ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 071300 ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР"). Приказ. Министерство образования и науки РФ. 25.01.11 95

                 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
       ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
         ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
          ПОДГОТОВКИ 071300 ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
                 (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

                                ПРИКАЗ

                 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

                          25 января 2011 г.
                                 N 95

                                 (Д)


     В   соответствии   с   пунктом  5.2.7  Положения  о  Министерстве
образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением
Правительства  Российской  Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст.
3350),   пунктом   7   Правил  разработки  и  утверждения  федеральных
государственных      образовательных      стандартов,     утвержденных
Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 24 февраля 2009
г.  N  142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9,
ст. 1110), приказываю:
     Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный
стандарт   высшего   профессионального   образования   по  направлению
подготовки   071300   Хореографическое  исполнительство  (квалификация
(степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу
настоящего Приказа.

Министр
                                                         А.А. ФУРСЕНКО
25 января 2011 г.
N 95

Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ
29 марта 2011 г.
N 20339


                                                            Приложение

                                                             УТВЕРЖДЕН
                                     Приказом Министерства образования
                                          и науки Российской Федерации
                                                от 25 января 2011 года
                                                                  N 95

         ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
         ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
          ПОДГОТОВКИ 071300 ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
                 (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

                        I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

     1.1.   Настоящий   федеральный   государственный  образовательный
стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет
собой  совокупность  требований,  обязательных при реализации основных
образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 071300
Хореографическое исполнительство образовательными учреждениями высшего
профессионального  образования  (высшими учебными заведениями, вузами)
на   территории   Российской   Федерации,   имеющими   государственную
аккредитацию.
     1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее
учебное  заведение  имеет только при наличии соответствующей лицензии,
выданной уполномоченным органом исполнительной власти.

                     II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

     В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
     ВПО - высшее профессиональное образование;
     ООП - основная образовательная программа;
     ОК - общекультурные компетенции;
     ПК - профессиональные компетенции;
     УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
     ФГОС ВПО - федеральный государственный  образовательный  стандарт
высшего профессионального образования.

              III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

     Нормативный  срок,  общая  трудоемкость  освоения ООП (в зачетных
единицах)  <*>  и  соответствующая  квалификация (степень) приведены в
таблице 1.
--------------------------------
     <*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

                                                             Таблица 1

           Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация
                        (степень) выпускников

---------------------------------------------------------------------------
|Наименование|  Квалификация (степень)   | Нормативный срок  |Трудоемкость|
|    ООП     |---------------------------| освоения ООП (для | (в зачетных|
|            |    код в     |наименование|    очной формы    | единицах)  |
|            | соответствии |            |обучения), включая |            |
|            |  с принятой  |            |     каникулы,     |            |
|            |классификацией|            |  предоставляемые  |            |
|            |     ООП      |            | после прохождения |            |
|            |              |            |     итоговой      |            |
|            |              |            |  государственной  |            |
|            |              |            |    аттестации     |            |
|------------|--------------|------------|-------------------|------------|
|    ООП     |      62      |  бакалавр  |      3 года       |  180 <*>   |
|бакалавриата|              |            |                   |            |
---------------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <*> Трудоемкость ООП за учебный год равна 60 зачетным единицам.

     Сроки  освоения ООП бакалавриата по очно-заочной (вечерней) форме
обучения,  а  также  в  случае сочетания различных форм обучения могут
увеличиваться  на один год относительно нормативного срока, указанного
в таблице 1, на основании решения ученого совета учебного заведения.

     IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

     4.1.  Профессиональная  деятельность  бакалавров  по  направлению
подготовки  071300  Хореографическое  исполнительство осуществляется в
области культуры и искусства и связана с исполнительской деятельностью
в хореографическом искусстве.
     4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
     психический,  физиологический,  биомеханический  и весогабаритный
аппарат танцовщика;
     процесс  организации и художественного совершенствования движений
человеческого   тела   в   соответствии   с   эстетикой   и   техникой
хореографического искусства;
     творческо-производственный  процесс  в  области хореографического
искусства;
     публика - потребитель художественно-творческой продукции.
     4.3.  Бакалавр  по направлению подготовки 071300 Хореографическое
исполнительство   готовится   к   следующим   видам   профессиональной
деятельности:
     творческо-исполнительская сценическая деятельность;
     репетиторская деятельность.
     Конкретные   виды  профессиональной  деятельности,  к  которым  в
основном  готовится  бакалавр,  определяются высшим учебным заведением
совместно  с  обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего
учебного заведения и объединениями работодателей.
     4.4.  Бакалавр  по направлению подготовки 071300 Хореографическое
исполнительство  должен  быть  подготовлен  к решению профессиональных
задач  в  соответствии с профильной направленностью ООП бакалавриата и
видами профессиональной деятельности:
     творческо-исполнительская сценическая деятельность:
     осуществлять исполнительскую деятельность в области хореографии в
рамках различных художественных стратегий, продуктивное взаимодействие
с    профессиональным    сообществом,   хореографом,   балетмейстером,
дирижером,  артистами  с  целью  качественного сценического воплощения
авторского замысла;
     исполнять  поручаемые  партии  на  основной  сцене,  гастролях  и
выездах;
     исполнять  хореографические  произведения и программы в различных
жанровых  направленностях,  техниках  и хореографических формах (соло,
дуэт, ансамбль);
     совершенствовать   свой  опорно-двигательный  аппарат,  развивать
специальные   физические,   психомоторные,   зрительные   и   слуховые
способности,    сохранять    и    поддерживать   внешнюю   физическую,
психологическую   и   профессиональную   форму   с  целью  обеспечения
требуемого   для   исполнительской  деятельности  уровня  двигательной
активности  организма;  при  необходимости  участие в обсуждении новых
произведений,  репертуарных  планов  и  других  вопросов  творческой и
производственной деятельности;
     репетиторская деятельность:
     обучать  правильному  исполнению  хореографического произведения,
номера,    спектакля    текущего    репертуара    театра,    ансамбля,
хореографического коллектива;
     проводить   тренаж   с   труппой,  хореографическим  коллективом,
различные   виды   репетиций,   разучивать   с   артистами   партии  в
хореографических  спектаклях,  концертных  номерах,  осуществлять ввод
новых    исполнителей    в   текущий   репертуар   театра,   ансамбля,
хореографического коллектива;
     проводить  с  артистами-исполнителями  индивидуальные и групповые
занятия  по хореографии с целью повышения исполнительского мастерства,
выявления их творческого потенциала;
     программировать и корректировать физические нагрузки;
     осуществлять   контроль   качества   исполнения  сольных  партий,
групповых   и   массовых   сцен   в   спектаклях   и  хореографических
произведениях;
     планировать  и  организовывать  творческий  процесс  с  опорой на
авторские, инновационные технологии обучения и воспитания танцовщика;
     мобилизовать  и восполнять психофизические и психофизиологические
резервы артиста;
     формировать исполнительскую, эстетическую и нравственную культуры
танцовщика;
     продуктивно  взаимодействовать  с  профессиональным  сообществом:
хореографом, балетмейстером, дирижером, артистами.

            V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
                ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

