О ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬ; О ВОЗМОЖНОСТИ ОСПАРИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, А ТАКЖЕ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ СТАВКИ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 18.01.11 Д06-256

           О ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ
            ЗЕМЕЛЬ; О ВОЗМОЖНОСТИ ОСПАРИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
        ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА,
        А ТАКЖЕ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ СТАВКИ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ
           НАЛОГУ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
                             ОБРАЗОВАНИЙ

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
                                   
                          18 января 2011 г. 
                              N Д06-256
     
                                 (Д)
                                   

     Департамент  корпоративного  управления  Минэкономразвития России
(далее  -  Департамент)  рассмотрел  обращение по вопросу установления
кадастровой стоимости земельных участков и сообщает следующее.
     Согласно   Положению   о   Министерстве  экономического  развития
Российской   Федерации,   утвержденному  Постановлением  Правительства
Российской  Федерации  от  05.06.2008  N 437, Минэкономразвития России
является  федеральным  органом  исполнительной  власти, осуществляющим
функции  по  выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию,   в   том  числе  в  сфере  оценочной  деятельности.  В
компетенцию  Минэкономразвития  России не входит разъяснение положений
действующего  законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь
высказать  свое  мнение по вопросам, указанным в обращении, которое не
является обязательным для правоприменителя.
     Ввиду  отсутствия в обращении уточняющей информации (кадастрового
номера),  позволяющей точно идентифицировать соответствующие земельные
участки,  предоставить  разъяснения  относительно  порядка определения
кадастровой стоимости таких участков не представляется возможным.
     С учетом изложенного в случае предоставления указанной информации
будут направлены соответствующие разъяснения.
     Государственная   кадастровая   оценка   земель   проводилась   в
соответствии  с  Постановлением  Правительства Российской Федерации от
25.08.1999  N  945  "О  государственной  кадастровой  оценке земель" и
Правилами   проведения   государственной  кадастровой  оценки  земель,
утвержденными  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации от
08.04.2000  N  316  (далее  -  Правила),  в  соответствии  с  которыми
государственная  кадастровая  оценка земель проводится для определения
кадастровой   стоимости   земельных   участков   и   основывается   на
классификации  земель  по  целевому  назначению и виду функционального
использования.
     Дополнительно   отмечаем,   что   в  соответствии  со  ст.  24.19
Федерального  закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности
в   Российской   Федерации"   предусмотрена   возможность  оспаривания
правообладателем   или   иными  заинтересованными  лицами  результатов
кадастровой  оценки  соответствующего  земельного  участка. Результаты
определения   кадастровой  стоимости  земельного  участка  могут  быть
оспорены  в  суде  или  комиссии  по рассмотрению споров о результатах
определения  кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре
кадастровой  стоимости.  Основаниями для подачи заявления о пересмотре
кадастровой  стоимости могут быть недостоверность сведений о земельном
участке,  использованных  при определении его кадастровой стоимости, а
также  установление  на дату, по состоянию на которую была установлена
кадастровая стоимость земельного участка, его рыночной стоимости.
     Пунктом   3   ст.  66  Земельного  кодекса  Российской  Федерации
определено,  что  в  случае  определения рыночной стоимости земельного
участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается
равной его рыночной стоимости.
     В  настоящее  время  Минэкономразвития  России разработало проект
типовых   требований   к   порядку   создания  и  работы  комиссии  по
рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
     Дополнительно   отмечаем,  что  в  соответствии  с  п.  1  ст.  5
Федерального  закона  от  22.07.2010  N 167-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и
отдельные   законодательные   акты   Российской  Федерации"  (далее  -
Федеральный  закон N 167-ФЗ) положения Федерального закона N 167-ФЗ не
применяются  к  государственной кадастровой оценке земель, договоры на
проведение  которой были заключены до истечения шестидесяти дней после
дня  его  официального опубликования и работы по проведению которой не
завершились в указанный срок.
     Таким   образом,   на   текущий   момент  результаты  определения
кадастровой  стоимости  земельных  участков,  по  мнению Департамента,
могут  быть  оспорены  в  суде,  в  том  числе на основании отчетов об
определении  их  рыночной  стоимости  по состоянию на дату, на которую
определена кадастровая стоимость земельных участков.
     В  соответствии  с  п.  1  ст.  390 Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее - Кодекс) налоговая база по земельному налогу (далее
- налог) определяется как кадастровая стоимость земельного участка.
     Согласно   ст.  387  Кодекса  налог  устанавливается  Кодексом  и
нормативными  правовыми  актами представительных органов муниципальных
образований,   вводится   в   действие   и  прекращает  действовать  в
соответствии    с    Кодексом    и   нормативными   правовыми   актами
представительных  органов  муниципальных  образований  и  обязателен к
уплате на территориях этих муниципальных образований.
     Устанавливая   налог,   представительные   органы   муниципальных
образований  определяют  налоговые  ставки  в  пределах, установленных
Кодексом, порядок и сроки уплаты налога.
     При    установлении    налога   нормативными   правовыми   актами
представительных   органов   муниципальных   образований  могут  также
устанавливаться  налоговые  льготы, основания и порядок их применения,
включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных
категорий налогоплательщиков.
     Таким образом, величина налоговой нагрузки определяется налоговой
ставкой, устанавливаемой органами муниципальных образований.
     Следует  отметить,  что  в  соответствии с п. 1 ст. 3 Кодекса при
установлении   налога   учитывается   также   фактическая  способность
налогоплательщика к уплате налога.
     С   учетом   изложенного   в   целях  снижения  налоговой  ставки
представляется  целесообразным  обращаться  в  представительные органы
муниципальных образований.

Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
                                                      Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
18 января 2011 г. 
N Д06-256