О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2011 - 2015 ГОДЫ. Постановление. Правительство РФ. 07.02.11 61


Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  8  


| типа)  на   базе     |          |        |        |        |         |         |
| вузов - всего        |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|    в том числе:      |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|    капитальные       |     -    |   -    |   -    |   -    |    -    |    -    |
|    вложения          |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|    НИОКР             |   97,55  |   20   | 20,15  |   23   |  17,2   |  17,2   |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|    прочие нужды -    |  3052,93 | 908,2  | 486,65 | 540,9  |  558,6  |  558,6  |
|    всего             |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|      в том числе     |          |        |        |        |         |         |
|      субсидии        |     -    |   -    |   -    |   -    |    -    |    -    |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|  мероприятие   по    |  1389,22 | 158,68 | 346,83 | 262,17 | 310,77  | 310,77  |
|  распространению     |          |        |        |        |         |         |
|  во          всех    |          |        |        |        |         |         |
|  субъектах           |          |        |        |        |         |         |
|  Российской          |          |        |        |        |         |         |
|  Федерации           |          |        |        |        |         |         |
|  современных         |          |        |        |        |         |         |
|  проектов            |          |        |        |        |         |         |
|  энергосбережения    |          |        |        |        |         |         |
|  в                   |          |        |        |        |         |         |
|  образовательных     |          |        |        |        |         |         |
|  учреждениях    -    |          |        |        |        |         |         |
|  всего               |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|    в том числе:      |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|    капитальные       |     -    |   -    |   -    |   -    |    -    |    -    |
|    вложения          |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|    НИОКР             |     -    |   -    |   -    |   -    |    -    |    -    |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|    прочие нужды -    |  1389,22 | 158,68 | 346,83 | 262,17 | 310,77  | 310,77  |
|    всего             |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|      в том числе     |          |        |        |        |         |         |
|      субсидии        |     -    |   -    |   -    |   -    |    -    |    -    |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|  мероприятие   по    |  25225,1 | 6771,6 | 5068,5 |  4685  | 4214,8  | 4485,2  |
|  улучшению           |          |        |        |        |         |         |
|  материально -       |          |        |        |        |         |         |
|  технической базы    |          |        |        |        |         |         |
|  сферы               |          |        |        |        |         |         |
|  профессионального   |          |        |        |        |         |         |
|  образования         |  -       |        |        |        |         |         |
|  всего               |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|    в том числе:      |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|    капитальные       |  25225,1 | 6771,6 | 5068,5 |  4685  | 4214,8  | 4485,2  |
|    вложения          |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|    НИОКР             |     -    |   -    |   -    |   -    |    -    |    -    |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|    прочие нужды -    |     -    |   -    |   -    |   -    |    -    |    -    |
|    всего             |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|      в том числе     |          |        |        |        |         |         |
|      субсидии        |     -    |   -    |   -    |   -    |    -    |    -    |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
| Задача               |  8047,8  |  2358  | 1452,2 | 1633,6 |  1403   |  1201   |
| "Развитие системы    |          |        |        |        |         |         |
| оценки   качества    |          |        |        |        |         |         |
| образования     и    |          |        |        |        |         |         |
| востребованности     |          |        |        |        |         |         |
| образовательных      |          |        |        |        |         |         |
| услуг" - всего       |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|    в том числе:      |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|    капитальные       |     -    |   -    |   -    |   -    |    -    |    -    |
|    вложения          |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|    НИОКР             |  201,41  |   41   | 42,15  |  48,6  |  33,88  |  35,78  |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|    прочие нужды -    |  7846,39 |  2317  |1410,05 |  1585  | 1369,12 | 1165,22 |
|    всего             |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|      в том числе     |          |        |        |        |         |         |
|      субсидии        |     -    |   -    |   -    |   -    |    -    |    -    |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|  мероприятие   по    |   2524   |  934   |  459   |  291   |   527   |   313   |
|  обеспечению         |          |        |        |        |         |         |
|  условий      для    |          |        |        |        |         |         |
|  развития       и    |          |        |        |        |         |         |
|  внедрения           |          |        |        |        |         |         |
|  независимой         |          |        |        |        |         |         |
|  системы   оценки    |          |        |        |        |         |         |
|  результатов         |          |        |        |        |         |         |
|  образования   на    |          |        |        |        |         |         |
|  всех     уровнях    |          |        |        |        |         |         |
|  системы             |          |        |        |        |         |         |
|  образования    -    |          |        |        |        |         |         |
|  всего               |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|    в том числе:      |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|    капитальные       |     -    |   -    |   -    |   -    |    -    |    -    |
|    вложения          |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|    НИОКР             |   18,3   |   -    |   -    |   -    |    9    |   9,3   |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|    прочие нужды -    |  2505,7  |  934   |  459   |  291   |   518   |  303,7  |
|    всего             |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|      в том числе     |          |        |        |        |         |         |
|      субсидии        |     -    |   -    |   -    |   -    |    -    |    -    |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|  мероприятие   по    |   1263   |  374   |  224   |  223   |   220   |   222   |
|  развитию системы    |          |        |        |        |         |         |
|  оценки  качества    |          |        |        |        |         |         |
|  профессионального   |          |        |        |        |         |         |
|  образования         |          |        |        |        |         |         |
|  на основе создания  |          |        |        |        |         |         |
|  и внедрения         |          |        |        |        |         |         |
|  механизмов          |          |        |        |        |         |         |
|  сертификации        |          |        |        |        |         |         |
|  квалификаций        |          |        |        |        |         |         |
|  специалистов   и    |          |        |        |        |         |         |
|  выпускников         |          |        |        |        |         |         |
|  образовательных     |          |        |        |        |         |         |
|  учреждений     с    |          |        |        |        |         |         |
|  учетом              |          |        |        |        |         |         |
|  интеграции          |          |        |        |        |         |         |
|  требований          |          |        |        |        |         |         |
|  федеральных         |          |        |        |        |         |         |
|  государственных     |          |        |        |        |         |         |
|  образовательных     |          |        |        |        |         |         |
|  стандартов     и    |          |        |        |        |         |         |
|  профессиональных    |          |        |        |        |         |         |
|  стандартов     -    |          |        |        |        |         |         |
|  всего               |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|    в том числе:      |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|    капитальные       |     -    |   -    |   -    |   -    |    -    |    -    |
|    вложения          |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|    НИОКР             |   20,6   |   8    |   -    |   -    |    6    |   6,6   |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|    прочие нужды -    |  1242,4  |  366   |  224   |  223   |   214   |  215,4  |
|    всего             |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|      в том числе     |          |        |        |        |         |         |
|      субсидии        |     -    |   -    |   -    |   -    |    -    |    -    |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|  мероприятие   по    |  2294,2  |  765   | 482,2  |  595   |   226   |   226   |
|  созданию  единой    |          |        |        |        |         |         |
|  информационной      |          |        |        |        |         |         |
|  системы    сферы    |          |        |        |        |         |         |
|  образования    -    |          |        |        |        |         |         |
|  всего               |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|    в том числе:      |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|    капитальные       |     -    |   -    |   -    |   -    |    -    |    -    |
|    вложения          |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|    НИОКР             |   42,71  |   16   | 13,15  |   -    |  6,78   |  6,78   |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|    прочие нужды -    |  2251,49 |  749   | 469,05 |  595   | 219,22  | 219,22  |
|    всего             |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|      в том числе     |          |        |        |        |         |         |
|      субсидии        |     -    |   -    |   -    |   -    |    -    |    -    |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|  мероприятие   по    |    639   |  120   |  121   |  132   |   128   |   138   |
|  созданию условий    |          |        |        |        |         |         |
|  для     развития    |          |        |        |        |         |         |
|  государственной     |          |        |        |        |         |         |
|  и   общественной    |          |        |        |        |         |         |
|  оценки              |          |        |        |        |         |         |
|  деятельности        |          |        |        |        |         |         |
|  образовательных     |          |        |        |        |         |         |
|  учреждений,         |          |        |        |        |         |         |
|  общественно -       |          |        |        |        |         |         |
|  профессиональной    |          |        |        |        |         |         |
|  аккредитации        |          |        |        |        |         |         |
|  образовательных     |          |        |        |        |         |         |
|  программ - всего    |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|    в том числе:      |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|    капитальные       |     -    |   -    |   -    |   -    |    -    |    -    |
|    вложения          |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|    НИОКР             |    9,2   |   2    |   -    |   -    |   3,1   |   4,1   |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|    прочие нужды -    |   629,8  |  118   |  121   |  132   |  124,9  |  133,9  |
|    всего             |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|      в том числе     |          |        |        |        |         |         |
|      субсидии        |     -    |   -    |   -    |   -    |    -    |    -    |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|  мероприятие   по    |  1327,6  |  165   |  166   | 392,6  |   302   |   302   |
|  экспертно -         |          |        |        |        |         |         |
|  аналитическому,     |          |        |        |        |         |         |
|  научно -            |          |        |        |        |         |         |
|  методическому  и    |          |        |        |        |         |         |
|  информационному     |          |        |        |        |         |         |
|  сопровождению       |          |        |        |        |         |         |
|  мероприятий    -    |          |        |        |        |         |         |
|  всего               |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|    в том числе:      |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|    капитальные       |     -    |   -    |   -    |   -    |    -    |    -    |
|    вложения          |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|    НИОКР             |   110,6  |   15   |   29   |  48,6  |    9    |    9    |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|    прочие нужды -    |   1217   |  150   |  137   |  344   |   293   |   293   |
|    всего             |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|      в том числе     |          |        |        |        |         |         |
|      субсидии        |     -    |   -    |   -    |   -    |    -    |    -    |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
| Итого          по    |  54228,8 |13689,8 |10575,49| 10444  | 9726,67 | 9792,84 |
| Программе - всего    |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|   в том числе:       |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|  капитальные         |  25225,1 | 6771,6 | 5068,5 |  4685  | 4214,8  | 4485,2  |
|  вложения            |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|  НИОКР               |  779,26  | 198,3  | 138,3  | 145,8  | 147,38  | 149,48  |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|  прочие  нужды  -    | 28224,44 | 6719,9 |5368,69 | 5613,2 | 5364,49 | 5158,16 |
|  всего               |          |        |        |        |         |         |
|----------------------|----------|--------|--------|--------|---------|---------|
|      в том числе     |          |        |        |        |         |         |
|      субсидии        | 10469,68 | 1898,1 |2203,04 |1998,21 | 2201,78 | 2168,55 |
----------------------------------------------------------------------------------


