ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 073000 МУЗЫКОЗНАНИЕ И МУЗЫКАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР"). Приказ. Министерство образования и науки РФ. 14.01.11 14


Страницы: 1  2  


|     | специальную методическую            |             |                        |            |
|     | литературу;                         |             |                        |            |
|     |   основные типы расшифровки         |             |                        |            |
|     | экспедиционной записи               |             |                        |            |
|     | фольклорного текста, методику       |             |                        |            |
|     | аналитической работы с              |             |                        |            |
|     | образцами фольклора,                |             |                        |            |
|     | заполнения аналитических            |             |                        |            |
|     | карт;                               |             |                        |            |
|     |   уметь:                            |             |                        |            |
|     |   раскрывать содержание             |             |                        |            |
|     | основных научных категорий и        |             |                        |            |
|     | объяснять понятия,                  |             |                        |            |
|     | применяемые в музыкальной           |             |                        |            |
|     | фольклористике и                    |             |                        |            |
|     | этномузыкологии;                    |             |                        |            |
|     |   обоснованно определять            |             |                        |            |
|     | жанровую, историко-стилевую,        |             |                        |            |
|     | этнокультурную принадлежность       |             |                        |            |
|     | явлений фольклора;                  |             |                        |            |
|     |   раскрывать структурные            |             |                        |            |
|     | особенности фольклорно-             |             |                        |            |
|     | этнографического текста,            |             |                        |            |
|     | проводить анализ языковых           |             |                        |            |
|     | средств и способов выражения;       |             |                        |            |
|     |   осуществлять подбор,              |             |                        |            |
|     | анализ, расшифровку и               |             |                        |            |
|     | систематизацию музыкального         |             |                        |            |
|     | этнографического материала;         |             |                        |            |
|     |   использовать современные          |             |                        |            |
|     | информационные технологии в         |             |                        |            |
|     | расшифровке экспедиционных          |             |                        |            |
|     | материалов, осуществлять            |             |                        |            |
|     | подготовку концертных               |             |                        |            |
|     | программ; исполнять народные        |             |                        |            |
|     | песни различных жанров и            |             |                        |            |
|     | стилей в этнографически             |             |                        |            |
|     | достоверной форме их звучания       |             |                        |            |
|     | с учетом диалектной, жанрово-       |             |                        |            |
|     | стилевой специфики,                 |             |                        |            |
|     | этнографического контекста;         |             |                        |            |
|     |   проводить репетиционную           |             |                        |            |
|     | работу с различными составами       |             |                        |            |
|     | фольклорного ансамбля,              |             |                        |            |
|     | достигая достоверности в            |             |                        |            |
|     | воссоздании особенностей            |             |                        |            |
|     | звучания и свободного               |             |                        |            |
|     | воспроизведения различных           |             |                        |            |
|     | певческих стилей и традиций;        |             |                        |            |
|     |   осуществлять подбор               |             |                        |            |
|     | фольклорно-этнографического         |             |                        |            |
|     | материала для дипломной             |             |                        |            |
|     | выпускной (квалификационной)        |             |                        |            |
|     | работы, поставить задачи и          |             |                        |            |
|     | найти методы их решения в           |             |                        |            |
|     | дипломной работе, выстраивать       |             |                        |            |
|     | структуру дипломной работы;         |             |                        |            |
|     |   привлекать к сотрудничеству       |             |                        |            |
|     | со СМИ музыкально-культурную        |             |                        |            |
|     | общественность и разные слои        |             |                        |            |
|     | аудитории, организовывать и         |             |                        |            |
|     | проводить опросы, дискуссии         |             |                        |            |
|     | по актуальным проблемам в           |             |                        |            |
|     | области народного                   |             |                        |            |
|     | музыкального искусства;             |             |                        |            |
|     |   владеть:                          |             |                        |            |
|     |   современными методами             |             |                        |            |
|     | этномузыкологического               |             |                        |            |
|     | исследования;                       |             |                        |            |
|     |   системным подходом к              |             |                        |            |
|     | изучению традиций народной          |             |                        |            |
|     | музыкальной культуры,               |             |                        |            |
|     | навыками применения научно          |             |                        |            |
|     | обоснованных методов                |             |                        |            |
|     | расшифровки, анализа,               |             |                        |            |
|     | систематизации и                    |             |                        |            |
|     | классификации документальных        |             |                        |            |
|     | этнографических материалов;         |             |                        |            |
|     |   принципами типологической         |             |                        |            |
|     | группировки и стилевой              |             |                        |            |
|     | характеристики народных песен       |             |                        |            |
|     | и инструментальных наигрышей;       |             |                        |            |
|     |   навыками сольного и               |             |                        |            |
|     | ансамблевого исполнения             |             |                        |            |
|     | этнографического музыкального       |             |                        |            |
|     | материала в соответствии с          |             |                        |            |
|     | национальными традициями;           |             |                        |            |
|     |   принципами отбора                 |             |                        |            |
|     | репертуара, подготовки              |             |                        |            |
|     | концертных программ,                |             |                        |            |
|     | сценических постановок;             |             |                        |            |
|     |   навыками руководства              |             |                        |            |
|     | творческим коллективом;             |             |                        |            |
|     |   системным подходом к              |             |                        |            |
|     | изучению традиций народной          |             |                        |            |
|     | музыкальной культуры;               |             |                        |            |
|     |   навыками расшифровки              |             |                        |            |
|     | экспедиционного фольклорного        |             |                        |            |
|     | материала и заполнения              |             |                        |            |
|     | аналитических карт.                 |             |                        |            |
|-----|-------------------------------------|-------------|------------------------|------------|
|Б.3.4| "Древнерусское певческое            |   43        | Дисциплины             |            |
|     | искусство"                          |             | профильного модуля     |            |
|     |                                     |             | базовой части          |            |
|     |-------------------------------------|-------------|------------------------|------------|
|     |   В результате изучения             |             | Специальный класс      | ОК-1       |
|     | дисциплин цикла обучающийся         |             | Вокальный ансамбль     | ОК-2       |
|     | должен:                             |             | История и теория       | ОК-3       |
|     |   знать:                            |             | русской духовной       | ОК-4       |
|     | основные периоды и                  |             | музыки                 | ОК-5       |
|     | теоретические концепции в           |             | Чтение и дешифровка    | ОК-7       |
|     | истории древнерусского              |             | средневековых          | ОК-10      |
|     | певческого искусства, методы        |             | нотаций                | ОК-11      |
|     | научного анализа музыкально-        |             | Дирижирование и        | ОК-13      |
|     | стилевых особенностей               |             | чтение хоровых         | ПК-1       |
|     | образцов средневековых              |             | партитур               | ПК-2       |
|     | нотаций, значительный               |             |                        | ПК-3       |
|     | репертуар в области                 |             |                        | ПК-5       |
|     | древнерусского певческого           |             |                        | ПК-15      |
|     | искусства для вокального            |             |                        | ПК-16      |
|     | ансамбля, основные методы и         |             |                        | ПК-19      |
|     | формы работы с ансамблем,           |             |                        | ПК-20      |
|     | специальную методическую            |             |                        |            |
|     | литературу;                         |             |                        |            |
|     |   уметь:                            |             |                        |            |
|     |   осуществлять анализ,              |             |                        |            |
|     | расшифровку и систематизацию        |             |                        |            |
|     | музыкального материала              |             |                        |            |
|     | средневековой певческой             |             |                        |            |
|     | культуры, используя                 |             |                        |            |
|     | современные информационные          |             |                        |            |
|     | технологии;                         |             |                        |            |
|     |   осуществлять подготовку           |             |                        |            |
|     | концертных программ;                |             |                        |            |
|     |   проводить репетиционную           |             |                        |            |
|     | работу с вокальным ансамблем,       |             |                        |            |
|     | достигая достоверности в            |             |                        |            |
|     | воссоздании особенностей            |             |                        |            |
|     | звучания и свободного               |             |                        |            |
|     | воспроизведения различных           |             |                        |            |
|     | певческих стилей и традиций;        |             |                        |            |
|     |   осуществлять подбор               |             |                        |            |
|     | музыкального материала для          |             |                        |            |
|     | дипломной выпускной                 |             |                        |            |
|     | (квалификационной) работы,          |             |                        |            |
|     | поставить задачи и найти            |             |                        |            |
|     | методы их решения,                  |             |                        |            |
|     | выстраивать структуру и             |             |                        |            |
|     | осуществлять оформление             |             |                        |            |
|     | дипломной работы в                  |             |                        |            |
