ОБ ОФОРМЛЕНИИ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК, ПРЕДОСТАВЛЕННЫЙ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 2 ноября 2010 г. N Д23-4492 (Д) Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу оформления прав на земельный участок, предоставленный для ведения фермерского хозяйства, и в пределах своей компетенции сообщает следующее. Приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) (п. 7 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"). При этом сельскохозяйственные угодья приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 20 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Необходимо отметить, что в упрощенном порядке, без ограничения срока переоформить право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право собственности могут только граждане, которым такие земельные участки были предоставлены для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства (ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ). В отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в том числе ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, такого права не предусмотрено. По общему правилу предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации). По мнению Департамента недвижимости, положения п. 9.1 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ, ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" также не могут быть применены в отношении переоформления в упрощенном порядке гражданами права пожизненного наследуемого владения земельным участком, предоставленным для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, на право собственности. Названные нормы регламентируют порядок оформления права собственности граждан на земельные участки в упрощенном порядке при наличии следующих условий: - земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации; - земельный участок предоставлен для одной из следующих целей его разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного строительства, индивидуального жилищного строительства; - в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права либо данный земельный участок предоставлен указанному гражданину на одном из следующих видов прав: собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования. При этом необходимо учитывать, что понятие "личное подсобное хозяйство", закрепленное в ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", не тождественно понятию "крестьянское (фермерское) хозяйство", закрепленному в ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Учитывая изложенное, представляется, что вопрос о возможности бесплатного предоставления земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства целесообразно рассматривать в рамках регионального законодательства исходя из местных особенностей. Заместитель директора Департамента недвижимости М.В.БОЧАРОВ 2 ноября 2010 г. N Д23-4492 |