О ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЕ "ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕЕ ДОМОСТРОЕНИЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2010-2014 ГГ. И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2020 ГОДА" (РЕДАКЦИЯ НА 12.10.2010). Постановление. Правительство Москвы. 09.06.09 536-ПП


Страницы: 1  2  3  


|МВт                                     |         |         |
|----------------------------------------|---------|---------|
|Суммарная экономия природного газа,     |    442,3|   1469,3|
|млн. куб. м                             |         |         |
|----------------------------------------|---------|---------|
|Суммарное сокращение выбросов в         |    884,7|   2938,6|
|атмосферу диоксида углерода и других    |         |         |
|вредных веществ, тыс. т                 |         |         |
|----------------------------------------|---------|---------|
|Ожидаемая экономия капвложений в        |     38,9|    122,4|
|инфраструктуру города, млрд. руб.       |         |         |
|----------------------------------------|---------|---------|
|В том числе:                            |         |         |
|----------------------------------------|---------|---------|
|экономия капвложений в теплогенерирующие|     18,6|     59,9|
|мощности и сети                         |         |         |
|----------------------------------------|---------|---------|
|экономия капвложений в                  |     20,3|     62,6|
|электрогенерирующие мощности и сети     |         |         |
|----------------------------------------|---------|---------|
|Ожидаемый экономический эффект от       |      4,4|     14,7|
|экономии энергии у потребителей, млрд.  |         |         |
|руб.                                    |         |         |
|----------------------------------------|---------|---------|
|Стоимость сэкономленных квот на выбросы |      0,3|      1,0|
|СО , млрд. руб.                         |         |         |
|  2                                     |         |         |
--------------------------------------------------------------

     Таким образом,  реализация  Программы  позволит  бюджету   города
Москвы сэкономить к 2020 году 122,4 млрд. рублей, а населению около 15
млрд.  рублей  в  ценах  первого  квартала   2009   года.   При   этом
экологическая  составляющая эффективности Программы может достигнуть к
2020 году 1 млрд.  рублей только от реализации сэкономленных  квот  на
выбросы СО .
          2
     В таблице    3-6    приведены    целевые    удельные   показатели
энергетической эффективности  объектов  капитального  строительства  в
городе  Москве  на  2010-2014  гг.  и  на  перспективу  до  2020 года,
применяемые при проектировании,  новом строительстве,  реконструкции и
капитальном  ремонте  жилых  и  общественных  зданий.  При капитальном
ремонте жилых зданий удельные показатели энергетической эффективности,
установленные   в   таблице   3-6,   применяются  только  при  наличии
технической возможности их достижения  без  отселения  жителей  и  без
реконструкции здания.

                                                           Таблица 3-6


       ЦЕЛЕВЫЕ УДЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
         ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ
            НА 2010-2014 ГГ. И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2020 ГОДА

