. Управление международного таможенного сотрудничества (Ю.В.Михайличенко) активизировать работу по привлечению финансовых средств Европейского союза в целях развития таможенной службы Российской Федерации. 3. Руководителей структурных подразделений ГТК России, региональных таможенных управлений, таможен, непосредственно подчиненных ГТК России, Центральной таможенной лаборатории, ГНИВЦа, Российской таможенной академии в 2-недельный срок направить в Управление международного таможенного сотрудничества уточненные предложения для включения в проект программы сотрудничества ГТК России с КЕС на 2000-2003 гг. (приложение 2). 4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения осуществлять первого заместителя председателя ГТК России В.И.Мещерякова. Председатель Комитета генерал-полковник таможенной службы М.В. Ванин 15 мая 2000 г. N 01-99/586 Приложение 1 к распоряжению ГТК РФ от 15 мая 2000 года N 01-99/586 СТРАТЕГИЯ и основные направления развития сотрудничества Государственного таможенного комитета Российской Федерации с Комиссией Европейских сообществ в 2000-2003 гг. Главной правовой базой Стратегии развития сотрудничества Государственного таможенного комитета Российской Федерации (ГТК России) с Комиссией Европейских сообществ (КЕС) в таможенной области является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейскими сообществами 1994 года (СПС) и Протокол 2 к нему "О взаимном административном содействии в целях надлежащего применения таможенного законодательства". Она учитывает положения, заложенные в рабочих документах по выполнению Совместной рабочей программы СПС в части таможенного и трансграничного сотрудничества, а также решения и рекомендации, принятые на заседаниях Комитета сотрудничества РФ-ЕС и Подкомитета по таможенному и трансграничному сотрудничеству. Настоящая Стратегия отвечает курсу на налаживание стратегического партнерства России и Евросоюза, означенному в Стратегии развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.). В ней также отражены предложения ГТК России для включения в Индикативную программу ТАСИС на 2000-2003 гг. Исходными предпосылками развития отношений между Россией и Европейским союзом в таможенной области является создание благоприятных условий для взаимовыгодной торговли между Россией и ее европейскими партнерами и обеспечение защиты общества от незаконного перемещения товаров через границу. Влияние таможенной политики России на развитие торгово-экономических процессов в общеевропейском пространстве признано Европейским сообществом. Этим фактором, в частности, определяется объективная заинтересованность Евросоюза в таможенном сотрудничестве с Россией. С начала своего становления ГТК России заявил о своем стремлении к созданию многофункциональной, конкурентоспособной, эффективно управляемой таможенной службы, сопоставимой с наиболее современными моделями таможен мира. В основу преобразований таможенного дела была заложена концепция таможенного законодательства, гармонизированного с законодательством Европейского сообщества. Такой подход в период перехода России к экономике открытого рынка обеспечил внедрение в таможенную практику понятий и правил, принятых в мировом таможенном окружении, и способствовал интересу Комиссии европейских сообществ к практическому содействию российской таможенной службе в ее модернизации. Дальнейшее развитие таможенной службы России в условиях преобразований, происходящих в мировом сообществе, - значительное увеличение объемов перемещаемых через границы товаров вследствие глобализации торговли, массированное внедрение компьютерных информационных технологий, наряду с возрастанием роли таможни как инструмента, регулирующего торгово-экономические отношения, требует новых подходов к ведению таможенного дела. Работа в этом направлении ведется, прежде всего, по пути внесения изменений в действующее таможенное законодательство на основе новой концепции проекта Таможенного кодекса Российской Федерации, учитывающей положения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, одобренной Всемирной таможенной организацией в обновленной редакции в 1999 г. Планируемое присоединение России к этой основополагающей международной таможенной конвенции предопределяет для российской таможенной службы необходимость решения комплексных технологических задач, чему может способствовать в долгосрочной перспективе опыт и помощь Европейского союза. На этой базе строится Стратегия развития сотрудничества ГТК России и КЕС в таможенной области на долгосрочную перспективу. В среднесрочном плане основные цели международного таможенного сотрудничества по линии КЕС определяются стратегическими направлениями развития российской таможенной службы в 2000-2001 гг., такими как: - упрощение и ускорение таможенных процедур; - максимальное использование современных информационных технологий и автоматизированных систем управления; - выявление и пресечение экономических преступлений и таможенных правонарушений, в том числе путем контроля за внутренней торговлей импортными товарами; - усиление борьбы с коррупцией; - развитие института таможенных брокеров; - развитие партнерских отношений между таможенными органами и деловыми кругами; - реализация программы модернизации таможенных органов. Одновременно Стратегия направлена на активизацию взаимодействия между таможенной