|     | соответствии с требованиями;        |             |                        |            |
|     |   привлекать к сотрудничеству       |             |                        |            |
|     | со СМИ музыкально-культурную        |             |                        |            |
|     | общественность и разные слои        |             |                        |            |
|     | аудитории, организовывать и         |             |                        |            |
|     | проводить опросы, дискуссии         |             |                        |            |
|     | по актуальным проблемам в           |             |                        |            |
|     | области древнерусского              |             |                        |            |
|     | певческого искусства;               |             |                        |            |
|     |   владеть:                          |             |                        |            |
|     |   современными методами             |             |                        |            |
|     | исследования, системным             |             |                        |            |
|     | подходом к изучению русской         |             |                        |            |
|     | средневековой певческой             |             |                        |            |
|     | традиции;                           |             |                        |            |
|     |   навыками применения научно        |             |                        |            |
|     | обоснованных методов                |             |                        |            |
|     | расшифровки, анализа,               |             |                        |            |
|     | систематизации и                    |             |                        |            |
|     | классификации музыкального          |             |                        |            |
|     | материала;                          |             |                        |            |
|     |   навыками ансамблевого             |             |                        |            |
|     | исполнения музыкального             |             |                        |            |
|     | материала в соответствии с          |             |                        |            |
|     | традициями; принципами отбора       |             |                        |            |
|     | репертуара, подготовки              |             |                        |            |
|     | концертных программ;                |             |                        |            |
|     |   навыками руководства              |             |                        |            |
|     | творческим коллективом.             |             |                        |            |
|-----|-------------------------------------|-------------|------------------------|------------|
|Б.3.5| "Музыкальная педагогика"            |   43        | Дисциплины             |            |
|     |                                     |             | профильного модуля     |            |
|     |                                     |             | базовой части          |            |
|     |-------------------------------------|-------------|------------------------|------------|
|     |   В результате изучения             |             | История и теория       | ОК-1       |
|     | дисциплин цикла обучающийся         |             | педагогики             | ОК-2       |
|     | должен:                             |             | Музыкальная            | ОК-4       |
|     |   знать:                            |             | педагогика в           | ОК-7       |
|     | основные этапы развития             |             | общеобразовательных    | ОК-9       |
|     | педагогики и эволюцию               |             | учреждениях            | ОК-10      |
|     | представлений о сути                |             | Музыкальная            | ОК-11      |
|     | обучения;                           |             | педагогика в детских   | ОК-13      |
|     |   основы законодательства и         |             | школах искусств        | ПК-1       |
|     | делопроизводства в области          |             | Исполнительство на     | ПК-2       |
|     | образования и педагогики;           |             | музыкальном            | ПК-5       |
|     |   различные педагогические          |             | инструменте            | ПК-8       |
|     | методики, направленные на           |             | Изучение               | ПК-9       |
|     | сохранение и развитие               |             | педагогического        | ПК-15      |
|     | отечественной системы               |             | репертуара             | ПК-19      |
|     | музыкального образования и          |             | Электронные            | ПК-20      |
|     | общеэстетическое развитие           |             | музыкальные            |            |
|     | подрастающего поколения;            |             | инструменты            |            |
|     |   современные методы                |             | Дирижирование          |            |
|     | обучения; исторически               |             | Хоровой класс          |            |
|     | сложившиеся зарубежные              |             |                        |            |
|     | педагогические методики и           |             |                        |            |
|     | системы, в том числе историю,       |             |                        |            |
|     | теорию и практику эвритмии и        |             |                        |            |
|     | особенности инструментального       |             |                        |            |
|     | элементарного музицирования         |             |                        |            |
|     | К. Орфа;                            |             |                        |            |
|     |   основные цели и задачи            |             |                        |            |
|     | педагогической деятельности в       |             |                        |            |
|     | области музыкального                |             |                        |            |
|     | искусства и культуры в              |             |                        |            |
|     | общеобразовательных                 |             |                        |            |
|     | учреждениях, основные методы        |             |                        |            |
|     | педагогической деятельности,        |             |                        |            |
|     | направленные на                     |             |                        |            |
|     | общеэстетическое развитие           |             |                        |            |
|     | подрастающего поколения,            |             |                        |            |
|     | современные методики                |             |                        |            |
|     | преподавания предметов в            |             |                        |            |
|     | области музыкального                |             |                        |            |
|     | искусства в                         |             |                        |            |
|     | общеобразовательных                 |             |                        |            |
|     | учреждениях, методическую           |             |                        |            |
|     | документацию по планированию        |             |                        |            |
|     | учебного процесса в                 |             |                        |            |
|     | общеобразовательных                 |             |                        |            |
|     | учреждениях;                        |             |                        |            |
|     |   особенности                       |             |                        |            |
|     | функционирования                    |             |                        |            |
|     | отечественной системы детских       |             |                        |            |
|     | школ искусств в разные              |             |                        |            |
|     | исторические периоды,               |             |                        |            |
|     | традиции, специфические             |             |                        |            |
|     | особенности музыкальной             |             |                        |            |
|     | педагогики в детских школах         |             |                        |            |
|     | искусств, методическую              |             |                        |            |
|     | документацию по планированию        |             |                        |            |
|     | учебного процесса в детских         |             |                        |            |
|     | школах искусств;                    |             |                        |            |
|     |   художественно-                    |             |                        |            |
|     | исполнительские возможности         |             |                        |            |
|     | музыкального инструмента,           |             |                        |            |
|     | педагогический репертуар для        |             |                        |            |
|     | учреждений среднего                 |             |                        |            |
|     | профессионального                   |             |                        |            |
|     | образования, дополнительного        |             |                        |            |
|     | образования детей и                 |             |                        |            |
|     | общеобразовательных                 |             |                        |            |
|     | учреждений;                         |             |                        |            |
|     | разновидности электронных           |             |                        |            |
|     | музыкальных инструментов,           |             |                        |            |
|     | особенности их                      |             |                        |            |
|     | функционирования; типы и виды       |             |                        |            |
|     | хоров, методику работы с            |             |                        |            |
|     | хоровыми коллективами, в том        |             |                        |            |
|     | числе детским хоровым               |             |                        |            |
|     | коллективом;                        |             |                        |            |
|     |   репертуар для различных           |             |                        |            |
|     | хоровых коллективов, средства       |             |                        |            |
|     | достижения хоровой                  |             |                        |            |
|     | выразительности,                    |             |                        |            |
|     | технологические и                   |             |                        |            |
|     | физиологические основы              |             |                        |            |
|     | дирижерского искусства,             |             |                        |            |
|     | мануальную технику;                 |             |                        |            |
|     |   уметь:                            |             |                        |            |
|     |   пользоваться справочной и         |             |                        |            |
|     | методической литературой в          |             |                        |            |
|     | области педагогической              |             |                        |            |
|     | деятельности в                      |             |                        |            |
|     | общеобразовательных                 |             |                        |            |
|     | учреждениях, детских                |             |                        |            |
|     | школах искусств, учреждениях        |             |                        |            |
|     | среднего профессионального          |             |                        |            |
|     | образования;                        |             |                        |            |
|     |   планировать учебный               |             |                        |            |
|     | процесс, разрабатывать              |             |                        |            |
|     | методическую документацию для       |             |                        |            |
|     | индивидуальных и групповых          |             |                        |            |
|     | занятий с обучающимися              |             |                        |            |
|     | разного возраста;                   |             |                        |            |
|     |   осуществлять детальный            |             |                        |            |
|     | разбор авторского текста,           |             |                        |            |
|     | исполнять музыкальные               |             |                        |            |
|     | произведения на выбранном           |             |                        |            |
|     | инструменте, находить               |             |                        |            |
|     | адекватные интерпретаторские        |             |                        |            |
|     | решения при исполнении              |             |                        |            |
|     | музыкального произведения;          |             |                        |            |
|     |   исполнять педагогический          |             |                        |            |
|     | репертуар как на фортепиано,        |             |                        |            |
|     | так и на дополнительном             |             |                        |            |
|     | избранном инструменте;              |             |                        |            |
|     |   использовать электронные          |             |                        |            |
|     | инструменты в педагогической        |             |                        |            |
|     | деятельности;                       |             |                        |            |
|     |   исполнять хоровые                 |             |                        |            |
|     | произведения различных эпох и       |             |                        |            |