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|N     | Наименование удельного  | Базовое        | Действующий   | Нормируемое       | Нормируемое       | Нормируемое       |
|      | показателя              | удельное       | норматив для  | значение          | значение          | значение          |
|      |                         | потребление    | нового        | <**>,             | <**>,             | <**>,             |
|      |                         | тепловой   и   | строительства,| устанавливаемое с | устанавливаемое с | устанавливаемое с |
|      |                         | электрической  | капремонта и  | 01.10.2010        | 01.01.2016        | 01.01.2020        |
|      |                         | энергии        | реконструкции |                   |                   |                   |
|      |                         | существующими  | <*> на        |                   |                   |                   |
|      |                         | жилым и        | 01.07.2010    |                   |                   |                   |
|      |                         | общественно-   |               |                   |                   |                   |
|      |                         | деловым фондами|               |                   |                   |                   |
|      |                         | г. Москвы на   |               |                   |                   |                   |
|      |                         | 01.01.2008     |               |                   |                   |                   |
|------|-------------------------|----------------|---------------|-------------------|-------------------|-------------------|
|  1   |            2            |        3       |       4       |      5            |      6            |      7            |
|------|-------------------------|----------------|---------------|-------------------|-------------------|-------------------|
|1.    | Жилые здания <***>      |                |               |                   |                   |                   |
|------|-------------------------|----------------|---------------|-------------------|-------------------|-------------------|
|1.1.  | Удельное потребление    |       340      |      215      |     160           |     130           |      86           |
|      | энергии на отопление,   |                |               |                   |                   |                   |
|      | вентиляцию,             |                |               |                   |                   |                   |
|      | кондиционирование,      |                |               |                   |                   |                   |
|      | горячее водоснабжение,  |                |               |                   |                   |                   |
|      | освещение <****> и      |                |               |                   |                   |                   |
|      | эксплуатацию            |                |               |                   |                   |                   |
|      | общедомового инженерного|                |               |                   |                   |                   |
|      | оборудования в          |                |               |                   |                   |                   |
|      | многоквартирных жилых   |                |               |                   |                   |                   |
|      | домах, кВтч/кв. м в     |                |               |                   |                   |                   |
|      | год <*****>             |                |               |                   |                   |                   |
|------|-------------------------|----------------|---------------|-------------------|-------------------|-------------------|
|1.1.1.| Снижение удельного      |         -      |        -      |      53           |      62           |     75            |
|      | потребления энергии на  |                |               |      --           |      --           |     --            |
|      | отопление, вентиляцию,  |                |               |      25           |      40           |     60            |
|      | кондиционирование,      |                |               |                   |                   |                   |
|      | горячее водоснабжение,  |                |               |                   |                   |                   |
|      | освещение и эксплуатацию|                |               |                   |                   |                   |
|      | общедомового инженерного|                |               |                   |                   |                   |
|      | оборудования в          |                |               |                   |                   |                   |
|      | многоквартирных жилых   |                |               |                   |                   |                   |
|      | домах, в % по отношению:|                |               |                   |                   |                   |
|      | - к базовому потреблению|                |               |                   |                   |                   |
|      | на 01.01.2008           |                |               |                   |                   |                   |
|      | (в числителе);          |                |               |                   |                   |                   |
|      | - к нормативному        |                |               |                   |                   |                   |
|      | потреблению на          |                |               |                   |                   |                   |
|      | 01.07.2010              |                |               |                   |                   |                   |
|      | (в знаменателе)         |                |               |                   |                   |                   |
|------|-------------------------|----------------|---------------|-------------------|-------------------|-------------------|
|1.2.  | Удельное потребление    |       340      |      215      |      80           |      65           |      43,5         |
|      | энергии на отопление,   |                |               |                   |                   |                   |
|      | вентиляцию,             |                |               |                   |                   |                   |
|      | кондиционирование,      |                |               |                   |                   |                   |
|      | горячее водоснабжение,  |                |               |                   |                   |                   |
|      | освещение и эксплуатацию|                |               |                   |                   |                   |
|      | общедомового инженерного|                |               |                   |                   |                   |
|      | оборудования в          |                |               |                   |                   |                   |
|      | многоквартирных жилых   |                |               |                   |                   |                   |
|      | домах низкого           |                |               |                   |                   |                   |
|      | энергопотребления,      |                |               |                   |                   |                   |
|      | кВтч/кв. м в год        |                |               |                   |                   |                   |
|------|-------------------------|----------------|---------------|-------------------|-------------------|-------------------|
|1.2.1.| Снижение удельного      |         -      |        -      |      76           |      81           |      87           |
|      | потребления энергии на  |                |               |      --           |      --           |      --           |
|      | отопление, вентиляцию,  |                |               |      63           |      70           |      80           |
|      | кондиционирование,      |                |               |                   |                   |                   |
|      | горячее водоснабжение,  |                |               |                   |                   |                   |
|      | освещение и эксплуатацию|                |               |                   |                   |                   |
|      | общедомового инженерного|                |               |                   |                   |                   |
|      | оборудования в          |                |               |                   |                   |                   |
|      | многоквартирных жилых   |                |               |                   |                   |                   |
|      | домах низкого           |                |               |                   |                   |                   |
|      | энергопотребления в % по|                |               |                   |                   |                   |
|      | отношению:              |                |               |                   |                   |                   |
|      | - к базовому потреблению|                |               |                   |                   |                   |
|      | на 01.01.2008           |                |               |                   |                   |                   |
|      | (в числителе);          |                |               |                   |                   |                   |
|      | - к нормативному        |                |               |                   |                   |                   |
|      | потреблению на          |                |               |                   |                   |                   |
|      | 01.07.2010              |                |               |                   |                   |                   |
|      | (в знаменателе)         |                |               |                   |                   |                   |
|------|-------------------------|----------------|---------------|-------------------|-------------------|-------------------|
|1.3.  | Удельное потребление    |       300      |      250      |     210           |     180           |     160           |
|      | воды жилыми зданиями,   |                |               |                   |                   |                   |
|      | л/чел. сут.             |                |               |                   |                   |                   |
|      |-------------------------|----------------|---------------|-------------------|-------------------|-------------------|
|      | - холодной воды         |       170      |      135      |     115           |      95           |      90           |
|      |-------------------------|----------------|---------------|-------------------|-------------------|-------------------|
|      | - горячей воды          |       130      |      115      |      95           |      85           |      70           |
|------|-------------------------|----------------|---------------|-------------------|-------------------|-------------------|
|2.    | Социальные и            |                |               |                   |                   |                   |
|      | общественно-деловые     |                |               |                   |                   |                   |
|      | здания <******>         |                |               |                   |                   |                   |
|------|-------------------------|----------------|---------------|-------------------|-------------------|-------------------|
|2.1.  | Удельное потребление    |       375      |      187      |     140           |     112           |      74           |
|      | энергии на отопление,   |                |               |                   |                   |                   |
|      | вентиляцию,             |                |               |                   |                   |                   |
|      | кондиционирование,      |                |               |                   |                   |                   |
|      | горячее водоснабжение,  |                |               |                   |                   |                   |
|      | освещение и эксплуатацию|                |               |                   |                   |                   |
|      | инженерного оборудования|                |               |                   |                   |                   |
|      | в социальных и          |                |               |                   |                   |                   |
|      | общественно-деловых     |                |               |                   |                   |                   |
|      | зданиях, кВтч/кв. м     |                |               |                   |                   |                   |
|      | в год                   |                |               |                   |                   |                   |
|------|-------------------------|----------------|---------------|-------------------|-------------------|-------------------|
|2.1.1.| Снижение удельного      |         -      |        -      |      63           |      70           |      80           |
|      | потребления энергии на  |                |               |      --           |      --           |      --           |
|      | отопление, вентиляцию,  |                |               |      25           |      40           |      60           |
|      | кондиционирование,      |                |               |                   |                   |                   |
|      | горячее водоснабжение,  |                |               |                   |                   |                   |
|      | освещение и эксплуатацию|                |               |                   |                   |                   |
|      | инженерного оборудования|                |               |                   |                   |                   |
|      | в социальных            |                |               |                   |                   |                   |
|      | и общественно-деловых   |                |               |                   |                   |                   |
|      | зданиях в % по          |                |               |                   |                   |                   |
|      | отношению:              |                |               |                   |                   |                   |
|      | - к базовому потреблению|                |               |                   |                   |                   |
|      | на 01.01.2008           |                |               |                   |                   |                   |
|      | (в числителе);          |                |               |                   |                   |                   |
|      | - к нормативному        |                |               |                   |                   |                   |
|      | потреблению на          |                |               |                   |                   |                   |
|      | 01.07.2010              |                |               |                   |                   |                   |
|      | (в знаменателе)         |                |               |                   |                   |                   |
|------|-------------------------|----------------|---------------|-------------------|-------------------|-------------------|
|2.2.  | Удельное потребление    |       375      |      187      |      70           |      56           |      37           |
|      | энергии на отопление,   |                |               |                   |                   |                   |
|      | вентиляцию,             |                |               |                   |                   |                   |
|      | кондиционирование,      |                |               |                   |                   |                   |
|      | горячее водоснабжение,  |                |               |                   |                   |                   |
|      | освещение и эксплуатацию|                |               |                   |                   |                   |
|      | инженерного оборудования|                |               |                   |                   |                   |
|      | в социальных и          |                |               |                   |                   |                   |
|      | общественно-деловых     |                |               |                   |                   |                   |
|      | зданиях низкого         |                |               |                   |                   |                   |
|      | энергопотребления,      |                |               |                   |                   |                   |
|      | кВтч/кв. м в год        |                |               |                   |                   |                   |
|------|-------------------------|----------------|---------------|-------------------|-------------------|-------------------|
|2.2.1.| Снижение удельного      |         -      |        -      |      81           |      85           |      90           |
|      | потребления энергии на  |                |               |      --           |      --           |      --           |
|      | отопление, вентиляцию,  |                |               |      62           |      70           |      80           |
|      | кондиционирование,      |                |               |                   |                   |                   |
|      | горячее водоснабжение,  |                |               |                   |                   |                   |
|      | освещение и эксплуатацию|                |               |                   |                   |                   |
|      | инженерного оборудования|                |               |                   |                   |                   |
|      | в социальных            |                |               |                   |                   |                   |
|      | и общественно-деловых   |                |               |                   |                   |                   |
|      | зданиях низкого         |                |               |                   |                   |                   |
|      | энергопотребления в % по|                |               |                   |                   |                   |
|      | отношению:              |                |               |                   |                   |                   |
|      | - к базовому потреблению|                |               |                   |                   |                   |
|      | на 01.01.2008           |                |               |                   |                   |                   |
|      | (в числителе);          |                |               |                   |                   |                   |
|      | - к нормативному        |                |               |                   |                   |                   |
|      | потреблению на          |                |               |                   |                   |                   |
|      | 01.07.2010              |                |               |                   |                   |                   |
|      | (в знаменателе)         |                |               |                   |                   |                   |
|------|-------------------------|----------------|---------------|-------------------|-------------------|-------------------|
|3.    | Удельное потребление    |       300      |      250      |     210           |     180           |     160           |
|      | воды социальными и      |                |               |                   |                   |                   |
|      | общественно-деловыми    |                |               |                   |                   |                   |
|      | зданиями, л/чел. сут.   |                |               |                   |                   |                   |
|      |-------------------------|----------------|---------------|-------------------|-------------------|-------------------|
|      | - холодной воды         |       170      |      135      |     115           |      95           |      90           |
|      |-------------------------|----------------|---------------|-------------------|-------------------|-------------------|
|      | - горячей воды          |       130      |      115      |      95           |      85           |      70           |
|------|-------------------------|----------------|---------------|-------------------|-------------------|-------------------|
|4.    | Стройиндустрия          |                |               |                   |                   |                   |
|------|-------------------------|----------------|---------------|-------------------|-------------------|-------------------|
|4.1.  | Рекомендуемое удельное  |       522      | Не нормируется|     390           |     315           |     260           |
|      | потребление энергии на  |                |               |                   |                   |                   |
|      | термообработку          |                |               |                   |                   |                   |
|      | железобетонных          |                |               |                   |                   |                   |
|      | конструкций, кВтч/куб. м|                |               |                   |                   |                   |
|      | продукции               |                |               |                   |                   |                   |
|------|-------------------------|----------------|---------------|-------------------|-------------------|-------------------|
|4.2.  | Рекомендуемое удельное  |       172      | Не нормируется|     130           |     105           |      86           |
|      | потребление энергии на  |                |               |                   |                   |                   |
|      | производство и монтаж   |                |               |                   |                   |                   |
|      | наружных ограждающих    |                |               |                   |                   |                   |
|      | конструкций (стен и     |                |               |                   |                   |                   |
|      | перекрытий), кВтч/кв. м |                |               |                   |                   |                   |
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <*>  В  действующих  нормативах  не  учитываются  годовые расходы
энергии на кондиционирование и освещение.
     <**>   Электроэнергия   (кроме   затрачиваемой   на   освещение),
потребляемая  в  часы пиковой нагрузки на энергосистему города Москвы,
учитывается с коэффициентом 1,5. Часы пиковой нагрузки с 7 до 10 часов
и с 17 до 21 часа.
     <***>   При   высотности   здания   менее   12   этажей  удельное
теплопотребление увеличивается на 4% при уменьшении высоты здания на 1
этаж,  а  при  площади  здания  в  пределах  300-1000  кв.  м удельное
теплопотребление  увеличивается  на  4% на каждые 100 кв. м уменьшения
площади здания (от 1000 кв. м).
     <****> Освещение общедомовых помещений.
     <*****>   Для   жилых  зданий  принимается  отапливаемая  площадь
квартир.
     <******> Значения показателей должны быть увеличены:
     - в 1,2 раза для зданий до трех этажей включительно, кроме того:
     - в  1,25  раза  для  административных,  общественных  и торговых
зданий с 1,5-сменным режимом работы;
     - в  1,4  раза  для  общественных  и  торговых зданий с 2-сменным
режимом работы;
     - в  1,6 раза для общественных и торговых зданий с круглосуточным
режимом работы и для зданий дошкольных учреждений и хосписов.

