ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА ГОРОДА МОСКВЫ В 2011 ГОДУ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 8 февраля 2011 г. N 27-ПП (Д) В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1011 "О предоставлении в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы в 2011 году (далее - Программа) согласно приложению к настоящему постановлению. 2. Возложить функции главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных Программой, на Департамент труда и занятости населения города Москвы. 3. Департаменту труда и занятости населения города Москвы осуществлять финансирование Программы в размере 9922100 руб. за счет средств бюджета города Москвы на 2011 год в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на эти цели на 2011 год, в том числе в размере 1422500 руб. для проведения экспертиз бизнес-планов претендентов на получение субсидии на организацию самозанятости. 4. Департаменту труда и занятости населения города Москвы представить в марте 2012 г. в Правительство Москвы отчет о выполнении мероприятий Программы. 5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по социальной политике Швецову Л.И. Мэр Москвы С.С. Собянин 8 февраля 2011 г. N 27-ПП Приложение к постановлению Правительства Москвы от 8 февраля 2011 года N 27-ПП ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА ГОРОДА МОСКВЫ В 2011 ГОДУ Паспорт Программы --------------------------------------------------------------------------- |Наименование |Программа дополнительных мер по снижению | |Программы |напряженности на рынке труда города Москвы в 2011 | | |году (далее - Программа) | |----------------------|--------------------------------------------------| |Наименование |Департамент труда и занятости населения города | |уполномоченного |Москвы | |органа исполнительной | | |власти субъекта | | |Российской Федерации | | |----------------------|--------------------------------------------------| |Основание для |Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 | |разработки Программы |"О занятости населения в Российской Федерации", | | |постановление Правительства Российской Федерации | | |от 14 декабря 2009 г. N 1011 "О предоставлении в | | |2011 году субсидий из федерального бюджета | | |бюджетам субъектов Российской Федерации на | | |реализацию дополнительных мероприятий, | | |направленных на снижение напряженности на рынке | | |труда субъектов Российской Федерации" | |----------------------|--------------------------------------------------| |Срок реализации |2011 год | |Программы | | |----------------------|--------------------------------------------------| |Цель Программы |Проведение превентивных мер по снижению негативных| | |социально-экономических последствий возможного | | |увольнения работников и предупреждению роста | | |безработицы в условиях посткризисного развития | | |экономики и перехода на инновационный путь | | |развития, повышение качества и профессиональной | | |мобильности рабочей силы, эффективного | | |использования трудовых ресурсов, поддержка | | |предпринимательской инициативы безработных граждан| |----------------------|--------------------------------------------------| |Задачи Программы |Повышение конкурентоспособности на рынке труда | | |работников, находящихся под угрозой увольнения, | | |ликвидация последствий кризисных явлений путем | | |проведения опережающего профессионального обучения| | |работников организаций производственной сферы, | | |осуществляющих реструктуризацию и модернизацию | | |производства в соответствии с инвестиционными | | |программами | | |Вывод с вредного производства, расширение | | |возможностей трудоустройства и повышение | | |конкурентоспособности на рынке труда женщин, | | |работающих во вредных и тяжелых условиях труда | | |Сокращение периода адаптации к условиям труда для | | |женщин, имеющих длительный перерыв в работе в | | |связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком| | |до трех лет | | |Профессиональная переподготовка врачей в | | |соответствии с потребностями Программы | | |модернизации здравоохранения города Москвы на | | |2011-2012 годы | | |Приобретение опыта работы выпускниками | | |образовательных учреждений путем организации | | |стажировки | | |Оказание содействия трудоустройству незанятых | | |инвалидов, родителей, воспитывающих | | |детей-инвалидов, многодетных родителей | | |Содействие развитию предпринимательской инициативы| | |и самозанятости безработных граждан | |----------------------|--------------------------------------------------| |Основные мероприятия |Организация опережающего профессионального | |Программы |обучения и стажировки работников, находящихся под | | |угрозой увольнения (простой, введение режима | | |неполного рабочего времени, проведение мероприятий| | |по высвобождению работников), работников | | |организаций производственной сферы, осуществляющих| | |реструктуризацию и модернизацию производства в | | |соответствии с инвестиционными программами | | |Организация опережающего профессионального | | |обучения и стажировки женщин, работающих во | | |вредных и тяжелых условиях труда, с целью их | | |вывода с вредного производства | | |Организация профессиональной подготовки, | | |переподготовки и повышения квалификации женщин, | | |находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех| | |лет, планирующих возвращение к трудовой | | |деятельности | | |Организация профессиональной переподготовки врачей| | |в соответствии с потребностями Программы | | |модернизации здравоохранения города Москвы на | | |2011-2012 годы | | |Организация стажировки выпускников образовательных| | |учреждений в целях приобретения ими опыта работы | | |Оказание содействия трудоустройству незанятых | | |инвалидов, родителей, воспитывающих | | |детей-инвалидов, многодетных родителей | | |Оказание содействия самозанятости безработных | | |граждан и стимулирование создания безработными | | |гражданами, открывшими собственное дело, | | |дополнительных рабочих мест для трудоустройства | | |безработных граждан | | |Информационное сопровождение мероприятий Программы| | |Проведение экспертизы бизнес-планов претендентов | | |на получение субсидии на организацию самозанятости| |----------------------|--------------------------------------------------| |Объемы и источники |Общий объем финансирования Программы - 172222,7 | |финансирования |тыс. рублей, в том числе: | |Программы |субсидии федерального бюджета на реализацию | | |мероприятий Программы - 162300,6 тыс. рублей, | | |средства бюджета города Москвы - 9922,1 тыс. | | |рублей | |----------------------|--------------------------------------------------| |Целевой показатель |Сдерживание зарегистрированной безработицы в | |Программы |течение 2011 года на уровне 0,75% от численности | | |экономически активного населения | | |Напряженность на рынке рабочей силы в пределах | | |0,38 человека на 1 вакансию | |----------------------|--------------------------------------------------| |Показатели |Опережающее профессиональное обучение и стажировка| |результативности |не менее 329 работников, находящихся под угрозой | |Программы |увольнения; опережающее профессиональное обучение | | |и стажировка не менее 1292 работников организаций | | |производственной сферы, осуществляющих | | |реструктуризацию и модернизацию производства в | | |соответствии с инвестиционными программами (с | | |привлечением не менее 40 наставников); опережающее| | |профессиональное обучение не менее 506 женщин, | | |работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с | | |целью их вывода с вредного производства; | | |профессиональная подготовка, переподготовка и | | |повышение квалификации не менее 517 женщин, | | |находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 | | |лет, планирующих возвращение к трудовой | | |деятельности; профессиональная переподготовка не | | |менее 171 врача в соответствии с потребностями | | |Программы модернизации здравоохранения города | | |Москвы на 2011-2012 годы; создание не менее 750 | | |рабочих мест для организации стажировки | | |выпускников образовательных учреждений в целях | | |приобретения ими опыта работы и привлечение не | | |менее 250 наставников для выпускников | | |образовательных учреждений; оснащение не менее | | |1118 специальных рабочих мест для трудоустройства | | |незанятых инвалидов и рабочих мест (в том числе | | |надомных) для родителей, воспитывающих | | |детей-инвалидов, многодетных родителей; открытие | | |300 безработными гражданами собственного дела | | |(самозанятости) и создание 450 дополнительных | | |рабочих мест для трудоустройства безработных | | |граждан - 750 трудоустроенных граждан | --------------------------------------------------------------------------- Введение к Программе дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы в 2011 году В целях минимизации негативного воздействия финансового кризиса на рынок труда успешно реализована Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы в 2010 году, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 26 января 2010 г. N 60-ПП. Постановлением Правительства Москвы от 13 апреля 2010 г. N 312-ПП "Об утверждении механизма реализации Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы в 2010 году" утверждены положения об организации работ по каждому мероприятию Программы. Постановлением Правительства Москвы от 22 июня 2010 г. N 518-ПП утверждено Положение об организации опережающего профессионального обучения штурманов и бортинженеров, увольняемых в связи с реорганизацией и (или) переходом организаций воздушного транспорта (гражданской авиации), осуществляющих перевозки, на современные воздушные суда в 2010 году. Вместе с тем на рынок труда города Москвы продолжают оказывать влияние многие факторы, одним из которых продолжает оставаться процесс высвобождения работников, связанный с последствиями сложившейся ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Это свидетельствует о необходимости продолжения в 2011 году работ по организации дополнительных мероприятий по стабилизации ситуации и снижению напряженности на рынке труда. Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы в 2011 году (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1011 "О предоставлении в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации". Программа направлена на создание условий для недопущения увольнений работников, содействия занятости граждан, высвобожденных с предприятий (организаций) или находящихся под угрозой увольнения, смягчения последствий влияния сложившейся ситуации в отдельных отраслях экономики на уровень жизни населения города. Программа предусматривает комплекс дополнительных мероприятий по опережающему профессиональному обучению и стажировке работников, находящихся под угрозой увольнения, работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными программами; опережающему профессиональному обучению и стажировке женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства; профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности; профессиональной переподготовке врачей в соответствии с Программой модернизации здравоохранения города Москвы на 2011-2012 годы; создание рабочих мест для организации стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы с привлечением наставников для выпускников образовательных учреждений; оказание содействия трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей путем оснащения специальных рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, рабочих мест (в том числе надомных) для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей; открытие безработными гражданами собственного дела (самозанятости) и создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. Раздел I. ОЦЕНКА СИТУАЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ Анализ ситуации на рынке труда Согласно данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, проведенного Росстатом в октябре 2010 года, уровень занятости в Москве за август - октябрь в среднем составил 71,2%, уровень общей безработицы (по методологии МОТ) - 1,0% от численности экономически активного населения. Экономика города постепенно восстанавливается после кризиса. Индекс промышленного производства по видам деятельности "добыча полезных ископаемых", "обрабатывающие производства", "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" в январе - октябре 2010 года по сравнению с январем - октябрем 2009 года в сопоставимой оценке составил 102,1% (январь - декабрь 2009 года к январю - декабрю 2008 года - 82,8%), индекс производства по кругу крупных и средних организаций - 101,9%. Вместе с тем в январе - ноябре 2010 года сократился оборот организаций в сфере обрабатывающих производств - в производстве транспортных средств и оборудования (84,4% к январю - ноябрю 2009 года), резиновых и пластмассовых изделий (89,7%), электрооборудования, электронного и оптического оборудования (87,0%), обработке древесины и производстве изделий из дерева (91,7%). Наиболее значительное снижение оборота зафиксировано в организациях, осуществляющих предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (75,4%). Оборот общественного питания в сопоставимых ценах снизился на 3,3% по сравнению с соответствующим периодом 2009 года. Среднесписочная численность работников организаций (без совместителей и работников несписочного состава) в октябре 2010 года уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 210,3 тыс. человек. Наибольшее снижение численности работников наблюдалось в организациях следующих видов экономической деятельности: обрабатывающих производств - на 82,8 тыс. человек (на 15,4%), транспорта и связи - на 62,5 тыс. человек (15,8%), операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг - на 36,6 тыс. человек (4,0%), предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - на 23,1 тыс. человек (11,8%), здравоохранении и предоставлении социальных услуг - на 20,6 тыс. человек (6,1%), строительства - на 21,8 тыс. человек (4,5%). Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в январе - октябре 2010 года составила 105,5% к уровню января - октября 2009 года. Остаются проблемы со своевременной выплатой заработной платы. По состоянию на 1 января 2011 года задолженность по выдаче средств на заработную плату перед 8,3 тыс. работников имели 10 московских организаций из числа крупных и средних. Суммарная задолженность по заработной плате увеличилась с начала 2010 года в 1,5 раза и составила 106,8 млн. рублей. Главной причиной образования задолженности у организаций является отсутствие собственных средств. При этом большая часть задолженности пришлась на организации, относящиеся по виду экономической деятельности к обрабатывающим производствам (50,0%), сфере научных исследований и разработок (23,9%), строительства (19,6%), транспорта (6,6%). За период с января по декабрь 2010 года 1616 организаций города представили в службу занятости сведения о предполагаемом увольнении 36,4 тыс. человек в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников. Проведенный анализ данных мониторинга высвобождения показывает, что преимущественно (около 76%) списки представлялись из организаций, относящихся к таким видам экономической деятельности, как транспорт и связь (30,5%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (14,0%), обрабатывающие производства (13,5%), финансовая деятельность (9,9%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (8,0%). В составе намеченных к высвобождению работников 56,8% составляют служащие, 43,2% - рабочие; 15,8% - молодежь в возрасте 16-29 лет; 1,2% - инвалиды. В течение 2010 года отмечалось снижение масштабов вынужденной неполной занятости. По сведениям, представленным организациями города в службу занятости на 1 января текущего года, 19,2 тыс. человек по инициативе работодателей работают на условиях неполного рабочего времени, 2,0 тыс. человек находятся в простое. Наиболее массовое введение режима неполной занятости в течение года наблюдалось в таких крупных организациях, как ОАО "Завод имени И.А. Лихачева", ОАО "Домостроительный комбинат N 1", ОАО "1-й автокомбинат им. Г.А. Краузе", ОАО "Тушинский машиностроительный завод", Государственное научно-производственное предприятие "Регион", ОАО "Внуковский авиаремонтный завод". За январь - декабрь 2010 года в службу занятости населения города Москвы в целях поиска подходящей работы обратилось 131,1 тыс. женщин или 50,8% от общей численности обратившихся, 76,6 тыс. женщин было трудоустроено. Безработными на конец декабря числились 26,0 тыс. женщин (56,1% от общей численности зарегистрированных безработных). Почти треть безработных женщин воспитывают несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, из них 3,0 тыс. женщин - одинокие матери. Численность граждан из числа молодежи (в возрасте от 14 до 30 лет), обратившихся в службу занятости за январь - ноябрь текущего года, составила 103,8 тыс. человек, из них выпускники образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования - 5,4 тыс. человек. Трудоустроено за данный период 77,6 тыс. человек, в том числе 3,6 тыс. выпускников. На конец декабря текущего года на учете в службе занятости состояло 8,0 тыс. человек в возрасте 16-29 лет, среди них выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования - 0,8 тыс. человек. Численность обратившихся граждан, имеющих инвалидность, составила 5,5 тыс. человек. Нашли работу при содействии службы занятости 2,8 тыс. человек данной категории. На конец ноября текущего года 2,1 тыс. человек состояли на учете в качестве безработных. Количество вакансий в банке данных службы занятости на 1 января 2011 года составило 143,3 тыс. единиц, из которых около 40% - вакансии, на которые работодатели планируют привлекать иностранных работников. Коэффициент напряженности на рынке труда города за январь - декабрь 2010 года снизился с 0,48 до 0,43. Численность зарегистрированных безработных, достигнув в конце I квартала текущего года 63,5 тыс. человек, во II квартале начала постепенно снижаться и на конец декабря 2010 года составила 46,3 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы снизился с начала года с 0,92% до 0,74% (на 01.01.2011) от численности экономически активного населения. В рамках реализации мероприятий Программы содействия занятости населения города Москвы на 2010 год в общественных и временных работах по состоянию на 1 декабря т.