ГОРОД МОСКВА ЗАКОН О ПРАВОВЫХ АКТАХ ГОРОДА МОСКВЫ (Редакция на 16.02.2011) Настоящий Закон устанавливает систему правовых актов города Москвы, определяет общие требования к их разработке, опубликованию, вступлению в силу, реализации, учету и систематизации, проведению экспертизы проектов правовых актов города Москвы и осуществлению правового мониторинга в городе Москве. Требования настоящего Закона также распространяются на правовые акты государственных органов города Москвы, не указанные в настоящем Законе, в части, не урегулированной федеральными законами и законами города Москвы, определяющими статус соответствующих государственных органов города Москвы. Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе 1. Правовые акты города Москвы (далее также - правовые акты) - официальные документы, принятые жителями города Москвы на референдумах города Москвы, принятые (изданные) органами государственной власти города Москвы (должностными лицами города Москвы), содержащие положения нормативного характера и (или) индивидуального действия и направленные на регулирование общественных отношений. 2. Нормативные правовые акты города Москвы (далее также - нормативные правовые акты) - правовые акты, устанавливающие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные правовыми актами. 3. Подзаконные правовые акты города Москвы (далее - подзаконные правовые акты) - правовые акты, направленные на реализацию федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, иных нормативных правовых актов города Москвы. 4. Законодательство города Москвы - совокупность законов города Москвы. 5. Правотворчество - деятельность по планированию правотворчества, разработке, принятию (изданию), подписанию, опубликованию и мониторингу правовых актов. 6. Должностное лицо города Москвы (далее - должностное лицо) - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные функции в органе государственной власти города Москвы (далее - орган государственной власти) и наделенное в соответствии с Уставом города Москвы полномочиями по осуществлению правотворчества. Статья 2. Общие принципы правотворчества Правотворчество осуществляется исходя из следующих принципов: 1) соответствие правовых актов общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации; 2) соответствие содержания и видов правовых актов компетенции принявших (издавших) их органов государственной власти (должностных лиц); 3) верховенство правовых актов большей юридической силы; 4) планомерность и своевременность принятия (издания) правовых актов; 5) обязательность создания механизмов реализации правовых актов; 6) открытость и доступность информации о правовых актах. Статья 3. Субъекты правотворчества 1. Субъектами правотворчества являются: 1) жители города Москвы, обладающие правом на участие в референдуме; 2) органы государственной власти (должностные лица). 2. Жители города Москвы непосредственно участвуют в референдумах города Москвы по принятию законов города Москвы в порядке, установленном федеральными законами и законами города Москвы. Жители города Москвы имеют право на осуществление гражданской законодательной инициативы, а также иным образом участвуют в принятии нормативных правовых актов в порядке, предусмотренном законодательством города Москвы. 3. Органы государственной власти (должностные лица) принимают (издают) правовые акты в пределах своей компетенции, определенной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. Статья 4. Система правовых актов 1. Правовые акты образуют единую систему, основанную на принципе верховенства правовых актов большей юридической силы. 2. Законодательство города Москвы составляют: 1) Устав города Москвы - Основной Закон города Москвы, устанавливающий полномочия города Москвы, территориальное устройство города Москвы, статус органов государственной власти, порядок их формирования, взаимодействия, полномочия и ответственность, правовую и финансово-экономическую основу их деятельности, организацию местного самоуправления в городе Москве, формы прямого волеизъявления жителей города Москвы и их участия в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; 2) законы о внесении поправок в Устав города Москвы - законы города Москвы, вносящие изменения в Устав города Москвы и имеющие равную с ним юридическую силу; 3) законы города Москвы - нормативные правовые акты, принимаемые Московской городской Думой либо на референдуме города Москвы в целях регулирования наиболее значимых общественных отношений. 3. Подзаконные правовые акты, принимаемые (издаваемые) органами исполнительной власти города Москвы (должностными лицами), по юридической силе располагаются в следующем порядке: 1) указы Мэра Москвы - правовые акты, издаваемые Мэром Москвы по вопросам нормативного характера, а также по иным вопросам, предусмотренным федеральными законами и законами города Москвы и отнесенным к его компетенции; 2) постановления Правительства Москвы - нормативные правовые акты, принимаемые Правительством Москвы по вопросам, отнесенным к его компетенции; 3) распоряжения Мэра Москвы - правовые акты, издаваемые Мэром Москвы по вопросам организационно-распорядительного характера; 4) распоряжения Правительства Москвы - правовые акты, принимаемые Правительством Москвы по вопросам организационно-распорядительного характера; 5) распоряжения заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы, приказы и распоряжения заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы - правовые акты, издаваемые соответственно заместителями Мэра Москвы в Правительстве Москвы (в том числе первыми заместителями), заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителем Аппарата Мэра и Правительства Москвы по вопросам организационно-распорядительного характера в пределах их компетенции; 6) приказы и распоряжения органов исполнительной власти города Москвы - правовые акты, принимаемые отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполнительной власти города Москвы (далее - органы исполнительной власти города Москвы) по вопросам, связанным с непосредственным выполнением задач, определенных положениями о соответствующих органах исполнительной власти города Москвы, и подписываемые их руководителями. 4. Юридическая сила постановлений Московской городской Думы определяется Законом города Москвы от 14 декабря 2001 года N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы". 