О КОНЦЕПЦИИ СОГЛАСОВАННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА. Решение. Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества. 18.04.07 335

            О КОНЦЕПЦИИ СОГЛАСОВАННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
       ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

                               РЕШЕНИЕ 

                       МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
                ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
                                   
                         18 апреля 2007 года
                                N 335
                                   
                                 (Д)

                                   
     Межгосударственный  Совет  Евразийского экономического сообщества
(на уровне глав правительств)
     решил:
     1.   Утвердить   Концепцию   согласованной   социальной  политики
государств-членов Евразийского экономического сообщества.
     2.   Рекомендовать   правительствам   Сторон   при  разработке  и
реализации  национальных  проектов  и  программ  в  социальной области
учитывать  соответствующие  положения  Концепции, указанной в пункте 1
настоящего Решения.
    
                                                                      
                                                             (Подписи)
Астана, 
18 апреля 2007 года
N 335
                                                                      
                                                                      
                                                            Утверждена
                                                              Решением
                                                  Межгоссовета ЕврАзЭС
                                                  от 18 апреля 2007 г. 
                                                                 N 335
                                                                      
                               КОНЦЕПЦИЯ
          СОГЛАСОВАННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ
                 ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
                                   
     Учреждение   Евразийского   экономического  сообщества  (далее  -
ЕврАзЭС   или  Сообщество)  установило  политические  предпосылки  для
разработки согласованной социальной политики.
     Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от
10  октября 2000 года определено, что ЕврАзЭС создается для реализации
целей  и задач, определенных Соглашениями о Таможенном союзе от 6 и 20
января 1999 года, Договором об углублении интеграции в экономической и
гуманитарной  областях  от 29 марта 1996 года и Договором о Таможенном
союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года.
     В   соответствии   с   Договором   об   углублении  интеграции  в
экономической и гуманитарной областях государства-члены ЕврАзЭС (далее
-  Стороны)  проводят  согласованную  социальную  политику,  сближают,
гармонизируют    и   унифицируют   национальные   законодательства   в
социально-гуманитарной сфере.
     В  апреле  1998 года главами государств было подписано совместное
Заявление  "О  десяти  простых  шагах  навстречу простым людям", целью
которого   стало   придание   действующим   интеграционным   процессам
качественно нового, дополнительного импульса. В документе подчеркнуто,
что  содержащиеся  в  Заявлении  меры носят комплексный характер, и их
реализация  должна  способствовать  улучшению  условий  жизни  и более
тесному сближению народов.
     Анализ  реализации  Заявления  позволяет сделать вывод о том, что
задачи, определенные данным документом, успешно выполняются.
     Приняты  и  реализуются межгосударственные и межправительственные
акты, которые направлены на:
     упрощение порядка принятия гражданства и пересечения границ;
     создание равных условий для получения медицинской помощи;
     беспрепятственное перемещение валюты и багажа;
     облегчение  осуществления процедуры денежных переводов и почтовых
отправлений;
     обеспечение свободной подписки и доставки прессы через границы;
     создание  благоприятных  условий  для  взаимного  распространения
программ радио и телевидения;
     взаимное признание документов о получении образования;
     создание льготных условий для занятия малым и средним бизнесом.
     Принятые  нормативно-правовые акты основываются на общепризнанных
нормах  и  принципах международного права, регламентирующих социальную
политику,    и   соответствуют   основным   положениям   международных
документов, принятых ООН и МОТ, а также Евразийской социальной хартии,
одобренной Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС.
                                   