                     4. Основные задачи Программы

     Основные задачи Программы следующие:
     1.   Разработка   и  введение  в  действие  рыночных  механизмов,
стимулирующих    внедрение    в    городское    строительство    новых
энергоэффективных материалов, конструкций, технологий и оборудования и
содействующих  привлечению внебюджетных финансовых средств в городские
энергосберегающие    проекты,    включая   совершенствование   системы
подготовки  и проведения торгов при реализации инвестиционных проектов
в сфере энергосберегающего домостроения на территории города Москвы.
     2.   Повышение   энергетической   и  экологической  эффективности
продукции массового строительства.
     3.  Модернизация  системы  сертификации  и нормативно-технической
документации,  включая создание системы энергосберегающих стандартов в
строительном комплексе.
     4.  Развитие  экспериментального  проектирования и строительства,
включая  создание  и  введение  в  действие  механизмов  инновационной
стратегии  строительного  комплекса Москвы, предусматривающих натурную
апробацию  инновационных  энергоэффективных  материалов,  технологий и
оборудования на экспериментальных объектах.
     5.     Создание     системы    научно-технического    обеспечения
энергосберегающего домостроения и организация научно-исследовательских
и   опытно-конструкторских   разработок,   направленных   на  создание
энергоэффективных материалов, конструкций, технологий и оборудования.
     6. Создание системы обучения и подготовки кадров, а также системы
информационной   и   методической  поддержки  участников  Программы  и
населения в решении проблем экономии топливно-энергетических ресурсов.

                  5. Основные мероприятия Программы

       5.1. Мероприятия по модернизации нормативно-технической
        документации и системы сертификации, включая создание
                 системы энергосберегающих стандартов
                       в строительном комплексе

     Важнейшей     составляющей    рыночных    механизмов    внедрения
энергоэффективных  технологий и оборудования являются стандартизация и
сертификация в системе энергосбережения.
     Действующая  в  Москве система стандартизации энергопотребления и
энергосбережения должна соответствовать условиям рыночной экономики.
     Вместе  с  тем  нормируемые  сегодня  показатели  не охватывают в
полной  мере  проблем  энергосберегающего домостроения и не могут быть
использованы   в  качестве  технической  базы  нормативов  потребления
энергоресурсов в жилищном строительстве. Необходимо продолжение работы
по   разработке   и   определению   базы   в   области  стандартизации
энергетических  характеристик  помещений, зданий и сооружений, а также
инженерного  оборудования  зданий, направленных на обеспечение высокой
энергетической  эффективности  городского  строительства  и отвечающих
условиям перехода к рыночным отношениям в энергосбережении.
     Представляется  целесообразным,  чтобы  стандартизация охватывала
как  помещения площадью более 100 кв. м, так и здания в целом, а также
строительные   конструкции   зданий   и   сооружений,   их  инженерное
оборудование,   бытовые   приборы,   системы   освещения,   отопления,
вентиляции и пр. Объектами стандартизации энергетических характеристик
должны стать также теплоизоляционные и другие строительные материалы.
     Важным    направлением    энергосберегающей   политики   является
сертификация   вновь   выпускаемой   продукции   на   соответствие  ее
нормативным энергетическим характеристикам. На первом этапе в качестве
объектов  сертификации  должна  быть  определена  продукция  массового
производства:  теплоизоляционные  материалы, строительные конструкции,
отопительные  приборы,  светотехнические  изделия, энергоизмерительные
приборы, запорно-регулирующая арматура, электродвигатели.
     Первоочередные мероприятия по модернизации нормативно-технической
документации  и  системы сертификации, организовать выполнение которых
необходимо государственному заказчику-координатору, следующие:
     - сформировать  перечень  подлежащих  нормированию количественных
показателей  энергетической  эффективности  проектируемых и строящихся
зданий  на  2010-2014  гг.  и  на  перспективу  до  2020 года, включая
нормативы   по   теплозащите   наружных  ограждающих  конструкций,  по
электропотреблению    системами    кондиционирования    воздуха,    по
рекуперации,  утилизации  вторичных энергетических ресурсов и горячему
водоснабжению;
     - разработать      и      утвердить      порядок      организации
внутриведомственного  контроля  и  мониторинга подлежащих нормированию
количественных  показателей  энергетической  эффективности  зданий  на
2010-2014 гг. и на перспективу до 2020 года;
     - разработать  и представить на рассмотрение Правительства Москвы
проект    закона    города    Москвы    "О   региональных   нормативах
градостроительного  проектирования "Нормы и правила энергоэффективного
градостроительного  проектирования зданий на территории города Москвы"
для последующего внесения его в установленном порядке на утверждение в
Московскую городскую Думу;
     - сформировать   перечень   утверждаемых   Правительством  Москвы
инструкций  по  энергоэффективному проектированию зданий на территории
города   Москвы   для  последующего  их  включения  в  план  работ  по
формированию   нормативной   правовой  и  нормативно-технической  базы
энергоэффективного   градостроительного  и  архитектурно-строительного
проектирования для строительства зданий в городе Москве;
     - провести  энергетические  обследования  домов  - представителей
массовых   типовых   серий   и   представить  в  Правительство  Москвы
предложения по их энергетической санации или сносу.
     Кроме того, приоритетами этой группы мероприятий являются:
     1.  Вовлечение  в  систему  сертификации  строительного комплекса
стандартов  независимых  саморегулируемых  и общественных организаций,
профессиональных   ассоциаций  и  объединений.  Создание  и  оснащение
сертификационных  центров,  аккредитованных при строительном комплексе
города Москвы.
     2.  В  качестве  мероприятий по обеспечению соблюдения требований
энергетической  эффективности раздела 10 (1) проектной документации во
исполнение  постановления  Правительства  Российской  Федерации  от 13
апреля  2010  г.  N  235  "О  внесении изменений в положение о составе
разделов   проектной  документации  и  требованиях  к  их  содержанию"
предусмотреть   энергетический   паспорт  проекта  здания,  в  котором
приводятся  показатели  удельных годовых и расчетных расходов тепловой
энергии  на  отопление,  вентиляцию  и горячее водоснабжение, удельные
показатели  электрической  энергии  на  общедомовые  нужды, показатель
энергоэффективности  здания  в  целом  и  в  сравнении  с  нормируемым
значением   устанавливается   класс   энергетической  эффективности  с
расчетами, подтверждающими правильность приведенных показателей.
     3.    Введение    энергетических   обследований,   энергетической
паспортизации   и  системы  маркировки  энергоэффективности  зданий  и
помещений площадью больше 100 кв. м, включающей маркировку материалов,
конструкций и инженерного оборудования.
     4.  Разработка  и  введение  в  действие  нормативно-технического
обеспечения   проектирования,   монтажа  и  эксплуатации  механических
приточно-вытяжных    систем    вентиляции    с   утилизацией   теплоты
вентиляционных  выбросов,  теплонасосных  систем  теплохладоснабжения,
эффективных  отопительных приборов с регулируемой теплоотдачей, систем
автоматизированного учета и управления микроклиматом и т.д.

             5.2. Мероприятия по повышению энергетической
               и экологической эффективности продукции
                       массового строительства