|     | стилей (a cappella и с              |             |                        |            |
|     | сопровождением), включая            |             |                        |            |
|     | творчество композиторов             |             |                        |            |
|     | второй половины XX - начала         |             |                        |            |
|     | XXI веков;                          |             |                        |            |
|     |   владеть мануальной                |             |                        |            |
|     | техникой, свободно и                |             |                        |            |
|     | художественно выразительно          |             |                        |            |
|     | исполнять хоровые                   |             |                        |            |
|     | произведения, их фрагменты и        |             |                        |            |
|     | партии на фортепиано                |             |                        |            |
|     | (сольфеджируя и с текстом);         |             |                        |            |
|     |   знать специальную учебно-         |             |                        |            |
|     | педагогическую литературу по        |             |                        |            |
|     | вопросам техники                    |             |                        |            |
|     | дирижирования;                      |             |                        |            |
|     |   владеть:                          |             |                        |            |
|     |   навыками исполнительства на       |             |                        |            |
|     | музыкальном и электронных           |             |                        |            |
|     | инструментах;                       |             |                        |            |
|     | навыками игры на                    |             |                        |            |
|     | инструментах оркестра               |             |                        |            |
|     | элементарного музицирования         |             |                        |            |
|     | К. Орфа;                            |             |                        |            |
|     |   навыками самостоятельной          |             |                        |            |
|     | работы над музыкальным              |             |                        |            |
|     | произведением;                      |             |                        |            |
|     |   навыками дирижерского             |             |                        |            |
|     | искусства, методикой                |             |                        |            |
|     | исполнительского анализа            |             |                        |            |
|     | партитур, предшествующего           |             |                        |            |
|     | репетиционной работе;               |             |                        |            |
|     |   навыками слухового контроля       |             |                        |            |
|     | и сценического поведения.           |             |                        |            |
|-----|-------------------------------------|-------------|------------------------|------------|
|Б.3.6| "Компьютерная музыка и              |   43        | Дисциплины             |            |
|     | аранжировка"                        |             | профильного модуля     |            |
|     |                                     |             | базовой части          |            |
|     |-------------------------------------|-------------|------------------------|------------|
|     |   В результате изучения             |             | Сочинение              | ОК-1       |
|     | дисциплин цикла обучающийся         |             | Инструментовка         | ОК-2       |
|     | должен:                             |             | Инструментоведение     | ОК-4       |
|     |   знать:                            |             | Хоровая аранжировка    | ОК-6       |
|     |   традиции исторически              |             | Сольфеджио             | ОК-10      |
|     | сложившихся композиторских          |             | Гармония               | ОК-11      |
|     | школ и лучшие достижения            |             | Полифония              | ПК-2       |
|     | мирового музыкального               |             | Музыкальная форма      | ПК-8       |
|     | искусства;                          |             | Музыкальная акустика   | ПК-15      |
|     | особенности оркестрового            |             |                        | ПК-17      |
|     | мышления как важнейшей              |             |                        | ПК-18      |
|     | составляющей композиторского        |             |                        | ПК-19      |
|     | стиля, особенности                  |             |                        |            |
|     | оркестрового стиля                  |             |                        |            |
|     | композиторов-классиков,             |             |                        |            |
|     | романтиков и современных            |             |                        |            |
|     | мастеров оркестра, различные        |             |                        |            |
|     | системы записи партитуры,           |             |                        |            |
|     | свойственные музыке разных          |             |                        |            |
|     | исторических периодов;              |             |                        |            |
|     |   технические возможности и         |             |                        |            |
|     | тембровые качества различных        |             |                        |            |
|     | музыкальных инструментов            |             |                        |            |
|     | современного симфонического и       |             |                        |            |
|     | оперного оркестров,                 |             |                        |            |
|     | особенности исполнительской         |             |                        |            |
|     | техники на струнных, духовых        |             |                        |            |
|     | и ударных инструментах;             |             |                        |            |
|     |   особенности развития              |             |                        |            |
|     | музыкальных жанров,                 |             |                        |            |
|     | особенности оркестрового            |             |                        |            |
|     | письма композиторов различных       |             |                        |            |
|     | эпох и национальных школ,           |             |                        |            |
|     | различные виды партитурной          |             |                        |            |
|     | нотации, правила записи             |             |                        |            |
|     | оркестровых и хоровых               |             |                        |            |
|     | партитур;                           |             |                        |            |
|     |   классическую и современную        |             |                        |            |
|     | гармонию;                           |             |                        |            |
|     |   разновидности                     |             |                        |            |
|     | полифонической техники;             |             |                        |            |
|     |   историю и теорию                  |             |                        |            |
|     | музыкальных форм, научные           |             |                        |            |
|     | труды, посвященные истории и        |             |                        |            |
|     | теории музыки;                      |             |                        |            |
|     |   основы музыкальной                |             |                        |            |
|     | компьютерной акустики,              |             |                        |            |
|     | цифровое представление звука,       |             |                        |            |
|     | особенности аналогового и           |             |                        |            |
|     | цифрового сигнала,                  |             |                        |            |
|     | программный инструментарий          |             |                        |            |
|     | для записи, обработки и             |             |                        |            |
|     | синтеза звуков, акустику речи       |             |                        |            |
|     | и пения, структуру слуховой         |             |                        |            |
|     | системы, механизм и                 |             |                        |            |
|     | особенности слухового               |             |                        |            |
|     | восприятия, различные               |             |                        |            |
|     | музыкально-акустические             |             |                        |            |
|     | исследования;                       |             |                        |            |
|     |   методы аранжировки                |             |                        |            |
|     | инструментальных, вокально-         |             |                        |            |
|     | инструментальных и хоровых          |             |                        |            |
|     | произведений, в том числе           |             |                        |            |
|     | звукового синтеза,                  |             |                        |            |
|     | сэмплирования и другие основы       |             |                        |            |
|     | компьютерной музыкальной            |             |                        |            |
|     | композиции с использованием         |             |                        |            |
|     | всех основных средств               |             |                        |            |
|     | цифровой аудиотехнологии;           |             |                        |            |
|     |   уметь:                            |             |                        |            |
|     |   сочинять музыкальные              |             |                        |            |
|     | произведения различных              |             |                        |            |
|     | жанров, ориентируясь на             |             |                        |            |
|     | лучшие образцы музыкального         |             |                        |            |
|     | искусства;                          |             |                        |            |
|     |   свободно ориентироваться в        |             |                        |            |
|     | партитурах любой степени            |             |                        |            |
|     | сложности и оптимально              |             |                        |            |
|     | редуцировать многоголосную          |             |                        |            |
|     | оркестровую фактуру                 |             |                        |            |
|     | применительно к возможностям        |             |                        |            |
|     | фортепиано в процессе чтения        |             |                        |            |
|     | с листа, озвучивать партии          |             |                        |            |
|     | транспонирующих инструментов;       |             |                        |            |
|     |   составлять хоровые                |             |                        |            |
|     | партитуры на основе сольных         |             |                        |            |
|     | вокальных произведений (с           |             |                        |            |
|     | сопровождением) различных           |             |                        |            |
|     | эпох, стилей, типов фактуры,        |             |                        |            |
|     | создавать обработки для хора        |             |                        |            |
|     | с сохранением стилистических        |             |                        |            |
|     | и художественных особенностей       |             |                        |            |
|     | оригинального сочинения,            |             |                        |            |
|     | профессионально оформлять           |             |                        |            |
|     | рукописи; производить монтаж        |             |                        |            |
|     | и редактирование созданной          |             |                        |            |
|     | звукозаписи;                        |             |                        |            |
|     |   стилистически                     |             |                        |            |
|     | дифференцировать музыкальный        |             |                        |            |
|     | материал, находить адекватные       |             |                        |            |
|     | интерпретаторские решения при       |             |                        |            |
|     | исполнении музыкального             |             |                        |            |
|     | произведения, оценивать то          |             |                        |            |
|     | или иное пространство с целью       |             |                        |            |
|     | его музыкального оформления,        |             |                        |            |
|     | в том числе с использованием        |             |                        |            |
|     | основных приемов музыкального       |             |                        |            |
|     | дизайна;                            |             |                        |            |
|     |   посредством слухового             |             |                        |            |
|     | анализа уметь определять            |             |                        |            |
|     | сложные гармонические               |             |                        |            |
|     | построения различных стилей,        |             |                        |            |
|     | осуществлять запись                 |             |                        |            |