службой России, Комиссией Европейских сообществ и таможенными службами стран - членов ЕС, участвующих в реализации программ и проектов таможенного сотрудничества, имея в виду, что обмен профессиональным опытом, ознакомление с методами работы, основными таможенными правилами и технологиями, установление рабочих контактов способствует достижению информационной открытости и предсказуемости условий работы российской таможни. Такое сотрудничество необходимо ориентировать на те области таможенного дела, которые требуют дальнейшего совершенствования методов работы, в частности путем внедрения новых таможенных процедур, применения технологии управления рисками, включая оценку рисков и выборочный контроль на основе анализа предварительно полученной информации в электронном формате. Стратегия продолжает линию на активное участие в международном сотрудничестве всех звеньев российской таможенной службы. Наполнение практическим содержанием программ и проектов, предварительно согласованных между ГТК России и КЕС, обеспечивается подразделениями ГТК России, региональными таможенными управлениями, а также местными таможенными органами при общей координации работы по планированию и реализации таких программ и проектов Управлением международного таможенного сотрудничества. Исходя из наличия общей границы России и Евросоюза и перспективу присоединения к ЕС стран Восточной Европы и Балтии, региональное приграничное сотрудничество является объектом особой заинтересованности Европейской комиссии. Этот фактор необходимо использовать в интересах развития таможенной инфраструктуры на северо-западной границе Российской Федерации и в Калининградской области, а также для внедрения автоматизированных технологий обмена данными о перемещаемых товарах в целях ускорения таможенного оформления и контроля, проведения совместных оперативных мероприятий по борьбе с организованной преступностью. Участие ГТК России и российских таможенных органов в мероприятиях и программах в рамках регионального таможенного сотрудничества Совета государств Балтийского моря (СГБМ), Совета Баренцева/Евро-Арктического региона (СБЕР), Оперативном комитете СГБМ, группах ТаскФорм СБЕР может способствовать привлечению дополнительных финансовых средств Евросоюза в целях развития российской таможенной службы. С учетом первоочередных и стратегических задач, стоящих перед российской таможенной службой, в качестве приоритетных направлений таможенного сотрудничества ГТК России и КЕС на период 2000-2003 гг. можно обозначить следующие - совершенствование российского таможенного законодательства в свете работы над проектом нового Таможенного кодекса Российской Федерации и процесса присоединения Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция), 1999 г.; - усиление взаимодействия с компетентными органами КЕС и таможенными службами стран - членов ЕС в борьбе с экономическими преступлениями и таможенными правонарушениями (расширение системы обмена информации по перемещаемым товарам в целях таможенного контроля, улучшение системы контроля таможенной стоимости товаров, внедрение контроля на основе методов аудита участников внешнеэкономических связей, развитие сети таможенных лабораторий, анализ данных таможенной статистики внешней торговли); - расширение административного и технического содействия в правоохранительной деятельности таможенных органов (борьба с незаконным оборотом наркотиков, оружия, ядерных материалов, других опасных грузов и товаров повышенного риска, защита прав интеллектуальной собственности, борьба с отмыванием доходов, полученных незаконным путем); - ускорение производства таможенного оформления и совершенствование таможенного контроля (создание центров таможенного оформления, предварительное электронное декларирование товаров, развитие объектов околотаможенной инфраструктуры, в частности института таможенных брокеров, усиление взаимодействия с участниками внешнеэкономических связей, освоение технологий управления рисками, включая оценку рисков и выборочный контроль, информационное обеспечение заинтересованных лиц в части таможенных правил и процедур); - изучение новых форм информационных технологий таможенного оформления с использованием баз данных участников внешнеэкономических связей (в том числе технологии электронной торговли); - развитие системы обучения и повышения квалификации таможенных кадров; - расширение трансграничного сотрудничества в Северо-Западном регионе, включая границу со странами Балтии, и в Калининградской области, в том числе осуществление инвестиционных проектов в целях развития таможенной инфраструктуры на пограничных пунктах пропуска, укрепление партнерских отношений на уровне местных таможенных органов в рамках программы "Твиннинг", усиление взаимодействия между различными службами и ведомствами, осуществляющими функции контроля на границе, включая совместный контроль. Практическая реализация настоящей Стратегии, осуществляемая через конкретные проекты в рамках указанных направлений с использованием потенциала программы ТАСИС, в конечном итоге должна способствовать решению первостепенной задачи, поставленной перед российской таможенной службой, - обеспечению собираемости таможенных платежей и их поступления в федеральный бюджет в полном объеме. Приложение 2 к распоряжению ГТК РФ от 15 мая 2000 года N 01-99/586 Проект