                                                        Приложение N 8

                                       к Федеральной целевой программе
                                                  развития образования
                                                   на 2011 - 2015 годы

                               ПРАВИЛА
       ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО
           БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
           НА ПОДДЕРЖКУ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
                ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
                         НА 2011 - 2015 ГОДЫ

     1.   Настоящие   Правила   определяют  порядок  предоставления  и
распределения  субсидий  из  федерального  бюджета  бюджетам субъектов
Российской  Федерации  на поддержку реализации мероприятий Федеральной
целевой  программы  развития  образования  на  2011 - 2015 годы (далее
соответственно - Программа, субсидии).
     2.   Субсидии   используются   на   софинансирование  мероприятий
региональных программ развития образования по следующим направлениям:
     а) реализация во всех субъектах Российской Федерации национальной
образовательной инициативы "Наша новая школа";
     б)   распространение  на  всей  территории  Российской  Федерации
современных моделей успешной социализации детей;
     в)   разработка   и   внедрение   программ   модернизации  систем
профессионального образования субъектов Российской Федерации.
     3.  Субсидии  предоставляются в соответствии со сводной бюджетной
росписью  федерального  бюджета  на  соответствующий  финансовый год и
плановый   период   в   пределах   лимитов   бюджетных   обязательств,
утвержденных  Министерству образования и науки Российской Федерации на
цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил.
     4.  Субсидии  предоставляются  по  результатам конкурсного отбора
региональных    программ   развития   образования,   предусматривающих
осуществление  мероприятий  по  направлениям,  указанным  в  пункте  2
настоящих  Правил  (далее  -  мероприятия  региональных  программ),  в
соответствии    с   порядком   отбора,   установленным   Министерством
образования и науки Российской Федерации.
     5. Субсидии предоставляются на следующих условиях:
     а)  наличие  в  бюджете  субъекта  Российской Федерации бюджетных
ассигнований   на   исполнение   расходного   обязательства   субъекта
Российской  Федерации по реализации мероприятий региональных программ,
на финансирование которого предоставляется субсидия;
     б)   наличие   утвержденной   региональной   программы   развития
образования,   разработанной  с  учетом  целей,  задач  и  мероприятий
Программы и включающей мероприятия региональной программы, совпадающие
с мероприятиями Программы, в рамках которых предоставляется субсидия.
     6.   Субсидии   предоставляются   на   основании   соглашения   о
предоставлении    субсидии,    ежегодно   заключаемого   Министерством
образования  и  науки  Российской  Федерации  с  высшим исполнительным
органом  государственной власти субъекта Российской Федерации (далее -
соглашение)  по  форме, утвержденной Министерством образования и науки
Российской Федерации.
     7. Соглашение предусматривает следующие положения:
     а) целевое назначение субсидии;
     б)   сведения   о   наличии  утвержденных  региональных  программ
(планов),   предусматривающих  осуществление  на  территории  субъекта
Российской Федерации мероприятий региональных программ;
     в)  сведения  о  наличии  нормативного  правового  акта  субъекта
Российской   Федерации,   устанавливающего   расходное   обязательство
субъекта  Российской Федерации, на исполнение которого предоставляется
субсидия,  и  об объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных на его
обеспечение;
     г)  перечень  учреждений системы образования с распределением (по
объектам) бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации
и (или) муниципального образования, источником финансового обеспечения
которых является субсидия;
     д) обязательство заключения уполномоченным органом исполнительной
власти  субъекта  Российской  Федерации  соглашения  с  уполномоченным
органом  местного  самоуправления в случае, если субсидия используется
субъектом   Российской  Федерации  на  софинансирование  муниципальных
программ   (планов),   предусматривающих   осуществление   мероприятий
региональных программ;
     е)  значения  целевых показателей эффективности расходов бюджета,
источником   финансового   обеспечения   которых   являются  субсидии,
предусмотренных   пунктом   13   настоящих  Правил  (далее  -  целевые
показатели);
     ж) обязательство по достижению значений целевых показателей;
     з)  обязательство  уполномоченного  органа  исполнительной власти
субъекта Российской Федерации о представлении отчетов об исполнении им
обязательств, вытекающих из соглашения, в том числе о расходах бюджета
субъекта   Российской   Федерации  (местных  бюджетов)  на  реализацию
региональных (муниципальных) программ, предусматривающих осуществление
мероприятий  региональных  программ,  а  также о достигнутых значениях
целевых показателей в сроки, установленные Министерством образования и
науки Российской Федерации;
     и)   последствия   недостижения  субъектом  Российской  Федерации
установленных целевых показателей;
     к) требование о согласовании изменений, планируемых к внесению, в
отношении  мероприятий региональных программ, софинансирование которых
осуществляется за счет средств федерального бюджета;
     л)  осуществление  контроля  за  соблюдением субъектом Российской
Федерации   условий   соглашения,   установленных  при  предоставлении
субсидии;
     м) ответственность сторон за нарушение условий соглашения;
     н) иные условия, регулирующие порядок предоставления субсидии.
     8.   Распределение   общего  размера  субсидий,  предусмотренного
приложением   N   3   к  Программе,  на  софинансирование  мероприятий
региональной программы, осуществляется по формуле:

     (Не приводится),

     где:
     (...) -  общий  размер  субсидий,  предоставляемых  бюджету  i-го
субъекта Российской Федерации;
     j - мероприятие региональной программы;
     (...) - размер субсидии,  предоставляемой бюджету  i-го  субъекта
Российской Федерации по j-му мероприятию региональной программы.
     Размер    субсидии   бюджету   субъекта   Российской   Федерации,
предусмотренный  на  осуществление мероприятия региональной программы,
определяется по формуле:

     (Не приводится),

     где:
     (...) -  коэффициент  ресурсозатратности  реализации обязательств
i-го субъекта Российской  Федерации,  определяемый  в  зависимости  от
взятых обязательств и применяемых методов и механизмов их достижения;
     (...) - уровень расчетной бюджетной обеспеченности i-го  субъекта
Российской   Федерации  на  текущий  финансовый  год,  рассчитанный  в
соответствии  с  методикой  распределения  дотаций   на   выравнивание
бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации,  утвержденной
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г.
N 670;
     (...) - общий  размер  субсидии,  предусмотренной  в  федеральном
бюджете на софинансирование мероприятий региональных программ;
     m  -  количество  субъектов  Российской  Федерации  - получателей
субсидии.
     9. Определение коэффициента производится:
     а)  в  отношении  мероприятия  по  достижению  во  всех субъектах
Российской    Федерации    стратегических    ориентиров   национальной
образовательной инициативы "Наша новая школа" - по следующей формуле:

     (Не приводится),

     где:
     (...) - количество обучающихся в общеобразовательных учреждениях,
расположенных   в  городской  местности,  в  i-м  субъекте  Российской
Федерации - победителе конкурса;
     (...) - количество обучающихся в общеобразовательных учреждениях,
расположенных  в  сельской  местности,  в  i-м   субъекте   Российской
Федерации - победителе конкурса;
     (...) -   среднее   число   обучающихся   в   общеобразовательных
учреждениях,   расположенных   в   городской  местности,  в  субъектах
Российской Федерации - победителях конкурса, определяемое по формуле:

     (Не приводится),

     где:
     К  -  количество  субъектов  Российской  Федерации  - победителей
конкурса;
     (...) -   среднее   число   обучающихся   в   общеобразовательных
учреждениях,  расположенных  в   сельской   местности,   в   субъектах
Российской Федерации - победителях конкурса, определяемое по формуле:

     (Не приводится),

     б)  в отношении мероприятия по распространению на всей территории
Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей -
по формуле:

     (Не приводится),

     где:
     (...) - количество детей, нуждающихся в социализации по различным
направлениям,  проживающих  в  городской  местности,  в  i-м  субъекте
Российской Федерации - победителе конкурса;
     (...) - количество детей, нуждающихся в социализации по различным
направлениям,  проживающих  в  сельской  местности,  в  i-м   субъекте
Российской Федерации - победителе конкурса;
     (...) -  среднее  число  детей,  нуждающихся  в  социализации  по
различным направлениям, проживающих в городской местности, в субъектах
Российской Федерации - победителях конкурса, определяемое по формуле:

     (Не приводится),

     (...) -  среднее  число  детей,  нуждающихся  в  социализации  по
различным направлениям,  проживающих в сельской местности, в субъектах
Российской Федерации - победителях конкурса, определяемое по формуле:

     (Не приводится),

     в)  в  отношении  мероприятия  по разработке и внедрению программ
модернизации систем профессионального образования субъектов Российской
Федерации - по формуле (при этом может принимать значения не более 1,7
(рассчитано на основании экспертных оценок)):

     (Не приводится),

     где:
     (...) -   коэффициент   обучающихся   в    учреждениях    высшего
профессионального образования i-го региона, определяемый по формуле:

     (Не приводится),

     (...) -    коэффициент   обучающихся   в   учреждениях   среднего
профессионального образования i-го региона, определяемый по формуле:

     (Не приводится),

     (...) -  коэффициент   обучающихся   в   учреждениях   начального
профессионального образования i-го региона, определяемый по формуле:

     (Не приводится),

     при этом  (...),  (...),  -  количество  учащихся  в i-м субъекте
Российской Федерации,  обучающихся в учреждениях высшего,  среднего  и
начального профессионального образования;
     (...) -   количество   учреждений    высшего    профессионального
образования в субъекте Российской Федерации;
     (...) - среднее количество учреждений  высшего  профессионального
образования  в  субъектах Российской Федерации - победителях конкурса,
определяемое по формуле:

     (Не приводится),

     (...) -   количество   учреждений   среднего    профессионального
образования в субъекте Российской Федерации;
     (...) - среднее количество учреждений среднего  профессионального
образования  в  субъектах Российской Федерации,  победителях конкурса,
определяемое по формуле:

     (Не приводится),

     (...) -  количество   учреждений   начального   профессионального
образования в субъекте Российской Федерации;
     (...) -     среднее     количество     учреждений      начального
профессионального  образования  в  субъектах  Российской  Федерации  -
победителях конкурса, определяемое по формуле:

     (Не приволится).

     10.  Распределение  субсидий между бюджетами субъектов Российской
Федерации  на  очередной  финансовый  год  утверждается  Министерством
образования и науки Российской Федерации.
     11.  Размер  средств  бюджетов  субъектов  Российской Федерации и
местных бюджетов на реализацию мероприятий региональных программ может
быть  увеличен  в одностороннем порядке, что не влечет обязательств по
увеличению размера субсидии.
     12.  Уровень  софинансирования  расходного обязательства субъекта
Российской Федерации за счет субсидии определяется по формуле:

     (Не приводится),

     где:
     (...) -  уровень  софинансирования  расходного обязательства i-го
субъекта Российской Федерации за счет субсидии;
     (...) -  уровень расчетной бюджетной обеспеченности i-го субъекта
Российской  Федерации  на  текущий  финансовый  год,  рассчитанный   в
соответствии   с   методикой  распределения  дотаций  на  выравнивание
бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации,  утвержденной
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г.
N 670;
     0,5  -  средний уровень софинансирования расходного обязательства
субъекта Российской Федерации за счет субсидии.
     Уровень   софинансирования   расходного   обязательства  субъекта
Российской Федерации не может быть установлен выше 75 процентов и ниже
25 процентов расходного обязательства.
     Если   размер   средств,   предусмотренный   в  бюджете  субъекта
Российской  Федерации  на  финансирование  расходного обязательства по
направлениям,  указанным в пункте 2 настоящих Правил, не соответствует
установленному    для    субъекта    Российской    Федерации    уровню
софинансирования  из федерального бюджета, то размер субсидии подлежит
сокращению до соответствующего уровня софинансирования.
     Уровни    софинансирования   расходных   обязательств   субъектов
Российской  Федерации  утверждаются  Министерством образования и науки
Российской Федерации на очередной финансовый год.
     13.   Эффективность   расходов   бюджетов   субъектов  Российской
Федерации,   источником   финансового   обеспечения  которых  являются
субсидии,  оценивается  Министерством  образования  и науки Российской
Федерации на основе целевых показателей:
     в   отношении   мероприятия   по  достижению  во  всех  субъектах
Российской    Федерации    стратегических    ориентиров   национальной
образовательной  инициативы  "Наша новая школа" - доля образовательных
учреждений  общего  образования, функционирующих в рамках национальной
образовательной  инициативы  "Наша  новая  школа",  в общем количестве
образовательных  учреждений  общего  образования в субъекте Российской
Федерации;
     в  отношении  мероприятия  по  распространению на всей территории
Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей -
доля детей по категориям местожительства, социального и имущественного
статуса,   состояния   здоровья,  охваченных  моделями  и  программами
социализации,  в  общем  количестве  детей  по указанным категориям, в
субъекте Российской Федерации;
     в  отношении  мероприятия  по  разработке  и  внедрению  программ
модернизации систем профессионального образования субъектов Российской
Федерации  - доля учреждений профессионального образования, внедривших
новые  программы и модели профессионального образования, разработанные
в  рамках  Программы,  в общем количестве учреждений профессионального
образования в субъекте Российской Федерации.
     14.  Перечисление  субсидий  осуществляется  на  счета,  открытые
территориальным    органам   Федерального   казначейства   для   учета
поступлений  и  их  распределения  между  бюджетами  бюджетной системы
Российской  Федерации,  для  последующего перечисления в установленном
порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.
     15.  В  целях  определения  объема и срока перечисления средств в
рамках  предусмотренной  субъекту Российской Федерации субсидии высший
исполнительный   орган   государственной  власти  субъекта  Российской
Федерации  представляет  в Министерство образования и науки Российской
Федерации  заявку  о  перечислении субсидии по форме и в срок, которые
установлены Министерством образования и науки Российской Федерации.
     В  этой  заявке  указываются необходимый объем средств в пределах
предусмотренной  субсидии,  расходное  обязательство, на осуществление
которого   она   предоставляется,   и   срок  возникновения  денежного
обязательства   субъекта   Российской  Федерации  в  целях  исполнения
соответствующего расходного обязательства.
     16.   Уполномоченные   органы   исполнительной  власти  субъектов
Российской  Федерации  ежеквартально,  не  позднее 15-го числа месяца,
следующего   за   отчетным   периодом,   представляют  в  Министерство
образования  и  науки  Российской  Федерации  отчет  об  осуществлении
расходов  бюджетов  субъектов Российской Федерации (местных бюджетов),
источником  финансового  обеспечения  которых  являются  субсидии,  по
форме,  утвержденной  Министерством  образования  и  науки  Российской
Федерации.
     17.  В  случае осуществления расходов бюджета субъекта Российской
Федерации,   источником   финансового   обеспечения  которых  является
субсидия,  не  по  целевому  назначению  указанные  средства  подлежат
взысканию  в  доход  федерального  бюджета  в соответствии с бюджетным
законодательством Российской Федерации.
     18.  Не  использованный  на  1  января  текущего финансового года
остаток  субсидии  подлежит  возврату  в  федеральный  бюджет органами
государственной  власти  субъектов Российской Федерации, за которыми в
соответствии  с законодательными и иными нормативными правовыми актами
закреплены  источники доходов бюджета субъекта Российской Федерации по
возврату  остатков  целевых  средств,  в  соответствии с требованиями,
установленными  Бюджетным  кодексом Российской Федерации и федеральным
законом  о  федеральном  бюджете  на текущий финансовый год и плановый
период.
     19.  В  соответствии  с решением Министерства образования и науки
Российской  Федерации  о  наличии  потребности  в  не использованных в
текущем  финансовом  году  остатках  субсидий,  средства в размере, не
превышающем  указанные  остатки,  могут  быть  перечислены в очередном
финансовом году из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской
Федерации  в целях финансового обеспечения расходов бюджетов субъектов
Российской    Федерации,   соответствующих   условиям   предоставления
субсидий.
     В  случае  если неиспользованный остаток субсидий не перечислен в
доход  федерального  бюджета,  указанные средства подлежат взысканию в
доход  федерального  бюджета  в  порядке,  установленном Министерством
финансов Российской Федерации.
     20. В случае несоблюдения органом государственной власти субъекта
Российской  Федерации  условий  предоставления  субсидий  перечисление
субсидий    приостанавливается   Министерством   финансов   Российской
Федерации в установленном им порядке.
     21. В случае если в отчетном финансовом году субъектом Российской
Федерации   не   достигнуты   целевые   показатели,   объем  субсидий,
предусмотренный  бюджету  субъекта  Российской  Федерации  на  текущий
финансовый   год,   подлежит   сокращению   в   порядке   и  размерах,
предусмотренных настоящими Правилами.
     Сокращение  размера  субсидии,  предусмотренной  бюджету субъекта
Российской Федерации на текущий финансовый год, производится в размере
1 процента за каждое недостигнутое значение целевого показателя.
     Предложения   о   сокращении   размеров   субсидий   вносятся   в
Министерство   финансов   Российской  Федерации  субъектом  бюджетного
планирования - Министерством образования и науки Российской Федерации.
     22.   В   случае   отсутствия  возможности  выполнения  субъектом
Российской  Федерации условий по софинансированию в текущем финансовом
году мероприятий региональной программы и (или) отсутствия потребности
в  субсидии  в  утвержденном  на  текущий год размере высвобождающиеся
средства  перераспределяются (при наличии потребности) между бюджетами
других субъектов Российской Федерации, имеющих право на их получение.
     23.    В   случае   нарушения   получателем   субсидии   условий,
установленных  настоящими  Правилами,  а также условий и обязательств,
предусмотренных   соглашением,   Министерство   образования   и  науки
Российской  Федерации  принимает  решение  о  расторжении соглашения в
порядке, предусмотренном соглашением.
     24.  Контроль  за  соблюдением  субъектами  Российской  Федерации
условий    предоставления    субсидий   осуществляется   Министерством
образования   и  науки  Российской  Федерации  и  Федеральной  службой
финансово-бюджетного надзора.


