СТРОИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАПРАВЛЯЕТ СОТРУДНИКОВ В КОМАНДИРОВКИ ПО РОССИИ НА 40 ДНЕЙ И БОЛЕЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОДРЯДНЫХ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ. КАКОВ ПОРЯДОК УЧЕТА РАСХОДОВ НА КОМАНДИРОВКИ В ЦЕЛЯХ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ?. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 28.10.10 16-15/113462@

           СТРОИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАПРАВЛЯЕТ СОТРУДНИКОВ
           В КОМАНДИРОВКИ ПО РОССИИ НА 40 ДНЕЙ И БОЛЕЕ ДЛЯ
          ВЫПОЛНЕНИЯ ПОДРЯДНЫХ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ.
             КАКОВ ПОРЯДОК УЧЕТА РАСХОДОВ НА КОМАНДИРОВКИ
                      В ЦЕЛЯХ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                          28 октября 2010 г.
                           N 16-15/113462@

                                 (Д)


     В   соответствии  со  ст.  166  Трудового  кодекса  РФ  служебная
командировка  -  поездка  работника  по  распоряжению  работодателя на
определенный  срок  для  выполнения  служебного  поручения  вне  места
постоянной  работы.  При  этом  особенности  направления  работников в
служебные   командировки   устанавливаются   в  порядке,  определяемом
Правительством РФ.
     Инструкцией  Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988
N   62  регулировался  порядок  направления  сотрудников  в  служебные
командировки в пределах СССР (далее - Инструкция).
     В  соответствии  с  п.  4 Инструкции срок командировки работников
определялся   руководителями   объединений,  предприятий,  учреждений,
организаций,  однако  он  не  мог превышать 40 дней, не считая времени
нахождения   в   пути.  Срок  командировки  рабочих,  руководителей  и
специалистов,  направляемых  для  выполнения  монтажных,  наладочных и
строительных  работ,  не должен был превышать одного года. В отдельных
случаях  более  длительные  сроки  командировки  могли устанавливаться
руководителями  министерств  и  ведомств  СССР  и  Советами  Министров
союзных республик.
     Статьей 423 ТК РФ предусмотрено, что до приведения законов и иных
нормативных   правовых   актов,   действующих   на  территории  РФ,  в
соответствие  с  ТК  РФ  законы  и  иные  правовые  акты  РФ,  а также
законодательные   и  иные  нормативные  правовые  акты  бывшего  СССР,
действующие   на   территории   РФ   в  пределах  и  порядке,  которые
предусмотрены  Конституцией РФ, Постановлением Верховного Совета РСФСР
от   12.12.1991   N   2014-1  "О  ратификации  Соглашения  о  создании
Содружества  Независимых Государств", применяются постольку, поскольку
они не противоречат Трудовому кодексу РФ.
     Постановлением  Правительства  РФ  от 13.10.2008 N 749 утверждено
Положение   об   особенностях   направления   работников  в  служебные
командировки  (далее  -  Положение), вступившее в силу 25 октября 2008
г.,  которое  определяет  особенности порядка направления работников в
служебные  командировки  как на территории Российской Федерации, так и
на территории иностранных государств.
     Согласно   п.   4   Положения   срок   командировки  определяется
работодателем   с  учетом  объема,  сложности  и  других  особенностей
служебного поручения.
     На   основании   решения   работодателя   работнику   оформляется
командировочное  удостоверение,  подтверждающее  срок его пребывания в
командировке  (дата  приезда в пункт (пункты) назначения и дата выезда
из него (из них)) (п. 7 Положения).
     Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации
не    ограничивается   срок   нахождения   работника   организации   в
производственной командировке.
     При  этом ст. 168 ТК РФ предусмотрено, что в случае направления в
служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы
по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы,
связанные  с  проживанием вне места постоянного жительства (суточные),
иные   расходы,  произведенные  работником  с  разрешения  или  ведома
работодателя.  Порядок  и  размеры  возмещения  расходов, связанных со
служебными  командировками,  определяются  коллективным  договором или
локальным нормативным актом.
     В  соответствии  с  пп.  12  п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к
прочим  расходам,  которые  связаны  с  производством  и  реализацией,
относятся расходы налогоплательщика на командировки, в частности:
     - на  проезд  работника  к  месту  командировки и обратно к месту
постоянной работы;
     - наем   жилого  помещения.  По  этой  статье  расходов  подлежат
возмещению  также  расходы  работника  на оплату дополнительных услуг,
оказываемых  в  гостиницах  (за исключением расходов на обслуживание в
барах  и  ресторанах,  расходов  на обслуживание в номере, расходов за
пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
     - суточные или полевое довольствие;
     - оформление  и  выдачу  виз,  паспортов, ваучеров, приглашений и
иных аналогичных документов;
     - консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода,