     Среди   мероприятий  по  повышению  энергетической  эффективности
продукции массового строительства необходимо выделить следующие.
     1.   Разработка   и  внедрение  в  массовое  строительство  новых
энергоэффективных материалов, конструкций, технологий и оборудования.
     2.    Повышение    требований    к   приведенному   сопротивлению
теплопередаче балконных дверей и окон до уровня 0,8-1,0 град. кв. м/Вт
(сегодня 0,54) за счет активизации применения теплоотражающих покрытий
в  светопрозрачных  конструкциях,  максимального  ухода от алюминиевых
дистанционных   рамок,   максимального  использования  газонаполнения,
включая  криптон  и  его смеси с аргоном, а также применение вакуумных
стеклопакетов.
     3. Снижение годовых затрат на отопление и вентиляцию жилых зданий
до  уровня  75-80  кВтч/кв.  м  в год. В основном эти показатели будут
достигнуты    за    счет    повышения    сопротивления   теплопередаче
светопрозрачных  ограждающих  конструкций  (окон и балконных дверей) и
применения  новейших  технологий, утилизирующих (рекуперирующих) тепло
вентиляционных выбросов, в том числе и с помощью тепловых насосов.
     4.   Внедрение   при  проектировании  и  строительстве  зданий  и
сооружений  энергоэффективных  технологических и технических решений и
оборудования   активного  энергосбережения,  обеспечивающего  снижение
тепловой  нагрузки  зданий  на  городские  тепловые  сети, в том числе
механических приточно-вытяжных систем вентиляции с утилизацией теплоты
вентиляционных  выбросов,  теплонасосных систем теплоснабжения, систем
аккумулирования  тепловой энергии, эффективных отопительных приборов с
регулируемой    теплоотдачей,    систем    автоматизированного   учета
потребления энергоресурсов и управления микроклиматом и т.д.
     5.   Широкое   внедрение   в   проектирование   и   строительство
теплонасосных  систем  теплохладоснабжения  зданий и сооружений и иных
систем,  использующих  нетрадиционные возобновляемые источники энергии
(НВИЭ)  и  вторичные  энергетические  ресурсы  (ВЭР),  включая системы
подогрева  придомовых  площадок  для  снеготаяния,  системы  подогрева
тротуаров и т.д.
     6.      Повышение     энергетической     эффективности     систем
электроснабжения,  освещения  и  электрооборудования  зданий,  включая
экономию  электрической  энергии,  компенсацию  реактивной  мощности и
снижение пиковых электрических нагрузок здания.
     7.  Разработка  и  введение  в  действие нормативов и регламентов
холодоснабжения  жилых  и  общественных  зданий, включая требования по
снижению  летних  пиков  электрической нагрузки и регламенты оснащения
системами  кондиционирования  как  новых,  так и эксплуатируемых жилых
домов.
     8.   Создание   во  вновь  строящихся  жилых  зданиях  на  основе
общедомовых  и  индивидуальных  приборов  учета  потребления  тепловой
энергии,  холодного  и  горячего  водоснабжения, а также многотарифных
счетчиков  электрической  энергии  внутридомовых  интегральных систем,
обеспечивающих  обработку  и  автоматизированную  передачу  данных  об
объемах потребляемых ресурсов и выполнение мероприятий по комплексному
использованию  внутриквартальных  технологических систем связи от всех
инженерных   систем   здания   до   общегородской   системы,   включая
диспетчеризацию  инженерного оборудования, лифтов и подъемных платформ
для  маломобильных  групп населения; охранную и пожарную сигнализацию;
охрану  входов;  системы  безопасности  (видеонаблюдение  и экстренная
связь).
     9.  При  проведении  реконструкции  и  капитального ремонта жилых
домов:
     - установка  и модернизация общедомовых и индивидуальных приборов
учета    потребления    тепловой   энергии,   холодного   и   горячего
водоснабжения, а также многотарифных счетчиков электрической энергии;
     - создание    интегральных    систем    передачи   информации   и
присоединение   к   ним   ранее   построенных  систем  диспетчеризации
инженерного оборудования;
     - систем   учета   электроэнергии,  горячей  и  холодной  воды  и
выполнение мероприятий по комплексному использованию внутриквартальных
технологических систем связи;
     - подъемных платформ для маломобильных групп населения.
     10.  Организация  каналов  передачи  информации  (в  том числе по
внутриквартальным  технологическим  системам  связи) по многотарифному
учету   электропотребления   на   границе   балансовой  принадлежности
электросети потребителя и энергоснабжающей организации в общегородскую
систему.
     Перечисленные   в  пунктах  4  и  5  данного  раздела  технологии
активного энергосбережения и теплонасосные системы теплохладоснабжения
имеют  своей  целью  максимальное  вовлечение  в энергетический баланс
здания  нетрадиционных  источников энергии и вторичных энергоресурсов.
Применение  этих  технологий позволяет существенно сократить не только
затраты  энергии  на  подогрев  приточного  вентиляционного  воздуха и
горячего   водоснабжения  здания,  но  и  самым  существенным  образом
сократить тепловую нагрузку зданий.
     Экономия  электрической  энергии по пункту 6 будет достигаться за
счет  использования  контроллеров  и  новых эффективных светильников в
системах  освещения  квартир  и  общедомовых  помещений, использования
систем   компенсации   электрической  мощности  и  покрытия  тепловыми
насосами  части холодильной нагрузки систем кондиционирования зданий в
летнее время.
     Существующий  сегодня в строительном комплексе научно-технический
задел  позволяет  лишь  ускорить реализацию настоящей Программы, но не
исключает  необходимости  разработки,  создания и апробации в натурных
условиях    новых    энергоэффективных    технологий,   материалов   и
оборудования.

                Типовые энергосберегающие решения для
              домостроительных комбинатов и предприятий
                         строительной отрасли

     Повышение   энергетической   эффективности   продукции  массового
строительства  является приоритетным мероприятием настоящей Программы.
Очевидно,  что  успешная  реализация этого мероприятия возможна только
при  масштабном  участии  в  Программе  домостроительных  комбинатов и
ведущих предприятий строительной отрасли. Учитывая это обстоятельство,
в  Программе  представлены следующие типовые энергосберегающие решения
для домостроительных комбинатов предприятий строительной отрасли:
     1.  Повышение уровня теплозащиты наружных ограждающих конструкций
до 3,5 кв. м град./Вт за счет:
     - повышения тепловой однородности наружных стен;
     - освоения  выпуска  бетонных  панелей наружных стен с повышенной
теплозащитой;
     - применения  межпанельных  стыков  закрытого типа с уплотняющими
прокладками и герметизацией стыков мастикой.
     2.  Повышение  уровня  теплозащиты  балконных  дверей  и  окон  и
доведение   их  приведенного  сопротивления  теплопередаче  до  уровня
0,8-1,0 град. кв. м/Вт.
     3. Повышение уровня и качества теплозащиты покрытий и перекрытий,
включая  повышение  теплозащиты  и  долговечности кровель и кровельных
материалов и покрытий.
     4.  Повышение  энергетической  эффективности  систем отопления за
счет  применения  двухтрубных  отопительных  систем  с  горизонтальной
разводкой   и  эффективной  теплоизоляцией  трубопроводов,  оснащенных
термостатическими  вентилями  и  балансировочными  клапанами,  а также
применение  индивидуальных,  в  том  числе  и  поквартирных,  тепловых
пунктов,  оснащенных  автоматизированными системами управления и учета
потребления   энергоресурсов,   горячей   и   холодной  воды,  включая
применение  интегральной  автоматизированной системы учета потребления
энергоресурсов.
     5.  Организация  на  основе общедомовых и индивидуальных приборов
учета    потребления    тепловой   энергии,   холодного   и   горячего
водоснабжения,  а  также многотарифных счетчиков электрической энергии
внутридомовых   технических   средств,   обеспечивающих   обработку  и
автоматизированную  передачу данных об объемах потребляемых ресурсов с
выполнением   мероприятий   по   обеспечению   вывода   информации   в
общегородскую   систему   в  соответствии  с  техническими  условиями,
выдаваемыми специализированными организациями.
     6.  Снижение  потребления электроэнергии за счет установки систем
освещения общедомовых помещений, использующих энергосберегающие лампы,
оснащенные   датчиками   движения   и  освещенности,  а  также  систем
компенсации реактивной мощности.
     7.  Использование регулируемой вытяжной вентиляции с механическим
побуждением  и  с естественным притоком через вентиляционные клапаны в
окнах или наружных ограждающих конструкциях.
     8.  Использование  нетрадиционных  источников энергии и вторичных
энергоресурсов  в  системах  активного  энергосбережения,  в том числе
механических  приточно-вытяжных систем вентиляции, отопления, горячего
водоснабжения,  рекуперирующих  и утилизирующих теплоту вентиляционных
выбросов, канализационных стоков и т.д., в том числе и в теплонасосных
системах теплоснабжения.
     9.   Применение   энергоэффективных   технологий  холодоснабжения
зданий,  обеспечивающих  экономию  электроэнергии  и  снижение пиковых
электрических нагрузок в летнее время.
     Внедрение   в   массовое   строительство  результатов  выполнения
Программы будет осуществляться включением соответствующих требований в
задания  на  проектирование  и  контракты на строительство объектов по
городскому заказу.
     В  таблице  5-1 приведены результаты системного анализа ожидаемой
эффективности    применения   в   массовом   строительстве   различных
энергосберегающих технических решений.
     10.  Использование  и развитие конкурентных систем теплоснабжения
на   базе   встроенных,  пристроенных  и  крышных  автономных  газовых
котельных,  установок  когенерации  и тригенерации, квартирных газовых
теплогенераторов   и   систем   централизованного   теплоснабжения   с
поквартирными  теплообменниками,  а  также  систем  энергоснабжения на
основе топливных элементов.
     11.    Широкое    применение   гибридных   теплонасосных   систем
теплоснабжения многоэтажных зданий.