5. Юридическая сила решений Уставного суда города Москвы определяется Законом города Москвы от 13 февраля 2002 года N 10 "Об Уставном суде города Москвы". 6. Юридическая сила договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города Москвы и соглашений между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти города Москвы определяется Законом города Москвы от 28 марта 2001 года N 11 "О договорах и соглашениях города Москвы". Глава 2. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВА И РАЗРАБОТКА ПРАВОВЫХ АКТОВ Статья 5. Стадии правотворчества Основными стадиями правотворчества являются: 1) планирование правотворчества; 2) разработка проектов правовых актов; 3) рассмотрение проектов правовых актов и их принятие; 4) подписание и опубликование правовых актов; 5) мониторинг правовых актов (правовой мониторинг). Статья 6. Планирование правотворчества 1. Планирование правотворчества в Московской городской Думе осуществляется в соответствии с Законом города Москвы от 14 декабря 2001 года N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы" и Регламентом Московской городской Думы. 2. Разработка проектов законов города Москвы, проектов постановлений Московской городской Думы, предусматривающих внесение проектов федеральных законов на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы, в органах исполнительной власти города Москвы осуществляется в соответствии с планом законопроектных работ, который утверждается Мэром Москвы. Органы исполнительной власти города Москвы ежегодно не позднее 1 октября текущего года представляют в Правительство Москвы предложения по формированию (корректировке) плана законопроектных работ. Разработка проектов законов города Москвы, проектов постановлений Московской городской Думы, предусматривающих внесение проектов федеральных законов на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы, в органах исполнительной власти города Москвы может осуществляться вне плана законопроектных работ по отдельным поручениям Мэра Москвы, Правительства Москвы. 3. Разработка правовых актов Мэра Москвы, Правительства Москвы может осуществляться на плановой основе в порядке и случаях, установленных соответственно Мэром Москвы, Правительством Москвы. Статья 7. Порядок разработки проектов правовых актов 1. Порядок разработки проектов правовых актов в органах государственной власти определяется этими органами самостоятельно в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов города Москвы. 2. Порядок разработки проектов законов города Москвы, проектов постановлений Московской городской Думы, предусматривающих внесение проектов федеральных законов на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы, в органах исполнительной власти города Москвы, порядок разработки проектов правовых актов органов исполнительной власти города Москвы и должностных лиц устанавливаются Правительством Москвы. 3. Органы государственной власти вправе на договорной основе в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекать к разработке проектов нормативных правовых актов организации, в том числе научные, отдельных ученых и специалистов. 4. Требования к разработке проектов законов города Москвы утверждаются законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. Статья 8. Особенности подготовки пакета проектов нормативных правовых актов 1. Пакет проектов нормативных правовых актов - совокупность взаимосвязанных по тематике проектов нормативных правовых актов. 2. Пакет проектов нормативных правовых актов формируется в случаях: 1) подготовки взаимосвязанных проектов нормативных правовых актов, в том числе в случае, если для принятия нормативного правового акта будет необходимо одновременно внести изменения в иные правовые акты либо признать их утратившими силу; 2) подготовки проекта закона города Москвы и проектов подзаконных правовых актов, предлагаемых к принятию, изменению, признанию утратившими силу в целях его реализации. 3. В случае, указанном в пункте 2 части 2 настоящей статьи, к проекту закона города Москвы прилагаются проекты подзаконных правовых актов, предлагаемых к принятию в целях его реализации. 4. Порядок рассмотрения пакета нормативных правовых актов устанавливается нормативными правовыми актами города Москвы. Статья 9. Публичные слушания проектов нормативных правовых актов 1. Публичные слушания проектов нормативных правовых актов представляют собой их общественное обсуждение. Порядок проведения публичных слушаний проектов нормативных правовых актов устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. 2. Публичные слушания проектов нормативных правовых актов проводятся в обязательном порядке в случаях, установленных федеральными законами и законами города Москвы. 3. Публичные слушания проектов нормативных правовых актов в случаях, не указанных в части 2 настоящей статьи, проводятся на основании решений органов государственной власти (должностных лиц), к компетенции которых отнесены разработка или принятие (издание) соответствующих нормативных правовых актов. 4. Результаты публичных слушаний проектов нормативных правовых актов учитываются в процессе последующей работы над данными проектами. 5. В случае если после принятия решения о проведении публичных слушаний проекта нормативного правового акта по нему проведена независимая экспертиза, ее результаты учитываются в соответствии со статьями 15 или 17 настоящего Закона. Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ Статья 10. Структура правовых актов 1. Законы города Москвы, за исключением законов города Москвы о внесении изменений в законы города Москвы и законов города Москвы о признании утратившими силу отдельных законов города Москвы, имеют преамбулу - вступительную часть, содержащую информацию о круге общественных отношений, регулируемых соответствующим законом. 2. Законы города Москвы состоят из статей, имеющих названия и порядковый номер. Статьи законов города Москвы о внесении изменений в законы города Москвы или признании утратившими силу законов города Москвы могут не иметь названий. 3. Статьи закона города Москвы, связанные между собой содержанием, могут объединяться в главы, имеющие названия и порядковый номер. Статьи закона города Москвы могут состоять из частей, части статьи могут состоять из пунктов, имеющих нумерацию. Пункты могут состоять из подпунктов, имеющих нумерацию или буквенное обозначение. 4. Подзаконные правовые акты в зависимости от своего объема и содержания могут состоять из преамбулы, а также разделов, пунктов, подпунктов, имеющих нумерацию или буквенное обозначение. 