     5.1.   Выпускник   должен   обладать  следующими  общекультурными
компетенциями (ОК):
     способностью   осознанно   воспринимать,  уважительно  и  бережно
относиться  к  историческому  наследию  России  и  мира, многообразным
культурным  традициям,  иметь  собственные  и  толерантно воспринимать
существующие  религиозные,  идейные,  социальные,  культурные взгляды,
конструктивно  взаимодействовать  с  представителями различных культур
(ОК-1);
     способностью      осознанно     понимать     закономерности     и
многовариантность исторического процесса, осознавать обусловленные ими
собственные  (и  человека вообще) функции, роли и место в историческом
процессе,   значение  насилия  и  ненасилия  в  истории,  политической
организации обществ (ОК-2);
     способностью   иметь   собственные  мировоззренческие  убеждения,
осознанно  воспринимать и анализировать мировоззренческие, социально и
личностно значимые религиозные и философские проблемы (ОК-3);
     способностью   к  постоянному  саморазвитию  через  личностную  и
предметную  рефлексию,  способностью  к  диалогу  в  различных формах,
конструктивной критике и самокритике, обладание критическим мышлением,
способностью    формулировать   и   излагать   критические   суждения,
анализировать   логику   рассуждений   и  высказываний  собственных  и
оппонента (ОК-4);
     способностью  логически  верно,  аргументированно  и ясно строить
литературную  и  деловую  устную,  письменную  речь  на русском языке,
создавать и редактировать тексты профессионального назначения (ОК-5);
     способностью    осознать    и    внутренне    принять   (усвоить)
духовно-нравственные   обязанности   по   отношению   к  самому  себе,
окружающим людям (ближним), окружающей природе, обществу, способностью
использовать  в  собственной  профессиональной  деятельности, личной и
общественной  жизни  духовно-нравственные, этические и правовые нормы,
регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде
(ОК-6);
     способностью   пользоваться  современными  средствами  получения,
хранения,    обработки   и   предъявления   информации,   работать   с
распределенными  базами  данных  в  глобальных  компьютерных  сетях, с
информацией  из  различных  источников  для  решения  профессиональных
задач,   владеть  необходимыми  для  этого  компьютерными  программами
(ОК-7);
     способностью  использовать методы и средства познания, обучения и
самоконтроля  для  собственного  интеллектуального развития, повышения
культурного  уровня,  профессиональной  компетенции, сохранения своего
здоровья, нравственного и физического самосовершенствования, понимания
необходимости ведения здорового образа жизни (ОК-8);
     способностью  самостоятельно пользоваться основными положениями и
методами  социальных, гуманитарных, экономических и искусствоведческих
наук  при  решении  профессиональных  задач,  анализировать  социально
значимые проблемы и процессы (ОК-9);
     способностью  осознать  и  внутренне  принять основные положения,
законы   и   методы   естественных  наук  для  составления  адекватной
современному уровню знаний научной картины мира (ОК-10);
     способностью   при   необходимости  применить  методы  анализа  и
моделирования,  теоретического  и  экспериментального  исследования  в
профессиональной деятельности (ОК-11);
     способностью    к    осознанию    и    эмоциональному    принятию
ответственности    и   проявлению   ее   в   организации   собственной
самостоятельной,   индивидуальной  работы,  в  принятии  ответственных
решений   в  рамках  своей  компетенции,  способностью  самостоятельно
обучаться  в  течение  всей  жизни  и  непрерывно  совершенствоваться,
расширять   границы   своих  научных,  творческих,  духовных  познаний
(ОК-12);
     способностью  осознанно  понимать,  конструктивно анализировать и
принимать значение и культурообразующую роль соответствующей религии в
истории  и  современной  жизни  России,  различных религий в истории и
современной   духовной  жизни  соответствующих  обществ,  способностью
осознавать   связь   задач,   художественных   принципов  искусства  с
духовно-нравственными ценностями, сформированными религиями (ОК-13);
     способностью  осознанно  владеть  культурой  мышления  (обобщать,
анализировать,  синтезировать), воспринимать новую информацию, ставить
цели и выбирать пути их достижения (ОК-14);
     способностью  к  деловой  и эмоциональной кооперации с коллегами,
работе  в коллективе (с партнерами в дуэте, в ансамбле, с обучающимися
на занятиях, с коллегами в трудовом коллективе) (ОК-15);
     способностью  находить  профессиональные  решения в нестандартных
ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-16);
     способностью   осознавать   собственные   обязанности   и  права,
соблюдать  права  и  обязанности гражданина, способностью использовать
нормативные  правовые  документы в своей профессиональной деятельности
(ОК-17);
     способностью  осознавать  социальную, культурную значимость своей
будущей   профессии,   обладать   высокой   мотивацией   к  выполнению
профессиональной деятельности (ОК-18);
     способностью осуществлять коммуникации в профессиональной среде и
в обществе в целом, в том числе на иностранном языке (ОК-19);
     способностью к быстрой адаптации в меняющихся социальных условиях
(ОК-20);
