ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ. Постановление. Правительство РФ. 11.03.11 164

         ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
                         В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                           11 марта 2011 г.
                                N 164

                                 (Д)


     Правительство Российской Федерации постановляет:
     1.  Утвердить  прилагаемое  Положение  о государственном контроле
(надзоре) в сфере образования.
     2.  Федеральной  службе  по надзору в сфере образования и науки в
6-месячный срок утвердить:
     примерную  форму  гражданско-правового  договора  с  экспертом  и
экспертной  организацией,  привлекаемыми  к  проведению мероприятий по
контролю (надзору) в сфере образования;
     порядок   формирования   и  ведения  федеральной  государственной
информационной  системы  учета  результатов  государственного контроля
(надзора) в сфере образования;
     критерии  отбора экспертов и экспертных организаций, привлекаемых
к  проведению мероприятий по контролю Федеральной службой по надзору в
сфере образования и науки.
     3.  Федеральной  службе  по  надзору  в сфере образования и науки
провести   в  3-месячный  срок  аккредитацию  граждан  и  организаций,
привлекаемых   в   качестве   экспертов  и  экспертных  организаций  к
проведению  мероприятий по контролю при осуществлении государственного
контроля (надзора) в сфере образования.
     4.   Рекомендовать   органам   исполнительной   власти  субъектов
Российской  Федерации,  осуществляющим  полномочия по государственному
контролю  (надзору)  в  сфере  образования, провести в 3-месячный срок
аккредитацию  граждан и организаций, привлекаемых в качестве экспертов
и  экспертных  организаций  к  проведению  мероприятий по контролю при
осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования.
     5. Признать утратившими силу:
     Постановление  Правительства  Российской  Федерации от 20 февраля
2007  г. N 116 "Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора
в  сфере образования" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2007, N 9, ст. 1098);
     Постановление  Правительства  Российской  Федерации  от 4 февраля
2008  г. N 46 "О внесении изменений в Правила осуществления контроля и
надзора  в  сфере  образования"  (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2008, N 6, ст. 502).

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                              В. ПУТИН
11 марта 2011 г.
N 164


                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                          Постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                 от 11 марта 2011 года
                                                                 N 164