5. Правовые акты могут иметь приложения, если необходимо утверждение правил, положений, регламентов, графических изображений, перечней, таблиц и иных материалов. Приложения являются неотъемлемой частью соответствующих правовых актов и имеют равную с ними юридическую силу. Статья 11. Юридико-технические требования к правовым актам 1. Правовые акты излагаются на русском языке с соблюдением официально-делового стиля и использованием юридической терминологии. Положения правовых актов должны быть лаконичными и содержательно согласованными, исключающими неоднозначное толкование, декларации и повторы. 2. В правовых актах сначала излагаются общие, а затем конкретные положения. 3. В правовых актах необходимо избегать дублирования норм, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в законах и иных нормативных правовых актах города Москвы, за исключением случаев, когда их воспроизведение обусловлено необходимостью упорядоченного изложения положений правовых актов. 4. В правовых актах используются понятия, являющиеся общепринятыми или определенные в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в законах и иных нормативных правовых актах города Москвы. 5. При использовании в правовых актах понятий, не являющихся общепринятыми, или понятий, определения которых отсутствуют в нормативных правовых актах, указанных в части 4 настоящей статьи, необходимо давать их определения в самих правовых актах. Одни и те же понятия в правовых актах должны употребляться в одном значении. 6. В случае если необходимо показать взаимную связь положений правовых актов либо избежать их дублирования, возможно использование ссылок на другие положения этих правовых актов, иные правовые акты города Москвы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации либо их отдельные положения. Законы города Москвы могут содержать ссылки на нормативные правовые акты равной или большей юридической силы. 7. Другие юридико-технические требования к правовым актам определяются нормативными правовыми актами города Москвы. Статья 12. Реквизиты правовых актов Правовые акты должны иметь следующие реквизиты: 1) обозначение вида правового акта; 2) наименование органа государственной власти (должности должностного лица), принявшего (издавшего) правовой акт; 3) название правового акта; 4) дату принятия (издания) правового акта; 5) номер правового акта; 6) место принятия (издания) правового акта; 7) наименование должности должностного лица, подписавшего правовой акт, его подпись, фамилию и инициалы. Глава 4. ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТОВ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЕЕ ВИДЫ Статья 13. Понятие экспертизы проектов правовых актов и ее виды 1. Экспертиза проектов правовых актов - исследование, проводимое лицами, обладающими специальными познаниями, в целях оценки качества проектов правовых актов и определения возможных последствий их принятия (издания) и реализации. 2. В зависимости от предмета исследования могут проводиться правовая, лингвистическая, антикоррупционная, экологическая, финансовая, криминологическая и иные виды экспертиз проектов правовых актов, а также комплексная экспертиза проектов правовых актов с участием лиц, обладающих познаниями в различных областях научного знания. 3. В органах государственной власти по всем проектам правовых актов проводятся лингвистическая и правовая экспертизы. Антикоррупционная экспертиза проводится в случаях, установленных федеральным законодательством и настоящим Законом. Иные виды экспертиз проводятся в порядке и случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, а также по решению органа государственной власти (должностного лица). 4. Органы государственной власти вправе за счет средств бюджета города Москвы в соответствии с федеральным законодательством привлекать независимых экспертов, научные учреждения, высшие учебные заведения, иные организации для проведения внешней, в том числе научной, экспертизы проектов правовых актов. Внешнюю экспертизу проектов правовых актов проводят эксперты, не принимавшие участия в их разработке. Статья 14. Лингвистическая и правовая экспертизы проектов правовых актов 1. Лингвистическая экспертиза проектов правовых актов - исследование, направленное на оценку текстов проектов правовых актов на предмет их соответствия нормам современного русского литературного языка с учетом функционально-стилистических особенностей юридических текстов, устранение орфографических, пунктуационных ошибок. 2. Правовая экспертиза проектов правовых актов - исследование, направленное на определение соответствия проектов правовых актов общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, правовым актам более высокой юридической силы, требованиям юридической техники. 3. Лингвистическая и правовая экспертизы внесенных в Московскую городскую Думу проектов законов города Москвы, проектов постановлений Московской городской Думы, поправок к ним проводятся в порядке, установленном Московской городской Думой. 4. Лингвистическая и правовая экспертизы проектов правовых актов Мэра Москвы, Правительства Москвы, заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы, заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы проводятся в порядке, установленном Правительством Москвы. Статья 15. Независимая экспертиза проектов правовых актов 1. Независимая экспертиза проектов правовых актов - исследование проектов правовых актов, обнародованных через средства массовой информации либо официальные сайты органов государственной власти, проводимое гражданами, их объединениями, юридическими лицами за счет собственных и (или) привлеченных средств. 2. Заключение, подготовленное по результатам проведения независимой экспертизы проекта правового акта и направленное в орган государственной власти (должностному лицу), который разработал проект правового акта и (или) уполномочен на его принятие (издание), подлежит рассмотрению, если оно поступило в орган государственной власти (должностному лицу) до принятия (издания) соответствующего правового акта. 3. Результаты рассмотрения заключения, подготовленного по результатам проведения независимой экспертизы проекта правового акта, в том числе неучтенные замечания с обоснованием их отклонения, излагаются в пояснительной записке к проекту соответствующего правового акта либо в иных материалах, прилагаемых к нему. 4. Независимая антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится в порядке, установленном статьей 17 настоящего Закона. Статья 16. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов 1. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов (далее - антикоррупционная экспертиза) - исследование, направленное на выявление и устранение в проектах нормативных правовых актов положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. 2. Антикоррупционная экспертиза проводится уполномоченным структурным подразделением Аппарата Московской городской Думы в отношении внесенных в Московскую городскую Думу: 1) проектов законов города Москвы; 2) проектов постановлений Московской городской Думы, предусматривающих внесение проектов федеральных законов на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы; 3) поправок к проектам законов города Москвы, а также к проектам постановлений Московской городской Думы, указанным в пункте 2 настоящей части. 3. Антикоррупционная экспертиза проводится уполномоченным структурным подразделением Аппарата Мэра и Правительства Москвы в отношении проектов нормативных правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы. Антикоррупционная экспертиза проектов иных правовых актов может проводиться органами исполнительной власти города Москвы и (или) структурными подразделениями Аппарата Мэра и Правительства Москвы. 4. Антикоррупционная экспертиза в органах государственной власти проводится в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации. 5. Заключение, составленное по результатам проведения антикоррупционной экспертизы, должно содержать указания на наличие или отсутствие в проекте нормативного правового акта положений, которые могут способствовать созданию условий для проявлений коррупции, с соответствующими обоснованиями, а также рекомендации по их устранению. 6. Заключение, составленное по результатам проведения антикоррупционной экспертизы, может являться частью заключения, подготовленного по результатам проведения правовой экспертизы соответствующего проекта нормативного правового акта. 7. Положения проекта нормативного правового акта, которые могут способствовать созданию условий для проявлений коррупции, до его принятия (издания) устраняются органом государственной власти (должностным лицом), который разработал проект нормативного правового акта и (или) уполномочен на его принятие (издание). 8. К проекту нормативного правового акта, вносимому на рассмотрение органа государственной власти (должностного лица), уполномоченного на его принятие (издание), прилагаются все заключения, подготовленные по результатам проведения антикоррупционных экспертиз данного проекта нормативного правового акта, в том числе независимых антикоррупционных экспертиз. Неучтенные замечания с обоснованием их отклонения указываются в пояснительной записке к проекту нормативного правового акта либо в иных материалах, прилагаемых к нему. Статья 17. Независимая антикоррупционная экспертиза 1. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится физическими и юридическими лицами, аккредитованными в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке за счет собственных и (или) привлеченных средств. 2. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится в отношении: 1) проектов законов города Москвы; 2) проектов постановлений Московской городской Думы, предусматривающих внесение проектов федеральных законов на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы; 3) поправок к проектам законов города Москвы, а также к проектам постановлений Московской городской Думы, указанным в пункте 2 настоящей части; 4) проектов нормативных правовых актов Мэра Москвы, Правительства Москвы. 3. Независимая антикоррупционная экспертиза не проводится в отношении проектов нормативных правовых актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. 4. Независимую антикоррупционную экспертизу не могут проводить физические и юридические лица, принимавшие участие в разработке проекта нормативного правового акта, а также организации, находящиеся в ведении органа государственной власти, который разработал соответствующий проект. 5. В целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекты нормативных правовых актов, указанные в пунктах 1-3 части 2 настоящей статьи, размещаются на официальном сайте Московской городской Думы в день внесения соответствующего проекта в Московскую городскую Думу, а проекты нормативных правовых актов, указанные в пункте 4 части 2 настоящей статьи, - на официальном сайте Правительства Москвы в день направления проекта на согласование в органы исполнительной власти города Москвы (структурные подразделения Аппарата Мэра и Правительства Москвы). 6. Срок, в течение которого принимаются заключения, подготовленные по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, указанных в пунктах 1-3 части 2 настоящей статьи, определяется Московской городской Думой, но не может быть меньше установленного Московской городской Думой срока представления поправок к соответствующему проекту. 7. Срок, в течение которого принимаются заключения, подготовленные по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, указанных в пункте 4 части 2 настоящей статьи, определяется органом исполнительной власти города Москвы (структурным подразделением Аппарата Мэра и Правительства Москвы), который разработал соответствующий проект, но не может быть меньше 15 календарных дней со дня его размещения на официальном сайте Правительства Москвы (не считая нерабочих праздничных дней). 8. По результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы составляется заключение в соответствии с требованиями части 5 статьи 16 настоящего Закона. 9. Заключения, подготовленные по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, указанных в пунктах 1-3 части 2 настоящей статьи, направляются в Московскую городскую Думу. Заключения, подготовленные по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, указанных в пункте 4 части 2 настоящей статьи, направляются в орган исполнительной власти города Москвы (структурное подразделение Аппарата Мэра и Правительства Москвы), который разработал соответствующий проект. Заключения могут быть направлены по почте либо в виде электронного документа или переданы курьерским способом. 