|     | многоголосных гармонических и       |             |                        |            |
|     | полифонических построений           |             |                        |            |
|     | (образцов), сольфеджировать и       |             |                        |            |
|     | гармонизовать мелодии разных        |             |                        |            |
|     | стилей, анализировать на слух       |             |                        |            |
|     | развернутые гармонические           |             |                        |            |
|     | последовательности,                 |             |                        |            |
|     | сольфеджировать сложные             |             |                        |            |
|     | интонационные и ритмические         |             |                        |            |
|     | мелодии с листа, сочинять           |             |                        |            |
|     | фрагменты и целые пьесы на          |             |                        |            |
|     | собственные или заданные            |             |                        |            |
|     | музыкальные темы в курсе            |             |                        |            |
|     | гармонии и полифонии;               |             |                        |            |
|     | анализировать музыкальные           |             |                        |            |
|     | произведения различных              |             |                        |            |
|     | исторических эпох, стилей,          |             |                        |            |
|     | жанров в контексте                  |             |                        |            |
|     | художественно-эстетических          |             |                        |            |
|     | явлений;                            |             |                        |            |
|     |   владеть:                          |             |                        |            |
|     |   собственной стилевой              |             |                        |            |
|     | манерой композиторского             |             |                        |            |
|     | письма, многообразными              |             |                        |            |
|     | средствами звуковыражения,          |             |                        |            |
|     | композиторскими техниками;          |             |                        |            |
|     |   навыками хоровой                  |             |                        |            |
|     | аранжировки, правилами и            |             |                        |            |
|     | способами переложения               |             |                        |            |
|     | произведения с одного состава       |             |                        |            |
|     | хора на другой произведений,        |             |                        |            |
|     | написанных для голоса с             |             |                        |            |
|     | инструментальным                    |             |                        |            |
|     | сопровождением;                     |             |                        |            |
|     |   профессиональными навыками:       |             |                        |            |
|     | сольфеджирования, в том числе       |             |                        |            |
|     | свободного чтения с листа,          |             |                        |            |
|     | гармонического анализа,             |             |                        |            |
|     | анализа музыкальных форм;           |             |                        |            |
|     |   практическими навыками            |             |                        |            |
|     | ориентации в оркестровой и          |             |                        |            |
|     | хоровой партитурах, навыками        |             |                        |            |
|     | чтения партий транспонирующих       |             |                        |            |
|     | инструментов, расшифровки           |             |                        |            |
|     | цифрового баса; навыками            |             |                        |            |
|     | редуцирования многоголосной         |             |                        |            |
|     | оркестровой и хоровой фактур        |             |                        |            |
|     | в соответствии с реальными          |             |                        |            |
|     | возможностями их переложения        |             |                        |            |
|     | для фортепиано;                     |             |                        |            |
|     |   навыками звукооператорской        |             |                        |            |
|     | работы;                             |             |                        |            |
|     |   приемами звукообработки и         |             |                        |            |
|     | монтажа музыкального                |             |                        |            |
|     | материала; различными стилями       |             |                        |            |
|     | массовой и академической            |             |                        |            |
|     | музыки;                             |             |                        |            |
|     |   приемами спатиализации            |             |                        |            |
|     | музыкального произведения.          |             |                        |            |
|-----|-------------------------------------|-------------|------------------------|------------|
|Б.3.7| "Менеджмент музыкального            |   43        | Дисциплины             |            |
|     | искусства"                          |             | профильного модуля     |            |
|     |                                     |             | базовой части          |            |
|     |-------------------------------------|-------------|------------------------|------------|
|     |   В результате изучения             |             | Менеджмент             | ОК-6       |
|     | дисциплин цикла обучающийся         |             | Основы маркетинга      | ОК-7       |
|     | должен:                             |             | Экономика культуры     | ОК-9       |
|     |   знать:                            |             | Финансы и кредит       | ОК-10      |
|     |   методологические основы,          |             | Бухгалтерский учет     | ОК-11      |
|     | инфраструктуру, социальные          |             | и налогообложение      | ОК-12      |
|     | факторы и этику менеджмента;        |             | Экономика и            | ОК-13      |
|     |   историю и специфику               |             | менеджмент СМИ         | ПК-2       |
|     | менеджмента в области               |             | Математика и           | ПК-10      |
|     | культуры и искусства;               |             | статистика             | ПК-11      |
|     | роль маркетинга в управлении        |             | Теория организации     | ПК-12      |
|     | учреждением культуры,               |             | Хозяйственное право    | ПК-13      |
|     | принципы, задачи и функции          |             | Управление             | ПК-14      |
|     | маркетинга, методы проведения       |             | персоналом             | ПК-19      |
|     | маркетинговых исследований,         |             |                        | ПК-20      |
|     | виды и основные                     |             |                        |            |
|     | характеристики учреждений           |             |                        |            |
|     | культуры, экономические             |             |                        |            |
|     | модели, действующие в               |             |                        |            |
|     | отраслях культуры и                 |             |                        |            |
|     | искусства, место отрасли            |             |                        |            |
|     | культуры в сфере услуг,             |             |                        |            |
|     | историю становления и               |             |                        |            |
|     | современное состояние теории        |             |                        |            |
|     | и практики менеджмента по           |             |                        |            |
|     | функции связей с                    |             |                        |            |
|     | общественностью;                    |             |                        |            |
|     |   теоретические основы              |             |                        |            |
|     | функционирования рыночной           |             |                        |            |
|     | экономики; экономические            |             |                        |            |
|     | основы производства и ресурсы       |             |                        |            |
|     | предприятия;                        |             |                        |            |
|     |   основы финансовой                 |             |                        |            |
|     | деятельности;                       |             |                        |            |
|     |   основные принципы, функции        |             |                        |            |
|     | и методы менеджмента,               |             |                        |            |
|     | технологию менеджмента в            |             |                        |            |
|     | сфере культуры;                     |             |                        |            |
|     |   хозяйственный механизм            |             |                        |            |
|     | деятельности организаций            |             |                        |            |
|     | культуры: финансирование,           |             |                        |            |
|     | материальное стимулирование,        |             |                        |            |
|     | ценообразование,                    |             |                        |            |
|     | налогообложение;                    |             |                        |            |
|     |   принципы построения               |             |                        |            |
|     | организационных структур и          |             |                        |            |
|     | распределения функций               |             |                        |            |
|     | управления;                         |             |                        |            |
|     |   основные принципы этики           |             |                        |            |
|     | деловых отношений; общие            |             |                        |            |
|     | процессы сбора, передачи,           |             |                        |            |
|     | обработки и накопления              |             |                        |            |
|     | информации, основы защиты           |             |                        |            |
|     | информации;                         |             |                        |            |
|     |   основные понятия                  |             |                        |            |
|     | математического анализа,            |             |                        |            |
|     | линейной алгебры, теории            |             |                        |            |
|     | вероятностей и математической       |             |                        |            |
|     | статистики;                         |             |                        |            |
|     |   организацию как систему,          |             |                        |            |
|     | теорию организации,                 |             |                        |            |
|     | специфические законы                |             |                        |            |
|     | организации, принципы               |             |                        |            |
|     | статической и динамической          |             |                        |            |
|     | организации, принципы               |             |                        |            |
|     | рационализации,                     |             |                        |            |
|     | проектирование                      |             |                        |            |
|     | организационных систем;             |             |                        |            |
|     |   правовое положение                |             |                        |            |
|     | предприятия, кооперативных          |             |                        |            |
|     | организаций, общественных           |             |                        |            |
|     | объединений, банков, биржи,         |             |                        |            |
|     | виды и формы сделок, право          |             |                        |            |
|     | собственности, виды                 |             |                        |            |
|     | обязательств;                       |             |                        |            |
|     |   персонал предприятия, его         |             |                        |            |
|     | место и роль в системе              |             |                        |            |
|     | управления предприятием,            |             |                        |            |
|     | принципы управления                 |             |                        |            |
|     | персоналом, анализ кадрового        |             |                        |            |
|     | потенциала, планирование            |             |                        |            |
|     | деловой карьеры, конфликтные        |             |                        |            |
|     | ситуации в коллективе, оценку       |             |                        |            |
|     | эффективного управления             |             |                        |            |
|     | персоналом;                         |             |                        |            |
|     |   уметь:                            |             |                        |            |
|     |   применять экономическую           |             |                        |            |
|     | терминологию, лексику и             |             |                        |            |