транзита  автомобильного  и  иного транспорта, за пользование морскими
каналами,  другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и
сборы.
     Вместе  с  тем  по  общему  правилу  согласно  п. 1 ст. 252 НК РФ
расходами   признаются  обоснованные  и  документально  подтвержденные
затраты.
     Под  обоснованными  расходами понимаются экономически оправданные
затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     Под  документально  подтвержденными расходами понимаются затраты,
подтвержденные    документами,    оформленными    в   соответствии   с
законодательством  РФ, либо документами, оформленными в соответствии с
обычаями  делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на
территории  которого были произведены соответствующие расходы, и (или)
документами,  косвенно  подтверждающими  произведенные  расходы (в том
числе  таможенной  декларацией,  приказом  о  командировке, проездными
документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами  признаются  любые  затраты при условии, что они произведены
для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     Статьями  313  и  314  НК  РФ установлено, что к налоговому учету
принимается  информация  о  хозяйственных  операциях,  содержащаяся  в
первичных    документах.    Хозяйственной    операцией   в   отношении
командировочных     расходов    является    начисление    организацией
задолженности  перед  работником  на  сумму  понесенных им расходов на
командировку (списание подотчетной суммы с работника).
     Первичным  документом,  на основании которого принимается к учету
данная  хозяйственная  операция,  является  утвержденный руководителем
организации  авансовый  отчет  (утверждается  при  наличии письменного
отчета   о   выполненной   работе  в  командировке,  согласованного  с
руководителем    структурного   подразделения   работодателя).   Датой
признания  расходов  на командировки согласно пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ
является дата утверждения авансового отчета.
     Действующий    порядок   оформления   документов,   связанных   с
командированием   работников,  установленный  Положением,  в  качестве
неотъемлемого  приложения  к авансовому отчету предусматривает наличие
следующих оправдательных документов:
     - командировочного    удостоверения,    оформленного   надлежащим
образом.     Форма     командировочного    удостоверения    утверждена
Постановлением  Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 (форма N Т-10). В
случаях   командировок   по   территории   РФ   заполнение  реквизитов
"прибыл-убыл"  предусматривается в случаях, если местом командирования
является юридическое лицо;
     - о найме жилого помещения;
     - о  фактических  расходах по проезду (включая страховой взнос на
обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг
по   оформлению   проездных  документов  и  предоставлению  в  поездах
постельных принадлежностей);
     - об иных расходах, которые связаны с командировкой.
     Указанные   оправдательные   документы,   являющиеся  необходимым
приложением  к  авансовому  отчету,  должны  быть  надлежащим  образом
оформлены,  то есть составлены по унифицированным формам, если таковые
установлены,  а  в иных случаях - заполнены по формам, предусмотренным
организацией-продавцом    (исполнителем)   и   содержащим   реквизиты,
поименованные  в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ
"О  бухгалтерском  учете". При этом согласно Постановлению Госкомстата
России   от   24.03.1999  N  20  "Об  утверждении  порядка  применения
унифицированных  форм  первичной  учетной документации" в утвержденные
Госкомстатом  России  унифицированные формы документов организация при
необходимости  может  вносить дополнительные реквизиты, а также менять
форматы  бланков.  Исключение  отдельных реквизитов из унифицированных
форм или их изменение не допускается.
     Оформление   авансового   отчета   с   нарушением   установленных
законодательством   требований,   а   также   отсутствие   необходимых
приложений к авансовому отчету (или ненадлежащее их оформление) влекут
несоответствие  авансового  отчета требованиям законодательства РФ, и,
соответственно,  указанная в нем сумма расходов не может быть включена
в  состав  расходов  в  целях  налогообложения  прибыли как не имеющая
надлежащего документального подтверждения.
     Что  касается  других  документов,  которыми  должна  оформляться
командировка  в  соответствии  с  Постановлением Госкомстата России от
05.01.2004  N  1  (в  частности,  приказ  (распоряжение) о направлении
работника  в  командировку (формы N Т-9 и Т-9а), служебное задание для
направления  в командировку и отчет о его выполнении (форма N Т-10а)),
то  их  наличие и оформление определяются внутренним документооборотом
организации    и    для    документального   подтверждения   в   целях
налогообложения прибыли организаций не являются обязательным.

Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы РФ 1 класса
                                                          О.В.ЧЕРНИЧУК
28 октября 2010 г.
N 16-15/113462@