10. Заключения, подготовленные по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, рассматриваются в порядке, установленном федеральным законодательством и частями 7 и 8 статьи 16 настоящего Закона, и размещаются в открытом доступе на официальном сайте Правительства Москвы или официальном сайте Московской городской Думы. 11. Заключения, подготовленные по результатам антикоррупционной экспертизы физическими и юридическими лицами, не аккредитованными в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, и направленные в орган государственной власти (должностному лицу), рассматриваются в соответствии с федеральным законодательством о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации. Глава 5. ПРИНЯТИЕ (ИЗДАНИЕ), ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ, ОФИЦИАЛЬНОЕ ОПУБЛИКОВАНИЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ. ДЕЙСТВИЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ. ИЗМЕНЕНИЕ, ПРИЗНАНИЕ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ОТМЕНА ПРАВОВЫХ АКТОВ Статья 18. Порядок принятия (издания) правовых актов 1. Принятие Устава города Москвы, законов города Москвы, постановлений Московской городской Думы осуществляется в порядке, установленном Уставом города Москвы, Законом города Москвы от 14 декабря 2001 года N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы". 2. Принятие законов города Москвы жителями города Москвы на референдумах города Москвы осуществляется в порядке, установленном Законом города Москвы от 18 апреля 2007 года N 11 "О референдумах в городе Москве". 3. Принятие решений Уставного суда города Москвы осуществляется в порядке, установленном Законом города Москвы от 13 февраля 2002 года N 10 "Об Уставном суде города Москвы". 4. Принятие (издание) правовых актов Мэра Москвы, Правительства Москвы, заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы, заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы осуществляется в соответствии с Уставом города Москвы, Законом города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", иными правовыми актами города Москвы. Статья 19. Официальное опубликование правовых актов 1. Нормативные правовые акты (за исключением нормативных правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне) подлежат официальному опубликованию не позднее 15 календарных дней со дня их подписания уполномоченным должностным лицом, если иное не установлено законом города Москвы. 2. Днем официального опубликования правового акта является дата первой публикации его полного текста в официальном издании органа государственной власти. Если текст правового акта публикуется частями, днем его официального опубликования является дата публикации последней части правового акта. В случае если правовой акт вступает в силу через определенный срок с момента его официального опубликования, в указанный срок не включается день официального опубликования правового акта. 3. Законы города Москвы и постановления Московской городской Думы публикуются в официальном издании Московской городской Думы - "Ведомости Московской городской Думы", а законы города Москвы, кроме того, - в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы, указанных в части 4 настоящей статьи. Законы города Москвы, принятые на референдуме города Москвы, также публикуются в официальном издании Московской городской избирательной комиссии - "Вестник Московской городской избирательной комиссии". Электронная версия официального издания Московской городской Думы "Ведомости Московской городской Думы", размещенная на официальном сайте Московской городской Думы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, является официальным электронным изданием Московской городской Думы. 4. Правовые акты Мэра Москвы, Правительства Москвы, заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы, заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы публикуются в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и газете "Тверская, 13". 5. Решения Уставного суда города Москвы подлежат официальному опубликованию в официальных изданиях Московской городской Думы, Мэра и Правительства Москвы, а также в официальном издании Уставного суда города Москвы - "Бюллетень Уставного суда города Москвы" в порядке, установленном Законом города Москвы от 13 февраля 2002 года N 10 "Об Уставном суде города Москвы". 6. В случае если при официальном опубликовании правового акта допущены расхождения с текстом подлинника правового акта, то в десятидневный срок со дня их обнаружения в том же издании должны быть опубликованы извещение об исправлении ошибок и редакция правового акта, соответствующая тексту его подлинника. 7. Исправление ошибок в подлиннике правового акта осуществляется путем внесения изменений в данный правовой акт принявшим (издавшим) его органом государственной власти (должностным лицом). Статья 20. Порядок вступления в силу правовых актов 1. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования. 2. Закон города Москвы вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, если иное не предусмотрено в самом законе. 3. Решение Уставного суда города Москвы вступает в силу немедленно после его провозглашения. 4. Постановление Московской городской Думы вступает в силу не ранее чем со дня его официального опубликования, если иное не указано в самом постановлении Московской городской Думы. 5. Указы Мэра Москвы и постановления Правительства Москвы вступают в силу не ранее чем со дня их официального опубликования либо не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования в случае, указанном в части 1 настоящей статьи. 6. Распоряжения Мэра Москвы, Правительства Москвы, заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы, распоряжения и приказы заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы вступают в силу со дня их подписания, если иное не указано в самом правовом акте. 7. Правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, вступают в силу со дня их подписания. 8. Если отдельные положения правового акта вступают в силу в ином порядке или с иной даты, чем правовой акт в целом, такой порядок или такая дата должны быть указаны в тексте самого правового акта. 9. Если правовой акт не опубликован официально до указанной в нем даты вступления в силу, то правовой акт вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования, за исключением случаев, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи. 10. Правовые акты о налогах и сборах вступают в силу в порядке, установленном федеральным законодательством. Статья 21. Действие правовых актов 1. Действие правовых актов распространяется на территорию города Москвы, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, правовыми актами города Москвы. 