ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 073900 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР") ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 17 января 2011 г. N 52 (Д) В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю: Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 073900 Теория и история искусств (квалификация (степень) "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа. Министр А.А.ФУРСЕНКО 17 января 2011 г. N 52 Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 23 марта 2011 г. N 20254 Приложение УТВЕРЖДЕН Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 года N 52 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 073900 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР") I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 073900 Теория и история искусств образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию. 1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: ВПО - высшее профессиональное образование; ООП - основная образовательная программа; ОК - общекультурные компетенции; ПК - профессиональные компетенции; УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы; ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1. -------------------------------- <*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. Таблица 1 Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников ------------------------------------------------------------------------------ |Наименование | Квалификация (степень) |Нормативный срок| Трудоемкость | | ООП |----------------------------| освоения ООП, | (в зачетных | | | код | наименование| включая | единицах) | | |в соответствии| | каникулы, | | | | с принятой | |предоставляемые | | | |классификацией| | после | | | | ООП | | прохождения | | | | | | итоговой | | | | | |государственной | | | | | | аттестации | | |-------------|--------------|-------------|----------------|----------------| | ООП | 68 | магистр | 2 года | 120 <*> | |магистратуры | | | | | ------------------------------------------------------------------------------ -------------------------------- <*> Трудоемкость ООП за учебный год равна 60 зачетным единицам. Сроки освоения ООП магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на пять месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета учебного заведения. Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ 4.1. Область профессиональной деятельности магистров находится в области культуры и искусства и связана с оценкой способов функционирования искусства в обществе. 4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются: окружающая пространственная среда; памятники и произведения искусства и культуры, относящиеся к художественно-историческому наследию и требующие профессионального изучения; процессы социальной жизни общества и их влияние на художественно-творческий процесс в сфере культуры и искусства; процесс воздействия искусства на культурную и социальную среду общества; авторы произведений искусств и их творчество; обучающиеся истории и теории искусства и процесс обучения принципам научного изучения искусства; процессы функционирования творческих союзов и объединений, государственных, общественных и коммерческих организаций, способствующих созданию и распространению продуктов творчества; процессы научного изучения искусства и художественной критики; музейная и издательская сферы, средства массовой информации; система реставрации и консервации произведений искусства; процессы организационно-управленческой деятельности в сфере культуры и искусства; процессы художественного бизнеса. 4.3. Магистр по направлению подготовки 073900 Теория и история искусств готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская деятельность; научно-педагогическая деятельность; организационно-управленческая деятельность; художественно-критическая и экспертно-консультационная деятельность; проектная деятельность. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. 4.4. Магистр по направлению подготовки 073900 Теория и история искусств должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности: научно-исследовательская деятельность: проводить научные исследования и разработки по отдельным разделам, этапам, заданиям темы в качестве ответственного исполнителя или соисполнителя; осуществлять сложные эксперименты и наблюдения; собирать, обрабатывать, анализировать и обобщать научную информацию, передовой отечественный и зарубежный опыт, результаты экспериментов и наблюдений; разрабатывать план самостоятельной исследовательской деятельности, участвовать в составлении планов и методических программ исследований и разработок, практических рекомендаций по использованию их результатов; вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий; участвовать во внедрении результатов исследований и разработок; представлять итоги проделанной работы, научного исследования в виде отчетов, рефератов, научных статей; научно-педагогическая деятельность: осуществлять на высоком научно-методическом и педагогическом уровне процесс обучения и воспитания личности обучающегося различным дисциплинам в области истории и теории искусства в учебных заведениях высшего профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования; осуществлять функции тьютора - современного квалифицированного преподавателя, профессионального