                                                        Приложение N 9

                                       к Федеральной целевой программе
                                                  развития образования
                                                   на 2011 - 2015 годы

                               МЕТОДИКА
       ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ХОДА РЕАЛИЗАЦИИ
          ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
                         НА 2011 - 2015 ГОДЫ

           I. Общие подходы и принципы реализации Программы
                         в сфере образования

     Система  образования  в  Российской  Федерации является сложной и
многоуровневой системой с многочисленными прямыми и обратными связями,
обладающей  такими  свойствами, как преемственность, консервативность,
устойчивость  к  внешним  воздействиям,  наличие  жестких вертикальных
управляющих  связей,  наличие  горизонтальных  коммуникативных связей,
закрытость (отсутствие прозрачности процессов).
     Эти  свойства  затрудняют  быстрое  применение  при необходимости
корректирующих и управляющих воздействий.
     Однако,   при   выявлении  определенных  проблем  или  тенденций,
требующих решения, совершенствования и развития, необходимо обеспечить
ряд  комплексных  быстрых (в параметрах развития системы) воздействий,
способных  изменить  текущую  ситуацию.  Именно  на достижение быстрых
результатов   по   отдельным   направлениям   и  ориентирован  процесс
реализации  Федеральной целевой программы развития образования на 2011
- 2015 годы (далее - Программа).
     Одним  из  важнейших  параметров,  демонстрирующих  эффективность
Программы,   является   наличие  и  величина  социально-экономического
эффекта от реализации Программы.
     Все  целевые  индикаторы  и показатели Программы соответствуют ее
цели   и   задачам.   Они   являются  достоверными  и  доступными  для
определения,   совместимыми  с  международными  показателями  развития
образования,  соответствуют  требованиям,  предъявляемым к возможности
оценки министерствами и ведомствами.
     Основные   трудности,   возникающие  при  разработке  методики  и
проведении  оценки  социально-экономического  эффекта  хода реализации
Программы,   связаны   с  разработкой  иерархической  модели  процесса
развития  образования  и  сведением  множества частных показателей его
состояния к единому интегральному показателю.
     Разработка  иерархической  модели  процесса  развития образования
предусматривает   декомпозицию   процесса  на  задачи,  направления  и
установление   их   взаимосвязи,   а   также   формирование  множества
показателей,   характеризующих   в   совокупности   состояние  системы
образования.
     Оценка социально-экономического эффекта хода реализации Программы
на федеральном уровне проводится на основе трехуровневой иерархической
модели процесса развития системы образования.
     Декомпозиция  процесса  совершенствования образования на основные
задачи  и  направления  проводится  с  привязкой к ним системы целевых
индикаторов  и показателей Программы. Более глубокая детализация задач
Программы обусловлена необходимостью повышения обоснованности оценок.
     Для  оценки  хода  развития  образования на региональном уровне в
дополнение  к предлагаемой иерархической модели допускается применение
других схем декомпозиции, разработанных с учетом состояния и специфики
развития системы образования в субъекте Российской Федерации. При этом
допускается  использование  как  трехуровневых, так и четырехуровневых
моделей: цель - задачи - направления - мероприятия.
     Построение   иерархических  структур  для  оценки  хода  развития
системы  образования  на  региональном  уровне (формирование комплекса
задач,   направлений   и  мероприятий,  обоснование  системы  основных
показателей  развития  системы  образования,  установление взаимосвязи
элементов  структуры)  осуществляется  в  регионах исходя из состояния
образования  в  данном  конкретном регионе и установленных собственных
приоритетов его развития.
     Таким   образом,  оценка  социально-экономического  эффекта  хода
развития  системы  образования  в регионах может проводиться на основе
двух иерархических структур:
     на  основе  декомпозиции  процесса  развития системы образования,
разработанной   для   оценки   социально-экономического  эффекта  хода
реализации Программы в целом по стране;
     на   основе  структуры  процесса  развития  системы  образования,
разрабатываемой  с  учетом  специфики  развития  системы образования в
конкретном регионе.
     Использование   единой   модели  декомпозиции  процесса  развития
образования    обеспечивает    сопоставимость   региональных   оценок.
Полученные на ее основе оценки позволяют провести сравнительный анализ
хода развития системы образования в регионе и в целом по стране.
     Необходимость   применения   моделей,   учитывающих  специфику  и
собственные   приоритеты  развития  системы  образования  в  регионах,
определяется в субъектах Российской Федерации.
     Оценка   коэффициентов  относительной  важности  (приоритетности)
задач,  направлений  и  мероприятий в достижении цели развития системы
образования  проводится  на  основе  обработки результатов экспертного
опроса  парных  сравнений  рассматриваемых  аспектов  с использованием
"вербально-числовой шкалы".
     Социально-экономический   эффект  от  реализации  мероприятий  по
развитию  системы  образования характеризуется множеством показателей,
отражающих  их  влияния  на  те  или  иные важные аспекты общественной
деятельности.  Эти  показатели  различны  по  содержанию, имеют разные
единицы  измерения,  могут  выражаться  как  в количественной, так и в
качественной форме.
     Используемая  в  настоящей  методике совокупность показателей для
оценки  социально-экономического  эффекта  хода  реализации  Программы
базируется  на  системе  целевых индикаторов и показателей и учитывает
существующую  систему  сбора и учета статистических данных Федеральной
службы государственной статистики.
     При  формировании  комплекса  показателей  оценки  хода  развития
образования в регионах должна учитываться существующая система сбора и
учета   статистических   данных   Федеральной  службы  государственной
статистики.   Кроме  того,  каждое  направление  (мероприятие)  должно
характеризоваться  одним  или группой показателей количественного либо
качественного содержания.
     Сведение    комплекса   частных   показателей   к   интегральному
(комплексному)   социально-экономическому   показателю  проводится  на
основе  простого аддитивного взвешивания. В обеспечение сопоставимости
частных  показателей  проводится  их нормирование. Перед нормированием
показатели  качественного содержания приводятся к количественной форме
на основе вербально-числовой шкалы.
     Оценка   хода   реализации   Программы   проводится   на   основе
сопоставления  планируемого  и  фактически  достигнутого интегрального
показателя  социально-экономического эффекта от реализации мероприятий
по модернизации образования.