                             I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
                                   
     Процесс  перехода  к  рыночным  отношениям в государствах ЕврАзЭС
сопровождался    обострением    имеющихся   и   возникновением   новых
социально-экономических проблем, появление которых обусловлено с одной
стороны   -  особенностями  дореформенного  развития,  а  с  другой  -
макроэкономической   политикой   и   избранной   стратегией   рыночных
преобразований.   Среди   них   в  социально-трудовой  сфере  наиболее
актуальными проблемами остаются:
     неравномерность распределения доходов;
     ослабление стимулов к труду и безработица;
     несовершенство системы социальной защиты;
     относительно высокий уровень бедности;
     ухудшение в масштабах Сообщества демографической ситуации;
     рост нерегулируемой трудовой миграции.
     Решение  указанных  проблем  осуществляется при различных уровнях
социально-экономического   развития   и  моделях  социальной  политики
Сторон, что обусловливает необходимость поэтапного продвижения по пути
социальной интеграции.
     Концепция  согласованной  социальной  политики  государств-членов
ЕврАзЭС   (далее   -   Концепция)   разработана  с  целью  координации
реализуемых  Сторонами  проектов  и  программ в социально-гуманитарной
сфере,  а  также  для  более  эффективного  использования возможностей
интеграции в интересах развития.
     Концепция    подготовлена    в   соответствии   с   Приоритетными
направлениями  развития  ЕврАзЭС  на  2003 - 2006 и последующие годы и
Мероприятиями     по    их    реализации,    утвержденными    Решением
Межгосударственного  Совета  ЕврАзЭС  (на уровне глав государств) от 9
февраля   2004   года   N  152,  в  части  развития  сотрудничества  в
социально-гуманитарной сфере и в области миграционной политики.
     Концепция    представляет   собой   систему   взаимосогласованных
Сторонами  общих целей, принципов и приоритетов социального развития в
условиях  углубления  межгосударственных  отношений,  в ней определены
направления, этапы и механизмы ее реализации.
     Концепция отражает стремление Сторон создать комплексный механизм
защиты социальных прав населения государств-членов ЕврАзЭС, сочетающий
в   себе   экономические,   политические,  правовые,  административные
средства и позволяющий минимизировать случаи нарушения прав человека.
     Согласование   социальной   политики,   укрепление   и   развитие
сотрудничества   в  рамках  Сообщества  позволит  ускорить  реализацию
текущих и перспективных задач в социально-гуманитарной сфере, повысить
благосостояние населения Сторон.
                                   
      II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОГЛАСОВАННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
                                   
     Основными   целями  согласованной  социальной  политики  являются
разрешение  актуальных  социально-экономических  проблем  и расширение
возможностей   для   человеческого  развития  посредством  координации
стратегических   направлений  социального  развития  Сторон,  создания
методологической   основы   укрепления   сотрудничества  и  углубления
интеграции  в  социально-гуманитарной  сфере,  мониторинга  реализации
социальной политики и прогнозирования последствий социальных реформ.
     Обеспечивая  социальную ориентацию экономики, социальное развитие
должно  рассматриваться  во  взаимной  зависимости с общеэкономическим
развитием Сторон и структурной перестройкой экономики.
     Углубление  социальной интеграции и социальное сближение в рамках
Сообщества   будут  осуществляться  путем  перехода  к  более  высоким
социальным  стандартам,  сопоставимым со стандартами наиболее развитых
стран,  использования социальных институтов, функционирующих в мировом
сообществе, а также с учетом опыта государственной политики социальных
государств.
     При   формировании   согласованной   социальной  политики  Сторон
наиболее  оправданным  является реализация принципа гибкой интеграции,
заключающегося   в   определении   стратегических   целей,  социальных
стандартов  и  индикаторов,  уровня поэтапного формирования социальной
политики  Сообщества.  При  этом  каждая Сторона может определить свой
план  действий  по  достижению  общих  задач,  исходя  из национальных
интересов и финансово-экономических возможностей.
     В  этой  связи процесс социальной интеграции направлен на решение
следующих основных задач:
     - обеспечение достойного уровня и качества жизни населения;
     - преодоление бедности;
     - содействие продуктивной занятости;
     -  усиление социальной защиты и поддержки наиболее уязвимых слоев
населения;
     -  использование  возможностей институтов гражданского общества и
повышение социальной ответственности бизнеса.
     Конечной  целью  реализации  Концепции  должно стать формирование
сообщества      социальных      государств      путем      ускоренного
социально-экономического  развития  и интеграции государств ЕврАзЭС на
базе правового обеспечения в соответствии с конституциями Сторон.
     