                                                           Таблица 5-1

          ОЖИДАЕМАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
         В МАССОВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ РАЗЛИЧНЫХ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ
                         ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

---------------------------------------------------------------------
|N    | Наименование технических решений                  |Экономия |
|п/п  |                                                   |энергии  |
|-----|---------------------------------------------------|---------|
|     | Здание                                            |         |
|-----|---------------------------------------------------|---------|
|1.   | Рациональная ориентация здания по сторонам света  |4-8%     |
|-----|---------------------------------------------------|---------|
|2.   | Устройство организованной инфильтрации наружного  |3-4%     |
|     | воздуха в межстекольном пространстве при тройном  |         |
|     | остеклении                                        |         |
|-----|---------------------------------------------------|---------|
|3.   | Использование стеклопакетов с i-покрытием         |5-7%     |
|-----|---------------------------------------------------|---------|
|4.   | Использование пассивных гелиосистем, в том числе в|7-40%    |
|     | виде застекленных лоджий                          |         |
|-----|---------------------------------------------------|---------|
|5.   | Регулирование вытяжной вентиляции в зависимости от|10-15%   |
|     | гравитационной составляющей                       |         |
|-----|---------------------------------------------------|---------|
|6.   | Устройство зарадиаторных теплоотражающих экранов  |0,5-3%   |
|-----|---------------------------------------------------|---------|
|7.   | Дополнительное секционирование входных тамбуров   |3-4%     |
|-----|---------------------------------------------------|---------|
|8.   | Ликвидация мостов холода в местах сопряжения      |2%       |
|     | оконного переплета со стеной                      |         |
|-----|---------------------------------------------------|---------|
|     | Система отопления                                 |         |
|-----|---------------------------------------------------|---------|
|1.   | Установка радиаторных термостатов                 |6-7%     |
|-----|---------------------------------------------------|---------|
|2.   | Квартирные контроллеры                            |10-15%   |
|-----|---------------------------------------------------|---------|
|3.   | Программный отпуск тепла                          |3%       |
|-----|---------------------------------------------------|---------|
|4.   | Установка квартирных теплосчетчиков               |10-40%   |
|-----|---------------------------------------------------|---------|
|5.   | Применение неметаллических трубопроводов          |Снижение |
|     |                                                   |расхода  |
|     |                                                   |металла  |
|     |                                                   |до 60%   |
|-----|---------------------------------------------------|---------|
|6.   | Создание систем лучистого отопления               |25%      |
|-----|---------------------------------------------------|---------|
|7.   | Проектирование воздушных систем отопления         |10-15%   |
|-----|---------------------------------------------------|---------|
|8.   | Установка конвекторов с механическим побудителем  |7%       |
|     | теплосъема                                        |         |
---------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------
|N    | Наименование технических решений                  |Экономия |
|     |                                                   |воды     |
|-----|---------------------------------------------------|---------|
|     | Система водоснабжения                             |         |
|-----|---------------------------------------------------|---------|
|1.   | Установка квартирного учета расхода воды          |20-30%   |
|-----|---------------------------------------------------|---------|
|2.   | Установка стабилизаторов давления                 |6% при   |
|     |                                                   |снижении |
|     |                                                   |давления |
|     |                                                   |на 1 атм |
|-----|---------------------------------------------------|---------|
|3.   | Установка ресурсосберегающих душевых сеток и      |10-15%   |
|     | водоразборной арматуры                            |         |
|-----|---------------------------------------------------|---------|
|4.   | Установка двухсекционных раковин                  |5-7%     |
|-----|---------------------------------------------------|---------|
|5.   | Установка двухрежимных смывных бачков             |5%       |
|-----|---------------------------------------------------|---------|
|6.   | Предварительный нагрев холодной водопроводной воды|15%      |
|-----|---------------------------------------------------|---------|
|7.   | Предотвращение охлаждения горячей воды в          |10%      |
|     | циркуляционном трубопроводе                       |         |
|-----|---------------------------------------------------|---------|
|8.   | Использование смесителей с автоматическими        |3%       |
|     | терморегуляторами                                 |         |
|-----|---------------------------------------------------|---------|
|9.   | Изоляция трубопроводов водоснабжения              |4%       |
|-----|---------------------------------------------------|---------|
|     | Система водоотведения                             |         |
|-----|---------------------------------------------------|---------|
|1.   | Разделение хозяйственных и фекальных вод с        |30-50%   |
|     | утилизацией теплоты с помощью теплового насоса    |         |
|-----|---------------------------------------------------|---------|
|     | Система вентиляции                                |         |
|-----|---------------------------------------------------|---------|
|1.   | Автоматическое регулирование до нормативного      |10%      |
|     | воздухообмена в здании                            |         |
|-----|---------------------------------------------------|---------|
|2.   | Утилизация теплоты вытяжного воздуха с помощью    |20-70%   |
|     | тепловых насосов                                  |         |
|-----|---------------------------------------------------|---------|
|     | Система электроснабжения                          |         |
|-----|---------------------------------------------------|---------|
|1.   | Использование энергоэффективных осветительных     |10-15%   |
|     | приборов, энергоэкономичных ламп, светодиодных    |         |
|     | источников света                                  |         |
|-----|---------------------------------------------------|---------|
|2.   | Управление системами освещения общедомовых        |10%      |
|     | помещений                                         |         |
|-----|---------------------------------------------------|---------|
|3.   | Компенсация реактивной мощности                   |10%      |
---------------------------------------------------------------------

     Отдельно  нужно  остановиться  на мероприятиях, предусматривающих
внедрение  при  проектировании  и  строительстве  зданий  и сооружений
энергоэффективных технологических и технических решений и оборудования
активного   энергосбережения  (механических  приточно-вытяжных  систем
вентиляции    с    утилизацией    теплоты   вентиляционных   выбросов,
теплонасосных  систем  теплоснабжения  и  пр.),  а  также  технологий,
использующих НВИЭ и ВЭР.
     Рассмотрим  удельный вес энергетических нагрузок жилых домов и их
потенциал  в  проблеме  энергосбережения  на примере теплового баланса
жилого типового 17-этажного трехсекционного дома серии П-44, принятого
к  производству и строительству на ОАО "ДСК-1", обладающего проектными
характеристиками, представленными в таблице 5-2.

                                                           Таблица 5-2

                   ПОКАЗАТЕЛИ ТИПОВОГО 17-ЭТАЖНОГО
                ТРЕХСЕКЦИОННОГО ДОМА ЖИЛОГО ДОМА П-44

--------------------------------------------
|Наименование показателей         |Величина|
|---------------------------------|--------|
|Площадь наружных стен, кв. м     |   11172|
|---------------------------------|--------|
|В том числе остекления           |    1713|
|---------------------------------|--------|
|Площадь пола одного этажа, кв. м |     987|
|---------------------------------|--------|
|Отапливаемый объем, куб. м       |   44844|
|---------------------------------|--------|
|Отапливаемая общая площадь, кв. м|   11111|
|---------------------------------|--------|
|Количество квартир               |     203|
|---------------------------------|--------|
|Количество жителей               |     609|
--------------------------------------------

     Анализ  структуры  годового  потребления  тепловой  энергии домом
П-44, представленной на рисунке 5-1 (не приводится), подтверждает, что
решение  проблемы  энергосберегающего  домостроения сегодня невозможно
только  за  счет  применения  традиционных пассивных энергосберегающих
технологий   и   мероприятий,   предусматривающих   только  увеличение
теплозащитных  свойств  наружных  ограждающих конструкций зданий. Этот
ресурс  экономии энергии сегодня практически исчерпан. Трансмиссионные
теплопотери  через  наружные ограждающие конструкции зданий составляют
примерно  одну  четверть  от  общего  теплопотребления здания (в нашем
случае  22%).  Оставшиеся  три четверти теплопотребления приходятся на
инфильтрацию  (вентиляцию)  и горячее водоснабжение. В связи с этим на
первый  план  в  Программе  выходят  технологии, технические решения и
оборудование  активного  энергосбережения,  прежде  всего  это системы
вентиляции,   утилизирующие   сбросное  тепло  вентвыбросов  и  других
вторичных  энергоресурсов,  теплонасосные системы теплохладоснабжения,
использующие тепло грунта и других НВИЭ, двухтрубные системы отопления
с   регулируемой  теплоотдачей,  а  также  системы  учета  и  контроля
потребления  энергоресурсов  и управления микроклиматом. Именно в этом
направлении сосредоточен наибольший резерв экономии энергии.

        Рисунок 5-1. Удельный вес различных тепловых нагрузок
       и тепловых потерь в годовом теплопотреблении 17-этажного
              трехсекционного типового жилого дома П-44

                               Рисунок

----------------------------------------------------------------------
     Не приводится.