|     | основные экономические              |             |                        |            |
|     | категории;                          |             |                        |            |
|     |   определять финансовые             |             |                        |            |
|     | результаты деятельности             |             |                        |            |
|     | предприятия;                        |             |                        |            |
|     |   вести переговоры,                 |             |                        |            |
|     | письменные коммуникации в           |             |                        |            |
|     | менеджменте, анализировать          |             |                        |            |
|     | межхозяйственные связи между        |             |                        |            |
|     | учреждениями и организациями        |             |                        |            |
|     | культуры и СМИ, устанавливать       |             |                        |            |
|     | отношения со СМИ;                   |             |                        |            |
|     |   моделировать ситуации и           |             |                        |            |
|     | разрабатывать решения,              |             |                        |            |
|     | стратегические и тактические        |             |                        |            |
|     | планы в системе менеджмента;        |             |                        |            |
|     |   владеть:                          |             |                        |            |
|     |   технологией систематизации        |             |                        |            |
|     | и обобщения информации по           |             |                        |            |
|     | использованию ресурсов              |             |                        |            |
|     | учреждений культуры и               |             |                        |            |
|     | формированию финансового            |             |                        |            |
|     | результата;                         |             |                        |            |
|     |   навыками проведения деловых       |             |                        |            |
|     | совещаний и переговоров,            |             |                        |            |
|     | принятия управленческих             |             |                        |            |
|     | решений в области организации       |             |                        |            |
|     | и нормирования труда.               |             |                        |            |
|-----|-------------------------------------|-------------|------------------------|------------|
|Б.3.8| "Музыкальная реклама"               |   43        | Дисциплины             |            |
|     |                                     |             | профильного модуля     |            |
|     |                                     |             | базовой части          |            |
|     |-------------------------------------|-------------|------------------------|------------|
|     |   В результате изучения             |             | Методология            | ОК-1       |
|     | дисциплин цикла обучающийся         |             | музыкознания           | ОК-2       |
|     | должен:                             |             | Реклама                | ОК-3       |
|     |   знать:                            |             | Менеджмент и           | ОК-4       |
|     |   цели и задачи музыкознания,       |             | маркетинг в рекламе    | ОК-5       |
|     | структуру и основные                |             | Теория перевода        | ОК-6       |
|     | направления современной науки       |             | Музыкальная            | ОК-7       |
|     | о музыкальной культуре и            |             | терминолексика         | ОК-8       |
|     | искусстве, основные методы          |             | Перевод                | ОК-10      |
|     | исследования музыкального           |             | профессиональных       | ОК-11      |
|     | произведения и других               |             | текстов                | ОК-13      |
|     | феноменов музыкальной               |             | Авторское право        | ПК-1       |
|     | культуры и искусства;               |             | Основы                 | ПК-2       |
|     |   цели и задачи рекламы, ее         |             | либреттистики          | ПК-3       |
|     | функции и роль в обществе,          |             | Основы                 | ПК-4       |
|     | историю и опыт развития             |             | стихосложения          | ПК-5       |
|     | отечественной и зарубежной          |             | Стилистика и           | ПК-7       |
|     | рекламы, закономерности,            |             | литературное           | ПК-12      |
|     | проблемы и перспективные            |             | редактирование         | ПК-15      |
|     | направления развития мирового       |             | Современные СМИ        | ПК-19      |
|     | рынка рекламы, основные виды        |             |                        | ПК-20      |
|     | и средства распространения          |             |                        |            |
|     | рекламы;                            |             |                        |            |
|     |   особенности различных видов       |             |                        |            |
|     | масс-медиа, информационные          |             |                        |            |
|     | каналы, цели и задачи               |             |                        |            |
|     | менеджмента и маркетинга в          |             |                        |            |
|     | сфере рекламной деятельности,       |             |                        |            |
|     | принципы организации                |             |                        |            |
|     | рекламной деятельности, ее          |             |                        |            |
|     | виды и структуру, основные          |             |                        |            |
|     | функции, задачи, структуру          |             |                        |            |
|     | рекламных агентств и                |             |                        |            |
|     | кампаний, методологию               |             |                        |            |
|     | определения бюджета рекламы,        |             |                        |            |
|     | основные принципы контроля          |             |                        |            |
|     | рекламной деятельности,             |             |                        |            |
|     | порядок страхования рекламной       |             |                        |            |
|     | продукции; русский и                |             |                        |            |
|     | иностранные языки в объеме,         |             |                        |            |
|     | необходимом для                     |             |                        |            |
|     | профессиональной                    |             |                        |            |
|     | деятельности;                       |             |                        |            |
|     |   теоретические основы              |             |                        |            |
|     | перевода; музыкальную               |             |                        |            |
|     | терминологию;                       |             |                        |            |
|     |   законы существования и            |             |                        |            |
|     | функционирования различных          |             |                        |            |
|     | текстов, структуру                  |             |                        |            |
|     | современных СМИ и их                |             |                        |            |
|     | функционирование;                   |             |                        |            |
|     |   уметь:                            |             |                        |            |
|     |   использовать приемы               |             |                        |            |
|     | формирования имиджа, создания       |             |                        |            |
|     | престижа и общественной             |             |                        |            |
|     | репутации объектов рекламы;         |             |                        |            |
|     | осуществлять выбор объекта          |             |                        |            |
|     | рекламы и планировать               |             |                        |            |
|     | средства для ее размещения,         |             |                        |            |
|     | составлять рекламный материал       |             |                        |            |
|     | в области музыкального              |             |                        |            |
|     | искусства и культуры;               |             |                        |            |
|     |   адекватно отображать              |             |                        |            |
|     | содержание различных                |             |                        |            |
|     | иноязычных текстов (стихи,          |             |                        |            |
|     | либретто, промоматериалы) на        |             |                        |            |
|     | русском и иностранном языках;       |             |                        |            |
|     |   редактировать данный текст        |             |                        |            |
|     | применительно к его функции;        |             |                        |            |
|     |   владеть:                          |             |                        |            |
|     |   теорией коммуникационных          |             |                        |            |
|     | процессов, приемами                 |             |                        |            |
|     | планирования рекламного             |             |                        |            |
|     | информирования в средствах          |             |                        |            |
|     | массовых коммуникаций;              |             |                        |            |
|     | разными формами и жанрами           |             |                        |            |
|     | музыкально-рекламной                |             |                        |            |
|     | деятельности; методами              |             |                        |            |
|     | осуществления связей с              |             |                        |            |
|     | общественностью;                    |             |                        |            |
|     |   основами перевода,                |             |                        |            |
|     | иностранными языками,               |             |                        |            |
|     | представлениями о стилистике        |             |                        |            |
|     | литературных текстов,               |             |                        |            |
|     | навыками стилистической             |             |                        |            |
|     | обработки текстов и их              |             |                        |            |
|     | форматирования.                     |             |                        |            |
|     |-------------------------------------|-------------|------------------------|------------|
|     | Вариативная часть (знания,          | 80 - 84     |                        |            |
|     | умения, навыки определяются         |             |                        |            |
|     | ООП вуза в соответствии с           |             |                        |            |
|     | профилями подготовки)               |             |                        |            |
|-----|-------------------------------------|-------------|------------------------|------------|
|Б.4  | Физическая культура                 |    2        |                        | ОК-15      |
|-----|-------------------------------------|-------------|------------------------|------------|
|Б.5  | Учебная практика                    |   12        |                        | ОК-2       |
|     | (практические умения и навыки       |             |                        | ОК-4       |
|     | определяются вузом в                |             |                        | ОК-5       |
|     | соответствии с профилями ООП)       |             |                        | ОК-6       |
|     |                                     |             |                        | ОК-7       |
|     |                                     |             |                        | ОК-10 -    |
|     |                                     |             |                        | 13         |
|     |                                     |             |                        | ПК-1 -     |
|     |                                     |             |                        | ПК-20      |
|-----|-------------------------------------|-------------|------------------------|------------|
|Б.6  | Итоговая государственная            |    5        |                        |            |
|     | аттестация                          |             |                        |            |
|-----|-------------------------------------|-------------|------------------------|------------|
|     | Общая трудоемкость основной         |   240       |                        |            |
|     | образовательной программы           |             |                        |            |
-------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <*>  Трудоемкость  циклов  Б.1,  Б.2,  Б.3  и  разделов  Б.4, Б.5
включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

            VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
                ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

     7.1.  Образовательные  учреждения  самостоятельно разрабатывают и
утверждают  ООП  бакалавриата, учитывающую ее специфику, направление и
профиль подготовки и включающую в себя учебный план, рабочие программы
учебных    курсов,    предметов,   дисциплин   и   другие   материалы,
обеспечивающие  воспитание  и качество подготовки обучающихся, а также
программы  учебных  практик,  календарный ученый график и методические
материалы,  обеспечивающие  реализацию соответствующей образовательной
технологии.
     Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии
с примерной ООП ВПО.