              III. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, НАПРАВЛЕНИЯ И ЭТАПЫ
                   СОГЛАСОВАННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
     
     1.  Согласованная  социальная  политика  Сторон  основывается  на
следующих принципах:
     -  право  на достойную жизнь граждан каждого из государств-членов
Сообщества;
     -  экономическая  свобода  человека, его право на свободный выбор
любого вида деятельности;
     -  равные возможности и недопущение дискриминации в сфере труда и
занятости;
     - упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;
     -  социальная, экономическая, правовая защита и поддержка женщин,
семей,  детей,  молодежи,  лиц  пожилого  возраста,  инвалидов  и иных
социально уязвимых категорий населения;
     - равенство прав граждан на образование;
     -    доступность    и    бесплатность    общего    и   начального
профессионального образования, а также на конкурсной основе - среднего
профессионального,   высшего   и   послевузовского   профессионального
образования;
     - доступность в получении качественной медицинской помощи;
     - доступность жилья и жилищно-коммунальных услуг;
     - социальная справедливость и социальная солидарность общества;
     -  участие  граждан в управлении государственными и общественными
делами и развитие социального партнерства;
     -  свобода  объединения граждан в национальные, межнациональные и
международные   организации  с  целью  защиты  своих  экономических  и
социальных интересов.
     Указанные  принципы  обеспечиваются путем эффективного развития и
использования   человеческого  потенциала,  экономических  ресурсов  и
применения рыночных механизмов регулирования экономики.
     Оптимальное  сочетание  национальных интересов Сторон и интересов
всего   Сообщества   при   установлении   общих  принципов  социальной
интеграции  придаст  процессу  устойчивость  в  объективно  меняющихся
социально-экономических условиях.
     2.  В рамках реализации Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС
на   2003   -   2006   и  последующие  годы  к  основным  направлениям
согласованной социальной политики Сторон относится следующее:
     в социально-трудовой сфере
     формирование  единой методологии правового регулирования трудовых
отношений;
     подготовка,   на   основе  согласованных  принципов  и  подходов,
модельных   нормативно-правовых  актов,  регулирующих  вопросы  охраны
труда;
     разработка  и реализация согласованной государственной политики в
сфере оплаты труда;
     обеспечение  единых  подходов  к  формированию систем социального
страхования;
     формирование общего рынка труда Сообщества;
     в области образования
     создание  взаимоприемлемой  согласованной  системы  подготовки  и
переподготовки преподавательских кадров для Сторон;
     повышение  эффективности  информационного  и научно-методического
обеспечения  систем  образования,  в  том числе учебной и методической
литературой;
     развитие  современных  форм обучения (в том числе дистанционного)
на основе передовых информационных и коммуникационных технологий;
     расширение  академической  мобильности и экспорта образовательных
услуг;
     формирование общего образовательного пространства Сообщества;
     в области здравоохранения
     проведение  согласованной  политики  в  области  здравоохранения,
лекарственного     обеспечения     и     санитарно-эпидемиологического
благополучия населения;
     оптимизация   использования   научных,  технических,  трудовых  и
финансовых  ресурсов,  направляемых  на улучшение качества оказываемых
медицинских услуг;
     формирование     здорового     образа     жизни    и    повышение
медико-гигиенических знаний населения;
     развитие   и  углубление  сотрудничества  в  области  подготовки,
переподготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических
кадров;
     создание  постоянно действующей межгосударственной информационной
системы;
     в  области  укрепления  здоровья  и  увеличения продолжительности
жизни населения
     увеличение средней продолжительности жизни;
     снижение младенческой и детской смертности;
     улучшение репродуктивного здоровья;
     повышение качества медицинской реабилитации инвалидов;
     эффективный  контроль  за  качеством  производимых и потребляемых
продовольственных  и  непродовольственных товаров, а также оказываемых
услуг;
     развитие   и  углубление  сотрудничества  в  области  обеспечения
населения лекарственными средствами;
     в области демографии
     создание    социально-экономических   предпосылок   для   решения
демографических проблем и укрепления института семьи;
     создание   благоприятных   условий   для   жизненного   старта  и
самореализации  молодежи  посредством расширения доступности получения
образования, профессии, первого рабочего места и жилья;
     в области культуры и спорта
     усиление координации деятельности в области культуры и спорта;
     создание  социально-экономических условий для развития творческой
активности   населения,   массовой   физической   культуры  и  спорта,
стимулирования спонсорства и меценатства;
     обеспечение    единого   пространства   для   межнациональных   и
межгосударственных культурных и спортивных контактов;
     в области миграции населения
     усиление   координации   в   области  регулирования  миграционных
процессов;
     повышение     эффективности     согласованной     государственной
миграционной  политики  на  основе  достижения  соответствия  объемов,
направлений  и  структуры  миграционных  потоков интересам мигрантов и
принимающего общества;
     обеспечение  интеграции  иммигрантов  в общество и формирование к
ним толерантного отношения.
     3.  С  учетом  Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС, а также
относительной    неравномерности   социально-экономического   развития
государств   Сообщества   и   их   национальной  специфики  переход  к
согласованной социальной политике осуществляется поэтапно.
     Первоочередными  направлениями  согласованной социальной политики
являются:
     формирование  единой методологии правового регулирования трудовых
отношений   и   единых   подходов  к  организации  систем  социального
страхования;
     формирование согласованной миграционной политики;
     создание   согласованной   системы  подготовки  и  переподготовки
преподавательских кадров для Сторон;
     социальная   профилактика   наркомании,   алкоголизма,   ВИЧ/СПИД
инфекции и других социально опасных заболеваний;
     социальная  поддержка  женщин,  детей,  молодежи,  пожилых людей,
инвалидов и семьи.
     В    последующем,   при   сохранении   и   реализации   указанных
первоочередных    мер,    предполагается   расширение   и   углубление
сотрудничества  в  социально-гуманитарной  сфере,  с  учетом  основных
направлений, определенных настоящей Концепцией.
     