     II. Показатели оценки социально-экономического эффекта хода
                         реализации Программы

     В   самом   общем   случае   под  эффектом  понимается  результат
деятельности безотносительно к тому, какими усилиями он достигнут.
     С учетом этого под социально-экономическим эффектом от реализации
Программы понимается результат общественно-экономического характера от
реализации  всего комплекса мероприятий, предусмотренных Программой. В
данном  случае  рассматривается  влияние  модернизации  образования на
качество  жизни  (уровень  потребления материальных и социальных благ,
оцениваемый  главным  образом объемом валового внутреннего продукта на
душу   населения  и  уровнем  социальной  стабильности  общества),  на
конкурентоспособность государства.
     Социально-экономический    эффект   хода   реализации   Программы
определяется на конкретный момент времени. Под социально-экономическим
эффектом  хода  реализации  Программы  на  определенный момент времени
понимается    результат    общественно-экономического   характера   от
реализации  проведенных  к  данному  моменту  времени  мероприятий. Он
является  функцией  времени  и  представляется  в виде хронологической
последовательности результатов от реализации мероприятий, определенных
через  установленные  интервалы  времени.  Учитывая,  что заложенные в
Программе  показатели  и  индикаторы  определены  по  годам  планового
периода,  а  также  принимая  во внимание сложившуюся в стране систему
статистической отчетности,  в  настоящей  методике  оценку социально -
экономического  эффекта  хода   реализации   Программы   рекомендуется
проводить в годовом срезе.
     Социально-экономический    эффект   хода   реализации   Программы
определяется  кумулятивным  (нарастающим) итогом и на момент окончания
Программы   соответствует   социально-экономическому   эффекту  от  ее
реализации.
     Необходимо различать   плановый   и   фактический   социально   -
экономический  эффект  от  реализации  Программы,  а  также плановый и
фактический социально-экономический эффект хода реализации  Программы.
Плановые показатели социально-экономического эффекта рассчитываются на
основе  плановых  характеристик  состояния  системы   образования,   а
фактические    показатели   -   на   основе   фактически   достигнутых
характеристик.
     Существенное   многообразие   направлений  развития  образования,
разноаспектность  его  влияния  на  социальные и экономические стороны
жизни общества, значительная номенклатура показателей, характеризующих
состояние  системы  образования  и отражающих его влияние на общество,
обусловливают  необходимость  сведения множества частных показателей к
единому интегральному показателю.
     Сведение   всех   социально-экономических  аспектов  Программы  к
единому  интегральному  показателю  (W)  проводится  с  учетом весовых
коэффициентов  учитываемых  факторов.  Вместе с тем сведение множества
разноаспектных  частных  показателей  к  единому показателю приводит к
тому, что абсолютная величина интегрального показателя не имеет ясного
физического  смысла.  Представление  о социально-экономическом эффекте
Программы  и  ходе  ее реализации может быть получено только на основе
относительных показателей.
     Оценка  хода  модернизации образования может проводиться с разной
целью  и  в  разном объеме, что определяет и разнообразие используемых
для этого показателей.

             Показатели оценки хода реализации Программы
                        на федеральном уровне

     В  качестве  основных  показателей  хода  реализации  Программы в
стране, то есть для оценок федерального уровня принимаются:
     1)   уровень   достижения  планируемого  социально-экономического
эффекта  от  реализации  мероприятий  по развитию образования на конец
t-го года. Указанный показатель определяется по формуле:

     (Не приводится),

     где:
     (...) -  показатель,  отражающий  уровень достижения планируемого
социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по развитию
образования на конец t-го года;
     (...) - интегральный плановый показатель социально-экономического
эффекта   в   t-м  году  от  реализации  мероприятий,  предусмотренных
Программой;
     (...) -  интегральный  фактически  достигнутый на конец t-го года
показатель социально-экономического эффекта от реализации  мероприятий
по развитию образования;
     2)  отклонение  фактического  социально-экономического эффекта от
реализации мероприятий по развитию образования в t-м году от планового
показателя (). Указанный показатель определяется по формуле:

     (Не приводится),

     3)   коэффициент   роста   социально-экономического   эффекта  от
реализации   мероприятий  по  модернизации  образования  в  t-м  году,
определяемый по зависимости:

     (Не приводится),

     где:
     (...) -  коэффициент  роста  социально-экономического  эффекта от
реализации мероприятий по развитию образования в t-м  году.  Указанный
коэффициент показывает во сколько раз на конец t-го года (по сравнению
с  состоянием  системы  образования  на  начало  ее  развития)   вырос
интегральный социально-экономический эффект системы образования;
     (...) -  интегральный  начальный  показатель  состояния   системы
образования (конец 2010 года);
     (...) - интегральный фактически достигнутый на  конец  t-го  года
показатель  социально-экономического эффекта от реализации мероприятий
по развитию образования.
     Плановые,  фактические  и  начальный  интегральные показатели , ,
рассчитываются  на  основе  только тех характеристик состояния системы
образования, которые установлены в Программе.
     Если  показатель  и  соответственно  , реальное состояние системы
образования  на  конец  t-го  года  выше  запланированного уровня, что
свидетельствует о нормальном ходе реализации мероприятий Программы.
     При  <  100%, < 0 реальное состояние системы образования на конец
t-го   года  ниже  запланированного  уровня,  что  свидетельствует  об
отставании хода преобразований.

             Показатели оценки хода реализации Программы
                        на региональном уровне

     Оценка    социально-экономического    эффекта   хода   реализации
мероприятий по развитию образования в регионах в соответствии с общими
положениями настоящей методики может проводиться по двум направлениям.
     При  проведении  оценки  с  целью  определения  места  региона  в
развитии   системы  образования  страны  используются  показатели,  по
содержанию  аналогичные рекомендуемым выше первым двум показателям для
оценки хода реализации Программы на федеральном уровне.
     Коэффициенты роста социально-экономического эффекта от реализации
мероприятий  по  модернизации образования в регионе в данном случае не
рассчитываются,  так  как  не  могут использоваться для сравнительного
анализа вследствие различий состояния образования в регионах на начало
его модернизации.
     Таким   образом,   для   оценки   хода  реализации  Программы  на
региональном уровне применяются следующие показатели:
     1)   уровень   достижения  планируемого  социально-экономического
эффекта от реализации мероприятий по развитию образования в регионе на
конец t-го года. Указанный показатель определяется по формуле:

     (Не приводится),

     где:
     (...) -  уровень достижения планируемого социально-экономического
эффекта от реализации мероприятий по развитию образования в регионе на
конец t-го года;
     (...) - интегральный фактически достигнутый на  конец  t-го  года
показатель  социально-экономического эффекта от реализации мероприятий
по развитию образования в конкретном регионе;
     (...) - интегральный плановый показатель социально-экономического
эффекта в t-м году от реализации Программы в регионе;
     2)  отклонение  фактического  социально-экономического эффекта от
развития  системы  образования  в  регионе  в  t-м  году  от планового
показателя  по стране в целом (). Указанный показатель определяется по
формуле:

     (Не приводится),

     Плановые  и  фактические интегральные показатели , рассчитываются
на  основе  только  тех  характеристик  состояния системы образования,
которые установлены в Программе.