     Высшие  учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом
развития  искусства, культуры, науки, техники, экономики, технологий и
социальной сферы.
     7.2.   Прием  на  ООП  бакалавриата  осуществляется  при  условии
владения   абитуриентом   объемом  знаний  и  умений,  соответствующих
требованиям   к   выпускнику   образовательных   учреждений   среднего
профессионального  образования, реализующих ООП в области музыкального
искусства.
     Для  обеспечения  выполнения  требований  настоящего  ФГОС  ВПО и
рациональной   организации   учебного   процесса  планирование  приема
абитуриентов   по   профилям   подготовки   должно  согласовываться  с
учредителем высшего учебного заведения.
     Перечень   вступительных   испытаний   творческой  направленности
формируется   в  соответствии  с  профилем  ООП  бакалавриата,  должен
согласовываться   с   учредителем   и   включать  в  себя  дисциплины,
позволяющие  определить уровень подготовленности абитуриента в области
теории  и  истории  музыкального искусства, сочинения музыки, владения
навыками исполнительства на музыкальном инструменте.
     7.3.  При  разработке  ООП  бакалавриата  должны  быть определены
возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников
(компетенций    социального    взаимодействия,    самоорганизации    и
самоуправления,   системно-деятельностного   характера).   Вуз  обязан
сформировать  социокультурную  среду, создать условия, необходимые для
всестороннего развития личности.
     Вуз   обязан  способствовать  развитию  социально-воспитательного
компонента   учебного   процесса,   включая   развитие   студенческого
самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций,
спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
     7.4.  Реализация компетентностного подхода должна предусматривать
широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм
проведения   занятий   (художественно-творческих  занятий,  деловых  и
ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических тренингов) в
сочетании  с  внеаудиторной  работой  с  целью формирования и развития
профессиональных  навыков  обучающихся. В рамках учебных курсов должны
быть  предусмотрены  встречи с представителями российских и зарубежных
компаний,  государственных  и  общественных организаций, мастер-классы
экспертов и специалистов.
     Удельный   вес   занятий,   проводимых  в  интерактивных  формах,
определяется  главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента
обучающихся  и  содержанием конкретных дисциплин, в учебном процессе в
целом  они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий.
Занятия  лекционного  типа  для  соответствующих  групп обучающихся не
могут составлять более 60 процентов аудиторных занятий.
     Аудиторные учебные занятия по всем профилям подготовки проводятся
в форме групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий.
     7.5.  В  учебной  программе  каждой  дисциплины должны быть четко
сформулированы  конечные  результаты  обучения  в  органичной  связи с
осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом
по  ООП.  Общая  трудоемкость  дисциплины  не  может  быть  менее двух
зачетных  единиц  (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По
дисциплинам,  трудоемкость  которых  составляет  более  трех  зачетных
единиц,    должна    выставляться    оценка    ("отлично",   "хорошо",
"удовлетворительно").
     7.6.  ООП  должна  содержать  дисциплины  по выбору обучающихся в
объеме  не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1,
Б.2  и  Б.3.  Порядок  формирования  дисциплин  по  выбору обучающихся
устанавливается ученым советом вуза.
     7.7.  Максимальный  объем  учебных  занятий  обучающихся не может
составлять  более  54  академических  часов в неделю, включая все виды
аудиторной   и   внеаудиторной  (самостоятельной)  учебной  работы  по
освоению   ООП   и  факультативных  дисциплин,  устанавливаемых  вузом
дополнительно   к   ООП  и  являющихся  необязательными  для  изучения
обучающимися.
     Объем  факультативных  дисциплин  не должен превышать 10 зачетных
единиц за весь период обучения.
     7.8.  Максимальный  объем аудиторных учебных занятий в неделю при
освоении  ООП  в  очной  форме обучения составляет в среднем за период
теоретического  обучения  36 академических часов. В указанный объем не
входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
     7.9.  В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения
максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с
Типовым    положением    об    образовательном    учреждении   высшего
профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным
Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 14 февраля 2008
г.  N  71  (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8,
ст. 731).
     7.10.  Общий  объем  каникулярного  времени в учебном году должен
составлять  7  -  10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний
период.
     В  высших  учебных  заведениях, в которых предусмотрена военная и
(или)   правоохранительная   служба,  продолжительность  каникулярного
времени   обучающихся   определяется  в  соответствии  с  нормативными
правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
--------------------------------
     <*>  Статья  30  Положения  о порядке прохождения военной службы,
утвержденного  Указом  Президента  Российской Федерации от 16 сентября
1999   г.  N  1237  "Вопросы  прохождения  военной  службы"  (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).

     7.11.  Раздел  "Физическая  культура"  трудоемкостью две зачетные
единицы  реализуется  при  очной форме обучения, как правило, в объеме
400  часов,  при  этом  объем практической, в том числе игровых видов,
подготовки должен составлять не менее 360 часов.
     7.12.  Вуз  обязан  обеспечить  обучающимся  реальную возможность
участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную
разработку индивидуальных образовательных программ.
     7.13.   Вуз   обязан   ознакомить  обучающихся  с  их  правами  и
обязанностями   при   формировании   ООП,  разъяснить,  что  избранные
обучающимися дисциплины становятся для них обязательными.
     7.14.   ООП   бакалавриата   вуза  должна  включать  лабораторные
практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам:
     Иностранный язык;
     Фортепиано;
     по профилю подготовки "Музыковедение":
     Специальный класс;
     Сольфеджио;
     Гармония;
     Полифония;
     Музыкальная форма;
     Основы лекторского мастерства;
     Инструментоведение и инструментовка;
     Чтение партитур;
     по  профилю  подготовки  "Музыкальная журналистика и редакторская
деятельность в СМИ":
     Музыкальная журналистика;
     Музыкальная критика;
     Драматургия и редактирование музыкальных программ в СМИ;
     Стилистика и литературное редактирование;
     Основы риторики;
     по профилю подготовки "Этномузыкология":
     Фольклорный ансамбль;
     Специальный класс;
     по профилю подготовки "Древнерусское певческое искусство":
     Специальный класс;
     Вокальный ансамбль;
     Чтение и дешифровка средневековых нотаций;
     Дирижирование и чтение хоровых партитур;
     по профилю подготовки "Музыкальная педагогика":
     Исполнительство на музыкальном инструменте;
     Изучение педагогического репертуара;
     Электронные музыкальные инструменты;
     Дирижирование;
     Хоровой класс;
     по профилю подготовки "Компьютерная музыка и аранжировка":
     Сочинение;
     Инструментовка;
     Хоровая аранжировка;
     Музыкальная акустика;
     по профилю подготовки "Менеджмент музыкального искусства":
     Менеджмент;
     Основы маркетинга;
     по профилю подготовки "Музыкальная реклама":
     Менеджмент и маркетинг в рекламе;
     Основы либреттистики;
     Основы стихосложения.
     При  реализации  вузом  профилей  подготовки  "Этномузыкология" и
"Древнерусское  певческое  искусство"  высшее учебное заведение должно
обеспечивать  практическую  подготовку  обучающихся  на  базе  учебных
творческих    коллективов,   сформированных   из   обучающихся   вуза,
обучающихся  по соответствующему профилю подготовки не менее чем на 80
процентов.
     При  реализации вузом профиля подготовки "Музыкальная педагогика"
высшее  учебное  заведение должно обеспечивать практическую подготовку
обучающихся  на  базе учебного творческого коллектива (однородного или
смешанного  хора),  который  может быть сформирован не менее чем на 90
процентов из обучающихся вуза по ООП в области музыкального искусства.
     Вуз  обязан  планировать  работу  концертмейстеров  по  предметам
"дирижирование"  и "хоровой класс" из расчета 100 процентов количества
времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.
     7.15. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
     обучающиеся  имеют  право  в  пределах  объема  учебного времени,
отведенного  на  освоение  дисциплин  по  выбору, предусмотренных ООП,
выбирать конкретные дисциплины;
     при  формировании  своей индивидуальной образовательной программы
обучающиеся  имеют  право  получить  консультацию  в  вузе  по  выбору
дисциплин и их влиянию на будущий профиль подготовки;
     обучающиеся  при  переводе  из другого высшего учебного заведения
при  наличии  соответствующих  документов  имеют  право  на  перезачет
освоенных ранее дисциплин на основании аттестации;
     обучающиеся  обязаны выполнять в установленные сроки все задания,
предусмотренные ООП вуза.