г. приняли участие 57,7 тыс. человек из числа безработных и ищущих работу граждан. Профессиональное обучение по направлению службы занятости с начала года проходили 14,1 тыс. безработных граждан. После получения государственной услуги по содействию самозанятости 354 безработных гражданина сняты с учета и зарегистрировали предпринимательскую деятельность. Прогноз ситуации на рынке труда в 2011 году Прогноз ситуации на рынке труда города Москвы в 2011 году осуществлен на основании статистических данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по городу Москве, а также путем анализа сведений, поступивших в предшествующий период в подразделения Московской службы занятости от предприятий, наметивших увольнение работников. В 2011 году продолжится процесс стабилизации экономики города после финансово-экономического кризиса. Общая экономическая ситуация в городе Москве будет характеризоваться постепенным ростом основных экономических индикаторов. Рост валового регионального продукта на 5,0%, индекса промышленного производства на 3,8%, а также увеличение объема инвестиций в основной капитал, запланированные на 2011 год в прогнозе социально-экономических показателей развития города Москвы, должны благоприятно сказаться и на состоянии рынка труда. Программой содействия занятости населения города Москвы на 2011 год предполагается создание 58,8 тысячи новых рабочих мест. Вместе с тем для недопущения дальнейшего роста численности зарегистрированных безработных, а также для поддержания стабильной ситуации на рынке труда необходимо использование дополнительных мер для регулирования рынка труда города Москвы, поскольку при пессимистическом варианте развития событий на рынке труда города Москвы в 2011 году возможно проявление дефицита рабочих мест в размере более 20 тысяч единиц. Численность работников под риском увольнения, находящихся в простое и вынужденных отпусках, будет зависеть от численности зарегистрированных безработных и в случае благополучной реализации предложенных мер по целевому варианту прогноза будет ниже оценочного уровня 2010 года. Также на рынок труда города Москвы в 2011 году будут оказывать влияние демографические факторы, в первую очередь ожидаемое сокращение численности населения в трудоспособном возрасте. В целом за 2011 год сокращение численности населения трудоспособного возраста составит около 60 тыс. человек. Однако улучшение экономической ситуации и, как следствие, миграционный приток практически полностью компенсируют снижение численности экономически активного населения, вызванное демографическими факторами. В результате падение численности занятого населения, случившееся в кризисный период, практически остановится. В 2011 году возрастет значимость в структуре занятости таких видов экономической деятельности, как образование, транспорт и связь, здравоохранение и предоставление социальных услуг. Занятость в торговле, финансовом секторе, гостиничном и рестораном бизнесе постепенно стабилизируется. Незначительно уменьшится численность занятых в строительстве и обрабатывающих производствах. Основными проблемами, влияющими на ситуацию в сфере занятости в 2011 году, будут: диспропорция спроса и предложения рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе, в том числе молодых специалистов - выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования города Москвы; необходимость перепрофилирования работников в связи с изменениями структуры экономики, вызванными кризисом; ограниченная профессиональная мобильность рабочей силы. В целом рынок труда Москвы в 2011 году по целевому сценарию будет характеризоваться следующими показателями: численность безработных в соответствии с методологией МОТ в среднегодовом исчислении может составить около 105,0 тыс. человек; уровень безработицы по методологии МОТ может достигнуть 1,6%; численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, в среднегодовом исчислении составит 50,3 тыс. человек; уровень регистрируемой безработицы в среднегодовом исчислении будет на уровне 0,75%; количество заявленной работодателями потребности в работниках изменится незначительно и останется на прежнем уровне в районе 170 тыс. единиц; напряженность на рынке рабочей силы в пределах 0,38 человека на 1 вакансию. В данных условиях необходимо продолжить реализацию дополнительных мероприятий по стабилизации ситуации и снижению напряженности на рынке труда, снижению возможного роста безработицы за счет применения различных форм содействия занятости, недопущению увольнений работников. Баланс рабочих мест и баланс трудовых ресурсов по городу Москве приведены в приложении 1 и приложении 2 к Программе. Реализация мероприятий Программы позволит создать дополнительные рабочие места на предприятиях отраслей городской экономики, наиболее подверженных спаду производства. КОЛИЧЕСТВО РАБОЧИХ МЕСТ, СОЗДАВАЕМЫХ И СОХРАНЯЕМЫХ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ --------------------------------------------------------------------------- |N |Виды экономической |Число создаваемых и сохраняемых рабочих мест| |п/п|деятельности (ОКВЭД ОК |всего, ед. (прогноз на 2011 год) | | |029-2007 (КДЕС ред. 1.1)|--------------------------------------------| | | |оптимистический|пессимистический|целевой | |---|------------------------|---------------|----------------|-----------| |1. |Сельское хозяйство, | 0 | 0 | 0 | | |охота и лесное хозяйство| | | | |---|------------------------|---------------|----------------|-----------| |2. |Обрабатывающие | 2150 | 1946 | 2048 | | |производства | | | | |---|------------------------|---------------|----------------|-----------| |3. |Строительство | 267 | 241 | 254 | |---|------------------------|---------------|----------------|-----------| |4. |Оптовая и розничная | 1367 | 1237 | 1302 | | |торговля; ремонт | | | | | |автотранспортных | | | | | |средств, мотоциклов, | | | | | |предметов личного | | | | | |пользования | | | | |---|------------------------|---------------|----------------|-----------| |5. |Транспорт и связь | 552 | 500 | 526 | |---|------------------------|---------------|----------------|-----------| |6. |Операции с недвижимым | 127 | 115 | 121 | | |имуществом, аренда и | | | | | |предоставление услуг | | | | |---|------------------------|---------------|----------------|-----------| |8. |Гостиницы и рестораны | 8 | 8 | 8 | |---|------------------------|---------------|----------------|-----------| |9. |Образование | 75 | 67 | 71 | |---|------------------------|---------------|----------------|-----------| |10.|Здравоохранение и | 334 | 302 | 318 | | |предоставление | | | | | |социальных услуг | | | | |---|------------------------|---------------|----------------|-----------| |11.|Экономика и управление | 146 | 132 | 139 | |---|------------------------|---------------|----------------|-----------| |12.|Предоставление прочих | 636 | 576 | 606 | | |коммунальных, социальных| | | | | |и персональных услуг | | | | |---|------------------------|---------------|----------------|-----------| | |Итого | 5662 | 5124 | 5393 | --------------------------------------------------------------------------- Раздел II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Целью Программы является проведение превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в городе. Для достижения этой цели выделяются следующие задачи: повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения, путем проведения опережающего профессионального обучения работников; сохранение и повышение квалификации кадров работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными программами путем опережающего профессионального обучения и стажировки работников; стимулирование вывода из вредных и тяжелых условий труда, расширение возможностей трудоустройства и повышение конкурентоспособности на рынке труда женщин; сокращение периода адаптации к условиям труда для женщин, имеющих длительный перерыв в работе, в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком до трех лет; профессиональная переподготовка врачей в соответствии с Программой модернизации здравоохранения города Москвы на 2011-2012 годы; приобретение опыта работы выпускниками образовательных учреждений путем организации стажировки; оказание содействия трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей; содействие развитию предпринимательской инициативы и самозанятости безработных граждан. Раздел III. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Система мероприятий Программы предусматривает следующие основные направления (приложение 3 к Программе): организация опережающего профессионального обучения (стажировки) работников, находящихся под угрозой увольнения, работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными программами; организация опережающего профессионального обучения и стажировки женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства; организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности; организация профессиональной переподготовки врачей в соответствии с Программой модернизации здравоохранения города Москвы на 2011-2012 годы; организация стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы; оказание содействия трудоустройству инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей; оказание содействия самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест; информационное сопровождение мероприятий Программы; проведение экспертизы бизнес-планов претендентов на получение субсидии на организацию самозанятости. Раздел IV. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ Механизм реализации Программы предусматривает взаимодействие органов исполнительной власти города Москвы, организаций всех форм собственности, участвующих в реализации мероприятий, направленных на недопущение увольнений работников, содействие занятости граждан, высвобожденных с предприятий (организаций) или находящихся под угрозой увольнения, смягчение последствий влияния сложившейся ситуации в отдельных отраслях экономики на уровень жизни населения города. Уполномоченным органом исполнительной власти, ответственным за реализацию мероприятий Программы, является Департамент труда и занятости населения города Москвы. Департамент труда и занятости населения города Москвы является главным распорядителем бюджетных средств на реализацию Программы. Получателями бюджетных средств на реализацию Программы являются государственные учреждения центры занятости населения административных округов города Москвы. Финансовое обеспечение программных мероприятий осуществляется в установленном порядке в пределах субсидий, выделенных из федерального бюджета и перечисленных на счет бюджета города Москвы, открытый уполномоченному органу в управлении федерального казначейства, за счет ассигнований бюджета города Москвы. Реализация мероприятия "Опережающее профессиональное обучение и стажировка работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников), работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными программами (далее - опережающее профессиональное обучение (стажировка)" (приложения 6 и 6.1 к Программе) осуществляется на основании договоров, заключенных между государственным учреждением центром занятости населения административного округа города Москвы, работодателем и образовательным учреждением. Опережающее профессиональное обучение (стажировка) работников проводится на базе учебных центров службы занятости, образовательных подразделений предприятий и организаций, профессиональных образовательных учреждений начального, среднего, высшего и дополнительного образования города Москвы, а также на учебной базе организаций по профессиям и специальностям, предполагающим сохранение занятости работников на предприятиях и организациях города Москвы или их трудоустройства на вновь создаваемые рабочие места. Необходимым условием участия организации в опережающем профессиональном обучении (стажировке) работников является своевременно направленная в государственное учреждение центр занятости населения административного округа города Москвы заявка, подтверждающая проведение в организации реструктуризации и (или) модернизации производства, с указанием численности работников, направляемых на опережающее профессиональное обучение, и профессий и специальностей, по которым необходимо организовать обучение (стажировку), либо подтверждающая установление режима неполного рабочего времени, временной приостановки работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, проведение мероприятий по высвобождению работников с указанием численности и категорий работников, которых они могут коснуться. Отбор образовательных учреждений осуществляется на основании положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Критериями отбора образовательных учреждений, участвующих в мероприятии по опережающему профессиональному обучению (стажировке) работников, являются: наличие лицензии на право оказания услуг в области дополнительного профессионального образования; отсутствие процедуры ликвидации, банкротства и конкурсного производства в отношении образовательного учреждения, а также приостановления его деятельности в результате административного правонарушения; отсутствие задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам, определенной законодательством; наличие выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, представляемой в установленном законодательством порядке. Реализация мероприятия "Организация опережающего профессионального обучения и стажировки женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства (далее - опережающее профессиональное обучение женщин)" (приложение 7 к Программе) осуществляется на основании договоров, заключенных между государственным учреждением центром занятости населения административного округа города Москвы, работодателем и образовательным учреждением. Опережающее профессиональное обучение женщин проводится на базе учебных центров службы занятости, образовательных подразделений предприятий и организаций, профессиональных образовательных учреждений начального, среднего, высшего и дополнительного образования города Москвы, а также на учебной базе организаций по профессиям и специальностям, предполагающим сохранение занятости работников на предприятиях и организациях города Москвы, а также их трудоустройство на вновь создаваемые рабочие места. Необходимым условием участия организации в опережающем профессиональном обучении женщин является своевременно направленная в государственное учреждение центр занятости населения города Москвы заявка, подтверждающая наличие в организации женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, направляемых на профессиональное обучение, с указанием численности данной категории женщин, профессий и специальностей, по которым необходимо организовать профессиональное обучение. Отбор образовательных учреждений осуществляется на основании положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Критериями отбора образовательных учреждений, участвующих в мероприятии по опережающему профессиональному обучению женщин, являются: наличие лицензии на право оказания услуг в области дополнительного профессионального образования; отсутствие процедуры ликвидации, банкротства и конкурсного производства в отношении образовательного учреждения, а также приостановления его деятельности в результате административного правонарушения; отсутствие задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам, определенной законодательством; наличие выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, представляемой в установленном законодательством порядке. Реализация мероприятия "Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности" (приложения 8 и 9 к Программе) осуществляется на основании договоров, заключенных между государственным учреждением центром занятости населения административного округа города Москвы, работодателем и образовательным учреждением. Профессиональное обучение проводится на базе учебных центров службы занятости, образовательных подразделений предприятий и организаций, профессиональных образовательных учреждений начального, среднего, высшего и дополнительного образования города Москвы, а также на учебной базе организаций, по профессиям и специальностям, предполагающим сохранение занятости работников на предприятиях и организациях города Москвы. Необходимым условием участия в профессиональном обучении являются: личное заявление женщины, зарегистрированной в городе Москве, находящейся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, своевременно направленное в государственное учреждение центр занятости населения административного округа города Москвы; заявка, подтверждающая наличие в организации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, направляемых на профессиональное обучение, с указанием численности данной категории женщин, профессий и специальностей, по которым необходимо организовать профессиональное обучение, своевременно направленная в государственное учреждение центр занятости населения административного округа города Москвы. Отбор образовательных учреждений осуществляется на основании положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Критериями отбора образовательных учреждений, участвующих в мероприятии по профессиональному обучению женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, являются: наличие лицензии на право оказания услуг в области дополнительного профессионального образования; отсутствие процедуры ликвидации, банкротства и конкурсного производства в отношении образовательного учреждения, а также приостановления его деятельности в результате административного правонарушения; отсутствие задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам, определенной законодательством; наличие выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, представляемой в установленном законодательством порядке. Реализация мероприятия "Организация профессиональной переподготовки врачей в соответствии с Программой модернизации здравоохранения города Москвы на 2011-2012 годы" (приложение 10 к Программе) осуществляется на основании договоров, заключенных между государственным учреждением центром занятости населения административного округа города Москвы, работодателем и образовательным учреждением. Профессиональное обучение проводится на базе факультетов послевузовского образования медицинских высших учебных заведений по специальностям, предполагающим сохранение занятости врачей в медицинских организациях города Москвы. Необходимым условием участия в профессиональной переподготовке является согласованная с Департаментом здравоохранения города Москвы заявка, подтверждающая наличие в организации врачей, нуждающихся в профессиональной переподготовке в соответствии с программой модернизации медицинского учреждения, с указанием численности данной категории врачей и специальностей, по которым необходимо организовать профессиональную переподготовку, своевременно направленная в государственное учреждение центр занятости населения административного округа города