     владением основными методами защиты производственного персонала и
населения   от  возможных  последствий  аварий,  катастроф,  стихийных
бедствий (ОК-21);
     способностью  к восприятию и адекватной интерпретации общественно
значимой  социологической  информации,  использованию социологического
знания в профессиональной и общественной деятельности (ОК-22);
     способностью  осознавать роль искусства и культуры в человеческой
жизнедеятельности,  развивать  собственное художественное восприятие и
вкус,  постоянно  стремиться  к нравственному и эстетическому развитию
(ОК-23);
     способностью  определять  и анализировать основные вехи в истории
искусств,   стили   и   жанры  мирового  и  отечественного  искусства,
анализировать  художественные  произведения  любого  рода, высказывать
собственные  обоснованные  и  аргументированные взгляды на современное
состояние и перспективы развития искусства (ОК-24);
     способностью   выполнять   и   использовать   в  профессиональной
деятельности  биомеханический  анализ  танцевальных движений человека,
применять  на  практике принципы медицинской профилактики травматизма,
охраны труда в хореографии (ОК-25).
     5.2.   Выпускник  должен  обладать  следующими  профессиональными
компетенциями (ПК):
     творческо-исполнительская сценическая деятельность:
     способностью  к  внутреннему  художественному постижению сущности
хореографического   произведения   и   его   воплощению   в  движении,
хореографическом тексте, жесте, ритме, динамике (ПК-1);
     способностью    эффективно    работать    над    хореографическим
произведением  различными  способами; способностью использовать методы
воплощения  хореографического  образа,  использовать  широкий диапазон
средств  художественной  выразительности,  демонстрировать собственный
исполнительский подход к хореографии разных периодов и стилей (ПК-2);
     способностью   демонстрировать   необходимую  технику  исполнения
хореографии,  индивидуальную художественную интонацию, исполнительский
стиль (ПК-3);
     способностью  использовать в профессиональной деятельности знания
о  биомеханике, анатомии, физиологии, основах медицинской профилактики
травматизма, охраны труда в хореографии (ПК-4);
     способностью  к  осознанному пониманию того, что хореографическое
искусство,  через какие бы дисциплины оно не изучалось, взаимосвязано,
взаимодействует   и  соотносится  с  музыкой,  драматическим  театром,
изобразительным  искусством,  кинематографом  и другими гуманитарными,
социальными и естественными науками (ПК-5);
     способностью     запоминать     хореографический    материал    и
воспроизводить хореографические тексты (ПК-6);
     способностью  концентрировать  внимание  и  исполнительскую волю,
решать  различные  психотехнические  задачи  на  точность  восприятия,
концентрацию    внимания,   повышение   степени   автоматизированности
движений,    мобилизовывать    и    восполнять    психофизические    и
психофизиологические  резервы  организма  в регулярной исполнительской
деятельности (ПК-7);
     способностью  видеть  и  исправить  технические,  стилевые и иные
ошибки, собственные и других исполнителей (ПК-8);
     репетиторская деятельность:
     способностью    эффективно    работать    над    хореографическим
произведением  различной  формы и стиля, владеть понятийным аппаратом,
текстологией  лучших  образцов хореографического наследия, методикой и
технологией   репетиционной   работы   с   труппой,   хореографическим
коллективом (ПК-9);
     способностью запомнить и стилистически верно воспроизводить текст
хореографического   произведения   (порядок   танцевальных   движений,
сочиненный   хореографом);   раскрыть   перед   исполнителями   смысл,
драматургию, образность и музыкальность композиции (ПК-10);
     способностью   анализировать   особенности  творческого  почерка,
стилистику и постановочные методы хореографов (ПК-11);
     способностью   применять   на   практике   методику  преподавания
хореографических  дисциплин;  формировать  профессиональные  навыки  и
умения в освоении стилистических особенностей, лексического материала,
совершенствования исполнительского мастерства артистов (ПК-12);
     способностью   анализировать  хореографические  произведения,  их
композиционную  структуру, принципы хореографического текстосложения в
истолковании   идеи,   смысла,  художественного  образа  произведения;
способностью  продуктивно  работать с концертмейстером, балетмейстером
(ПК-13);
     способностью    владеть    методами    контроля   и   дозирования
специфической  физической  нагрузки  во  время  репетиционных занятий;
навыками   консультационной   работы   и   приемами   диагностирования
одаренности   и   креативности   исполнителей,   понимать   возрастные
особенности проявления творческой индивидуальности (ПК-14);
     способностью  понимать  сущность  хореографической  деятельности,
самостоятельно   пополнять  знания,  ставить  и  решать  разнообразные
задачи, выдвигать альтернативные решения, вырабатывать критерии отбора
наиболее эффективных из них (ПК-15);
     способностью   к   продуктивному  межличностному  взаимодействию,
созданию    условий    для   обеспечения   высокой   работоспособности
исполнителя,   активизации   его  операционально-технических  функций,
системы мотивационной регуляции хореографической деятельности (ПК-16).

         VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
                        ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

     6.1.  ООП бакалавриата предусматривают изучение следующих учебных
циклов (таблица 2):
     гуманитарный, социальный и экономический цикл;
     общепрофессиональный цикл;
     профессиональный цикл;
     и разделов:
     физическая культура;
     учебная и производственная практики;
     итоговая государственная аттестация.
     6.2.  Каждый  учебный  цикл  имеет базовую (обязательную) часть и
вариативную    (профильную),    устанавливаемую   вузом.   Вариативная
(профильная)  часть  дает  возможность  расширения  и (или) углубления
знаний,   умений,  навыков  и  компетенций,  определяемых  содержанием
базовых  (обязательных)  дисциплин  (модулей),  позволяет  обучающимся
получить  углубленные  знания  и  навыки для успешной профессиональной
деятельности  и  (или)  продолжения  профессионального  образования  в
магистратуре.
     6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный
и   экономический  цикл"  должна  предусматривать  изучение  следующих
обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
     Базовая   (обязательная)  часть  профессионального  цикла  должна
предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

                                                             Таблица 2

                      Структура ООП бакалавриата

-------------------------------------------------------------------------------------------------
| Код |   Учебные циклы, разделы и          | Трудоемкость|  Перечень дисциплин    | Коды       |
|  УЦ |  проектируемые результаты их        | (зачетные   |    для разработки      | формируемых|
| ООП |           освоения                  | единицы) <*>| примерных программ,    | компетенций|
|     |                                     |             | а также учебников и    |            |
|     |                                     |             |   учебных пособий      |            |
|-----|-------------------------------------|-------------|------------------------|------------|
| Б.1 | Гуманитарный, социальный и          |  28 - 30    |                        |            |
|     | экономический цикл                  |             |                        |            |
|-----|-------------------------------------|-------------|------------------------|------------|
|     | Базовая часть                       |  18 - 20    |                        |            |
|     | В результате изучения               |             |                        |            |
|     | базовой части цикла                 |             |                        |            |
|     | обучающийся должен:                 |             |                        |            |
|     | знать: основные разделы и           |     4       | 1. Философия           | ОК-1       |
|     | направления философии,              |     4       | 2. История             | ОК-2       |
|     | методы и приемы философского        |     6       | 3. Иностранный         | ОК-3       |
|     | анализа проблем; основные           |     4       | язык                   | ОК-19      |
|     | закономерности исторического        |             | 4. История и теория    | ОК-23      |
|     | процесса, этапы                     |             | искусств               | ОК-24      |
|     | исторического развития              |             |                        | ОК-25      |
|     | России и роль России в              |             |                        | ПК-5       |
|     | истории человечества и в            |             |                        |            |
|     | современном мире;                   |             |                        |            |
|     | лексический минимум в объеме        |             |                        |            |
|     | 4000 учебных лексических            |             |                        |            |
|     | единиц общего и                     |             |                        |            |
|     | терминологического характера        |             |                        |            |
|     | (для иностранного языка);           |             |                        |            |
|     | понятийно-категориальный            |             |                        |            |
|     | аппарат истории и теории            |             |                        |            |
|     | искусств; периодизацию              |             |                        |            |
|     | истории искусства, основные         |             |                        |            |
|     | художественные стили,               |             |                        |            |
|     | направления, методы, школы;         |             |                        |            |
|     | стилевую и жанровую                 |             |                        |            |
|     | типологию искусства,                |             |                        |            |
|     | основные элементы языка             |             |                        |            |
|     | искусств; закономерности            |             |                        |            |
|     | структурной организации             |             |                        |            |
|     | произведений искусства;             |             |                        |            |
|     | принципы драматургического          |             |                        |            |
|     | анализа художественного             |             |                        |            |
|     | произведения;                       |             |                        |            |