                              ПОЛОЖЕНИЕ
       О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

     1.   Настоящее   Положение  устанавливает  порядок  осуществления
государственного контроля (надзора) в сфере образования.
     2. Настоящее Положение распространяется на отношения, связанные с
осуществлением     государственного     надзора     за     соблюдением
законодательства   Российской   Федерации   в  области  образования  и
государственного контроля качества образования.
     3.   Государственный   надзор   за  соблюдением  законодательства
Российской  Федерации в области образования и государственный контроль
качества  образования  осуществляются Федеральной службой по надзору в
сфере  образования  и  науки  (далее - федеральный орган по контролю и
надзору)   и   органами  исполнительной  власти  субъектов  Российской
Федерации,  осуществляющими  полномочия Российской Федерации в области
образования,  переданные  для  осуществления  органам  государственной
власти  субъектов Российской Федерации (далее - органы, осуществляющие
переданные полномочия).
     4.   Государственный   надзор   за  соблюдением  законодательства
Российской  Федерации в области образования осуществляется федеральным
органом  по  контролю и надзору и органами, осуществляющими переданные
полномочия  (далее  -  уполномоченные  органы),  в  отношении  органов
исполнительной  власти  субъектов Российской Федерации, осуществляющих
управление  в  сфере  образования,  органов  местного  самоуправления,
осуществляющих   управление   в  сфере  образования  (далее  -  органы
управления), образовательных учреждений и образовательных организаций,
созданных  в иных организационно-правовых формах, научных организаций,
осуществляющих   образовательную   деятельность,  иных  осуществляющих
образовательную  деятельность  организаций  (далее  -  организации)  в
соответствии  с  компетенцией, установленной подпунктом 21 статьи 28 и
подпунктом  1  пункта  1  статьи  28.1 Закона Российской Федерации "Об
образовании".
     5.  Государственный  контроль качества образования осуществляется
уполномоченными  органами  в  отношении  организаций  в соответствии с
компетенцией,  установленной  подпунктом  23  статьи 28 и подпунктом 2
пункта 1 статьи 28.1 Закона Российской Федерации "Об образовании".
     6.   Государственный   надзор   за  соблюдением  законодательства
Российской  Федерации в области образования и государственный контроль
качества   образования   осуществляются   уполномоченными  органами  в
соответствии  с  Федеральным  законом "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных  предпринимателей  при  осуществлении  государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля".
     7.  При  осуществлении  государственного  надзора  за соблюдением
законодательства  Российской Федерации в области образования предметом
плановых   и   внеплановых   проверок   является  соблюдение  органами
управления  и  организациями  законодательства  Российской Федерации в
области  образования.  Предметом  внеплановых  проверок также является
выполнение    органами    управления   и   организациями   предписаний
уполномоченных   органов   об  устранении  нарушений  законодательства
Российской Федерации в области образования.
     8.   При   осуществлении   государственного   контроля   качества
образования   предметом   плановых  и  внеплановых  проверок  является
соответствие  содержания  и  (или)  качества  подготовки обучающихся и
выпускников   организаций   требованиям   федеральных  государственных
образовательных    стандартов    или    федеральным    государственным
требованиям.  Предметом внеплановых проверок также является выполнение
организациями   предписаний   уполномоченных   органов   о  приведении
содержания  и  (или)  качества  подготовки обучающихся и выпускников в
соответствие     с     требованиями     федеральных    государственных
образовательных    стандартов    или   федеральными   государственными
требованиями.
     9.   Документарные   проверки   проводятся  по  месту  нахождения
уполномоченного органа путем изучения документов и сведений, имеющихся
в  уполномоченном  органе и (или) представленных проверяемыми органами
управления,  организациями  и  другими  лицами,  а также путем анализа
информации,  размещенной  на  официальных  сайтах органов управления в
сети   Интернет,  и  информации,  размещенной  на  официальных  сайтах
образовательных учреждений в сети Интернет в соответствии с пунктами 4
и 5 статьи 32 Закона Российской Федерации "Об образовании".
     Выездные  проверки проводятся по месту нахождения и (или) ведения
деятельности   проверяемых   органов  управления  и  организаций.  При
осуществлении  полномочия  по  государственному надзору за соблюдением
законодательства  Российской  Федерации  в области образования в части
обеспечения  и  проведения  единого государственного экзамена проверки
проводятся  федеральным  органом  по контролю и надзору также в местах
расположения  пунктов  проведения  единого государственного экзамена и
региональных центров обработки информации.
     10. В ходе проверки проводятся следующие мероприятия:
     а)  при  осуществлении  государственного  надзора  за соблюдением
законодательства  Российской  Федерации в области образования органами
управления:
     анализ  и  экспертиза  документов  и  материалов, характеризующих
деятельность  органа  управления,  в  том числе нормативных правовых и
индивидуальных  правовых  актов, по вопросам, подлежащим проверке (при
проведении документарных и выездных проверок);
     анализ  наличия  и  достоверности информации, размещенной органом
управления  на  его  официальном  сайте в сети Интернет, а также иными
способами  в  соответствии  с требованиями законодательства Российской
Федерации (при проведении документарных и выездных проверок);
     б)  при  осуществлении  государственного  надзора  за соблюдением
законодательства    Российской   Федерации   в   области   образования
организациями:
     анализ  и  экспертиза  документов  и  материалов, характеризующих
деятельность  организации,  в  том  числе  локальных  и индивидуальных
правовых  актов,  по  вопросам,  подлежащим  проверке  (при проведении
документарных и выездных проверок);
     анализ соблюдения законодательства Российской Федерации в области
образования   при   осуществлении   образовательного   процесса   (при
проведении выездных проверок);
     анализ    наличия   и   достоверности   информации,   размещенной
организацией  на  ее  официальном сайте в сети Интернет, а также иными
способами  в  соответствии  с требованиями законодательства Российской
Федерации (при проведении документарных и выездных проверок);
     в)   при   осуществлении   государственного   контроля   качества
образования:
     анализ  и  экспертиза  документов  и  материалов, характеризующих
деятельность   организации,   средств   обеспечения   образовательного
процесса    по    вопросам,   подлежащим   проверке   (в   том   числе
учебно-методической    документации,    учебной,   учебно-методической
литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов) (при проведении
документарных и выездных проверок);
     анализ   использования   в   образовательном  процессе  объектов,
необходимых  для  осуществления  образовательной деятельности (зданий,