Москвы. Отбор образовательных учреждений осуществляется на основании положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Критериями отбора образовательных учреждений, участвующих в мероприятии по профессиональной переподготовке врачей в соответствии с Программой модернизации здравоохранения города Москвы на 2011-2012 годы, являются: наличие лицензии на право оказания услуг в области дополнительного профессионального образования; отсутствие процедуры ликвидации, банкротства и конкурсного производства в отношении образовательного учреждения, а также приостановления его деятельности в результате административного правонарушения; отсутствие задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам, определенной законодательством; наличие выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, представляемой в установленном законодательством порядке. Реализация мероприятия "Организация стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы" (приложение 11 к Программе) осуществляется в форме создания временных рабочих мест для выпускников образовательных учреждений на основании договоров, заключенных между государственным учреждением центром занятости населения административного округа города Москвы и работодателем, создающим временные рабочие места. Положение о возможности участия в стажировке вносится в срочный трудовой договор. Критериями отбора организаций, участвующих в реализации мероприятий стажировки выпускников, являются: наличие заявки на участие в Программе; отсутствие решения суда о введении внешнего управления, о признании банкротом и открытии конкурсного производства; отсутствие картотеки неоплаченных расчетных документов. Расходы работодателя на организацию стажировки выпускников образовательных учреждений возмещаются на основании актов выполненных работ, табелей учета рабочего времени, списков участников и счетов на частичное возмещение затрат на заработную плату участников мероприятий. Расходы работодателя на заработную плату возмещаются в размере не более 4330,0 рубля в месяц на одного выпускника без учета уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и не более 2165,0 рубля в месяц на одного наставника без учета уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Реализация мероприятий "оказание содействия трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей" осуществляется в форме оснащения оборудованием специальных рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, рабочих мест (в том числе надомных) для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей на основании договоров, заключенных между государственным учреждением центром занятости населения административного округа города Москвы и работодателем, предоставляющим специализированные рабочие места для трудоустройства незанятых инвалидов, рабочие места (в том числе надомные) для трудоустройства родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей. Критериями отбора организаций, участвующих в реализации мероприятия по трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей, являются: наличие заявки на участие в Программе; отсутствие процедуры ликвидации, банкротства и конкурсного производства в отношении образовательного учреждения, а также приостановления его деятельности в результате административного правонарушения; отсутствие задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам, определенной законодательством. Расходы работодателя на приобретение, монтаж и установку специального оборудования, в том числе технических приспособлений, специальных аудиопрограмм, вспомогательной оснастки, специальной мебели, программного обеспечения, для оснащения специального рабочего места для трудоустройства незанятого инвалида, рабочего места (в том числе надомного) для трудоустройства родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей возмещаются государственным учреждением центром занятости населения административного округа города Москвы в размере 50000,0 руб. за 1 рабочее место. Программой предусмотрено оснащение 1118 рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей. Перечень организаций, в которых будет реализовываться мероприятие по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей, приведен в приложении 12 к Программе. Реализация мероприятия "Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан" (приложение 13 к Программе) осуществляется в форме оказания финансовой помощи безработным гражданам на организацию самозанятости. Финансовая помощь оказывается на основании договора, заключенного между ГУ ЦЗН АО города Москвы и безработным гражданином. Данным договором между ГУ ЦЗН АО города Москвы и безработным гражданином, организующим собственное дело, может быть предусмотрено создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, зарегистрированных в установленном порядке в территориальном отделе ГУ ЦЗН АО города Москвы. На создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, зарегистрированных в установленном порядке в территориальном отделе ГУ ЦЗН АО города Москвы, финансовая помощь оказывается на основании договора, заключенного между ГУ ЦЗН АО города Москвы и гражданином из числа безработных, организовавшим собственное дело при содействии службы занятости по Программе дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы в 2010-2011 годах. При этом в договоре с гражданином, в случае увольнения работника, трудоустроенного на созданное рабочее место, предусматривается обязанность гражданина об извещении об этом ГУ ЦЗН АО города Москвы и принятие другого безработного гражданина на освободившееся рабочее место. Размер финансовой помощи на организацию самозанятости составляет 58800,00 рубля на одного безработного гражданина. В случае создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан дополнительно выплачивается финансовая помощь в размере 58800,00 рубля за каждого трудоустроенного безработного гражданина. К затратам на организацию самозанятости и трудоустройство безработных граждан на дополнительно созданные рабочие места могут быть отнесены обоснованные бизнес-планом затраты, связанные с выплатой заработной платы, приобретением оборудования, основных средств, лицензий, оформлением сертификатов, оплату аренды помещений, иные расходы, связанные с реализацией бизнес-проекта. Отбор организаций для проведения экспертизы бизнес-планов претендентов на получение субсидии на организацию самозанятости осуществляется на основании положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Бюджетная составляющая Программы контролируется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы. Параметры мероприятий Программы могут уточняться Департаментом труда и занятости населения города Москвы в зависимости от экономической ситуации в организациях и на рынке труда города в целом. Общий контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Москвы. Департамент труда и занятости населения города Москвы осуществляет: обеспечение выполнения Программы за счет финансирования из федерального бюджета и бюджета города Москвы; подготовку информации и отчетов о выполнении Программы; подготовку предложений по корректировке Программы; совершенствование механизма реализации Программы; контроль за эффективным и целевым использованием средств, выделяемых на реализацию Программы; ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представление в Федеральную службу по труду и занятости отчета о расходах консолидированного бюджета по установленной форме. По окончании срока реализации Программы Департамент труда и занятости населения города Москвы представляет в Правительство Москвы доклад о выполнении Программы и эффективности использования финансовых средств. Департамент труда и занятости населения города Москвы организует размещение в сети Интернет информации о ходе и результатах реализации Программы. Раздел V. ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ Источником финансирования мероприятий Программы являются средства федерального бюджета, выделенные в виде субсидии городу Москве на реализацию мероприятий, организуемых вне рамок переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения в соответствии с федеральными законами, средства города Москвы. Объемы финансирования и численность участников, распределенные по мероприятиям Программы, указаны в приложении 4 к Программе. Расчет объемов средств, необходимых для реализации мероприятий Программы, приведен в приложении 5 к Программе. Общий объем финансирования Программы составит 172222,7 тыс. руб., в том числе: средства субсидий федерального бюджета - 162300,6 тыс. руб.; средства бюджета города Москвы - 9922,1 тыс. руб. Раздел VI. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация мероприятий Программы будет способствовать расширению возможностей занятости работников, находящихся под риском увольнения, путем повышения уровня профессиональной компетентности и востребованности на рынке труда. В результате реализации Программы будет обеспечено: сохранение рабочих мест после прохождения опережающего профессионального обучения не менее 1292 работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными программами; прохождение стажировки не менее чем 40 работниками организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными программами, прошедшими опережающее профессиональное обучение; сохранение рабочих мест после прохождения опережающего профессионального обучения не менее 329 работников, находящихся в условиях угрозы увольнения; сохранение занятости опережающего профессионального обучения и стажировки не менее 506 женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства; сокращение периода адаптации к условиям труда для не менее 517 женщин, имеющих длительный перерыв в работе в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком до трех лет; сохранение не менее 171 рабочего места врачей, прошедших переподготовку в соответствии с Программой модернизации здравоохранения города Москвы на 2011-2012 годы; прохождение стажировки не менее чем 750 выпускниками образовательных учреждений; создание не менее 1118 специальных рабочих мест (в том числе надомных) для незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей; трудоустройство 750 безработных граждан по итогам организации самозанятости. Реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в рамках Программы позволит сдержать рост безработицы в городе Москве. Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, в среднегодовом исчислении не превысит 50,3 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы в среднегодовом исчислении составит 0,75% от численности экономически активного населения. Показатели эффективности выполнения программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы в среднегодовом исчислении приведены ниже: Таблица 1 ------------------------------------------------------------- |N |Показатели регионального рынка труда |2011 год|2010 год| |п/п| | | | |---|-------------------------------------|--------|--------| |1. |Уровень занятости населения, % | 73,4 | 73,1 | | | | | <*>| |---|-------------------------------------|--------|--------| |2. |Уровень общей безработицы, % | 1,6 | 1,7 | | | | | <**>| |---|-------------------------------------|--------|--------| |3. |Уровень регистрируемой безработицы, %| 0,75| 0,87| |---|-------------------------------------|--------|--------| |4. |Коэффициент напряженности на рынке | 0,38| 0,43| | |труда | | | ------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Оценка. <**> Данные за 11 месяцев 2010 года. Таблица 2 --------------------------------------------------------------------------- |N |Показатели реализации мероприятий Программы |Запланировано| |п/п| |в Программе | |---|-------------------------------------------------------|-------------| |1. |Численность работников, направленных на опережающее | 2127 | | |профессиональное обучение (человек) | | |---|-------------------------------------------------------|-------------| | |Из них: | | |---|-------------------------------------------------------|-------------| | |Численность работников, прошедших опережающее | 1621 | | |профессиональное обучение и сохранивших занятость на | | | |прежнем рабочем месте | | |---|-------------------------------------------------------|-------------| | |Из них: | | |---|-------------------------------------------------------|-------------| | |работников организаций производственной сферы, | 1292 | | |осуществляющих реструктуризацию и модернизацию | | | |производства в соответствии с инвестиционными | | | |программами | | |---|-------------------------------------------------------|-------------| | |работников, находящихся в условиях угрозы увольнения | 329 | |---|-------------------------------------------------------|-------------| | |Численность женщин, выведенных с вредного производства | 506 | |---|-------------------------------------------------------|-------------| |2. |Численность женщин, имеющих длительный перерыв в работе| 517 | | |в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком до| | | |трех лет, прошедших профессиональное обучение с целью | | | |сокращения периода адаптации к условиям труда | | |---|-------------------------------------------------------|-------------| |3. |Численность врачей, прошедших переподготовку в | 171 | | |соответствии с Программой модернизации здравоохранения | | | |города Москвы на 2011-2012 годы | | |---|-------------------------------------------------------|-------------| |4. |Численность выпускников образовательных учреждений, | 750 | | |направленных на стажировку в целях приобретения опыта | | | |работы (человек) | | |---|-------------------------------------------------------|-------------| | |Из них: | | |---|-------------------------------------------------------|-------------| | |Численность выпускников образовательных учреждений, | 750 | | |прошедших стажировку в целях приобретения опыта работы | | | |и трудоустроенных на постоянное место работы (человек) | | |---|-------------------------------------------------------|-------------| |5. |Количество оснащенных специальных рабочих мест для | 1118 | | |трудоустройства незанятых инвалидов и рабочих мест (в | | | |том числе надомных) для родителей, воспитывающих | | | |детей-инвалидов, многодетных родителей (единиц) | | |---|-------------------------------------------------------|-------------| | |Численность незанятых инвалидов, родителей, | 1118 | | |воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей, | | | |трудоустроенных на специализированные рабочие места | | | |(человек) | | |---|-------------------------------------------------------|-------------| |6. |Численность трудоустроенных, при оказании содействия | 750 | | |самозанятости безработных граждан и стимулировании | | | |создания безработными гражданами, открывшими | | | |собственное дело, дополнительных рабочих мест для | | | |безработных граждан | | --------------------------------------------------------------------------- Раздел VII. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Срок реализации Программы - 2011 год. При необходимости Программа может быть скорректирована. Приложение 1 к Программе БАЛАНС РАБОЧИХ МЕСТ ПО ГОРОДУ МОСКВЕ -------------------------------------------------------------------------------------- | | |На |Прогноз на 2011 год | | | |31.08.2010|-----------------------------------------| | | | |Оптимистический|Пессимистический|Целевой | | | | |сценарий |сценарий |сценарий| | | | | | | | |-----|-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| |1. | Население | 6667,7 | X | X | X | | | трудоспособного | | | | | | | возраста, тыс. чел. | | | | | |-----|-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| |2. | Экономически активное | 6277,0 | X | X | X | | | население, тыс. чел. | | | | | |-----|-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| |3. | Занятое население, тыс. | 6191,0 | 6290,0 | 6120,3 | 6247,6 | | | чел. | | | | | |-----|-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| |4. | Безработные (по | 86,0 | 115,0 | 174,7 | 105,0 | | | методологии МОТ), тыс. |1,4% |1,8% |2,8% |1,6% | | | чел., % | | | | | |-----|-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| |5. | Численность | 51,1 | 44,5 | 67,6 | 50,3 | | | зарегистрированных | | | | | | | безработных | | | | | |-----|-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| |6. | Уровень |0,8% |0,7% |1,1% |0,75% | | | зарегистрированных | | | | | | | безработных, % | | | | | |-----|-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| |7. | Численность работников | 44,8 | 58,5 | 88,9 | 66,1 | | | под риском увольнения, | | | | | | | находящихся в простое и | | | | | | | вынужденных отпусках, | | | | | | | тыс. чел. | | | | | |-----|-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| |8. | Численность выпускников | X | 130,0 | 150,0 | 140,0 | | | образовательных | | | | | | | учреждений, выходящих на| | | | | | | рынок труда, тыс. чел. | | | | | |-----|-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| |9. | Высвобождение рабочих | X | 50,0 | 80,0 | 65,0 | | | мест, тыс. ед. | | | | | | |-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| | | В том числе выход на | | 40,0 | 60,0 | 50,0 | | | пенсию по возрасту, тыс.| | | | | | | ед. | | | | | |-----|-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| |10. | Квоты на иностранную | X | 200,0 | 200,0 | 200,0 | | | рабочую силу, тыс. ед. | | | | | |-----|-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| |11. | Создание рабочих мест, | X | 64,7 | 52,9 | 58,8 | | | тыс. ед. | | | | | |-----|-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| |12. | Число вакансий, | 151,6 | 190,0 | 150,0 | 170,0 | | | заявленных | | | | | | | работодателями в службу | | | | | | | занятости, тыс. ед. | | | | | |-----|-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| |13. | Дефицит рабочих мест, | X | -70,7 | 24,4 | -36,5 | | | тыс. ед. | | | | | |-----|-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| |14. | Оценка предпринимаемых | | | | | | | мер: | | | | | |-----|-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| |14.1.| Досрочный выход на | X | 4000 | 5000 | 4500 | | | пенсию, чел. | | | | | |-----|-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| |14.2.| Опережающее | X | | | | | | профессиональное | | | | | | | обучение и стажировка | | | | | | | работников, находящихся | | | | | | | под угрозой увольнения, | | | | | | | и работников организаций| | | | | | | производственной сферы, | | | | | | | осуществляющих | | | | | | | реструктуризацию и | | | | | | | модернизацию | | | | | | | производства в | | | | | | | соответствии с | | | | | | | инвестиционными | | | | | | | программами | | | | | | |-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| | | Всего | | 41,36 | 37,20 | 39,28| | | В том числе: | | | | | | |-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| | | за счет субвенций | | 39,70 | 35,70 | 37,70| | |-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| | | по Программе | | 1,66 | 1,50 | 1,58| |-----|-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| |14.3.