                     Области значений показателей

     Если > (...),  = (...),  < (...), то темпы развития образования в
регионе к данному моменту времени соответственно превышают,  равны или
ниже средних по стране соответственно.
     При  проведении  оценки  хода  развития  образования в конкретном
регионе   с   учетом  особенностей  состояния  системы  образования  и
приоритетов   решаемых   в   регионе   задач   используются  следующие
показатели:
     1)   уровень   достижения  планируемого  социально-экономического
эффекта  от  реализации  мероприятий  по развитию образования на конец
t-го года. Указанный показатель определяется по формуле:

     (Не приводится), (а)

     где:
     (...) - показатель,  отражающий уровень  достижения  планируемого
социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по развитию
системы образования в регионе на конец t-го года;
     (...) - интегральный плановый показатель социально-экономического
эффекта в t-м году от реализации мероприятий по развитию образования в
конкретном регионе;
     (...) - интегральный фактически достигнутый на  конец  t-го  года
показатель  социально-экономического эффекта от реализации мероприятий
по развитию образования в конкретном регионе.
     Знак  "*" означает, что при расчете показателей могут учитываться
характеристики,  не  входящие  в  систему  количественных показателей,
которые  установлены  в  Программе. Перечень учитываемых характеристик
определяется  в регионах исходя из особенностей и приоритетов решаемых
задач по развитию системы образования;
     2)  отклонение  фактического  социально-экономического эффекта от
реализации  мероприятий по развитию образования в конкретном регионе в
t-м году от планового показателя (). Указанный показатель определяется
по формуле:

     (Не приводится), (б)

     3)   коэффициент   роста   социально-экономического   эффекта  от
реализации  мероприятий по развитию образования в конкретном регионе в
t-ом году, определяемый по зависимости:

     (Не приводится), (в)

     где:
     (...) - коэффициент  роста  социально-экономического  эффекта  от
реализации  мероприятий по развитию образования в t-м году.  Указанный
коэффициент показывает во сколько раз на конец t-го года (по сравнению
с  состоянием  системы  образования  на  начало ее модернизации) вырос
интегральный социально-экономический эффект от системы  образования  в
регионе;
     (...) - интегральный начальный социально-экономический показатель
состояния  системы  образования  в  конкретном  регионе (на конец 2010
года);
     (...) -  интегральный  фактически  достигнутый на конец t-го года
показатель социально-экономического эффекта от реализации  мероприятий
по развитию образования в конкретном регионе.

                     Области значений показателей

     Если показатель  и  соответственно  (...),   реальное   состояние
системы  образования  на конец t-го года выше запланированного уровня,
что  свидетельствует  о   нормальном   ходе   реализации   мероприятий
Программы.  В  противном случае проведение предусмотренных мероприятий
идет с отставанием.
     Показатели и (...),  рассчитываются по приведенным формулам  (а),
(б),  (в)  в  том  случае,  если в региональных программах по развитию
образования  предусмотрена  градация  частных  социально-экономических
показателей по годам программного периода.
     В  случае  когда  указанное  условие не выполняется и в Программе
отдельные  индикативные  показатели  определены  только  на  конец  ее
реализации, для оценки хода реализации мероприятий по развитию системы
образования в конкретном регионе используется следующие показатели:
     относительный  региональный  коэффициент  темпа  развития системы
образования в t-м году (...);
     отклонение   темпов   модернизации   образования   в  регионе  от
среднегодовых (...).
     Для определения указанных показателей используются соответственно
следующие формулы:

     (Не приводится),

     (Не приводится),

     где:
     (...) - региональный интегральный плановый показатель социально -
экономического   эффекта   от   реализации   мероприятий  по  развитию
образования в конкретном регионе на конец реализации Программы;
     (...) -    интегральный    показатель   состояния   регионального
образования на начало его модернизации.
     Показатели  и  указывают  на  отклонение  темпов развития системы
образования в регионе на конец t-го года по сравнению со среднегодовым
темпом.

                     Область значений показателей

     Выполнение условия  (...)  свидетельствует,  что  темп   процесса
развития   системы  образования  в  конкретном  регионе  соответствует
среднегодовому показателю.  При (...) идет опережение преобразований в
системе  образования  по  сравнению  со среднегодовым показателем.  ()
свидетельствует  о  необходимости  внесения  корректив  по   ускорению
процесса развития системы образования в конкретном регионе.
     Если  в  региональной  программе  развития образования определены
годовые  объемы  финансирования  мероприятий,  то вместо показателей и
рассчитываются  соответственно показатели и , которые более объективно
отражают  ход преобразований системы образования в конкретном регионе.
При этом применяются формулы:

     (Не приводится),

     (Не приводится),

     где:
     (...) - средневзвешенный по объему  финансирования  относительный
региональный коэффициент развития образования в t-м году;
     (...) - объем финансирования мероприятий по развитию  образования
в  конкретном  регионе в k-м году с учетом средств,  выделяемых как из
федерального бюджета, так и из бюджета субъекта Российской Федерации.

          III. Оценка социально-экономического эффекта хода
                         реализации Программы

          Декомпозиция процесса развития системы образования

     Построение  иерархической  структуры  (модели)  процесса развития
системы образования сводится к формулировке цели, задач, направлений и
мероприятий  по развитию образования и выявлению между ними логических
взаимосвязей.
     Основной    принцип   формирования   элементов   каждого   уровня
иерархической   структуры  -  их  достаточность  и  объективность  для
характеристики процесса развития системы образования.
     Как  отмечалось  в  разделе I настоящей методики, при оценке хода
модернизации образования в общем случае могут использоваться 2 модели.
Первая  - так называемая общая модель федерального уровня используется
для  оценки социально-экономического эффекта хода реализации Программы
на  федеральном  уровне,  а  также  для  сравнительного  анализа  хода
модернизации  образования  в  регионах  Российской  Федерации.  Вторая
(региональная)  модель строится по усмотрению регионов и предназначена
для  анализа  хода  реализации  региональных  программ и их влияния на
Программу с учетом собственных приоритетов модернизации.
     Модели  строятся  на  базе  Программы  или  региональных программ
развития   образования,  где  изложены  цель,  задачи,  направления  и
мероприятия  развития  образования,  основные индикативные показатели,
другие сведения.
     При   построении   региональных  моделей  задачи,  направления  и
мероприятия  формулируются  исходя  из состояния системы образования и
вытекающих из этого конкретных проблем рассматриваемых регионов.

       Расчет интегрального показателя социально-экономического
                     эффекта реализации Программы

     Алгоритмы расчета   интегральных    показателей    социально    -
экономического эффекта от реализации Программы развития образования, в
том  числе  начального  интегрального  показателя   (),   совокупности
интегральных   плановых   показателей   ()  и  множества  интегральных
фактических  показателей  ()  основаны  на  результатах   декомпозиции
процесса  развития  системы образования.  Расчет указанных показателей
проводится для анализа хода реализации Программы как в стране в целом,
так и в отдельно взятом регионе, а также для анализа хода модернизации
образования в субъектах Российской  Федерации  с  учетом  региональных
особенностей и собственных приоритетов.

                   Интегральные плановые показатели
                   социально-экономического эффекта

     Интегральные плановые показатели социально-экономического эффекта
от  реализации  мероприятий  Программы  для  каждого года модернизации
образования определяются по формуле:

     (Не приводится),

     либо по формуле:

     (Не приводится),

     где:
     (...) - плановый интегральный показатель социально-экономического
эффекта в t-м году от реализации мероприятий Программы;
     (...) -  весовой  коэффициент важности решения -й основной задачи
развития  образования  в  достижение  стратегической   цели   развития
государства ((...), в данной задаче J = 7);
     (...) -  весовой  коэффициент   важности   (...)-го   направления
развития  системы образования в решении основной (...)-й задачи (...).
В разрезе предложенной иерархической структуры Программы I = 16;
     (...) -  плановое  нормированное  значение  k-характеристики  -го
направления развития системы образования в t-м году;
     (...) -   обобщенный  весовой  коэффициент  (...)-го  направления
развития системы образования определяется по формуле:

     (Не приводится).

     Коэффициенты  важности  направлений  и  основных  задач  развития
образования ((...)  и (...)) рассчитываются по результатам экспертного
опроса   специалистов   в   области   образования   и   представителей
общественности.
     При  расчете  интегральных  показателей  социально-экономического
эффекта  хода  реализации  Программы  могут учитываться как показатели
Программы,  так  и  другие  показатели, достоверно характеризующие, по
мнению экспертов, влияние результатов изменений в сфере образования на
социально-экономическое   развитие   Российской   Федерации,  а  также
показатели,  специально  сформированные  для  оценки  хода  реализации
Программы  в  части  оценки социально-экономического эффекта отдельных
направлений и мероприятий Программы.
     Результаты   процессов   развития   образования   по  конкретному
направлению могут оцениваться по одному либо по нескольким параметрам.
При  оценке  результатов  развития  системы  образования по нескольким
показателям    плановая    нормированная   обобщенная   характеристика
рассчитывается как средняя арифметическая величина.
     Плановое  нормированное значение k-характеристики -го направления
развития  системы  образования  в  t-м  году определяется по следующей
формуле:

     (Не приводится),

     где:
     (...), -    минимально    и    максимально   возможные   значения
k-характеристики - го направления развития системы образования;
     (...) -   плановое   значение  k-характеристики  -го  направления
развития системы образования в t-м году.
     Предельные  (максимальное  и  минимальное) значения характеристик
определяются   на   основе   очевидных  фактов  на  основе  логических
рассуждений и не вызывают каких-либо трудностей.