       IV. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОГЛАСОВАННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
                                   
     С  целью  реализации  согласованной  социальной  политики  Сторон
предполагается разработка и поэтапное проведение ряда мероприятий.
     
             1. Гармонизация и унификация законодательства
     
     Создание    сообщества    социальных    государств   предполагает
одновременное формирование общего правового пространства.
     В   рамках  ЕврАзЭС  социальные  права  устанавливаются  в  форме
основных  направлений  согласованной социальной политики, закрепленных
на межгосударственном и внутригосударственном (национальном) уровнях.
     В  этой  связи  на  первом этапе целесообразно проведение анализа
национальных  нормативных  правовых  актов,  регулирующих общественные
отношения  в  сфере  труда,  занятости  и социальной защиты населения,
образования, здравоохранения, трудовой миграции и др.
     В  целях  сближения (гармонизации, унификации) законодательства в
социально-гуманитарной  сфере  Стороны  координируют  деятельность  по
подготовке  и совершенствованию законодательных и иных правовых актов,
включая:
     проекты международных договоров;
     Основы законодательства ЕврАзЭС;
     типовые проекты законодательных актов;
     рекомендации     по    сближению    (гармонизации,    унификации)
законодательства;
     предложения по совершенствованию законодательства.
     Поэтапное    совершенствование    и    сближение   (гармонизацию,
унификацию)    законодательства    в   области   социальной   политики
предполагается  осуществлять  посредством  перехода  к  более  высоким
ориентирам,  требованиям  и  прогрессивным  нормам  с  учетом практики
развитых стран.
     
        2. Разработка системы социальных гарантий и индикаторов
     
     Важнейшими  элементами  механизмов  социальной  политики являются
государственные   социальные   гарантии,   обеспечивающие   реализацию
установленных   конституциями   Сторон   социальных   прав  граждан  и
выступающие   одновременно   ориентирами  в  реализации  социальной  и
экономической политики социального государства.
     В  этой  связи  предусматривается  в  перспективе  формирование в
государствах-членах   Сообщества   системы  стандартов  и  индикаторов
социального  развития, включая определение минимальных государственных
социальных   гарантий,   охватывающих   следующие   сферы   социальных
отношений:
     труд и занятость;
     социальная защита;
     образование и профессиональная подготовка;
     здравоохранение и обеспечение лекарственными средствами;
     обеспечение населения жильем, коммунальными и бытовыми услугами;
     наука и культура;
     обеспечение экологической безопасности.
     