наставника, организатора и консультанта по вопросам обучения и воспитания студента; планировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс, проектировать, разрабатывать и реализовывать типовые мероприятия, внедрять авторские, инновационные технологии обучения и воспитания; формировать у обучающихся профессиональные умения, навыки, компетенции; формировать систему контроля качества образования обучающихся, опираясь, в том числе, на авторские подходы и методики в соответствии с современными требованиями развития искусства; соблюдать права и академические свободы обучающихся, содействовать поддержанию учебной дисциплины, уважать человеческое достоинство обучающихся, защищать честь и репутацию учебного заведения; соблюдать требования безопасности жизнедеятельности в образовательном процессе и во время прохождения производственной практики; повышать уровень профессиональной квалификации в соответствии с требованиями ООП и ФГОС ВПО; организационно-управленческая деятельность: разрабатывать и планировать проекты и мероприятия (фестивали, конкурсы, выставки, спектакли, программы); руководить творческо-производственным процессом, рекламно-маркетинговой, финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью в ходе реализации проекта и мероприятия; обеспечивать высокую экономическую эффективность художественно-исполнительской деятельности организации; рационально использовать имеющиеся ресурсы: человеческие, финансовые, материально-технические, информационные, духовно-нравственные, технологические; осуществлять методически и технологически обоснованные действия для продвижения проекта и его рекламы; координировать действия физических и юридических лиц, задействованных в реализации проекта и мероприятия; обеспечивать многосторонние связи с общественностью в процессе работы над проектом (мероприятием); проводить изготовление и размещение рекламной продукции; планировать и осуществлять мероприятия по реализации билетов на культурные мероприятия, осуществлять деятельность по планированию и осуществлению отдельных направлений по производству и реализации художественной продукции; художественно-критическая и экспертно-консультационная деятельность: создавать и публиковать критические статьи, эссе, исследования на основе художественно-эстетического анализа произведений искусства; вести просветительскую работу по пропаганде искусства и экспертно-аналитическую работу по проблемам искусства в музеях, художественных галереях, в библиотеках, фондах, архивах, в информационных центрах, агентствах, в иных общественных и государственных организациях; разрабатывать новые экскурсионные и лекционные темы в области искусства; сотрудничать со средствами массовой информации в качестве редакторов, издателей, авторов, литературных редакторов и ведущих радио и телевизионных художественных программ, занимать ведущие должности в пресс-службах учреждений культуры, творческих коллективов и объединений; участвовать в экспертизе произведений художественного творчества; проводить экспертно-консультационную деятельность в культурных центрах и других организациях, учреждениях, общественных объединениях; проводить экспертизу культурной деятельности культурно-просветительных и образовательных учреждений; участвовать в экспертизе локальных, региональных, федеральных и международных проектов и программ сохранения и развития культуры и образования; оказывать консультационную помощь по разработке инновационных проектов и программ в области культуры, образования, художественного творчества, коммуникаций и культуры межнационального общения; проектная деятельность: разрабатывать и обосновывать проекты и программы сохранения и развития культуры и искусства; создавать перспективные структурно-функциональные модели культурных учреждений и организаций; проектировать профильные инновационные образовательные и художественно-творческие системы. V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способностью совершенствовать и повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к самостоятельному обучению новым методам творчества и исследования, к адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, к изменению профиля своей профессиональной деятельности и социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-2); способностью свободно пользоваться русским и иностранными языками как средством профессионального общения (ОК-3); способностью использовать на практике умения и навыки в организации творческих, исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-4); способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-5); способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6); способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, проявлять толерантность в восприятии социальных и культурных различий (ОК-7); способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; движущие силы и закономерности исторического процесса (ОК-8); способностью обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения, использовать для решения коммутативных задач современные технические средства и информационные технологии (ОК-9); способностью ощущать социальную значимость своей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью и готовностью к творческой адаптации к конкретным условиям выполняемых задач и их инновационным решениям (ОК-10); способностью принять ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способностью разрешать проблемные ситуации, принимать нестандартные решения на основе обширных знаний в данной научной области и смежных областях знаний, находить и принимать решения в условиях различных мнений (ОК-11); способностью использовать в социальной сфере, в познавательной и профессиональной деятельности навыки работы с компьютером, в компьютерных сетях, с программными средствами, в Интернете (ОК-12); способностью самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение (ОК-13); способностью осознать основные проблемы своей предметной области, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора, требующих использования различных методов инновационной деятельности (ОК-14); способностью проводить научные исследования с применением современных методов и специализированных средств, оценивать их результаты, оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной научной работы (ОК-15). 5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): общепрофессиональные: способностью к осознанному пониманию того, что искусство, через какие бы дисциплины оно ни изучалось, взаимосвязано, взаимодействует и соотносится с музыкой, театром, изобразительным искусством, кинематографом и другими гуманитарными, социальными, физическими и естественными науками (ПК-1); способностью к пониманию взаимоотношений теории и практики в различных областях искусства и демонстрации их взаимосвязи путем использования различных техник и методов реализации полученных знаний на практике (ПК-2); способностью демонстрировать углубленное представление о месте искусства в эволюции человечества, о его связях с социальной и культурной жизнью общества, о его роли в созидании художественных ценностей; об основных тенденциях в развитии мирового искусства и об особенностях этого процесса в современных условиях (ПК-3); способностью демонстрировать знания и опыт в широком диапазоне практической, преподавательской, предпринимательской и творческой деятельности, включая: умение вести переговоры, создавать свой публичный имидж, вести финансовые дела, осуществлять долговременное планирование, выступать с докладами и сообщениями, пользоваться персональным компьютером и средствами связи и позиционировать себя на рынке творческого труда (ПК-4); способностью ориентироваться в специальной литературе по профилю деятельности, в смежных областях художественного творчества, владеть основами анализа произведений искусства и литературы (ПК-5); способностью собирать, обрабатывать, анализировать, синтезировать и интерпретировать информацию из различных источников, как по профилю деятельности, так и в смежных областях художественного творчества, для формирования осознанных и квалифицированных суждений по соответствующим творческим, социальным, научным и этическим проблемам (ПК-6); способностью к динамичной деятельности: работать с разноплановыми интеллектуальными и практическими задачами с высокой скоростью и точностью, гибко переключаясь с одних задач на другие (ПК-7); способностью реализовывать в своей профессиональной деятельности ценностно-смысловые принципы: политкультурность, гуманистическое восприятие мира, адекватную социальную самоидентификацию, инновационность, креативность, смыслообусловленное обновление знаний (ПК-8); способностью понимать, закреплять и развивать межличностные отношения, осуществлять передачу и обмен знаниями, мыслями, переживаниями, культурно-нравственными ценностями и результатами деятельности, воплощенными в материальную и духовную культуру в соответствии с социальными нормами и условиями осуществления деятельности (ПК-9); научно-исследовательская деятельность: способностью осознавать цели, задачи, логику и этапы научного познания, современные методы, средства и этапы планирования и организации научно-исследовательской деятельности, структуру научного исследования, экспериментальные основы изучения явлений, принципы проведения экспериментов и наблюдений, обобщения и обработки информации (результатов проводимых исследований и разработок) с применением электронно-вычислительной техники и использовать их на практике (ПК-10); способностью планировать и реализовывать собственную исследовательскую деятельность, работать с литературой, анализировать, выделять главное, видеть проблему исследования, выявлять противоречия, формулировать гипотезы, осуществлять подбор соответствующих средств для проведения исследования, делать выводы (ПК-11); способностью понимать социально-психологические и социально-экономические факторы, влияющие на культурное потребление в зависимости от национально-исторических особенностей (ПК-12); способностью учитывать в анализе явлений искусства политические, социальные, собственно культурные и экономические факторы (ПК-13); способностью применять в научном исследовании методологические теории и принципы современной науки; искусствоведческие, исторические, культурологические, психолого-педагогические подходы в исследовании искусства, с привлечением современных информационных технологий (ПК-14); научно-педагогическая деятельность: способностью осуществлять обучение в учебных заведениях высшего профессионального образования дисциплинам в области теории и истории искусства, используя психолого-педагогические и методические основы научной теории и практики (ПК-15); способностью