|     | уметь: анализировать и              |             |                        |            |
|     | оценивать социальную                |             |                        |            |
|     | информацию; планировать и           |             |                        |            |
|     | осуществлять свою                   |             |                        |            |
|     | деятельность с учетом               |             |                        |            |
|     | результатов этого анализа;          |             |                        |            |
|     | различать произведения              |             |                        |            |
|     | искусства по виду, жанру и          |             |                        |            |
|     | стилю; определять время и           |             |                        |            |
|     | место (принадлежность к             |             |                        |            |
|     | национальной, региональной          |             |                        |            |
|     | школе) их создания, автора          |             |                        |            |
|     | (или школу); анализировать          |             |                        |            |
|     | их форму и содержание;              |             |                        |            |
|     | ориентироваться в                   |             |                        |            |
|     | специальной литературе;             |             |                        |            |
|     | видеть режиссерские методы в        |             |                        |            |
|     | осуществлении постановки            |             |                        |            |
|     | спектакля;                          |             |                        |            |
|     | владеть: иностранным языком         |             |                        |            |
|     | в объеме, необходимом для           |             |                        |            |
|     | возможности получения               |             |                        |            |
|     | информации из зарубежных            |             |                        |            |
|     | источников; навыками                |             |                        |            |
|     | письменного                         |             |                        |            |
|     | аргументированного изложения        |             |                        |            |
|     | собственной точки зрения;           |             |                        |            |
|     | навыками публичной речи,            |             |                        |            |
|     | аргументации, ведения               |             |                        |            |
|     | дискуссии и полемики,               |             |                        |            |
|     | практического анализа логики        |             |                        |            |
|     | различного рода рассуждений;        |             |                        |            |
|     | навыками критического               |             |                        |            |
|     | восприятия информации;              |             |                        |            |
|     | понимать: закономерности            |             |                        |            |
|     | развития искусств; их связь         |             |                        |            |
|     | с исторической                      |             |                        |            |
|     | действительностью, общим            |             |                        |            |
|     | развитием гуманитарных              |             |                        |            |
|     | знаний, с религиозными,             |             |                        |            |
|     | философскими, эстетическими         |             |                        |            |
|     | идеями конкретного                  |             |                        |            |
|     | исторического периода.              |             |                        |            |
|     |-------------------------------------|-------------|------------------------|------------|
|     | Вариативная часть                   |  8 - 10     |                        |            |
|     | (знания, умения, навыки             |             |                        |            |
|     | определяются ООП вуза)              |             |                        |            |
|-----|-------------------------------------|-------------|------------------------|------------|
| Б.2 | Общепрофессиональный цикл           |  33 - 40    |                        |            |
|     |-------------------------------------|-------------|------------------------|------------|
|     | Базовая часть                       |  25 - 30    |                        |            |
|     | В результате изучения               |             | 1. Теория и            | ОК-8       |
|     | базовой части цикла                 |             | практика               | ОК-11      |
|     | обучающийся должен:                 |             | профессиональной       | ОК-12      |
|     | знать: основные виды                |             | деятельности           | ОК-14      |
|     | хореографического                   |             | танцовщика             | ОК-15      |
|     | исполнительства; особенности        |             | 2. Анатомия,           | ОК-18      |
|     | профессиональной                    |             | физиология,            | ОК-20      |
|     | деятельности, подготовки,           |             | биодинамика;           | ПК-4       |