                  Интегральный начальный показатель
                   социально-экономического эффекта

     Интегральный    начальный    социально-экономический   показатель
состояния системы образования определяется аналогично по формулам:

     (Не приводится),

     либо

     (Не приводится).

     (Не приводится),

     где в дополнение к приведенным выше обозначениям принято:
     (...) -   нормированное   начальное   значение   обобщенной   k-й
характеристики - го направления развития системы образования.
     (...) -  начальное  (базовое)  значение  k-й  характеристики  -го
направления развития системы образования.

                 Интегральные фактические показатели
                   социально-экономического эффекта

     По  мере  завершения  очередного  календарного  года  и получения
фактических данных за истекший год определяется фактически достигнутый
на   конец   года   интегральный   социально-экономический  эффект  от
реализации мероприятий по развитию системы образования.
     Указанный показатель рассчитывается по формуле:

     (Не приводится),

     либо по формуле:

     (Не приводится),

     (Не приводится),

     где в дополнение к приведенным выше обозначениям принято:
     (...) -  фактически  достигнутый  на конец t-го года интегральный
показатель социально-экономического эффекта от реализации  мероприятий
по развитию образования;
     (...) - нормированная фактически достигнутая на конец  t-го  года
k-я характеристика (...)-го направления развития системы образования;
     (...) -  фактическое   значение   k-й   характеристики   (...)-го
направления развития системы образования в t-м году.

       Особенности расчета интегральных показателей в интересах
         анализа хода модернизации регионального образования

     При  анализе хода развития регионального образования с учетом его
особенностей и собственных приоритетов расчет интегральных показателей
проводится  аналогично.  Отличие  состоит  в  необходимости построения
собственной иерархической модели развития системы образования, а также
в номенклатуре учитываемых характеристик, где наряду с количественными
показателями могут рассматриваться и качественные характеристики.
     В  связи  с  этим  в обеспечение расчета интегрального показателя
социально-экономического  эффекта  необходимо дополнительно определить
коэффициенты  важности  задач  и  направлений  развития образования, а
качественным характеристикам дать количественную оценку.
     Коэффициенты  важности  направлений  и  основных  задач  развития
образования ((...)  и  (...)) рассчитываются в соответствии с разделом
IV настоящей методики.
     Для  количественной  оценки  характеристик  качественной  природы
проводится экспертный опрос.
     Полученные  экспертами  с помощью вербально-числовой шкалы оценки
результатов   модернизации   образования   по   заданной  совокупности
качественных характеристик обобщаются и определяются их количественные
значения по формуле:

     (Не приводится),

     где:
     (...) -   количественное   итоговое   значение  k-й  качественной
характеристики;
     (...) -  количественная  оценка  k-й качественной характеристики,
присвоенная l-м экспертом;
     n - количество привлеченных экспертов.
     Нормирование  количественных  оценок  характеристик  качественной
природы проводится по изложенной выше схеме. При этом в соответствии с
вербально-числовой шкалой принимается:

     (Не приводится),

     С учетом этого имеем:

     (Не приводится),

     где:

     (Не приводится).

           Общий алгоритм расчета интегральных показателей
                   социально-экономического эффекта

     Общий алгоритм   расчета  интегральных  показателей  социально  -
экономического  эффекта  от   реализации   мероприятий   по   развитию
образования сводится к следующему:
     определение        перечня        интегральных        показателей
социально-экономического   эффекта,   подлежащих  расчету  (начальный,
плановый, фактический);
     определение  номенклатуры  параметров,  характеризующих состояние
системы  образования.  В  зависимости  от  цели  оценки  принимаются в
соответствии   с   принятой  иерархической  схемой  процесса  развития
образования;
     сбор,   анализ   и   систематизация   исходных  данных  в  объеме
номенклатуры  характеристик. Для качественных характеристик проведение
экспертного опроса и расчет итоговых значений;
     нормализация характеристик;
     определение  весовых  коэффициентов  задач и направлений развития
образования.   Проводится  в  соответствии  с  разделом  IV  настоящей
методики;
     расчет интегральных показателей социально-экономического эффекта.
     Интегральными показателями результативности Программы являются:
     уровень  доступности  образования  в  соответствии с современными
стандартами для всех категорий граждан независимо от места жительства,
социального и имущественного статуса и состояния здоровья;
     уровень соответствия образования современным стандартам.
     Расчет  эффективности  Программы  проводится на основании расчета
соотношения   прироста  соответствующего  интегрального  показателя  к
размеру  финансирования  Программы.  При  этом расчет производился при
100-процентном    финансировании   Программы   и   при   20-процентном
недофинансировании Программы.

             IV. Обоснование коэффициентов относительной
        важности основных задач и направлений развития системы
       образования в интересах оценки социально-экономического
                  эффекта хода реализации Программы

                           Общие положения

     Учитывая,   что   оценка   коэффициентов  относительной  важности
основных  задач  и направлений развития системы образования проводится
по  единой  методике,  в  дальнейшем  задачи  и направления объединены
единым термином - "факторы".
     Под  обоснованием  коэффициентов  относительной важности факторов
экспертными    методами    понимается    процесс,   состоящий   из   2
взаимосвязанных этапов:
     этапа измерения или получения данных от экспертов;
     этапа обработки данных формальными математическими методами.
     В  результате  этого  процесса  каждому  j-му  фактору ставится в
соответствие неотрицательное    число    (...),    (...),   отражающее
относительную важность фактора.
     Коэффициенты относительной  важности факторов (...) удовлетворяют
следующим условиям:

     (Не приводится),

     где J - количество оцениваемых (учитываемых) факторов.
     Числовые  оценки такого типа называют оценками в шкале отношений,
а  саму задачу присваивания объектам нечисловой (качественной) природы
числовых  значений,  обладающих  указанным  условиям, называют задачей
шкалирования  в  шкале  отношений.  Наиболее  распространенным методом
решения данной задачи является метод собственных значений Т. Саати.
     При   использовании  этого  метода  на  первом  этапе  экспертами
осуществляются парные сравнения оцениваемых факторов. Такое сравнение,
как  известно,  наиболее  простая,  сводящая  к  минимуму  затруднения
экспертов  форма  отражения  своих  предпочтений.  При этом избыточная
информация,  содержащаяся  в матрице парных сравнений факторов (оценки
результатов  непосредственного  сравнения  характеристик  экспертами и
оценки,  полученные  опосредованно  через  сравнения  характеристик  с
другими,   промежуточными   характеристиками),  позволяет  в  процессе
последующей   обработки   (на   этапе  обработки  данных)  существенно
уменьшить  влияние  ошибок,  допущенных  экспертами  при осуществлении
элементарных операций попарного сопоставления факторов.
     Эксперт,   пользуясь   специальной   вербально-числовой   шкалой,
заполняет матрицу парных сравнений:

     (Не приводится),

     где (...) - результат сравнения j-го фактора  с  k-м,  полученный
l-м экспертом.
     Оценки  назначаются  в  соответствии  с вербально-числовой шкалой
значений следующим образом:

     (Не приводится).

     Эксперт  может руководствоваться и более детальной классификацией
результатов    качественного    сравнения    критериев   и   назначать
промежуточные значения (...), то есть 2, 4, 6, 8.
     При  заполнении  матрицы  накладывается  и учитывается требование
взаимного дополнения оценок:

     (Не приводится).

     Применение   вербально-числовой   шкалы   повышает  объективность
оценок,  облегчает  задачу  привлекаемых  к  экспертизе  специалистов,
обеспечивает сопоставимость оценок экспертов.
     Элементы  матриц  парных  сравнений  рассматриваются  в  качестве
оценок  отношений  действительных  искомых коэффициентов относительной
важности характеристик, то есть:

     (Не приводится).

           Алгоритм обоснования критериев важности факторов

                           Исходные данные

     В  качестве  исходных  данных  используется  иерархическая модель
развития  системы  образования,  отражающая  взаимосвязь направлений и
основных  задач  и  их  влияние  на  достижение конечной цели развития
образования.