     7.16.   Раздел   ООП  бакалавриата  "Учебная  практика"  является
обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно
ориентированных     на     профессионально-практическую     подготовку
обучающихся.
     В  соответствии с профилем подготовки предусматриваются следующие
виды учебной практики:
     профиль подготовки "Музыковедение":
     1. Педагогическая;
     2. Лекторская;
     3. Архивно-библиографическая;
     профиль   подготовки  "Музыкальная  журналистика  и  редакторская
деятельность в СМИ":
     1. Педагогическая;
     2. Редакторская;
     3. Журналистская;
     профиль подготовки "Этномузыкология":
     1. Педагогическая;
     2. Фольклорно-этнографическая (экспедиционная);
     3. Исполнительская;
     профиль подготовки "Древнерусское певческое искусство":
     1. Педагогическая;
     2. Архивно-библиографическая;
     3. Исполнительская;
     профиль подготовки "Музыкальная педагогика":
     1. Педагогическая;
     2. Исполнительская (хоровая);
     профиль подготовки "Компьютерная музыка и аранжировка":
     1. Педагогическая;
     2. Творческая;
     профиль подготовки "Менеджмент музыкального искусства":
     1. Педагогическая;
     2. Менеджерская;
     профиль подготовки "Музыкальная реклама":
     1. Педагогическая;
     2. Рекламная;
     3. Практика перевода и редактуры текста.
     Все  виды  учебной  практики  проводятся рассредоточенно по всему
периоду   теоретического  обучения,  кроме  фольклорно-этнографической
(экспедиционной)    практики,    которая   проводится   за   пределами
теоретического обучения по окончании 4 и 6 семестров.
     Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по
каждому виду практики.
     Базами практики должны быть: учреждения культуры в соответствии с
профилем   подготовки   бакалавров  (библиотеки,  театры,  филармонии,
концертные залы, теле-, видеостудии, редакции специализированных газет
и  журналов,  кино-  и  телеорганизации), творческие коллективы, в том
числе  и  учебные  творческие  коллективы,  образовательные учреждения
среднего  профессионального  образования  соответствующего  профиля, а
также,   кроме  этого,  общеобразовательные  учреждения  и  учреждения
дополнительного образования детей (детские школы искусств, музыкальные
школы).
     Для всех профилей ООП (кроме профиля "Музыкальная педагогика") не
менее  50 процентов аудиторного времени, отведенного на педагогическую
практику,   должно   реализовываться   в  образовательных  учреждениях
среднего  профессионального  образования соответствующего профиля. При
реализации  профиля  подготовки  "Музыкальная  педагогика" не менее 50
процентов аудиторного времени, отведенного на педагогическую практику,
должно реализовываться в общеобразовательных учреждениях.
     Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская
работа обучающегося.
     При  разработке  программы научно-исследовательской работы высшее
учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
     изучать специальную литературу, в том числе научно-методическую в
соответствующей области знаний;
     участвовать  в  проведении  научных  исследований  или выполнении
технических разработок;
     осуществлять    сбор,    обработку,   анализ   и   систематизацию
научно-методической информации по теме (заданию);
     выступать с докладами на конференциях.
     Аттестация  по итогам учебной практики осуществляется выпускающей
кафедрой   на  основе  отчета  (защиты  научной  работы)  практиканта,
утвержденного   руководителем   практики,   и  отзыва  на  практиканта
руководителя практики.
     7.17.   Реализация   ООП   бакалавриата   должна   обеспечиваться
научно-педагогическими    кадрами,   имеющими   базовое   образование,
соответствующее  профилю  преподаваемой  дисциплины,  и систематически
занимающимися  научной, научно-методической и художественно-творческой
деятельностью.
     Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание
(в  общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс
по  каждому  из реализуемых профилей данной ООП), должна быть не менее
70  процентов,  ученую  степень  доктора  наук  (в  том числе степень,
присваиваемую  за  рубежом,  документы  о  присвоении  которой  прошли
установленную  процедуру  признания  и установления эквивалентности) и
(или)  ученое  звание  профессора  должны  иметь не менее 10 процентов
преподавателей.
     Преподаватели   профессионального   цикла  должны  иметь  базовое
образование,  соответствующее  профилю  преподаваемой  дисциплины.  Не
менее  70  процентов  преподавателей  (в  приведенных  к целочисленным
значениям  ставок)  профессионального  цикла по каждому из реализуемых
профилей  подготовки должны иметь ученое звание. Не менее 30 процентов
преподавателей  (в  приведенных  к  целочисленным  значениям  ставок),
обеспечивающих  учебный  процесс по профессиональному циклу по каждому
из  реализуемых  профилей  подготовки,  должны  иметь  ученые степени,
соответствующие  профилю  преподаваемой дисциплины. К образовательному
процессу в качестве преподавателей могут быть привлечены представители
работодателя   -   действующие  руководители  и  работники  профильных
организаций, предприятий и учреждений.
     К  преподавателям  с  учеными  степенями и (или) учеными званиями
приравниваются   лица   без   ученых  степеней  и  званий,  имеющие  в
соответствующей профессиональной сфере государственные почетные звания
Российской    Федерации   (народный   артист   Российской   Федерации,
заслуженный  деятель искусств Российской Федерации, заслуженный артист
Российской  Федерации),  лауреаты  государственных  премий  по профилю
профессиональной  деятельности.  К имеющим ученую степень доктора наук
приравниваются  лица,  получившие  почетные  звания  (народный  артист
Российской   Федерации,   заслуженный   деятель   искусств  Российской
Федерации) и лауреаты государственных премий. К имеющим ученую степень
кандидата   наук   приравниваются  лица,  получившие  почетное  звание
заслуженный  артист  Российской  Федерации,  или  лица, имеющие диплом
лауреата   международного   конкурса   в   соответствии   с   профилем
педагогической  деятельности,  полученный в период обучения в вузе или
по его окончании.
     До  10  процентов  от общего числа преподавателей, которые должны
иметь  ученую  степень  и  (или)  ученое  звание,  может быть заменено
преподавателями,   имеющими   стаж   практической  работы  по  данному
направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более
10 последних лет.
     7.18.  ООП бакалавриата должна обеспечиваться учебно-методической
документацией  и  материалами по всем учебным курсам, дисциплинам ООП.
Содержание  каждой из таких учебных дисциплин должно быть представлено
в сети интернет или локальной сети образовательного учреждения.
     Реализация    ООП    должна   обеспечиваться   доступом   каждого
обучающегося  к базам данных и библиотечным фондам (в том числе фондам
научно-исследовательских    организаций-партнеров),   формируемым   по
полному  перечню  дисциплин  ООП.  Во время самостоятельной подготовки
обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
     Каждый    обучающийся    должен   быть   обеспечен   доступом   к
электронно-библиотечной   системе,   содержащей  издания  по  основным
изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с
правообладателями  учебной  и учебно-методической литературы. При этом
должна   быть   обеспечена  возможность  осуществления  одновременного
индивидуального  доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов
обучающихся.
     Библиотечный  фонд  должен  быть  укомплектован печатными и (или)
электронными  изданиями  основной  учебной  литературы  по дисциплинам
базовой  части  всех циклов, изданными преимущественно за последние 10
лет   (для   дисциплин  базовой  части  гуманитарного,  социального  и
экономического  цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25
экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся, а также изданиями
музыкальных   произведений,  специальными  хрестоматийными  изданиями,
партитурами,  клавирами  оперных,  хоровых и оркестровых произведений,
аудио-видеофондами,   мультимедийными   материалами  согласно  профилю
подготовки.
     Фонд  дополнительной  литературы  помимо  учебной должен включать
официальные,    справочно-библиографические    и    специализированные
периодические  издания  в  расчете  1  -  2  экземпляра  на  каждые 50
обучающихся.
     Электронно-библиотечная  система  должна обеспечивать возможность
индивидуального  доступа  для  каждого  обучающегося из любой точки, в
которой имеется доступ к сети интернет.
     Оперативный  обмен  информацией  с  отечественными  и зарубежными
вузами  и организациями должен осуществляться с соблюдением требований
законодательства     Российской    Федерации    об    интеллектуальной
собственности и международных договоров Российской Федерации в области
интеллектуальной  собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен
доступ  к  современным  профессиональным  базам данных, информационным
справочным и поисковым системам.
     7.19.  Ученый  совет  высшего учебного заведения при введении ООП
бакалавриата  утверждает  размер средств на реализацию соответствующих
ООП.