строений,  сооружений,  помещений  и  территорий), учебно-методической
документации,   учебной,   учебно-методической   литературы   и   иных
библиотечно-информационных     ресурсов    и    средств    обеспечения
образовательного процесса (при проведении выездных проверок);
     экспертиза   качества   освоения   обучающимися   образовательных
программ (при проведении выездных проверок);
     анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации  обучающихся,  итоговой  аттестации выпускников организации
(при проведении документарных и выездных проверок).
     11.  К  должностным  лицам,  которые  могут  быть уполномочены на
проведение  проверки  распорядительным  актом уполномоченного органа о
проведении  проверки,  относятся  руководитель уполномоченного органа,
заместители   руководителя   уполномоченного  органа,  руководители  и
заместители  руководителей  структурных  подразделений уполномоченного
органа,    а   также   иные   государственные   гражданские   служащие
уполномоченного     органа,    должностными    регламентами    которых
предусмотрено   проведение   проверки   по  вопросам  государственного
контроля (надзора) в сфере образования.
     12.  К проведению мероприятий по контролю привлекаются эксперты и
экспертные   организации,  аккредитованные  в  порядке,  установленном
Правительством  Российской  Федерации,  на основании распорядительного
акта  уполномоченного  органа  и  в соответствии с заключенными с ними
гражданско-правовыми договорами. Примерная форма договора утверждается
федеральным органом по контролю и надзору.
     Решение  о  привлечении  экспертов  и  экспертных  организаций  к
проведению  мероприятий по контролю принимается уполномоченным органом
на  основании  результатов  их  отбора из числа экспертов и экспертных
организаций,  аккредитованных  на  соответствующий вид деятельности по
контролю  и  надзору в сфере образования. Отбор экспертов и экспертных
организаций  для  привлечения  их к проведению мероприятий по контролю
осуществляется  в  соответствии  с  критериями  отбора, установленными
уполномоченным органом.
     В   соответствии   с   условиями  гражданско-правового  договора,
заключенного  с  экспертом,  эксперту  выплачивается  вознаграждение и
возмещаются  расходы  по проезду до места нахождения органа управления
или   организации,  в  отношении  которых  проводится  мероприятие  по
контролю,  и  обратно до места жительства эксперта, а также расходы по
найму  жилого  помещения  за  период  проживания вне постоянного места
жительства в связи с проведением мероприятий по контролю.
     13.   Лица,   уполномоченные  на  проведение  проверки,  с  целью
проведения   мероприятий   по  контролю,  предусмотренных  пунктом  10
настоящего  Положения,  запрашивают документы и материалы по вопросам,
подлежащим   проверке,   а   также   устные  и  письменные  объяснения
уполномоченных  должностных  лиц  органа управления, организации, иных
работников  органа  управления или организации по вопросам, подлежащим
проверке.
     14.  Лица,  уполномоченные  на  проведение  проверки,  эксперты и
представители экспертных организаций с целью проведения мероприятий по
контролю,  предусмотренных  пунктом  10  настоящего  Положения,  имеют
право:
     посещать  орган управления и организацию в порядке, установленном
законодательством   Российской   Федерации,   при  предъявлении  копии
распорядительного  акта уполномоченного органа о проведении проверки и
служебного   удостоверения   (иного   документа,   подтверждающего  их
полномочия);
     проводить наблюдение за ходом образовательного процесса;
     проводить  оценку знаний и умений обучающихся в различных формах,
в  том  числе  в  форме  тестирования,  собеседования, письменного или
устного опроса, контрольной работы;
     проводить  беседы  с обучающимися, воспитанниками организации, их
родителями  (законными представителями), работниками органа управления
или организации по вопросам, подлежащим проверке.
     Беседы  с  несовершеннолетними  обучающимися  или  воспитанниками
проводятся в присутствии их родителей (законных представителей).
     15.  Лица,  уполномоченные на проведение проверки, привлекаемые к
проведению  проверок  эксперты  и представители экспертных организаций
обязаны  соблюдать  ограничения при проведении проверки, установленные
статьей  15  Федерального  закона  "О  защите  прав  юридических лиц и
индивидуальных  предпринимателей  при  осуществлении  государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля".
     16.  Результаты  проверки  оформляются актом проверки, к которому
прилагаются   экспертные   заключения,   подготовленные  экспертами  и
представителями   экспертных   организаций,   принимавшими  участие  в
проверке.   На   основании   акта  проверки  и  экспертных  заключений
составляется   отчет   о  проведении  проверки,  который  утверждается
руководителем  (заместителем  руководителя)  уполномоченного органа. В
отчете  о  проведении  проверки  указываются нарушения, выявленные при
проведении  проверки,  и  меры, которые необходимо принять в отношении
фактов таких нарушений и совершивших их должностных лиц.
     17.  По результатам проверки уполномоченный орган принимает меры,
предусмотренные  Федеральным  законом "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных  предпринимателей  при  осуществлении  государственного
контроля  (надзора)  и  муниципального  контроля",  Законом Российской
Федерации   "Об   образовании",   Кодексом   Российской  Федерации  об
административных правонарушениях.
     18.    По   решению   руководителя   (заместителя   руководителя)
уполномоченного   органа   информация   о  нарушении  законодательства
Российской  Федерации  в  области  образования  и  материалы  проверки
направляются   в   правоохранительные   органы  Российской  Федерации,
Федеральную   службу   финансово-бюджетного  надзора,  Счетную  палату
Российской  Федерации  и иные органы государственной власти Российской
Федерации.
     19.   Сроки  и  последовательность  административных  процедур  и
административных  действий  уполномоченных  органов  при осуществлении
государственного    контроля    (надзора)    в    сфере    образования
устанавливаются      административными     регламентами     исполнения
государственных  функций  по осуществлению государственного надзора за
соблюдением    законодательства   Российской   Федерации   в   области
образования   и   государственного   контроля   качества  образования,
разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке.
     20.   Федеральный   орган   по   контролю  и  надзору  организует
формирование  и  ведение  федеральной  государственной  информационной
системы  учета результатов государственного контроля (надзора) в сфере
образования.    Органы,    осуществляющие    переданные    полномочия,
представляют   сведения  об  осуществлении  государственного  контроля
(надзора)  в  сфере  образования  в  федеральный  орган  по контролю и
надзору путем их внесения в федеральную государственную информационную
систему  учета результатов государственного контроля (надзора) в сфере
образования.    Порядок    формирования    и    ведения    федеральной
государственной     информационной     системы    учета    результатов
государственного    контроля    (надзора)    в    сфере    образования
устанавливается федеральным органом по контролю и надзору.