ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧИТЫВАТЬ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ РАСХОДЫ В ВИДЕ КОМИССИОННОГО (СЕРВИСНОГО) СБОРА, УПЛАЧИВАЕМОГО ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ПРОЕЗДНЫХ ДОКУМЕНТОВ (АВИА- И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ БИЛЕТОВ) ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТНИКОВ В КОМАНДИРОВКИ У ОРГАНИЗАЦИЙ-ПОСРЕДНИКОВ (В ТОМ ЧИСЛЕ У МОСТРАНСАГЕНТСТВА) И ПОДТВЕРЖДАЕМОГО КВИТАНЦИЕЙ И КАССОВЫМ ЧЕКОМ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 1 июля 2010 г. N 16-15/069225@ (Д) На основании пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к расходам, учитываемым в целях налогообложения прибыли, относятся расходы на командировки, в частности: - на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы; - наем жилого помещения; - суточные или полевое довольствие; - оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов; - консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы. В перечне расходов на командировки, установленном в пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ, сервисные сборы за продажу билетов не указаны. Кроме того, данные сборы не могут быть отнесены и к перечню отдельных платежей и сборов, приведенному в последнем абзаце пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ. Следовательно, комиссионные (сервисные) сборы, уплачиваемые организации-посреднику при приобретении билетов и не входящие в тариф на перевозку, не могут быть признаны для целей исчисления налога на прибыль в качестве расходов на командировки. Вместе с тем сервисный (комиссионный) сбор организации-посредника, не входящий в тариф на перевозку, можно признать для целей налогообложения прибыли в качестве прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ как суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги). В данном случае под комиссионными сборами понимаются комиссионные и иные вознаграждения, взимаемые за посреднические услуги по реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщика по договорам поручения, комиссии, агентским и иным договорам. При этом согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Таким образом, затраты на выплату вознаграждения организации-посреднику в состав командировочных расходов не включаются и при определении суммы расходов, уменьшающих доходы текущего отчетного (налогового) периода, учитываются организацией-заказчиком обособленно. Основанием для такого учета являются посреднический договор с организацией-продавцом и документы, подтверждающие факт оплаты услуг посредника. И.о. заместителя руководителя Управления советник государственной гражданской службы РФ 1 класса О.В.ЧЕРНИЧУК 1 июля 2010 г. N 16-15/069225@ |