         5.3. Мероприятия по созданию системы стимулирования
              внедрения в городское строительство новых
              энергоэффективных материалов, конструкций,
                      технологий и оборудования

     1.   Разработка   и  введение  в  действие  методик  и  критериев
комплексной   экономической   и   экологической  оценки  эффективности
внедрения   энергосберегающих   технических   и   проектных   решений,
технологий и оборудования и на основе методик подготовка нормативных и
распорядительных  документов,  включая  введение в действие системы по
расчету  прогнозируемых  на кратко- и среднесрочную перспективу цен на
энергоресурсы и платежей за подключение к городским сетям, учитывающих
экологическую  составляющую,  для  использования  при подготовке ТЭО и
стадии Проект новых строительных объектов.
     2.     Формирование    комплексного    подхода    к    нормативам
энергопотребления,    нормируемому    уровню    теплозащиты    зданий,
температурным режимам теплосетей, систем отопления и пр.
     3.  Учет  в прогнозируемых на кратко- и среднесрочную перспективу
ценах  на  энергоресурсы  при  разработке  и  утверждении ТЭО и стадии
Проект новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых строительных
объектов,   экологической   составляющей,   полученной   при  сжигании
органического топлива на территории города Москвы, в размере 2-4 рубля
за 1 кВтч.
     4.   Разработка   системы   и  введение  в  действие  механизмов,
обеспечивающих  заинтересованность  инвестора-застройщика во внедрении
новых энергетически эффективных технологий, материалов и оборудования,
включая  совершенствование  системы подготовки и проведения торгов при
реализации   инвестиционных   проектов   в   сфере  энергосберегающего
домостроения на территории города Москвы.
     5.  Компьютерное  моделирование эксплуатационных режимов зданий и
его  элементов  на  стадии  Проект,  и  на основе моделирования оценка
энергоэффективности проектируемого здания.
     Важным фактором, оказывающим сдерживающее воздействие на снижение
показателей энергоемкости городской экономики, является несовершенство
сложившихся  рыночных  механизмов  регулирования  экономики,  пока  не
обеспечивающих  характерной  для  мировой рыночной экономики тенденции
снижения уровня энергозатрат.
     Действующее  в  Москве  нормативное  обеспечение энергосбережения
можно характеризовать как имеющее в основном рекомендательный характер
и  выражающееся, главным образом, в виде требований к содержанию общих
нормативно-правовых  документов  по  установлению  в  них  показателей
экономного   и   рационального  использования  топливно-энергетических
ресурсов.  При  этом  для  обеспечения  практического  выполнения этих
требований  пока  не  существует отработанного механизма, учитывающего
как интересы городского хозяйства, так и интересы потребителя. Поэтому
важнейшей  задачей  данного  раздела  Программы,  которая  должна быть
решена  в  2010  году,  должно  быть создание и интеграция в городскую
экономику  новых,  прежде  всего  рыночных  механизмов,  стимулирующих
предприятия  как  проектировщиков,  так  и  строителей  и  предприятия
стройиндустрии к внедрению новых энергетически эффективных технологий,
конструкций,   материалов   и   оборудования.   Должны   быть  созданы
инструктивно-нормативные  документы,  разработаны система и конкретные
механизмы,  обеспечивающие заинтересованность инвестора-застройщика во
внедрении  новых  энергетически  эффективных  технологий, материалов и
оборудования,   включая   компенсацию   затрат   на  экспериментальную
апробацию    в    экспериментальном    строительстве,    сертификацию,
информационную поддержку и компенсацию потребителям, применяющим новые
технологии и оборудование.
     Для    рыночного    стимулирования    повышения    энергетической
эффективности  зданий  необходимо  разработать  систему  маркировки  и
ранжирование зданий по классам энергоэффективности.
     Класс  энергетической  эффективности  на  стадии проектирования и
эксплуатации  устанавливается  по данным удельного показателя тепловой
энергоэффективности    здания.    Присвоение   класса   энергетической
эффективности  на стадии эксплуатации производится по степени снижения
или   повышения   удельного  показателя  тепловой  энергоэффективности
здания,   полученного   в  результате  замеров  и  нормализованного  в
соответствии   с  расчетными  условиями  в  сравнении  с  нормируемыми
значениями.
     При   соответствии   класса  энергоэффективности  проекта  здания
требуемому   полученный   показатель  тепловой  энергоэффективности  и
достигнутый  класс  энергоэффективности  записываются в энергетический
паспорт.   При   несоответствии   усиливается   теплозащита   наружных
ограждающих  конструкций  либо  выполняются  мероприятия  по повышению
энергоэффективности систем отопления и вентиляции.
     В   зависимости  от  класса  энергоэффективности  устанавливаются
тарифы   на   оплату   энергоресурсов,  стимулирующие  высокие  классы
энергоэффективности.
     Любые    меры    по   экономическому   стимулированию   повышения
энергетической  эффективности зданий должны сопровождаться разработкой
и введением в действие методик и критериев комплексной экономической и
экологической   оценки   эффективности   внедрения   энергосберегающих
технических  и  проектных  решений,  технологий и оборудования и на их
(методик) основе подготовка нормативных и распорядительных документов,
включая   введение   в   действие  системы  перспективных  тарифов  на
энергоресурсы  (учитывающих экологическую составляющую) и справедливых
платежей за подключение к городским сетям, используемой при подготовке
ТЭО и стадии Проект новых строительных объектов.
     Ошибкой   существующего   метода   ценообразования  (тарифов)  на
энергоресурсы является полное отсутствие учета в тарифах экологических
последствий сжигания органического топлива. Учет экономического ущерба
городу  от  загрязнения  окружающей  среды  при сжигании традиционного
топлива  целесообразно  осуществить  в  виде  добавления экологической
составляющей к тарифам на тепловую энергию, применяемой при разработке
ТЭО и стадии Проект новых строительных объектов.
     Характерной  особенностью  энергосберегающих  технологий является
существенное   различие   между   потребительской   эффективностью   и
эффективностью  для  городского хозяйства. Как показывают расчеты, при
внедрении  энергосберегающих  технологий  городское хозяйство получает
экономический  эффект  только  за  счет  снижения  уровня  загрязнения
окружающей  среды,  не  считая  экономии  капитальных вложений на ввод
новых  энергогенерирующих  мощностей,  а  также  в  реконструкцию  или
усиление  подводящих  электрических  и  тепловых сетей. В связи с этим
представляется   целесообразным   при   реализации   Программы   часть
полученного  городским хозяйством экономического эффекта через систему
льгот  использовать для стимулирования как потребителей энергоресурсов
и   населения,   так   и   производителей   нового  энергоэффективного
оборудования.  Законодательная  и экономическая политика Москвы в этой
области  позволит  реализовать Программу без значительных издержек для
бюджета  Москвы.  Для  учета экологической эффективности целесообразно
применение  экологической  составляющей  в размере 2-4 рубля за 1 кВтч
энергии,  полученной  при сжигании органического топлива на территории
города,  в  тарифах  на  энергоресурсы,  используемых при разработке и
утверждении ТЭО и стадии Проект новых строительных объектов.
     Важным  аспектом  Программы  является  формирование  комплексного
подхода    к   нормативам   энергопотребления,   нормируемому   уровню
теплозащиты зданий, температурным режимам теплосетей, систем отопления
и пр.
     Эффективность  энергосбережения  может быть достигнута только при
сочетании   новых   энергоэффективных   технологий  и  оборудования  с
рациональными  решениями  в области архитектуры, объемно-планировочных
решений  зданий,  а также их ограждающих конструкций, тепловых сетей и
пр.,   полученном   на   основе   рассмотрения   комплекса:  климат  +
энергогенерирующее  оборудование  +  тепловые  и  электрические сети +
здание   -   как   единой   экоэнергетической   системы,  несмотря  на
противоречивость  интересов  потребителя  энергии и энергопроизводящих
компаний.
     Первым  основным  и  достаточно  очевидным противоречием являются
стратегические  интересы  энергопроизводящих  компаний  в максимальном
увеличении  объема  продаж  энергетических  ресурсов  и стратегические
интересы   потребителя  в  минимальном  потреблении  последних.  Таким
образом,  если  рассматривать  проблему  энергосбережения  отдельно  у
производителя энергии и отдельно у потребителя (существующее состояние
в   действующих   нормативных   документах),  то  гипотетически  можно
представить   себе   ситуацию,   когда  потребитель  достигнет  уровня
энергосбережения  в размере 90% от сегодняшнего. В результате потери в
тепловых   сетях   могут   достичь   80-90%   от  энергии,  полученной
потребителем,   поскольку  потери  в  сетях  определяются  в  основном
температурным  режимом  теплоносителя и качеством теплозащиты тепловых
сетей   и   в   значительно  меньшей  степени  зависят  от  количества
транспортируемой  тепловой  энергии.  В итоге все это приведет к тому,
что   себестоимость   энергии  у  производителя  повысится,  поскольку
уменьшится  объем  ее  продаж.  Так  или  иначе, в конечном счете, эти
издержки  оплатит  потребитель, который и так уже инвестировал немалые
средства  в энергосбережение и, как выясняется, часть этих инвестиций,
возможно,   была   напрасной.  С  этими  проблемами  уже  сталкиваются
некоторые  развитые  европейские  страны.  Так,  например,  Дания  уже
сегодня  вынуждена  снижать  температуру теплоносителя в магистральных
тепловых  сетях,  поскольку  при  очень  высоком  качестве теплозащиты
тепловых сетей теряет в них до 25% транспортируемой тепловой энергии.
     Вторым    противоречием   является   различие   экологических   и
потребительских  интересов  москвичей.  С  одной  стороны,  как жители
города,  они заинтересованы в экологической чистоте городской среды, а
с  другой  стороны,  потребление энергетических ресурсов обуславливает
загрязнение  -  в городской среды. Разрешение этого противоречия стоит
сегодня на повестке дня у администраций многих крупных городов планеты
и  фактически  является  мировой  проблемой.  Решение ее, по-видимому,
будет   индивидуальным   для   каждого   города,   в   зависимости  от
климатических условий, уровня жизни, условий топливоснабжения и пр.
     Таким    образом,    существует    некий    оптимальный   уровень
энергосбережения    у   потребителя,   который,   с   одной   стороны,
удовлетворяет   потребителя   как   с   точки   зрения  единовременных
капитальных  вложений в энергосберегающие и экологические мероприятия,
так  и  с  точки  зрения  эксплуатационных  затрат, а с другой стороны
обеспечивает  достаточные  объемы  производства  энергии  и приемлемую
структуру  ее  себестоимости  у  энергопроизводящей  компании. Другими
словами,  существует  целесообразный уровень энергосбережения, который
устраивает  потребителя, энергопроизводящие компании и город - с точки
зрения экологических последствий сжигания органического топлива.
     Для   иллюстрации  важности  этой  задачи  рассмотрим  результаты
численных  экспериментов по оценке экономически целесообразного уровня
теплозащиты     зданий,    рассматривающих    комплекс:    климат    +
энергогенерирующее  оборудование  +  тепловые  и  электрические сети +
здание  - как единую экоэнергетическую систему. Численные эксперименты
проводились  на  примере  гипотетического  строительства нового жилого
района  Москвы,  состоящего  из  1000  базовых  жилых  зданий  с общей
площадью квартир 7 млн. кв. метров и расчетным количеством жителей 300
тыс.   человек.   Часть   исходных   данных  для  проведения  расчетов
(капитальные вложения в РТС, тепловые и электрические сети и пр.) была
получена  из  удельных стоимостных показателей системы энергоснабжения
экспериментального района Куркино.
     На  рисунке  5-2  (не приводится) представлены результаты первого
численного  эксперимента  в  виде  зависимости приведенных затрат П на
строительство и эксплуатацию 1 кв. метра отапливаемой площади базового
дома   от   обобщенного   сопротивления   теплопередаче   его   (дома)
теплозащитной   оболочки   Rоб.  При  этом  нормативная  эффективность
капиталовложений  (Енп)  принята равной 10% в год. В этом эксперименте
стоимость  энергоносителей  принята  на сегодняшнем уровне Ст = 0,05 $
США/кВтч и Сэл = 0,08 $ США/кВтч, а удельная стоимость увеличения на 1
кв.   м  оболочки  град./Вт  обобщенного  сопротивления  теплопередаче
теплозащитной оболочки здания Сут принята равной 4,0 ($ США/кв.  м от.
пл.)* [Вт/(кв.  м оболочки град.С)].  Вертикальной линией  на  графике
отмечено    экономически   целесообразное   обобщенное   сопротивление
теплопередаче теплозащитной оболочки здания,  при котором  приведенные
затраты  П  на  строительство и эксплуатацию 1 кв.  метра отапливаемой
площади базового дома минимальны.
     Представленные   результаты  численных  экспериментов  достаточно
наглядно   свидетельствуют   о  том,  что  проблема  повышения  уровня
теплозащиты  наружных ограждающих конструкций в Москве еще не закрыта,
но  дальнейшие  шаги  в этом направлении должны быть сделаны на основе
нового  подхода к комплексу: здание + система энергоснабжения + климат
+ окружающая среда - как к единой экоэнергетической системе.