2. Правовые акты вступают в силу одновременно на всей территории города Москвы, если иное не указано в соответствующем правовом акте. 3. Правовые акты действуют неопределенное время, если иной срок не установлен в самом правовом акте. Действие отдельных положений правового акта может быть ограничено конкретным сроком или событием, если это оговаривается в правовом акте. 4. Действие правовых актов не распространяется на отношения, возникшие до их вступления в силу, если самим правовым актом не установлено иное. 5. Придание правовому акту обратной силы не допускается: 1) если правовой акт устанавливает или усиливает юридическую ответственность; 2) если правовой акт вводит новые налоги, иные обязательные платежи либо иным образом ухудшает положение налогоплательщиков и (или) иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, снижает уровень социальных и иных гарантий либо иным образом ухудшает положение граждан; 3) в иных случаях, установленных федеральным законодательством или законодательством города Москвы. 6. Органы государственной власти (должностные лица) обязаны привести правовые акты в соответствие с принятым (изданным) правовым актом более высокой юридической силы в течение шести месяцев со дня вступления его в силу, если иное не предусмотрено соответствующим правовым актом. Статья 22. Принципы разрешения коллизий правовых актов 1. Коллизиями правовых актов являются противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения, а также между положениями одного и того же правового акта. 2. В случае возникновения коллизий правовых актов действует правовой акт более высокой юридической силы в соответствии со статьей 4 настоящего Закона. 3. При коллизии правовых актов одинаковой юридической силы применяется правовой акт, принятый позднее, с учетом требований части 4 настоящей статьи. 4. При коллизии между общими и специальными правовыми актами одинаковой юридической силы действуют специальные правовые акты, если иное не установлено правовыми актами. Специальным правовым актом признается правовой акт, содержащий изъятие из общего правового акта. 5. При коллизии между общими и специальными положениями одного правового акта действуют специальные положения. Специальным положением признается положение правового акта, содержащее изъятие из действия общего положения. 6. В случае коллизии между правовыми актами, принятыми органами исполнительной власти города Москвы одного уровня, применяется правовой акт органа исполнительной власти города Москвы, специально уполномоченного Правительством Москвы на регулирование соответствующей области общественных отношений. Статья 23. Внесение изменений в правовые акты, приостановление их действия 1. В правовые акты вносятся изменения правовыми актами того же вида и того же органа государственной власти (должностного лица), принявшего (издавшего) правовые акты, в которые необходимо внести изменения. 2. В закон города Москвы, принятый на референдуме города Москвы, могут вноситься изменения другим законом города Москвы, принятым на референдуме города Москвы, но не ранее чем через два года после принятия соответствующего закона. 3. В закон города Москвы, принятый на референдуме города Москвы, могут вноситься изменения другим законом города Москвы, но не ранее чем через пять лет после принятия соответствующего закона, если иной порядок внесения изменений не установлен законом города Москвы, принятым на референдуме города Москвы. 4. Действие правовых актов или их отдельных положений может быть приостановлено на определенный срок, до наступления определенного события или на неопределенный срок правовыми актами того же вида и того же органа государственной власти (должностного лица), принявшего (издавшего) правовые акты, действие которых или действие отдельных положений которых необходимо приостановить, за исключением случаев, указанных в части 6 настоящей статьи. 5. Действие закона города Москвы, принятого на референдуме города Москвы, или его отдельных положений может быть приостановлено путем принятия закона города Москвы на референдуме города Москвы, но не ранее чем через два года после принятия соответствующего закона города Москвы. Действие закона города Москвы, принятого на референдуме города Москвы, или его отдельных положений может быть приостановлено законом города Москвы, но не ранее чем через пять лет со дня принятия соответствующего закона города Москвы на референдуме города Москвы, если иной порядок приостановления действия не указан в законе города Москвы, принятом на референдуме города Москвы. 6. Действие распоряжений заместителей Мэра Москвы, приказов и распоряжений заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы, их отдельных положений может быть приостановлено распоряжением Правительства Москвы. 7. Если действие правовых актов или их отдельных положений было приостановлено на определенный срок или до наступления определенного события, то правовые акты или их отдельные положения вступают в силу на следующий день после окончания определенного срока или наступления определенного события соответственно. Если действие правовых актов или их отдельных положений было приостановлено на неопределенный срок, то правовые акты или их отдельные положения вводятся в действие путем принятия (издания) другого правового акта. 8. Если при разработке правовых актов выявились необходимость внесения существенных изменений в ранее изданные правовые акты или наличие по одному и тому же вопросу нескольких актов, то в целях их упорядочения разрабатывается единый новый правовой акт. В проект такого правового акта включаются новые положения, а также положения, содержащиеся в ранее изданных правовых актах и сохраняющие свою силу. Статья 24. Признание утратившими силу правовых актов, их отмена 1. Правовые акты или их отдельные положения утрачивают силу в случаях: 1) истечения срока действия правовых актов или их отдельных положений; 2) вступления в силу новых правовых актов, содержащих положения, регулирующие те же отношения, что и действующие правовые акты; 3) вступления в законную силу решения суда о признании правовых актов либо их отдельных положений противоречащими Конституции Российской Федерации, Уставу города Москвы; 4) в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы. 2. Признание правовых актов или их отдельных положений утратившими силу осуществляется правовыми актами того же вида и того же органа государственной власти (должностного лица), принявшего (издавшего) исходные правовые акты, за исключением случаев, установленных частью 4 настоящей статьи. 