воплотить в учебном процессе разнообразные педагогические методики (ПК-16); способностью выработать у обучающегося собственный исполнительский или педагогический подход к искусству разных периодов и стилей (ПК-17); способностью запомнить необходимый материал и воспроизвести текст, применить в педагогической практике собственный практический опыт (ПК-18); способностью педагогически воздействовать на обучающихся и выполнять функции тьютора (оказывать эмоциональную и консультационную поддержку обучающимся в овладении профессией), анализировать индивидуальные особенности обучающегося, определять возможные точки его личностного роста, структурировать проблемы его саморазвития, прогнозировать перспективы его деятельности, изыскивать возможности устранения причин его неуспешности, помогать обучающемуся в его самоанализе, в самостоятельном разрешении проблем и принятии им ответственности за результаты работы, предвидеть реакции обучающегося на те или иные педагогические действия; способностью корректно строить взаимодействие с "проблемными", социально дезадаптированными детьми и использовать знание психологии межличностного общения (ПК-19); способностью произвести отбор обучающихся для занятий историей и теорией искусства исходя из особенностей ребенка, оценивать потенциальные возможности учащихся и на этой основе выстраивать стратегию обучения и воспитания, видеть и исправлять ошибки обучающихся (ПК-20); способностью формировать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения, качеству усвоения знаний, понимания методик осмысления пластического знака (ПК-21); способностью анализировать факторы формирования и закономерности развития современного языка искусства, особенностей и перспектив развития искусства и педагогики и на этой основе анализировать и аргументированно критически разобрать процесс исполнения произведения искусства, провести сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций (ПК-22); способностью осуществлять управление познавательными процессами, моделировать процесс формирования творческой личности, исходя из реальных возможностей обучающегося, на высоком научном, методическом и педагогическом уровнях (ПК-23); способностью реагировать на требования, предъявляемые к преподавателю обществом, применять в своей работе теоретические и практические достижения науки и практики, способностью к рефлексии, критической оценке и осмыслению собственной педагогической деятельности (ПК-24); способностью ясно выражать свои мысли, терпеливо слушать других; общаться с детьми и взрослыми на позициях диалога, уважения, терпимости (при несогласии), эмпатии; воспринимать деятельность детей и коллег в том смысле, в каком они ее осмысливают сами; способностью договариваться, спокойно разрешать конфликты, используя принцип сотрудничества во взаимоотношениях разных уровней ("преподаватель-родитель", "преподаватель-студент", "родитель-ребенок", "преподаватель-воспитатель") (ПК-25); способностью формировать систему контроля качества образования в соответствии с требованиями образовательного процесса, опираясь, в том числе, на авторские подходы и методики (ПК-26); способностью выстраивать динамику развития детского сообщества и воспитательного действия; участвовать в жизнедеятельности студенческого сообщества и видеть пути его сплочения; способностью критически и конструктивно осмысливать свой опыт и опыт коллег в целях развития студенческого сообщества (ПК-27); организационно-управленческая деятельность: способностью участвовать в реализации комплекса маркетинга в сфере искусств (продукт, ценообразование, продвижение, распространение) (ПК-28); способностью организовать и провести рекламную кампанию, осуществлять регулярную поддержку связей с общественностью (ПК-29); способностью участвовать в проведении фандрейзинговой кампании (ПК-30); способностью осуществлять стратегическое планирование, использовать различные методы исследования и моделирования процессов в искусствах (ПК-31); способностью осуществлять эффективное управление персоналом научно-творческих организаций, применять современные методы мотивации, координации и контроля (ПК-32); способностью участвовать в подготовке и разработке отдельных проектов, мероприятий в сфере искусств, используя современные методы продвижения культурного продукта (ПК-33); способностью управлять деятельностью, используя современные информационные технологии (сайты в сети Интернет, презентации) (ПК-34); художественно-критическая и экспертно-консультационная деятельность: способностью выявлять систему ценностных ориентаций общества, определять его эстетические, духовные потребности в конкретном творческом продукте (ПК-35); способностью использовать специальную литературу, как по профилю деятельности, так и по другим видам искусства (ПК-36); способностью прослеживать эволюцию художественных явлений в разные исторические периоды (ПК-37); способностью анализировать сущность художественной моды и ее национально-историческую специфику, способностью понимать истоки и структуру общественной оценки явлений искусства, причины популярности-непопулярности, востребованности-невостребованности тех или иных произведений и деятелей искусства (ПК-38); способностью осуществлять экспертно-аналитическую работу по проблемам искусства, анализировать специфику отечественного и международного художественного рынков в