     Рис. 5-2. Зависимость приведенных затрат П на строительство
       и эксплуатацию 1 кв. метра отапливаемой площади базового
           дома от обобщенного сопротивления теплопередаче
          теплозащитной оболочки Rоб.; Ст = 0,05 $ США/кВтч,
        Сэл = 0,08 $ США/кВтч, Сут = 4,0 ($ США/кв. м от. пл.)
                      Вт/(кв. м оболочки град.С)

                               Рисунок

----------------------------------------------------------------------
     Не приводится.

           5.4. Мероприятия по развитию экспериментального
                    проектирования и строительства

     Базовым  элементом настоящей Программы является экспериментальное
проектирование  и  строительство  в Москве пилотных и демонстрационных
объектов,  позволяющее  в натурных условиях апробировать инновационные
технологические  и  технические  решения,  в реальных эксплуатационных
условиях продемонстрировать и оценить их преимущества и недостатки.
     Значение    для    городского    хозяйства    Москвы    Программы
экспериментального  проектирования и строительства трудно переоценить.
Благодаря новым технологическим и техническим решениям, апробированным
в  рамках  экспериментального  проектирования  и строительства, в 2000
году  были  введены  новые  нормативы  по  теплозащите зданий, которые
сегодня  позволяют  городу  ежегодно  экономить  около  5  млрд.  кВтч
тепловой  энергии  и  не  сжигать  в  городе  0,5  млрд.  куб.  метров
природного газа.
     Остановимся  подробнее  на  мероприятиях этого раздела Программы.
Программа    предусматривает   следующие   мероприятия   по   развитию
экспериментального проектирования и строительства:
     1.  Создание  и  введение  в  действие  механизмов  инновационной
стратегии  строительного  комплекса Москвы, предусматривающих натурную
апробацию  инновационных  энергоэффективных  материалов,  технологий и
оборудования на экспериментальных объектах.
     2. Экспериментальное проектирование и строительство не менее двух
(новое     строительство     или    реконструкция)    демонстрационных
экспериментальных  энергоэффективных  жилых  кварталов (общей площадью
200  тыс. кв. метров) и общественных зданий, их опытная эксплуатация и
освоение промышленного производства нового, апробированного в натурных
условиях,  энергоэффективного  оборудования, конструкций, материалов и
комплектующих изделий.
     3.   Экспериментальные  проекты  в  обязательном  порядке  должны
предусматривать      независимый      мониторинг     с     подготовкой
технико-экономического    доклада   (ТЭД)   Правительству   Москвы   о
перспективах внедрения апробированной инновации в городскую экономику.
     4.  Разработка  и  введение в действие механизмов, обеспечивающих
внедрение     интеллектуальной    собственности,    созданной    и/или
апробированной    в   рамках   экспериментального   проектирования   и
строительства,  включая  долевое  участие  города  в  интеллектуальной
собственности,  созданной  в случае финансирования инновационной части
экспериментального  проектирования  и строительства из средств бюджета
города Москвы.
     Для  обеспечения  динамичного  и  устойчивого роста строительного
комплекса    Москвы    принципиально   важным   является   переход   к
инновационному   типу   развития,  формированию  строительной  отрасли
города,   основанной  на  знаниях.  Конкурентоспособность  предприятий
Комплекса,  в том числе и в регионах России, в самом ближайшем времени
будет   определяться  темпами  внедрения  новейших  научно-технических
решений, освоения наукоемких технологий и эффективностью инновационных
процессов.
     Инновационная    стратегия    строительного    комплекса   Москвы
ориентирована на решение следующих приоритетных сегодня проблем:
     1.  Вовлечение  потенциала  (в  ряде  областей одного из лучших в
мире)  фундаментальной  и  прикладной  науки  в  практику строительной
отрасли города.
     2.  Ликвидация  разрывов  в  инновационном  цикле  в  переходе от
исследований  и  НИОКР  к  коммерциализации  технологий  и технических
решений.    Неразвитость    инновационной   инфраструктуры   в   части
коммерциализации   новых   передовых   технологий  приводит  к  низкой
конкурентоспособности отечественных инноваций.
     3.    Привлечение   в   инновационную   инфраструктуру   ресурсов
предпринимательского   сектора,  которые  сегодня  в  большей  степени
ориентированы  на  закупку  импортного  оборудования,  что, в конечном
счете,  приводит  к  тому,  что  капитализация высокоинтеллектуального
ресурса  происходит  преимущественно  вне  пределов Москвы и России, а
значительные   средства   предпринимательского  сектора  исключены  из
процессов   воспроизводства   отечественного  сектора  исследований  и
разработок.
     4.  Развитие  института отношений между субъектами инновационного
процесса   в   строительной   отрасли,   стимулирующего   связи  между
инновационными  (научными)  компаниями  и  предприятиями строительного
комплекса Москвы.
     5.  Формирование  спроса  на  инновации  в  строительной отрасли,
который  сегодня  остается весьма слабым, что, прежде всего, связано с
технологической отсталостью большинства предприятий.
     Базовым   элементом  инновационной  инфраструктуры  строительного
комплекса  Москвы  должно  стать  экспериментальное  проектирование  и
строительство  в городе экспериментальных и демонстрационных объектов,
позволяющее    в    натурных   условиях   апробировать   инновационные
технологические  и  технические  решения,  в реальных эксплуатационных
условиях продемонстрировать и оценить их преимущества и недостатки.
     Мероприятия     Программы    по    развитию    экспериментального
проектирования и строительства в Москве предусматривают следующее.
     1.     Статус    экспериментального    предоставляется    объекту
строительства,   в  котором  реализуются  научные,  технологические  и
технические   разработки,   конструкции,   оборудование  и  материалы,
принципиальная    новизна   и   эффективность   которых   способствуют
распространению  прогрессивных  решений  по  повышению  энергетической
эффективности  городского  строительства,  улучшению  эксплуатационных
характеристик   зданий   и  сооружений,  повышению  их  долговечности,
безопасности,    а   также   повышению   эффективности   использования
нетрадиционных и вторичных энергетических ресурсов.
     2.  Решение о соответствии инновационной части экспериментального
объекта  Реестру  стратегически важных для города Москвы инновационных
технологий и приоритетных направлений НИОКР в области энергосбережения
в  2010-2014  годы  принимает  Межведомственный  экспертный  совет  по
энергосбережению  в  строительстве  на территории города Москвы МЭСЭС,
созданный  при  Департаменте  городского  строительства  города Москвы
совместно  с  Комиссией  по  энергосбережению города Москвы. В решении
МЭСЭС  по  экспериментальному  объекту  должна  быть  четко определена
инновационная   часть.   Преимущественным   правом  получения  статуса
экспериментального   объекта   обладают   экспериментальные   объекты,
инновационная часть которых защищена патентами РФ.
     3. Интеллектуальная собственность, созданная и/или апробированная
в  рамках строительства экспериментальных объектов, должна на условиях
соглашения   принадлежать   патентообладателям   и  городу.  Авторы  и
патентообладатели    могут    передать    (продать)    свою   долю   в
интеллектуальной  собственности третьим лицам, например, застройщику и
т.д.  Детали  взаимоотношений города и патентообладателей определяются
соглашением  о  распределении  прав на интеллектуальную собственность,
созданную  и/или апробированную, по каждому объекту экспериментального
строительства.
     4.   Экспериментальные  проекты  в  обязательном  порядке  должны
предусматривать      независимый      мониторинг     с     подготовкой
технико-экономического    доклада   (ТЭД)   Правительству   Москвы   о
перспективах внедрения апробированной инновации в городскую экономику.
     5.    В    случае   финансирования   объекта   экспериментального
строительства   из   внебюджетных   источников   условия   по  участию
Правительства  Москвы  в  финансовом  обеспечении  внедрения созданной
и/или апробированной инновации включаются в инвестиционный контракт.
     6.   Права   собственности   Правительства   Москвы   на  долю  в
интеллектуальной   собственности,  созданной  и/или  апробированной  в
рамках экспериментального строительства, могут быть реализованы либо в
рамках  контрактов  с  совладельцами  патентов,  либо  в  рамках новой
совместной акционерной структуры, в уставный фонд которой вкладываются
лицензии  (исключительные или неисключительные) на право использования
интеллектуальной собственности.
     7.   Независимо   от   принадлежности,   условий   и   источников
финансирования    экспериментального   объекта   инновационная   часть
эксперимента   кроме   проектирования   и   строительства   должна   в
обязательном порядке включать:
     - разработку   методики   и   оснащение   объекта   контрольно  -
измерительным  оборудованием   для   натурной   оценки   эффективности
примененных инновационных решений, технологий и оборудования;
     - проведение   независимой   натурной  оценки  (инструментального
мониторинга)    эффективности   примененных   инновационных   решений,
технологий  и  оборудования  (как  правило,  от 1 до 2 лет после сдачи
объекта в эксплуатацию);
     - аналитическую обработку результатов эксперимента и на ее основе
подготовку    ТЭД   Правительству   Москвы,   обобщающего   результаты
эксперимента  и  включающего  предложения (программу) их (результатов)
внедрения в городское хозяйство Москвы.
     8. Проведение экспериментальных исследований по натурной оценке и
инструментальному  мониторингу  эффективности эксперимента должно быть
поручено  на условиях торгов организации, определенной в установленном
порядке,   а   подготовка  ТЭД  -  разработчикам  инновационной  части
экспериментального   объекта  совместно  с  независимой  организацией,
осуществлявшей инструментальный мониторинг.
     9.  Инновационная  часть объекта экспериментального строительства
считается   завершенной   в   полном   объеме  после  принятия  ТЭД  и
рассмотрения его на МЭСЭС, независимо от результата эксперимента.
     10.      Финансирование      инновационной     части     объектов
экспериментального  проектирования  и  строительства, строящихся не за
счет бюджета города Москвы, осуществляется из внебюджетных источников,
за  исключением  работ  по  инструментальному  мониторингу независимой
организацией  построенного  экспериментального  объекта  и  подготовке
технико-экономического доклада по результатам эксперимента.
     11.  Разработка  и  введение  в  действие  системы  и  механизмов
обеспечения   заинтересованности  инвестора-застройщика  во  внедрении
новых энергетически эффективных технологий, материалов и оборудования.
     12.    Развитие    положительного    опыта,    полученного    при
экспериментальном  проектировании  и  строительстве  "теплых"  домов в
Куркино.