3. Закон города Москвы, принятый на референдуме города Москвы, может быть признан утратившим силу другим законом города Москвы, принятым на референдуме города Москвы, но не ранее чем через два года после принятия соответствующего закона. Закон города Москвы, принятый на референдуме города Москвы, может быть признан утратившим силу другим законом города Москвы, но не ранее чем через пять лет со дня принятия соответствующего закона города Москвы на референдуме города Москвы, если иной порядок признания его утратившим силу не установлен законом города Москвы, принятым на референдуме города Москвы. 4. Распоряжения Правительства Москвы, распоряжения заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы, приказы и распоряжения заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, приказы и распоряжения органов исполнительной власти города Москвы отменяются распоряжением Мэра Москвы, если указанные правовые акты не соответствуют Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Уставу города Москвы, законам города Москвы, иным правовым актам города Москвы более высокой юридической силы либо их выполнение не обеспечено финансовыми или материальными ресурсами. Распоряжения заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы, приказы и распоряжения заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы могут быть отменены распоряжениями Правительства Москвы. 5. В случае признания утратившими силу правовых актов одновременно должны признаваться утратившими силу те правовые акты или их отдельные положения, которыми вносились изменения в правовые акты, признанные утратившими силу. 6. Признание утратившими силу правовых актов или их отдельных положений, которыми были признаны утратившими силу иные правовые акты или их отдельные положения, не влечет восстановления действия последних. 7. В случае если правовые акты не вступили в силу, они могут быть отменены в порядке, установленном настоящей статьей. Правовые акты отменяются также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами и законами города Москвы. Глава 6. УЧЕТ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ХРАНЕНИЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ Статья 25. Учет правовых актов 1. Правовые акты подлежат государственному систематизированному учету, который включает в себя централизованный сбор и регистрацию правовых актов, создание и поддержание в контрольном состоянии их фондов и официальную централизованную информацию о правовых актах. 2. В целях осуществления государственного систематизированного учета нормативных правовых актов ведется Реестр нормативных правовых актов города Москвы, содержащий сведения о: 1) названии, дате принятия и номере нормативного правового акта, дате и источниках его официального опубликования, дате вступления нормативного правового акта в силу; 2) каждом изменении нормативного правового акта, включая данные о нормативном правовом акте, которым внесено изменение; 3) дате утраты силы нормативным правовым актом, включая данные о нормативном правовом акте, которым прекращено его действие; 4) судебных решениях по делам об оспаривании нормативного правового акта. 3. Реестр нормативных правовых актов города Москвы ведется в порядке, установленном Правительством Москвы. Статья 26. Систематизация правовых актов 1. Правовые акты подлежат систематизации, которая представляет собой деятельность по упорядочению правовых актов, приведению их в единую внутренне согласованную систему на основании утвержденного Мэром Москвы классификатора правовых актов. 2. В целях систематизации правовых актов нормативные правовые акты и отдельные нормативные положения правовых актов включаются в Собрание действующего законодательства города Москвы. 3. Органы государственной власти (должностные лица) регулярно проводят анализ правовых актов и определяют меры по их совершенствованию. 4. Правовые акты подлежат изменению либо признанию утратившими силу, если они: 1) фактически утратили силу; 2) невостребованы или неприменимы на практике; 3) признаны неэффективными по результатам правового мониторинга; 4) не соответствуют федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, правовым актам города Москвы более высокой юридической силы. Статья 27. Хранение подлинников правовых актов 1. Подлинники правовых актов хранятся в архивах органов государственной власти, куда они передаются в течение 30 календарных дней со дня их официального опубликования. 2. Правила и сроки хранения подлинников правовых актов определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. Глава 7. МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВЫХ АКТОВ. ПРАВОВОЙ МОНИТОРИНГ Статья 28. Распространение информации о правовых актах 1. Граждане и юридические лица вправе получать информацию о правовых актах (за исключением правовых актов, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну) в письменной, электронной и устной формах в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. 2. Тексты законов города Москвы и постановлений Московской городской Думы размещаются на официальном сайте Московской городской Думы. 3. Тексты нормативных правовых актов Мэра Москвы, Правительства Москвы размещаются на официальном сайте Правительства Москвы. 4. Тексты правовых актов органов исполнительной власти города Москвы могут размещаться на официальных сайтах соответствующих органов исполнительной власти города Москвы. 5. Органы государственной власти (должностные лица) вправе давать разъяснения правовых актов по вопросам, относящимся к их компетенции. Статья 29. Обеспечение реализации правовых актов 1. Органы государственной власти (должностные лица) обеспечивают правильную и последовательную реализацию правовых актов, соблюдение принципа законности в применении правовых актов. 2. В случае если правовым актом прямо предусмотрено принятие (издание) в его развитие иных правовых актов, то они должны быть приняты (изданы) в течение шести месяцев со дня вступления в силу правового акта, если иное не предусмотрено соответствующим правовым актом. 