современных условиях и прогнозировать их развитие (ПК-39); способностью рассматривать художественные достоинства произведения в социальном, культурном и историческом контексте, как структуру смысла, как единство формы и содержания (ПК-40); способностью воссоздавать архитектонику произведения: фиксировать главные признаки его замысла, стилистики, особенностей выполнения (ПК-41); способностью осознавать художественную критику как творческую деятельность, способствующую повышению качества художественного продукта (ПК-42); способностью воплотить в результатах деятельности свою индивидуальность и эстетические идеалы, применяя творческий, нестандартный подход к решению профессиональных задач (ПК-43); способностью создавать собственный авторский продукт в разных жанрах художественной критики: рецензии, аналитические статьи, творческие портреты, проблемные очерки, эссе, созданные на основе художественно-эстетического анализа искусства; способностью принимать практическое участие в качестве научного консультанта, редактора при создании или выполнении художественных произведений (ПК-44); способностью вести художественно-просветительскую работу по пропаганде искусства в музеях, художественных галереях, в библиотеках, фондах, архивах, в информационных центрах, агентствах, в иных общественных и государственных организациях (ПК-45); проектная деятельность: способностью разрабатывать проекты и программы сохранения и развития культуры (ПК-46); способностью создавать перспективные структурно-функциональные модели культурных учреждений и организаций (ПК-47); способностью проектировать профильные инновационные образовательные и художественно-творческие системы (ПК-48). VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 6.1. ООП магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2): общенаучный цикл; профессиональный цикл и разделов: практики и научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация. 6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре. Таблица 2 Структура ООП магистратуры ------------------------------------------------------------------------------------- |Код | Учебные циклы и проектируемые| Трудоемкость| Перечень дисциплин | Коды | | УЦ | результаты их освоения | (зачетные | для разработки |формируемых| |ООП | | единицы) | примерных программ, |компетенций| | | | <*> | учебников и учебных | | | | | | пособий | | |----|------------------------------|-------------|---------------------|-----------| |М.1 | Общенаучный цикл | 19 - 23 | | | | |------------------------------|-------------|---------------------|-----------| | | Базовая часть | 16 - 18 |Культурология |ОК-2 | | | В результате изучения базовой| |Политология |ОК-6 | | | части цикла студент должен: | |Социология искусства |ОК-7 | | | знать: структуру и состав| |Экономика культуры |ОК-8 | | | современного | |Философские |ОК-13 | | | культурологического знания;| |проблемы |ПК-1 | | | методы культурологических| |искусствознания |ПК-2 | | | исследований; основные| |Теория искусства |ПК-3 | | | понятия культурологии;| |Авторское право |ПК-4 | | | типологию культур; место и| | |ПК-5 | | | роль России в мировой| | |ПК-6 | | | культуре; тенденции| | |ПК-7 | | | культурной универсализации в| | |ПК-8 | | | мировом современном процессе;| | |ПК-9 | | | объект, предмет и метод| | |ПК-10 | | | политической науки, функции| | |ПК-11 | | | политологии; роль и место| | |ПК-12 | | | политики в жизни современных| | |ПК-13 | | | обществ; социальные функции| | |ПК-14 | | | политики; историю| | |ПК-36 | | | политических учений;| | |ПК-37 | | | особенности российской| | |ПК-38 | | | политической традиции;| | | | | | современные политологические| | | | | | школы; происхождение и| | | | | | особенности гражданского| | | | | | общества; особенности| | | | | | становления гражданского| | | | | | общества в России;| | | | | | институциональные аспекты| | | | | | политики; специфику| | | | | | политических отношений и| | | | | | процессов; основные| | | | | | политические организации и| | | | | | движения; социокультурные| | | | | | аспекты политики; особенности| | | | | | мирового политического| | | | | | процесса; методологию| | | | | | познания политической| | | | | | реальности; парадигмы| | | | | | политического знания;| | | | | | социальное функционирование| | | | | | искусства в обществе;| | | | | | искусство как социальное| | | | | | явление; аудитория как| | | | | | потребитель специфических| | | | | | ценностей искусства; основные| | | | | | методологические принципы| | | | | | организации конкретных| | | | | | социологических исследований| | | | | | в области искусства; методы| | | | | | сбора, обработки и анализа| | | | | | социологической информации;| | | | | | экономические категории и| | | | | | модели, действующие в| | | | | | отраслях культуры и| | | | | | искусства; место отраслей| | | | | | культуры в сфере| | | | | | нематериального производства,| | | | | | в сфере услуг; экономическая| | | | | | стратегия государства по| | | | | | отношению к культуре в| | | | | | условиях перехода к рыночной| | | | | | экономике; характеристику| | | | | | современных межхозяйственных| | | | | | связей между отраслями| | | | | | культуры, искусства и| | | | | | средствами массовой| | | | | | информации; хозяйственный| | | | | | механизм деятельности| | | | | | организаций