программы сотрудничества ГТК России и Комиссии Европейских сообществ на 2000-2003 гг. --------------------------------------------------------------------------------- | Наименование проекта | Партнер со | Сроки реализации | | | сторон ЕС | /годы/ | |------------------------------------|-----------------------|------------------| | Консультации экспертов ЕС в | Финляндия | 2000-2003 | | области таможенного | | | | законодательства и положений | | | | Киотской конвенции, требующих | | | | изменения в Таможенном кодексе РФ | | | |------------------------------------|-----------------------|------------------| | Улучшение системы контроля за | Великобритания | 2000-2001 | | оценкой таможенной стоимости | | | |------------------------------------|-----------------------|------------------| | Сотрудничество в развитии | ФРГ | 2000-2001 | | региональных таможенных | | | | лабораторий: | | | |------------------------------------|-----------------------|------------------| | Санкт-Петербург; | | 2000-2001 | |------------------------------------|-----------------------|------------------| | Ростов-на-Дону; | | 2000-2001 | |------------------------------------|-----------------------|------------------| | Екатеринбург; | | 2001-2002 | |------------------------------------|-----------------------|------------------| | Брянск; | | 2002-2003 | |------------------------------------|-----------------------|------------------| | Сверка данных таможенной | Страна ЕС и Восточной | 2000-2003 | | статистики внешней торговли России | Европы | | | в целях контроля за достоверностью | | | | декларирования экспорта и импорта | | | |------------------------------------|-----------------------|------------------| | Сотрудничество в обучении | | 2000-2003 | | таможенных кадров: | | | |------------------------------------|-----------------------|------------------| | - Российская таможенная академия | | | | и ее филиалы; | ФРГ | | |------------------------------------|-----------------------|------------------| | - Международный таможенный | Финляндия, Дания | | | ученый центр в Выборге | | | |------------------------------------|-----------------------|------------------| | Сотрудничество в рамках проекта | | | | "Твиннинг", в т.ч.: | | | |------------------------------------|-----------------------|------------------| | Пограничные таможни: | | | |------------------------------------|-----------------------|------------------| | Выборг-Лаппеенранта | Финляндия | 2000-2003 | |------------------------------------|-----------------------|------------------| | Вяртсиля-Ниарала | Финляндия | 2000-2003 | |------------------------------------|-----------------------|------------------| | Северные таможни РФ: | Финляндия | 2000-2003 | |------------------------------------|-----------------------|------------------| | - Мурманская таможня | | | | (ЛоттаЙоосеппи) | | | |------------------------------------|-----------------------|------------------| | - Костомукшская таможня | | | | (Люття-Вартиус) | | | |------------------------------------|-----------------------|------------------| | - Кандалакшская таможня | | | | (Салла-Келлоселькя) | | | |------------------------------------|-----------------------|------------------| | Калининград | КЕС | 2000-2003 | | | Польша | | | | Литва | | | | Дания | | |------------------------------------|-----------------------|------------------| | Таможни в аэропортах: | | | |------------------------------------|-----------------------|------------------| | Шереметьево-Хитроу | Великобритания | 2000-2003 | |------------------------------------|-----------------------|------------------| | С.Петербург-Арланда | Швеция | 2000-2002 | |------------------------------------|-----------------------|------------------| | Таможни в морских портах: | | | |------------------------------------|-----------------------|------------------| | С.Петербург-Гамбург/Киль | ФРГ | 2000-2002 | |------------------------------------|-----------------------|------------------| | С.Петербург-Роттердам | Нидерланды | 2000-2003 | |------------------------------------|-----------------------|------------------| | Сотрудничество в обустройстве | | | | объектов таможенной инфраструктуры | | | | на российско - финляндской границе | | | |------------------------------------|-----------------------|------------------| | "Светогорск" | Финляндия | 2000-2001 | |------------------------------------|-----------------------|------------------| | "Салла" | Финляндия | 2000-2001 | |------------------------------------|-----------------------|------------------| | "Ивангород" | КЕС | 2000-2001 | |------------------------------------|-----------------------|------------------| | Сотрудничество в обустройстве | КЕС | 2000-2003 | | объектов таможенной инфраструктуры | | | | в Калининградской области | | | |------------------------------------|-----------------------|------------------| | "Чернышевское" | | | |------------------------------------|-----------------------|------------------| | "Багратионовск" | | | |------------------------------------|-----------------------|------------------| | Борьба с экономическими | КЕС | 2000-2003 | | правонарушениями | | | --------------------------------------------------------------------------------- |