            5.5. Мероприятия по созданию системы научно -
             технического обеспечения энергосберегающего
         домостроения и организация научно-исследовательских
          и опытно-конструкторских разработок, направленных
              на создание энергоэффективных материалов,
                конструкций, технологий и оборудования

     Научно-исследовательские   и   опытно-конструкторские  разработки
предназначены  для получения новых результатов в области практического
энергосберегающего домостроения.
     Перечень    основных   направлений   научно-исследовательских   и
опытно-конструкторских  разработок определяется Реестром стратегически
важных  для  города  Москвы  инновационных  технологий  и приоритетных
направлений   НИОКР  в  области  энергосбережения  в  2010-2014  годы,
подготавливаемым     Межведомственным     экспертным     советом    по
энергосбережению  в строительстве на территории Москвы и согласованным
с  Департаментом  топливно-энергетического  хозяйства  города Москвы и
Комиссией по энергосбережению города Москвы.
     В  Реестр  входят  стратегические  (приоритетные)  направления  и
технологии,  в  том  числе  новые  энергоэффективные технологические и
технические   решения   в   жилищном   и  общественном  строительстве,
конструкции,  материалы  и оборудование для эффективного использования
энергоресурсов.
     Источниками  формирования стратегических направлений и технологий
являются:  Генеральный  план развития города Москвы, городские целевые
программы,  предложения  органов  исполнительной власти города Москвы,
организаций  и  специалистов с соответствующими обоснованиями важности
предлагаемого  инновационного  направления  для города и необходимости
его экспериментальной (натурной) апробации.
     Программа   предусматривает  следующие  основные  мероприятия  по
созданию  системы  научно-технического  обеспечения энергосберегающего
домостроения.
     1.    Разработка    комплекса   научно-исследовательских   работ,
направленных  на создание энергоэффективных технологий и оборудования,
в  том  числе  по  обоснованию  механизмов  и  инструментов управления
деятельностью   в  области  энергосберегающего  домостроения,  включая
работы,  рекомендованные  Правительственной  комиссией  РФ  по высоким
технологиям и инновациям.
     2. Координация деятельности научно-исследовательских и проектно -
конструкторских организаций Московского региона в целях стимулирования
инновационного развития в сфере энергосберегающего домостроения.
     3.      Научно-техническое     обеспечение     экспериментального
проектирования  и строительства не менее двух (новое строительство или
реконструкция)  демонстрационных  экспериментальных  энергоэффективных
жилых  кварталов  (общей  площадью 200 тыс. кв. метров) и общественных
зданий, включая:
     - проведение   исследований  и  разработку  инновационных  частей
экспериментальных объектов, разработку и изготовление опытных образцов
новых  материалов,  конструкций  и  оборудования,  а  также разработку
методик, и   оснащение   экспериментальных   объектов   контрольно   -
измерительным  оборудованием   для   натурной   оценки   эффективности
примененных инновационных решений, технологий и оборудования;
     - проведение   независимой   натурной  оценки  (инструментального
мониторинга)    эффективности   примененных   инновационных   решений,
технологий  и  оборудования  (как  правило,  от 1 до 2 лет после сдачи
объекта в эксплуатацию);
     - аналитическая обработка результатов эксперимента и на ее основе
подготовка    ТЭД    Правительству   Москвы,   обобщающих   результаты
экспериментов  и  включающих  предложения  по их внедрению в городское
хозяйство Москвы.
     4.  Подготовка  Реестра  стратегически  важных  для города Москвы
инновационных  технологий  и  приоритетных направлений НИОКР в области
энергосбережения  в 2010-2014 годы Межведомственным экспертным советом
по энергосбережению в строительстве на территории Москвы, согласование
с  Департаментом  топливно-энергетического  хозяйства  и  Комиссией по
энергосбережению  города  Москвы  и  представление  на  утверждение  в
Правительство Москвы.
     5.   Использование  научно-практических  результатов  Федеральной
целевой   программы   "Исследования   и   разработки  по  приоритетным
направлениям  развития  научно-технологического  комплекса  России  на

Страницы: 1  2  3