искусств:| | | | | | финансирование, материальное| | | | | | стимулирование, | | | | | | ценообразование, | | | | | | налогообложение; трудовые| | | | | | ресурсы и специфика их| | | | | | функционирования в сфере| | | | | | искусства и культуры;| | | | | | основные логические методы и| | | | | | приемы научного исследования;| | | | | | методологические теории и| | | | | | принципы современной науки;| | | | | | функции искусствоведческих,| | | | | | исторических, | | | | | | культурологических, психолого| | | | | | - педагогических и других| | | | | | исследований в искусстве;| | | | | | актуальные проблемы истории и| | | | | | современного состояния| | | | | | искусства; теоретическое| | | | | | наследие мастеров искусства;| | | | | | основные подходы к созданию| | | | | | теории искусства; авторское и| | | | | | смежное право; понятие об| | | | | | авторском праве, его| | | | | | характеристики; основные| | | | | | категории авторских| | | | | | договоров: срок, территория,| | | | | | авторское вознаграждение,| | | | | | авторские отчисления, порядок| | | | | | наследования авторского| | | | | | права, понятие смежного права| | | | | | и его отчуждение после первой| | | | | | записи произведения;| | | | | | исключения из авторских и| | | | | | смежных прав; международные| | | | | | конвенции по авторским и| | | | | | смежным правам: Бернская,| | | | | | Римская, Женевская; виды| | | | | | авторских договоров; | | | | | | уметь: использовать основные| | | | | | законы гуманитарных дисциплин| | | | | | в избранной сфере| | | | | | деятельности и| | | | | | экстраполировать их на| | | | | | искусствоведческую практику;| | | | | | осуществлять методологическое| | | | | | обоснование научного| | | | | | исследования; соотносить| | | | | | методологический, | | | | | | теоретический и эмпирический| | | | | | уровни исследования;| | | | | | вычленять объект, предмет,| | | | | | гипотезу, концепцию| | | | | | исследования; | | | | | | классифицировать методы| | | | | | исследования; определять их| | | | | | оптимальный комплекс; | | | | | | владеть: методикой анализа| | | | | | произведения искусства;| | | | | | навыками обработки и| | | | | | интерпретации научных данных| | | | | | и логико-методологического| | | | | | анализа научного исследования| | | | | | и его результатов; знаниями о| | | | | | содержании специальной| | | | | | литературы, об источниках| | | | | | информации в различных| | | | | | областях художественной| | | | | | культуры; | | | | | | понимать: взаимоотношения| | | | | | культуры и природы, культуры| | | | | | и общества, культуры и| | | | | | глобальных проблем| | | | | | современности, культуры и| | | | | | личности; проблемы| | | | | | инкультурации и социализации.| | | | | |------------------------------|-------------|---------------------|-----------| | | Вариативная часть | 3 - 5 | | | | | (знания, умения, навыки| | | | | | определяются ООП вуза) | | | | |----|------------------------------|-------------|---------------------|-----------| |М.2 | Профессиональный цикл | 35 - 37 | | | | |------------------------------|-------------|---------------------|-----------| | | Базовая часть | 10 - 12 |Общая теория |ПК-1 - 9 | | | В результате изучения базовой| |искусства |ПК-10 - 14 | | | части цикла студент должен: | | |ПК-15 - 27 | | | знать: систему современного| | |ПК-28 - 34 | | | искусствоведческого знания;| | |ПК-35 - 45 | | | стратегические задачи и| | |ПК-46 - 48 | | | историю формирования общей| | | | | | теории искусства; основные| | | | | | проблемы интеграции видов| | | | | | искусства, проблемы| | | | | | взаимодействия и синтеза| | | | | | искусств; основные вопросы| | | | | | семиотики искусства; основные| | | | | | проблемы изучения целостной| | | | | | системы художественной| | | | | | культуры определенного| | | | | | времени и интеграции видов| | | | | | искусств; внутренние| | | | | | закономерности | | | | | | художественного восприятия и| | | | | | воплощения стиля эпохи;| | | | | | системные начала в| | | | | | интегративных процессах| | | | | | Новейшего времени;| | | | | | интегрированное творчество и| | | | | | проблемы универсальности в| | | | | | осмыслении художественной| | | | | | практики современности;| | | | | | феноменологическое и| | | | | | историческое осмысление,| | | | | | раскрытие и разграничение| | | | | | понятий "художественное| | | | | | творчество", "художественный| | | | | | процесс", "искусство";| | | | | | сущностные характеристики| | | | | | феноменов "академическое| | | | | | искусство", "классическое| | | | | | искусство"; проблемы| | | | | | адекватности произведения| | | | | | самому себе; проблема| | | | | | исполнительской интерпретации| | | | | | и аутентичного| | | | | | исполнительства; проблемы| | | | | | стиля в искусстве;| | | | | | конструктивные элементы и| | | | | | категории стиля; формы| | | | | | стилеобразования в искусстве| | | | | | (исторический и теоретический| | | | | | аспекты); | | | | | | уметь: видеть и анализировать| | | | | | внутренние закономерности| | | | | | художественного восприятия и| | | | | | воплощения стиля эпохи;| | | | | | системные начала в| | | | | | интегративных процессах| | | | | | Новейшего времени; видеть и| | | | | | анализировать аспекты| | | | | | общественного сознания| | | | | | (исторический, формально-| | | | | | типологический