О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ НДС ОПЕРАЦИЙ ПО ВЫПУСКУ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЗЕРВА В ПОРЯДКЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ; О ПРИМЕНЕНИИ СЧЕТОВ-ФАКТУР ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ПО ЗАИМСТВОВАНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЗЕРВА ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 5 октября 2010 г. N 03-07-11/388 (Д) В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость и счетов-фактур при осуществлении операций по заимствованию материальных ценностей из государственного резерва Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории Российской Федерации. Пунктом 1 ст. 39 Кодекса установлено, что реализацией товаров признается передача на возмездной основе, в том числе обмен товарами, права собственности на товары, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары на безвозмездной основе. Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" заимствование материальных ценностей из государственного резерва - выпуск материальных ценностей из государственного резерва на определенных условиях с последующим возвратом в государственный резерв равного количества аналогичных материальных ценностей. При этом выпуск материальных ценностей из государственного резерва - реализация или безвозмездная передача материальных ценностей государственного резерва определенному получателю (потребителю) либо реализация их на рынке. Учитывая изложенное, операции по выпуску материальных ценностей из государственного резерва и их возврату в государственный резерв, по нашему мнению, следует рассматривать как операции по реализации товаров, подлежащие налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. Согласно п. 3 ст. 161 Кодекса при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога на добавленную стоимость. При этом на основании данного пункта налог на добавленную стоимость уплачивается налоговыми агентами - покупателями (получателями) имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Как следует из письма, при выпуске материальных ценностей из государственного резерва в порядке заимствования выплата дохода денежными средствами покупателем материальных ценностей не производится. В связи с этим необходимо учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 153 Кодекса при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Таким образом, на основании вышеназванных норм ст. 161 Кодекса и ст. 153 Кодекса при выпуске материальных ценностей из государственного резерва в порядке заимствования налог на добавленную стоимость уплачивается в бюджет налоговыми агентами - покупателями (получателями) материальных ценностей независимо от формы проведения расчетов. При этом сумма дохода и, соответственно, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как стоимость материальных ценностей с учетом налога на добавленную стоимость. На основании п. 3 ст. 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в бюджет покупателями - налоговыми агентами, при условии, что товары были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для осуществления операций, подлежащих налогообложению этим налогом, и при их приобретении он уплатил налог на добавленную стоимость в бюджет. Кроме того, согласно п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, документов, подтверждающих уплату сумм налога на добавленную стоимость, удержанного налоговыми агентами, после принятия на учет товаров и при наличии соответствующих первичных документов. Учитывая изложенное, одним из обязательных условий применения вычетов налога на добавленную стоимость налоговыми агентами по приобретаемым товарам является наличие документов, подтверждающих уплату сумм налога на добавленную стоимость в бюджет. Что касается применения счетов-фактур при приобретении материальных ценностей из государственного резерва, то на основании п. 3 ст. 168 Кодекса счета-фактуры составляются налоговым агентами в порядке, установленном п. п. 5 и 6 ст. 169 Кодекса. При этом при их заполнении рекомендуем руководствоваться Письмом ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634. Одновременно сообщаем, что направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н.А.КОМОВА 5 октября 2010 г. N 03-07-11/388 |