ОДНИМ ИЗ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПОСЛЕДУЮЩЕЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ НА РЕГУЛЯРНОЙ ОСНОВЕ НЕИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ПО ДОЛГОСРОЧНЫМ ДОГОВОРАМ (ОТ ТРЕХ ДО ДЕСЯТИ ЛЕТ) НА ПЕРЕДАЧУ НЕИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ С УСЛОВИЕМ ЕДИНОВРЕМЕННОГО ПЛАТЕЖА И ВЫСТАВЛЕНИЕМ АКТА НА ВЕСЬ СРОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКОЙ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧИТЫВАЕТ ДОХОДЫ ПО МЕТОДУ НАЧИСЛЕНИЯ И КВАЛИФИЦИРУЕТ ПОЛУЧАЕМЫЕ ПО ТАКИМ ДОГОВОРАМ ДОХОДЫ КАК ДОХОДЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ СОГЛАСНО П. 1 СТ. 249 НК РФ УЧИТЫВАЯ ТО, ЧТО ДОГОВОРЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НЕИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ ЯВЛЯЮТСЯ ДОЛГОСРОЧНЫМИ, ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ НА ОСНОВАНИИ П. 2 СТ. 271 НК РФ РАВНОМЕРНО РАСПРЕДЕЛИТЬ ПОЛУЧЕННЫЙ ДОХОД ОТ РЕАЛИЗАЦИИ НЕИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ В ТЕЧЕНИЕ СРОКА ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИОННОГО ДОГОВОРА И В СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ДОЛЕ УЧИТЫВАТЬ ЕГО В ЦЕЛЯХ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ НА ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ОТЧЕТНОГО (НАЛОГОВОГО) ПЕРИОДА? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 30 ноября 2010 г. N 03-03-06/1/745 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли единовременно полученных доходов от передачи на срок от трех до десяти лет неисключительных прав на использование программы для ЭВМ и сообщает следующее. Сумма вознаграждения по лицензионному договору, по которому передаются неисключительные права на использование программы для ЭВМ, в целях налогообложения прибыли учитывается либо в составе внереализационных доходов (п. 5 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)), либо как доходы от реализации в том случае, если предоставление в пользование неисключительных прав на объекты интеллектуальной собственности является для налогоплательщика одним из видов деятельности (п. 1 ст. 249 Кодекса). В соответствии с п. 1 ст. 271 Кодекса в целях гл. 25 Кодекса при методе начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Пунктом 3 ст. 271 Кодекса установлено, что для доходов от реализации, если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с п. 1 ст. 39 Кодекса, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату. Для внереализационных доходов в виде лицензионных платежей (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности датой получения дохода признается дата осуществления расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 4 ст. 271 Кодекса). Исходя из положений ст. ст. 271 и 272 Кодекса распределение доходов с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов предусмотрено Кодексом в следующих случаях: - по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам; - если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем; - по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг). Каждое из указанных обстоятельств является самостоятельным основанием для распределения налогоплательщиком в налоговом учете доходов с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. При этом, как это предусмотрено ст. 318 Кодекса, принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения. Одновременно сообщаем, что в соответствии со ст. 34.2 Кодекса Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Консультирование указанных лиц по выбору наиболее оптимального для налогоплательщика порядка уплаты налога, проведение экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, методик оценки показателей хозяйственной деятельности этих лиц, а также оценка конкретных хозяйственных операций к обязанностям Минфина России не относятся. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 30 ноября 2010 г. N 03-03-06/1/745 |