| Организация опережающего| X | 0,52 | 0,48 | 0,50| | | профессионального | | | | | | | обучения и стажировки | | | | | | | женщин, работающих во | | | | | | | вредных и тяжелых | | | | | | | условиях труда, с целью | | | | | | | их вывода с вредного | | | | | | | производства, всего, | | | | | | | тыс. чел. | | | | | | | В том числе: | | | | | | |-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| | | за счет субвенций | | - | - | - | | |-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| | | по Программе | | 0,52 | 0,48 | 0,50| |-----|-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| |14.4.| Организация | X | 0,54 | 0,50 | 0,52| | | профессиональной | | | | | | | подготовки, | | | | | | | переподготовки и | | | | | | | повышения квалификации | | | | | | | женщин, находящихся в | | | | | | | отпуске по уходу за | | | | | | | ребенком до трех лет, | | | | | | | планирующих возвращение | | | | | | | к трудовой деятельности,| | | | | | | всего, тыс. чел. | | | | | | | В том числе: | | | | | | |-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| | | за счет субвенций | | - | - | - | | |-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| | | по Программе | | 0,54 | 0,50 | 0,52| |-----|-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| |14.5.| Организация | X | 0,18 | 0,16 | 0,17| | | профессиональной | | | | | | | переподготовки врачей в | | | | | | | соответствии с | | | | | | | программой модернизации | | | | | | | здравоохранения города | | | | | | | Москвы на 2011-2012 | | | | | | | годы, всего, тыс. чел. | | | | | | | В том числе: | | | | | | |-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| | | за счет субвенций | | - | - | - | | |-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| | | по Программе | | 0,18 | 0,16 | 0,17| |-----|-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| |14.6.| Организация стажировки | 1,3 | 0,79 | 0,71 | 0,75| | | выпускников | | | | | | | образовательных | | | | | | | учреждений, всего, | | | | | | | тыс. чел. | | | | | | | В том числе: | | | | | | |-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| | | за счет субвенций | | - | - | - | | |-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| | | по Программе | | 0,79 | 0,71 | 0,75| |-----|-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| |14.7.| Организация содействия | 0,9 | 1,18 | 1,06 | 1,12| | | трудоустройству | | | | | | | незанятых инвалидов, | | | | | | | родителей, воспитывающих| | | | | | | детей-инвалидов, | | | | | | | многодетных родителей, | | | | | | | всего, тыс. чел. | | | | | | | В том числе: | | | | | | |-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| | | за счет субвенций | | - | - | - | | |-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| | | по Программе | | 1,18 | 1,06 | 1,12| |-----|-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| |14.8.| Организация | 0,3 | 0,79 | 0,71 | 0,75| | | самозанятости, всего, | | | | | | | тыс. чел. | | | | | | | В том числе: | | | | | | |-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| | | за счет субвенций | | - | - | - | | |-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| | | по Программе | | 0,79 | 0,71 | 0,75| |-----|-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| |14.9.| Всего участников, тыс. | X | 45,36 | 40,82 | 43,09| | | чел. | | | | | | | В том числе: | | | | | | |-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| | | за счет субвенций | | 39,70 | 35,70 | 37,70| | |-------------------------|----------|---------------|----------------|--------| | | по Программе | | 5,66 | 5,12 | 5,39| -------------------------------------------------------------------------------------- Расчет дефицита рабочих мест основывался на формуле: Дефицит рабочих мест = (Численность регистрируемых безработных + Численность работников, находящихся под угрозой увольнения + Численность выпускников) - (высвобождение рабочих мест + создание рабочих мест + число вакансий, заявленных работодателем). Приложение 2 к Программе БАЛАНС ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ПО ГОРОДУ МОСКВЕ НА 2011 ГОД ----------------------------------------------------------------------------------------- | |Оптимистический|Пессимистический|Базовый сценарий|Целевой сценарий| | |прогноз |прогноз | | | |--------------------|---------------|----------------|----------------|----------------| | |тыс. |% |тыс. |% |тыс. |% |тыс. |% | | |человек| |человек | |человек| |человек| | |--------------------|-------|-------|--------|-------|-------|--------|-------|--------| |Население | 10625| 100,0| 10625| 100,0| 10625| 100,0|10625 | 100,0| |--------------------|-------|-------|--------|-------|-------|--------|-------|--------| |Население | 6609| 62,2| 6609| 62,2| 6609| 62,2| 6609 | 62,2| |трудоспособного | | | | | | | | | |возраста | | | | | | | | | |--------------------|-------|-------|--------|-------|-------|--------|-------|--------| |Экономически | 6405| 100,0| 6293| 100,0| 6335| 100,0| 6378 | 100,0| |активное население | | | | | | | | | |--------------------|-------|-------|--------|-------|-------|--------|-------|--------| |Занятые в экономике | 6290| 98,2| 6120| 97,3| 6195| 97,8| 6247,6| 98,0| |--------------------|-------|-------|--------|-------|-------|--------|-------|--------| |Безработные | 115| 1,8| 173| 2,7| 140| 2,2| 105,0| 1,6| |(по методологии МОТ)| | | | | | | | | |--------------------|-------|-------|--------|-------|-------|--------|-------|--------| |Зарегистрированные | 45| 0,7| 67| 1,1| 56| 0,8| 50,3| 0,75| |безработные | | | | | | | | | ----------------------------------------------------------------------------------------- Приложение 3 к Программе СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СНИЖЕНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА ГОРОДА МОСКВЫ --------------------------------------------------------------------------- |N п/п|Наименование задачи, |Срок |Ответственные исполнители| | |мероприятия |исполнения| | |-----|------------------------------|----------|-------------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |-----|-------------------------------------------------------------------| | |Задача 1. Организация опережающего профессионального обучения и | | |стажировки работников, находящихся под угрозой увольнения (простой,| | |введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий | | |по высвобождению работников), работников организаций | | |производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и | | |модернизацию производства в соответствии с инвестиционными | | |программами | |-----|-------------------------------------------------------------------| |1.1. |Совершенствование |В течение |Департамент труда и | | |нормативно-правовой базы |года |занятости населения | | |организации и развития | |города Москвы | | |опережающего профессионального| | | | |обучения (стажировки) | | | | |работников | | | |-----|------------------------------|----------|-------------------------| |1.2. |Заключение трехсторонних |В течение |Государственные | | |договоров и государственных |года |учреждения центры | | |контрактов на организацию | |занятости населения | | |опережающего профессионального| |административных округов | | |обучения (стажировки) | |города Москвы | | |работников | | | |-----|------------------------------|----------|-------------------------| |1.3. |Анализ опережающего |В течение |Департамент труда и | | |профессионального обучения |года |занятости населения | | |(стажировки) работников | |города Москвы, | | | | |государственные | | | | |учреждения центры | | | | |занятости населения | | | | |административных округов | | | | |города Москвы | |-----|-------------------------------------------------------------------| | |Задача 2. Организация опережающего профессионального обучения и | | |стажировки женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, | | |с целью их вывода с вредного производства | |-----|-------------------------------------------------------------------| |2.1. |Совершенствование |В течение |Департамент труда и | | |нормативно-правовой базы |года |занятости населения | | |организации и развития | |города Москвы | | |опережающего профессионального| | | | |обучения женщин | | | |-----|------------------------------|----------|-------------------------| |2.2. |Организация консультационного |В течение |Государственные | | |содействия женщинам, |года |учреждения центры | | |работающим во вредных и | |занятости населения | | |тяжелых условиях труда, | |административных округов | | |направляемым на опережающее | |города Москвы | | |профессиональное обучение, в | | | | |части информирования о | | | | |положении на рынке труда | | | | |города Москвы | | | |-----|------------------------------|----------|-------------------------| |2.3. |Заключение трехсторонних |В течение |Государственные | | |договоров и государственных |года |учреждения центры | | |контрактов на организацию | |занятости населения | | |опережающего профессионального| |административных округов | | |обучения женщин | |города Москвы | |-----|------------------------------|----------|-------------------------| |2.4. |Анализ опережающего |В течение |Департамент труда и | | |профессионального обучения |года |занятости населения | | |женщин | |города Москвы, | | | | |государственные | | | | |учреждения центры | | | | |занятости населения | | | | |административных округов | | | | |города Москвы | |-----|-------------------------------------------------------------------| | |Задача 3. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и| | |повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за | | |ребенком до трех лет, планирующих возвращение к трудовой | | |деятельности | |-----|-------------------------------------------------------------------| |3.1. |Совершенствование |В течение |Департамент труда и | | |нормативно-правовой базы |года |занятости населения | | |организации и развития | |города Москвы | | |профессиональной подготовки, | | | | |переподготовки и повышения | | | | |квалификации женщин, | | | | |находящихся в отпуске по уходу| | | | |за ребенком до трех лет, | | | | |планирующих возвращение к | | | | |трудовой деятельности | | | |-----|------------------------------|----------|-------------------------| |3.2. |Организация консультационного |В течение |Государственные | | |содействия женщинам, |года |учреждения центры | | |находящимся в отпуске по уходу| |занятости населения | | |за ребенком до трех лет, | |административных округов | | |планирующих возвращение | |города Москвы | | |к трудовой деятельности, | | | | |направляемым на | | | | |профессиональную подготовку, | | | | |переподготовку и повышение | | | | |квалификации | | | |-----|------------------------------|----------|-------------------------| |3.3. |Заключение трехсторонних |В течение |Государственные | | |договоров и государственных |года |учреждения центры | | |контрактов на организацию | |занятости населения | | |профессиональной подготовки, | |административных округов | | |переподготовки и повышение | |города Москвы | | |квалификации женщин, | | | | |находящихся в отпуске по уходу| | | | |за ребенком до трех лет, | | | | |планирующих возвращение к | | | | |трудовой деятельности | | | |-----|------------------------------|----------|-------------------------| |3.4. |Анализ профессионального |В течение |Департамент труда и | | |обучения женщин, находящихся в|года |занятости населения | | |отпуске по уходу за ребенком в| |города Москвы, | | |возрасте до 3 лет, планирующих| |государственные | | |возвращение к трудовой | |учреждения центры | | |деятельности | |занятости населения | | | | |административных округов | | | | |города Москвы | |-----|-------------------------------------------------------------------| | |Задача 4. Организация профессиональной переподготовки врачей в | | |соответствии с Программой модернизации здравоохранения города | | |Москвы на 2011-2012 годы | |-----|-------------------------------------------------------------------| |4.1. |Совершенствование |В течение |Департамент труда и | | |нормативно-правовой базы |года |занятости населения | | |организации и развития | |города Москвы | | |профессиональной | | | | |переподготовки врачей в | | | | |соответствии с Программой | | | | |модернизации здравоохранения | | | | |города Москвы на 2011-2012 | | | | |годы | | | |-----|------------------------------|----------|-------------------------| |4.2. |Заключение трехсторонних |В течение |Государственные | | |договоров и государственных |года |учреждения центры | | |контрактов на организацию | |занятости населения | | |профессиональной | |административных округов | | |переподготовки в соответствии | |города Москвы | | |с Программой модернизации | | | | |здравоохранения города Москвы | | | | |на 2011-2012 годы | | | |-----|------------------------------|----------|-------------------------| |4.3. |Анализ профессиональной |В течение |Департамент труда и | | |переподготовки в соответствии |года |занятости населения | | |с Программой модернизации | |города Москвы, | | |здравоохранения города Москвы | |государственные | | |на 2011-2012 годы | |учреждения центры | | | | |занятости населения | | | | |административных округов | | | | |города Москвы | |-----|-------------------------------------------------------------------| | |Задача 5. Организация стажировки выпускников образовательных | | |учреждений в целях приобретения ими опыта работы | |-----|-------------------------------------------------------------------| |5.1. |Совершенствование |В течение |Департамент труда и | | |нормативно-правовой базы по |года |занятости населения | | |организации | |города Москвы | | |стажировки выпускников | | | | |образовательных учреждений | | | |-----|------------------------------|----------|-------------------------| |5.2. |Оказание |В течение |Департамент труда и | | |организационно-методической и |года |занятости населения | | |консультационной помощи | |города Москвы, | | |работодателям, создающим | |государственные | | |рабочие места для организации | |учреждения центры | | |стажировки выпускников | |занятости населения | | |образовательных учреждений | |административных округов | | | | |города Москвы | |-----|------------------------------|----------|-------------------------| |5.3. |Заключение ГУ ЦЗН АО города |В течение |Государственные | | |Москвы соглашений с |года |учреждения центры | | |работодателями об организации | |занятости населения | | |стажировки выпускников | |административных округов | | |образовательных учреждений | |города Москвы | |-----|------------------------------|----------|-------------------------| |5.4. |Организация стажировки |В течение |Государственные | | |выпускников образовательных |года |учреждения центры | | |учреждений | |занятости населения | | | | |административных округов | | | | |города Москвы, | | | | |организации-работодатели | |-----|------------------------------|----------|-------------------------| |5.5. |Привлечение наставников для |В течение |Государственные | | |участия в организации |года |учреждения центры | | |стажировки выпускников | |занятости населения | | |образовательных учреждений | |административных округов | | | | |города Москвы, | | | | |организации-работодатели | |-----|-------------------------------------------------------------------| | |Задача 6. Оказание содействия самозанятости безработных граждан и | | |стимулирование создания безработными гражданами, открывшими | | |собственное дело, дополнительных рабочих мест | |-----|-------------------------------------------------------------------| |6.1. |Совершенствование |В течение |Департамент труда и | | |нормативно-правовой базы по |года |занятости населения | | |содействию самозанятости | |города Москвы | | |безработных граждан и | | | | |стимулированию создания | | | | |безработными гражданами, | | | | |открывшими собственное дело, | | | | |дополнительных рабочих мест | | | |-----|------------------------------|----------|-------------------------| |6.2. |Оказание методической и |В течение |Департамент труда и | | |консультационной помощи |года |занятости населения | | |безработным гражданам, | |города Москвы, | | |желающим организовать свое | |государственные | | |дело (самозанятость) | |учреждения центры | | | | |занятости населения | | | | |административных округов | | | | |города Москвы | |-----|------------------------------|----------|-------------------------| |6.3. |Оказание финансовой помощи |В течение |Государственные | | |безработным гражданам на |года |учреждения центры | | |организацию самозанятости | |занятости населения | | | | |административных округов | | | | |города Москвы | |-----|------------------------------|----------|-------------------------| |6.4. |Оказание финансовой помощи |В течение |Государственные | | |безработным гражданам на |года |учреждения центры | | |создание дополнительных | |занятости населения | | |рабочих мест | |административных округов | | | | |города Москвы | |-----|-------------------------------------------------------------------| | |Задача 7. Оказание содействия трудоустройству незанятых инвалидов, | | |родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей | |-----|-------------------------------------------------------------------| |7.1. |Совершенствование |В течение |Департамент труда и | | |нормативно-правовой базы по |года |занятости населения | | |оказанию содействия | |города Москвы | | |трудоустройству незанятых | | | | |инвалидов, родителей, | | | | |воспитывающих детей-инвалидов,| | | | |многодетных родителей | | | |-----|------------------------------|----------|-------------------------| |7.2. |Оказание |В течение |Департамент труда и | | |организационно-методической и |года |занятости населения | | |консультационной помощи | |города Москвы, | | |работодателям, создающим | |государственные | | |специальные рабочие места для | |учреждения центры | | |трудоустройства незанятых | |занятости населения | | |инвалидов, рабочих мест (в том| |административных округов | | |числе надомных) для родителей,| |города Москвы | | |воспитывающих детей-инвалидов,| | | | |многодетных родителей | | | |-----|------------------------------|----------|-------------------------| |