                       3. Социальное партнерство
     
     Одним   из   эффективных   механизмов   гражданского  общества  в
демократическом государстве является социальное партнерство.
     Вовлечение    в    социальный    диалог    помимо    государства,
представительных   организаций   работодателей   и   работников  будет
способствовать  согласованию  социальной  политики Сторон, обеспечению
социальной стабильности и согласия в обществе.
     
                     4. Социальная ответственность
     
     Необходимым  условием  эффективного  функционирования социального
государства   и   реализации   согласованной   социальной  политики  в
Сообществе  является  разработка  и  реализация  механизма  социальной
ответственности  всех  уровней  власти и управления, бизнеса и каждого
человека.
     Основными    способами   осуществления   социального   назначения
государств  Евразийского экономического сообщества, провозглашенных их
конституциями,  являются использование гибкой экономической политики и
поиск  баланса  между  экономической свободой и реализацией социальной
функции.
     
                     5. Институциональное развитие
     
     Институциональное  развитие  и  проведение  научных исследований,
являясь  необходимыми  условиями  обеспечения согласованной социальной
политики,  позволяющими  в  максимальной степени использовать новейшие
институциональные  разработки  и передовые достижения науки и техники,
позволят  реализовать основные ее принципы и явятся средством снижения
в государствах Сообщества социальной напряженности.
     
                       6. Финансовое обеспечение
     
     Важнейшим фактором и условием реализации согласованной социальной
политики    в   ЕврАзЭС   является   ее   устойчивое   и   достаточное
финансирование.
     Регулирование финансирования социальной сферы исходит из критерия
общего  наращивания экономических ресурсов, направляемых на реализацию
социальных целей, и оптимизации их доли в ВВП и в бюджетных расходах.
     В  финансировании  социальной  сферы  наряду с государством могут
участвовать,  коммерческие  и некоммерческие учреждения и организации,
физические лица.
     Разработка  и  реализация  межгосударственных  целевых программ и
проектов  в  социально-гуманитарной  сфере  может  финансироваться  из
бюджета  Сообщества,  бюджетов  государств-членов  ЕврАзЭС (в пределах
средств, предусмотренных на эти цели) и внебюджетных источников.
     
                        7. Мониторинг и контроль
     
     Мониторинг  и  эффективный  контроль за соблюдением и исполнением
принятых   международных   документов,   стандартов   и  нормативов  в
социальной  области  -  обязательное условие обеспечения согласованной
социальной политики.
     Таким   образом,   механизм   реализации  Концепции  предполагает
разработку и поэтапное осуществление мероприятий по созданию правовых,
финансово-экономических,              институциональных              и
организационно-методических условий формирования сообщества социальных
государств.
                                   
                   V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
                   СОГЛАСОВАННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
                                   
     Успешное    осуществление   согласованной   социальной   политики
Сторонами,   основанное   на  координации  стратегических  направлений
социального  развития и углублении интеграции в социально-гуманитарной
сфере,   позволит   сформировать   сообщество  социальных  государств,
обеспечивающее    реализацию    социальных    прав   граждан   Сторон,
гарантированных конституциями государств Сообщества, а также расширить
возможности для человеческого развития и добиться роста благосостояния
всего населения ЕврАзЭС.
     Главным  результатом  созданного  сообщества  станет  обеспечение
единого социального пространства, включая:
     свободное  перемещение  граждан  и  функционирование общего рынка
труда;
     использование   системы  согласованных  социальных  стандартов  и
индикаторов; развитие и гармонизацию системы социального страхования;
     пенсионное   обеспечение  граждан,  основанное  на  согласованных
принципах и подходах;
     использование общего образовательного пространства;
     доступность  полного  комплекса  качественных медицинских услуг и
лекарственной помощи;
     формирование   благоприятной   для  жизнедеятельности  окружающей
среды;
     единое  пространство  для  межгосударственных  и  межнациональных
культурных контактов;
     функционирование общего правового пространства.
                                   
                      VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
                                   
     Координацию   работы   по   реализации   Концепции   осуществляет
Интеграционный  Комитет  ЕврАзЭС  во взаимодействии с Межпарламентской
Ассамблей   ЕврАзЭС,   государственными   органами   и   общественными
объединениями Сторон.
     В Концепцию могут вноситься изменения, согласованные Сторонами.