ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОРЯДКА ВЫПЛАТЫ КАПИТАЛИЗИРОВАННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, ВОЗНИКШИХ ВСЛЕДСТВИЕ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ, ГРАЖДАНАМ, НЕ ОТНОСЯЩИМСЯ К КАТЕГОРИИ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО СТРАХОВАНИЮ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ О. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 14.01.11 Д06-52

          ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОРЯДКА ВЫПЛАТЫ КАПИТАЛИЗИРОВАННЫХ
        ПЛАТЕЖЕЙ, ВОЗНИКШИХ ВСЛЕДСТВИЕ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ЖИЗНИ
        И ЗДОРОВЬЮ, ГРАЖДАНАМ, НЕ ОТНОСЯЩИМСЯ К КАТЕГОРИИ ЛИЦ,
        ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО СТРАХОВАНИЮ
          В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 24.07.1998
          N 125-ФЗ, В СЛУЧАЕ ПРИЗНАНИЯ ОБЯЗАННЫХ К ИХ УПЛАТЕ
                  ЛИЦ НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫМИ (БАНКРОТАМИ)

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ

                          14 января 2011 г.
                               N Д06-52

                                 (Д)


     Департамент  корпоративного  управления  Минэкономразвития России
рассмотрел   обращение   по   вопросу   разъяснения   порядка  выплаты
капитализированных  платежей,  возникших  вследствие  причинения вреда
жизни  и  здоровью, гражданам, не относящимся к категории лиц, имеющих
право  на  получение  обеспечения  по  страхованию  в  соответствии  с
Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном
страховании  от  несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваниях"  (далее  -  Закон об обязательном страховании), в случае
признания обязанных к их уплате лиц несостоятельными (банкротами), и в
рамках своей компетенции сообщает.
     Согласно  п. 2 ст. 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации
в  случае  ликвидации  юридического  лица, признанного в установленном
порядке   ответственным  за  вред,  причиненный  жизни  или  здоровью,
соответствующие  платежи  должны  быть капитализированы для выплаты их
потерпевшему  по  правилам,  установленным законом или иными правовыми
актами.
     Пунктом  3  ст. 135 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О
несостоятельности  (банкротстве)"  предусматривается,  что  с согласия
гражданина  его право требования к должнику в сумме капитализированных
повременных платежей переходит к Российской Федерации.
     Указанное требование в случае перехода его к Российской Федерации
также удовлетворяется в первую очередь.
     В этом случае обязательства должника перед гражданином по выплате
капитализированных   платежей   переходят  к  Российской  Федерации  и
исполняются Российской Федерацией в соответствии с федеральным законом
в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
     В  настоящее  время соответствующий порядок исполнения требований
об   уплате   капитализированных  платежей  Правительством  Российской
Федерации не определен.
     В целях определения указанного порядка выплаты капитализированных
платежей в отношении граждан, не относящихся к лицам, имеющим право на
получение  обеспечения  по  страхованию  в  соответствии  с Законом об
обязательном  страховании, Минэкономразвития России в период с 2007 по
2009  гг.  неоднократно  разрабатывало  и направляло на согласование в
заинтересованные     федеральные    органы    исполнительной    власти
соответствующий    проект   постановления   Правительства   Российской
Федерации.
     Вместе с тем указанные проекты не были поддержаны Минфином России
и Минздравсоцразвития России.
     На   основании   п.   14   Плана   законопроектной   деятельности
Правительства   Российской   Федерации   на  2010  год,  утвержденного
Распоряжением  Правительства  Российской  Федерации  от  23.12.2009  N
2063-р,   Министерство   разработало   и   Письмом   от  14.09.2010  N
16739-АП/Д06   направило   на   согласование   в   Минфин   России   и
Минздравсоцразвития  России  проект  федерального  закона  "О внесении
изменений  в  отдельные  законодательные  акты  Российской Федерации в
части  совершенствования  порядка выплаты капитализированных платежей"
(далее - законопроект).
     Законопроектом    предусматривается   комплексная   корректировка
действующего   в   рамках   гражданского  законодательства  Российской
Федерации порядка возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, в
части:
     1)   закрепления  права  граждан  на  получение  соответствующего
возмещения  вне  зависимости  от  наличия  трудовых  и иных договорных
отношений  между  гражданином и причинителем вреда (иным ответственным
лицом);
     2)  установления  унифицированного  порядка  получения гражданами
компенсационных   выплат   (капитализированных  платежей)  в  условиях
несостоятельности     (банкротства)    организации,    признанной    в
установленном   порядке   ответственной   за   причинение  вреда,  вне
зависимости   от  того,  обладают  ли  указанные  граждане  правом  на
получение  обеспечения  по  страхованию  в  соответствии  с Законом об
обязательном страховании;
     3)  совершенствования  порядка  расчета  суммы подлежащих выплате
гражданам капитализированных платежей;
     4)  уточнения  категории граждан, относящихся к кредиторам первой
очереди   в   ходе  конкурсного  производства  в  деле  о  банкротстве
организации,  признанной  в  установленном  порядке  ответственной  за
причинение вреда.
     Функции  по  осуществлению  выплаты  гражданам капитализированных
платежей  законопроектом  предлагается  отнести  к  компетенции  Фонда
социального страхования Российской Федерации.
     Принятие  законопроекта  позволит гражданам, не обладающим правом
на  получение  обеспечения  по страхованию в соответствии с Законом об
обязательном  страховании,  в  случае  причинения  вреда  их жизни или
здоровью  реализовать  в  судебном  порядке  свое  право  на получение
капитализированных  выплат  за  счет средств организации, признанной в
установленном  порядке  ответственной  за  причинение вреда, а также в
случае     несостоятельности    (банкротства)    данной    организации
гарантированно   получать   периодические  компенсационные  выплаты  в
установленном размере.
     Минздравсоцразвития  России  и  Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации   не  поддержали  предлагаемые  законопроектом  изменения  и
высказали    позицию    о    необходимости    существенной   доработки
законопроекта.
     Позиция  Минфина  России по законопроекту до настоящего времени в
Минэкономразвития России не представлена.
     После  согласования  с  заинтересованными  федеральными  органами
исполнительной  власти  законопроект будет представлен в Правительство
Российской Федерации в установленном порядке.

Директор
Департамента корпоративного управления
                                                         И.В. ОСКОЛКОВ
14 января 2011 г.
N Д06-52