О СПОСОБАХ РАСПОРЯЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ, НАХОДЯЩИМСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ДОСТУП СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА К ГОСУДАРСТВЕННОМУ И МУНИЦИПАЛЬНОМУ ИМУЩЕСТВУ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 30 июля 2010 г. N Д05-2577 (Д) Департамент развития малого и среднего предпринимательства, Департамент имущественных отношений и Правовой департамент Минэкономразвития России рассмотрели обращение и сообщают. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относятся к вопросам местного (муниципального) значения. Федеральное законодательство предоставляет местным органам власти несколько способов распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, обеспечивающих доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к государственному и муниципальному имуществу. В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости. Согласно ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Кроме того, в соответствии с ч. 4.2 данной статьи Закона N 209-ФЗ государственное и муниципальное имущество, включенное в соответствующие перечни, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество. Одним из обязательных условий реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности (ст. 3 Закона N 159-ФЗ) является тот факт, что данное имущество не включено в перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. В соответствии со ст. 53 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" до 1 июля 2015 г. разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества и заключенных до 1 июля 2008 г. с субъектами малого или среднего предпринимательства, при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 г. Кроме того, сообщаем, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Заместитель директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства Н.И.ЛАРИОНОВА 30 июля 2010 г. N Д05-2577 |