           Алгоритм расчета относительной важности факторов

     Обоснование    критериев    относительной    важности    факторов
(направлений и задач) проводится в следующей последовательности:
     1)  для перечня задач и направлений, составленного в соответствии
с  иерархической моделью развития системы образования, разрабатываются
листы  экспертного  опроса вклада направлений в решение основных задач
развития  образования  и  задач  в  достижение  конечной цели (матрицы
парных сравнений факторов);
     2)  разработанные листы заполняются экспертами. При их заполнении
используется изложенная выше вербально-числовая шкала. Рекомендации по
заполнению   листа  опроса  эксперта  и  листы  опроса  экспертов  для
обоснования   коэффициентов  важности  основных  задач  и  направлений
модернизации  будут  доработаны  при  формировании методики для оценки
социально-экономической эффективности реализации Программы.
     Экспертами сначала заполняется только верхняя от диагонали часть.
Заполнение  второй  части  матрицы  проводится на основе использования
условия взаимного дополнения оценок, то есть (...);
     3)  в  отношении строк матрицы, заполненных каждым l-м экспертом,
определяется   произведение   их  J  элементов  (ячеек),  из  которого
извлекается корень степени J, то есть определяется величина:

     (Не приводится), (г)

     4) рассчитанные величины суммируются, то есть в отношении матриц,
заполненных каждым экспертом, определяется величина:

     (Не приводится),


     5)   на   основе   нормализации   полученных  чисел  определяются
коэффициенты  важности факторов развития системы образования с позиции
каждого эксперта:

     (Не приводится), (д)

     где (...)  -  коэффициент  важности j-го фактора развития системы
образования с позиции l-го эксперта.
     6)  определяются  коэффициенты важности факторов развития системы
образования   как   среднее   арифметическое  коэффициентов  важности,
полученных  на  основе  обработки  результатов экспертного опроса всех
экспертов:

     (Не приводится), (е)

     Пример расчета коэффициентов относительной важности факторов.
     Пусть  требуется  оценить  влияние некоторых условных направлений
развития  системы  образования  (направления  1,  2,  3,  4) в решение
некоторой  основной  задачи  "З".  При  этом  условимся,  что к опросу
привлечено 2 специалиста.
     Определение   коэффициентов  относительной  важности  каждого  из
четырех направлений в решении задачи "З" проводится следующим образом:
     разрабатывается лист экспертного опроса;
     каждый  l-й  эксперт  ()  с использованием рекомендуемой в данной
методике вербально-числовой шкалы заполняет лист опроса;
     для каждого направления вычисляется величина ;
     определяется сумма значений ;
     аналогично   определяются   коэффициенты  относительной  важности
направлений развития системы образования с позиции второго эксперта на
основе  заполненной  им  матрицы парных сравнений направлений развития
системы образования;
     определяются  коэффициенты  важности  рассматриваемых направлений
развития системы образования в решении задачи "З" по зависимости:

     (Не приводится).

           V. Предложения по организации экспертной оценки
           социально-экономической эффективности Программы

     Для    решения    задачи   по   организации   экспертной   оценки
социально-экономической   эффективности   Программы  следует  выделить
объекты  наблюдений  и исследований в сфере образования, которые будут
включены   в   мониторинг   с   целью  оценки  социально-экономической
эффективности   на   основе   разработанных   предложений:  учреждения
образования,  органы  государственного  управления  различного уровня,
бизнес-сообщество, население.
     Основные  характеристики  указанных  групп  будут сформированы на
основе   данных   органов  государственной  статистики,  а  также  при
формировании  выборок  и панелей для проведения наблюдения, экспертных
обсуждений,  фокус-групп  и  тематических опросов. Выборочный характер
исследования     позволит     выявлять     гипотезы    об    отдельных
социально-экономических    эффектах   и   осуществлять   моделирование
процессов,  проектировать  механизмы  возникающих  в  ходе  реализации
Программы  зависимостей,  что  затем  можно  будет структурировать для
организации  количественной проверки, а также сопоставления с целевыми
индикаторами и показателями Программы.
     Такой  подход  нацелен на комплексную оценку ситуации и выявление
косвенных   эффектов,  которые  сложно  отнести  к  итогам  каких-либо
отдельных  мероприятий  или  проектов Программы. Системный макроанализ
даст  возможность поиска взаимосвязей эффектов от реализации Программы
с  эффектами  от других программ как федерального, так и регионального
уровней, и позволит формировать стратегические модели и прогнозировать
долгосрочные эффекты по итогам реализации задач Программы.
     Анализ  данных по итогам наблюдения указанных групп целесообразно
проводить  в  рамках  отдельных  субъектов  Российской  Федерации, где
особое внимание рекомендуется уделять следующим аспектам:
     перечень услуг, оказываемых системой образования;
     организационно-правовые формы учреждений образования;
     источники финансирования учреждений образования;
     численность и структура занятых в системе образования;
     динамика  развития  учреждений образования за последние несколько
лет.
     Количественный   и   качественный  анализы  приведенных  факторов
позволят   выявить   структуру   и   ключевые  социально-экономические
характеристики  системы образования в наблюдаемых субъектах Российской
Федерации.  Предполагается  сопоставление  полученных сведений как для
формирования  сравнительных  характеристик  регионов, так и для поиска
точек соприкосновения с иными мероприятиями и программами федерального
и  регионального  уровней.  Данный  подход  не является корректным для
прямого применения при построении рекомендаций в рамках сравнительного
анализа,  поскольку  не  будет  учитывать  в  должной  мере  специфику
регионов,   однако  итоги  такого  сопоставления  имеют  ценность  при
формировании   гипотез   и   вопросов  для  проведения  количественных
исследований в группах, взаимодействующих с системой образования.
     При проведении макро-анализа в субъектах Российской Федерации для
оценки  социально-экономических  эффектов  каждая  из  указанных  выше
групп,  взаимодействующих  с  системой  образования, потребует краткой
общей  характеристики, а также исследования аспектов взаимоотношений с
системой  образования  по  следующей  схеме  (на  основе  данной карты
предполагается  построение  гипотез  для количественных и качественных
исследований).
     Таким  образом,  можно  выявить  следующие тематические блоки для
макроанализа социально-экономической эффективности системы образования
в регионах:
     общая  оценка  уровня  развития  системы  образования  в регионе,
экспертные комментарии к полученной структуре на основе статистических
данных;
     проблемы  и  перспективы  развития  системы образования региона в
различных  аспектах (экономический, законодательный, социальный и др.)
-  шкалирование  факторов, препятствующих развитию системы образования
по степени их значимости;
     комментарии к сводным итогам по каждой из групп взаимодействия (с
чем связаны полученные ожидания, претензии и т.д.);
     ресурсная    база    системы   образования   региона   (источники
финансирования, кадровые, информационные и иные виды ресурсов).
     В   ходе   методической   доработки   инструментария   на  основе
экспертного обсуждения перечень тем может быть расширен.
     Предполагается  получение  данных  по  итогам работы с различными
информационными источниками  для  проведения  макроанализа социально -
экономической эффективности Программы в регионах.
     Количественные данные должны охарактеризовать:
     учреждения   образования,   действующие  на  территории  субъекта
Российской  Федерации,  с  указанием основных характеристик (на основе
информации органов статистики и органов управления образованием);
     структуру спроса населения, органов власти и бизнес-сообщества на
образовательные,  социальные,  культурные и иные услуги, которые могут
быть предоставлены системой образования региона;
     приоритеты   населения,  органов  власти  и  бизнес-сообщества  в
деятельности   системы   образования   региона  (доли  ключевых  групп
интересов,   считающих  важными  решения  различных  проблем  развития
образования);
     общую    динамику    развития    системы    образования   региона
(демографическая, экономическая, социальная ситуация).
     Данная  информация позволит сопоставить динамику развития системы
образования  с  динамикой развития иных характеристик региона, а также
проведения   сравнительного  анализа  различных  субъектов  Российской
Федерации и агрегирования сведений федерального уровня.
     Качественные данные должны охарактеризовать:
     различные  аспекты  взаимоотношений системы образования региона с
ключевыми  группами  интересов  (население,  государственный  сектор и
бизнес);
     мнения  указанных  трех групп о перспективах и проблемах развития
системы образования региона;
     оценку потребностей в услугах системы образования;
     видение    социально-экономической    эффективности    реализации
Программы в регионе представителями различных целевых групп.
     Все   перечисленные   аспекты   являются   крайне   важными   для
макро-анализа  и  формирования  дальнейших  инструментов  исследования
социально-экономической эффективности.
     Кроме  того,  предполагается  проведение  контент-анализа средств
массовой  информации (в том числе интернет-ресурсов) с целью выявления
тех    аспектов    деятельности    систем   образования   регионов   и
социально-экономических   эффектов,  которые  явились  информационными
поводами  и  были  освещены  в  местной  прессе и сети Интернет. Такой
анализ   позволит  дополнить  характеристики  взаимоотношений  системы
образования  и различных групп, выявить наиболее транслируемые аспекты
социально-экономического  развития  по  итогам  реализации Программы и
иные  подробности,  позволяющие  косвенно верифицировать полученные из
иных источников данные.

Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  8