     Финансирование  реализации  ООП должно осуществляться в объеме не
ниже   установленных   нормативов   финансирования   высшего  учебного
заведения <*>.
--------------------------------
     <*>   Пункт   2   статьи   41  Закона  Российской  Федерации  "Об
образовании"  от  10  июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства
Российской  Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004,
N  30,  ст.  3086;  N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст.
1932; N 44, ст. 5280).

     Работа  концертмейстеров в соответствии с п. 7.14 настоящего ФГОС
ВПО   финансируется  из  расчета  100  процентов  количества  времени,
предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.
     7.20.  Высшее  учебное  заведение,  реализующее ООП бакалавриата,
должно   располагать   материально-технической  базой,  обеспечивающей
проведение  всех  видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки,
лабораторной,    практической    и   научно-исследовательской   работы
обучающихся,  предусмотренных  учебным  планом вуза, и соответствующей
действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
     Минимально  необходимый  для реализации ООП бакалавриата перечень
учебных       аудиторий,      специализированных      кабинетов      и
материально-технического обеспечения включает в себя:
     большой  концертный  зал  (от  300  посадочных мест, с концертным
роялем, пультами и звукотехническим оборудованием);
     малый концертный зал (от 50 посадочных мест, с концертным роялем,
пультами и звукотехническим оборудованием);
     библиотеку,   читальный   зал,  лингафонный  кабинет,  помещения,
соответствующие   профилю   подготовки   бакалавров,   для  работы  со
специализированными   материалами  (фонотека,  видеотека,  фильмотека,
просмотровый видеозал);
     учебные аудитории для групповых и индивидуальных занятий;
     специализированные  аудитории  для  занятий  по предмету "хоровой
класс" со специализированным оборудованием;
     учебные   аудитории  для  занятий  по  предмету  "дирижирование",
оснащенные зеркалами и двумя роялями;
     учебные  аудитории (лаборатории) для занятий по предметам профиля
подготовки   "Компьютерная   музыка   и   аранжировка",  оборудованные
аудиотехникой,    персональными    компьютерами    и   соответствующим
программным  обеспечением,  электронными  музыкальными  инструментами,
приборами синтеза и обработки звука.
     В    случае   введения   предмета   "современные   информационные
технологии"    вуз    должен   располагать   специальной   аудиторией,
оборудованной   персональными   компьютерами,  MIDI-клавиатурами  (для
одного    обучающегося    по    одному   комплекту   оборудования)   и
соответствующим программным обеспечением.
     Для  проведения  занятий по предмету "фортепиано" вуз должен быть
обеспечен роялями.
     Для  проведения  занятий в области журналистской деятельности вуз
должен  быть  обеспечен  диктофонами  (не  менее  0,5 единиц на одного
обучающегося),  видеомагнитофонами,  техникой  кино- и видеосъемки (не
менее   одной   единицы  каждого  вида  техники  на  учебную  группу).
Необходимо наличие настольной издательской системы, специализированной
лаборатории аудио-видеозаписи, фотолаборатории.
     При  реализации вузом профиля подготовки "Музыкальная педагогика"
вуз   должен   быть   обеспечен   комплектом   инструментов   оркестра
элементарного   музицирования   К.   Орфа   (ударными,  металлофонами,
ксилофонами,   глекеншпилями,  блок-флейтами),  а  также  электронными
музыкальными инструментами.
     При  использовании  электронных  изданий  вуз  должен  обеспечить
каждого  обучающегося рабочим местом в компьютерном классе с выходом в
сеть Интернет и в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
     Каждому  обучающемуся  предоставляется  доступ  к сети интернет в
объеме не менее двух часов в неделю.
     Вуз  должен  быть  обеспечен необходимым комплектом лицензионного
программного обеспечения.
     В   вузе   должны   быть   обеспечены   условия  для  содержания,
обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

       VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
                        ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

     8.1.  Высшее  учебное  заведение  обязано  обеспечивать  качество
подготовки, в том числе путем:
     разработки   стратегии   по   обеспечению   качества   подготовки
выпускников с привлечением представителей работодателей;
     мониторинга,    периодического   рецензирования   образовательных
программ;
     разработки  объективных  процедур  оценки  уровня знаний и умений
обучающихся, компетенций выпускников;
     обеспечения компетентности преподавательского состава;
     регулярного    проведения   самообследования   по   согласованным
критериям  для  оценки  деятельности  (стратегии)  и  сопоставления  с
другими  образовательными  учреждениями  с привлечением представителей
работодателей;
     информирования  общественности  о результатах своей деятельности,
планах, инновациях.
     8.2.  Оценка  качества  освоения  ООП  должна  включать  текущую,
промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся.
     8.3.   Конкретные   формы   и   процедуры   текущего  контроля  и
промежуточной  аттестации  знаний по каждой дисциплине разрабатываются
вузом  самостоятельно  и  доводятся  до сведения обучающихся в течение
первого месяца обучения.
     8.4.  Для  аттестации обучающихся на соответствие их персональных
достижений   поэтапным  требованиям  соответствующей  ООП  (текущая  и
промежуточная   аттестация)   создаются   фонды   оценочных   средств,
включающие  типовые  задания,  контрольные работы, репертуарные списки
музыкальных произведений, тесты и методы контроля, позволяющие оценить
знания,  умения  и  уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных
средств разрабатываются и утверждаются вузом.
     Вузом  должны  быть созданы условия для максимального приближения
программ  текущей и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их
будущей    профессиональной   деятельности.   С   этой   целью   кроме
преподавателей  конкретной  дисциплины  в  качестве  внешних экспертов
должны  привлекаться  работодатели,  а  также  преподаватели, читающие
смежные дисциплины.
     8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания
содержания,  организации и качества учебного процесса в целом, а также
работы отдельных преподавателей.
     8.6.   Итоговая   государственная   аттестация   включает  защиту
выпускной    квалификационной    работы    (бакалаврской   работы)   и
государственный экзамен.
     Выпускная  квалификационная  работа (бакалаврская работа) состоит
из разделов:
     1)   защита   дипломной   работы,  в  которой  рассматриваются  и
анализируются   актуальные   проблемы   в   области  истории,  теории,
педагогики,  практики,  менеджмента и рекламы музыкального искусства -
для профилей "Музыковедение", "Музыкальная журналистика и редакторская
деятельность   в  СМИ",  "Этномузыкология",  "Древнерусское  певческое
искусство", "Менеджмент музыкального искусства", "Музыкальная реклама"
или   защиты   реферата   -  для  профилей  "Музыкальная  педагогика",
"Компьютерная музыка и аранжировка";
     2)  представление  творческой  работы  в  соответствии с профилем
подготовки,  которая должна продемонстрировать профессиональные навыки
подготовки выпускника, в следующих формах:
     а)  для  профилей  "Музыковедение",  "Музыкальная  журналистика и
редакторская    деятельность   в   СМИ",   "Музыкальная   реклама"   -
представление   досье   выпускника  (комплекса  материалов  в  области
лекторской  деятельности;  комплекса печатных, теле-, радиоматериалов;
разработка плана творческого проекта - фестиваля, конкурса, гастролей;
рекламные материалы, перевод иноязычных текстов в области музыкального
искусства);
     б)   для  профилей  "Этномузыкология",  "Древнерусское  певческое
искусство"   -   исполнение   концертной   программы  (при  письменном
оформлении   выпускником   сценария   или  комментариев  к  концертной
программе);
     в)  для  профиля "Музыкальная педагогика" - исполнение концертной
программы в форме дирижирования учебным хоровым коллективом и работы с
хором,  а также исполнения сольной концертной программы на музыкальном
инструменте;
     г)  для  профиля "Компьютерная музыка и аранжировка" - исполнение
концертной   программы   из   собственных   музыкальных   сочинений  и
аранжировок   (исполнение  музыкальных  произведений  допускается  как
авторское,   так  и  с  помощью  приглашенных  артистов,  учебных  или
профессиональных  коллективов)  при  письменном оформлении выпускником
сценария или комментариев к концертной программе.
     Государственный  экзамен является обязательным и в соответствии с
профилем  подготовки  может  включать:  ответы  на  вопросы  (билеты),
собеседование,  выполнение  тестовых  заданий  по  вопросам методики и
педагогики,  теории  и  истории  музыкального  искусства,  музыкальной
журналистики  и редакторской деятельности в СМИ, менеджмента и рекламы
в области музыкального искусства.
     Требования  к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы,
а   также   требования   к  государственному  экзамену  (при  наличии)
определяются высшим учебным заведением.

Страницы: 1  2