3. Одновременно с официальным опубликованием закона города Москвы Аппаратом Мэра и Правительства Москвы формируется перечень мероприятий по реализации данного закона с указанием конкретных сроков и исполнителей. Статья 30. Понятие, цели и способы осуществления правового мониторинга 1. Правовой мониторинг - систематический анализ и оценка реализации правовых актов, состояния отдельных сфер правового регулирования в городе Москве. 2. Правовой мониторинг осуществляется органами государственной власти с привлечением общественных объединений, научных организаций, граждан в порядке, установленном настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы. 3. Правовой мониторинг проводится в целях: 1) совершенствования правовых актов; 2) совершенствования процесса правотворчества; 3) обеспечения реализации правовых актов, выявления невостребованных или неприменимых на практике положений правовых актов; 4) изучения мнения органов государственной власти, граждан, юридических лиц по вопросам актуальности, реализации и применения правовых актов. 4. Правовой мониторинг осуществляется путем: 1) проведения экспертиз правовых актов; 2) аналитического обобщения данных правоприменительной и судебной практики о действии правовых актов; 3) проведения опросов общественного мнения по поводу содержания и действия правовых актов; 4) аналитического обобщения обращений граждан и их объединений в органы государственной власти по вопросам, затрагивающим действие правовых актов; 5) обмена между органами государственной власти информацией (сведениями) о действии правовых актов; 6) анализа и ведения учета судебных актов по делам об оспаривании правовых актов; 7) использования иных способов, не противоречащих федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам города Москвы. Статья 31. Результаты правового мониторинга 1. По результатам правового мониторинга органами государственной власти готовятся информационно-аналитические материалы о состоянии законодательства города Москвы, необходимости принятия новых правовых актов, внесения изменений в правовые акты или признании их утратившими силу. 2. Указанные в части 1 настоящей статьи материалы публикуются в официальных изданиях Московской городской Думы, Мэра и Правительства Москвы, а также размещаются на официальных сайтах Московской городской Думы, Правительства Москвы. 3. Результаты правового мониторинга учитываются при планировании правотворчества и разработке проектов законов города Москвы и иных правовых актов. 4. Переданные в органы государственной власти (должностным лицам) результаты правового мониторинга, проведенного гражданами, их объединениями, юридическими лицами, носят рекомендательный характер. Глава 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 32. Признание утратившими силу правовых актов ликвидированных органов государственной власти города Москвы советского периода 1. Правовые акты, принятые Московским Советом рабочих и солдатских депутатов, Московским Советом рабочих и красноармейских депутатов, Московским Советом рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, Московским городским Советом рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, Московским городским Советом депутатов трудящихся, Московским городским Советом народных депутатов, Малым Советом Московского городского Совета народных депутатов, могут быть признаны утратившими силу указами Мэра Москвы. 2. Правовые акты, принятые исполнительным комитетом Моссовета, а также принятые (изданные) органами исполнительной власти, действовавшими на территории города Москвы в период с 1918 по 1992 год, могут быть признаны утратившими силу постановлениями Правительства Москвы. Статья 33. Правопреемство в отношении принятых (изданных) правовых актов 1. В случае реорганизации органа исполнительной власти города Москвы, наделенного правом принимать (издавать) правовые акты, к правопреемнику в пределах его компетенции вместе с правом принимать (издавать) правовые акты переходят полномочия по изменению и прекращению действия ранее принятых (изданных) правовых актов. 2. В случае ликвидации органа исполнительной власти города Москвы (упразднения должности должностного лица) или реорганизации органа исполнительной власти города Москвы, при которой правопреемник не наделяется правом принимать (издавать) соответствующие правовые акты, полномочия по изменению и прекращению действия ранее принятых (изданных) указанным органом (должностным лицом) правовых актов переходят к вышестоящему либо иному уполномоченному Правительством Москвы органу исполнительной власти города Москвы (должностному лицу). 3. Изменение статуса органа исполнительной власти города Москвы (должностного лица), который принимает (издает) соответствующие правовые акты, не влечет прекращения действия ранее принятых (изданных) правовых актов. 4. В случае переименования органа исполнительной власти города Москвы или его реорганизации путем слияния, присоединения, преобразования, которые влекут изменение наименования этого органа, правовые акты, содержащие прежнее наименование, подлежат изменению в части переименования данного органа. До внесения таких изменений действие правовых актов, содержащих прежнее наименование, распространяется на переименованный (вновь образованный) орган исполнительной власти города Москвы в полном объеме. 5. В случае реорганизации органа исполнительной власти города Москвы путем его разделения или выделения из его состава одного или нескольких органов исполнительной власти города Москвы в решении о реорганизации должно предусматриваться разделение полномочий, позволяющее определить, действие каких правовых актов и в каком объеме распространяется на вновь созданные органы исполнительной власти города Москвы. 6. Информирование соответствующих органов государственной власти об устаревших наименованиях, сохранившихся в соответствующих правовых актах, осуществляется Аппаратом Мэра и Правительства Москвы. 7. Правовые акты руководителей органов исполнительной власти города Москвы, изданные до 1 июля 2009 года, могут быть изменены или признаны утратившими силу правовыми актами соответствующих органов исполнительной власти города Москвы. Статья 34. Вступление настоящего Закона в силу 1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, за исключением статьи 25 и части 1 статьи 26 настоящего Закона. 2. Статья 25 и часть 1 статьи 26 вступают в силу с 1 июля 2010 года. Мэр Москвы Ю.М. Лужков Москва, Московская городская Дума 8 июля 2009 г. N 25 |