и| | | | | | доктринальный) во взаимосвязи| | | | | | с проблемой самосознания| | | | | | искусства; делать| | | | | | теоретические и| | | | | | методологические обобщения;| | | | | | анализировать проблемы| | | | | | адекватности произведения| | | | | | самому себе, исполнительской| | | | | | интерпретации и аутентичного| | | | | | исполнительства, стиля в| | | | | | искусстве; рассматривать| | | | | | стиль как художественную| | | | | | закономерность, эстетическую| | | | | | категорию, социальное| | | | | | явление; видеть| | | | | | конструктивные элементы и| | | | | | категории стиля; | | | | | | владеть: категориально-| | | | | | аналитическим и понятийным| | | | | | аппаратом современного| | | | | | искусствознания; техникой| | | | | | постановки и решения задач,| | | | | | возникающих в ходе научно-| | | | | | исследовательской и| | | | | | педагогической деятельности и| | | | | | требующих углубленных| | | | | | профессиональных знаний;| | | | | | методами исследования,| | | | | | принципами модификации| | | | | | существующих и разработки| | | | | | новых методов исходя из задач| | | | | | конкретного исследования;| | | | | | техникой обработки полученных| | | | | | результатов, анализа и| | | | | | осмысления их с учетом| | | | | | имеющихся данных; навыками| | | | | | ведения библиографической| | | | | | работы с привлечением| | | | | | современных информационных| | | | | | технологий; навыками| | | | | | представления итогов| | | | | | проделанной работы в виде| | | | | | отчетов, рефератов, статей,| | | | | | оформленных в соответствии с| | | | | | имеющимися требованиями, с| | | | | | привлечением современных| | | | | | средств редактирования и| | | | | | печати. | | | | | |------------------------------|-------------|---------------------|-----------| | | Вариативная часть | 25 - 30 | | | | | (знания, умения, навыки| | | | | | определяются ООП вуза) | | | | |----|------------------------------|-------------|---------------------|-----------| |М.3 | Практики и научно-| 47 - 50 | |ПК-1 - 9 | | | исследовательская работа | | |ПК-10 - 14 | | | (практические умения и навыки| | |ПК-15 - 27 | | | определяются ООП вуза) | | |ПК-28 - 34 | | | | | |ПК-35 - 45 | | | | | |ПК-46 - 48 | |----|------------------------------|-------------|---------------------|-----------| |М.4 | Итоговая государственная| 10 | | | | | аттестация | | | | |----|------------------------------|-------------|---------------------|-----------| | | Общая трудоемкость основной| 120 | | | | | образовательной программы | | | | ------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций. VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, программы практик, календарный учебный график, а также методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. 7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности. 7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских конференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которому готовится магистр, для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий. 7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции. 7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза. 7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися. Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно. 7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 36 академических часов. 7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Постановлением Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731). 7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>. -------------------------------- <*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534). 7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. 7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом. 7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение следующих инновационных технологий обучения: интерактивные лекции, групповые дискуссии, развивающие навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества, анализ на основе деловых ситуаций, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий, преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО. 7.13. ООП магистратуры вуза должна включать практические занятия в объеме не менее 40 процентов. 7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности: обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули); при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку; обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации; обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза. 7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: научно-педагогическая, научно-исследовательская. Конкретные виды и содержание практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым, творческим и научным потенциалом. 7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся: планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме; проведение научно-исследовательской работы; корректировка плана проведения научно-исследовательской работы; составление отчета о научно-исследовательской работе; публичная защита выполненной работы. Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры. 7.17. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 10 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 55 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей. При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 55 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученые звания. Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет. При этом по данному направлению подготовки к преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания в области искусства, культуры и спорта (Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, Заслуженного работника культуры Российской Федерации, Заслуженного или Народного артиста Российской Федерации, Заслуженного или Народного художника Российской Федерации, мастера спорта, Заслуженного мастера спорта (Союза Советских Социалистических Республик (СССР), республик в составе бывшего СССР, России), мастера спорта России международного класса, лауреаты и дипломанты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере). Для основного штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем тремя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя - не более чем двумя ООП магистратуры. Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и (или) ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами. До 25 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание и (или) почетные звания в области искусства, культуры, спорта, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов в соответствующей области более десяти последних лет. Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные творческие и исследовательские проекты или участвовать в творческих и исследовательских проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и (или) зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации. 7.18. ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения. Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки к системе Интернет, к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) магистерской программы, одновременно не менее чем для 25 процентов обучающихся. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся. Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, где имеется доступ в сеть Интернет. Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда или электронным базам периодических изданий, включая не менее чем десять наименований отечественных журналов и не менее пяти наименований ведущих зарубежных журналов, соответствующих профессиональному циклу. Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современными профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. 7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП магистратуры утверждает общий бюджет реализации ООП. Финансирование реализации ООП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>. -------------------------------- <*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280). 7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя: учебные аудитории для проведения теоретических (лекционных, семинарских) занятий, укомплектованные специализированной учебной мебелью, техническими средствами, наглядными пособиями, литературой для теоретических дисциплин профильных модулей; помещения для самостоятельной работы обучающихся, оснащенные компьютерной техникой с подключением к сети Интернет; библиотеку с читальным залом; столовую; помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования; медиатеку (отдел технических средств обучения), включающую: методический кабинет, занимающийся обеспечением студентов методической и иной литературой через ее размножение различными способами; видеотеку, содержащую видеофильмы и видеозаписи дисциплин, видео или изобразительные материалы с записью выдающихся произведений искусства; компьютерный класс с не менее чем двадцатью рабочими местами с возможностью выхода в сеть Интернет; спортивно-тренажерный зал. Рекомендуется наличие кабинета дистанционного обучения. Доступность для обучающихся к сети Интернет в количественном отношении должна равняться одному выходу на десять студентов. При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Доступность к сети Интернет в количественном отношении должна равняться одному выходу на десять студентов. Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения. VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей; мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей; информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях. Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников. 8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения. 8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом. Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником. При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик и включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности. При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения. Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, выпускных квалификационных работ, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей. 8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей. 8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины. 8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза. 8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением. Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которому готовится магистр. Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач. При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения. 8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции. |