|     | образования, воспитания,            |             | 3. Основы медицины     |            |
|     | психологии                          |             | в хореографии;         |            |
|     | артиста-исполнителя;                |             | 4. Физкультура и       |            |
|     | принципы построения карьеры         |             | массаж для             |            |
|     | исполнителя; основы                 |             | танцовщиков            |            |
|     | планирования                        |             |                        |            |
|     | профессиональной                    |             |                        |            |
|     | деятельности исполнителя;           |             |                        |            |
|     | психологическое значение            |             |                        |            |
|     | возрастно-половых факторов в        |             |                        |            |
|     | хореографии; психологические        |             |                        |            |
|     | основы обучения, воспитания         |             |                        |            |
|     | и профессионального                 |             |                        |            |
|     | совершенствования; о влиянии        |             |                        |            |
|     | танцевальной деятельности на        |             |                        |            |
|     | психическое состояние               |             |                        |            |
|     | личности и творческого              |             |                        |            |
|     | коллектива, основы                  |             |                        |            |
|     | психологии профессионального        |             |                        |            |
|     | отбора в хореографии;               |             |                        |            |
|     | закономерности                      |             |                        |            |
|     | самореализации творческого          |             |                        |            |
|     | потенциала в процессе               |             |                        |            |
|     | исполнительской деятельности        |             |                        |            |
|     | на пути к высшим достижениям        |             |                        |            |
|     | (вершинам); факторы,                |             |                        |            |
|     | объективные и субъективные,         |             |                        |            |
|     | содействующие и                     |             |                        |            |
|     | препятствующие достижению           |             |                        |            |
|     | вершин; закономерности              |             |                        |            |
|     | обучения вершинам жизни и           |             |                        |            |
|     | профессионализма в своей            |             |                        |            |
|     | деятельности; закономерности        |             |                        |            |
|     | самообразования,                    |             |                        |            |
|     | самоорганизации и                   |             |                        |            |
|     | самоконтроля,                       |             |                        |            |
|     | самосовершенствования,              |             |                        |            |
|     | самокоррекции и                     |             |                        |            |
|     | самореорганизации                   |             |                        |            |
|     | деятельности под влиянием           |             |                        |            |
|     | новых требований, идущих как        |             |                        |            |
|     | извне, от профессии и               |             |                        |            |
|     | общества, от развития               |             |                        |            |
|     | искусства, науки, культуры,         |             |                        |            |
|     | так и, особенно, изнутри, от        |             |                        |            |
|     | собственных интересов,              |             |                        |            |
|     | потребностей и установок,           |             |                        |            |
|     | осознания своих способностей        |             |                        |            |
|     | и возможностей, достоинств и        |             |                        |            |
|     | недостатков собственной             |             |                        |            |
|     | деятельности; основные              |             |                        |            |
|     | научные подходы к изучению          |             |                        |            |
|     | здоровья танцовщиков,               |             |                        |            |
|     | восстановлению и обеспечению        |             |                        |            |
|     | долгой здоровой                     |             |                        |            |
|     | профессиональной                    |             |                        |            |
|     | деятельности: основы                |             |                        |            |
|     | определения и оценки                |             |                        |            |
|     | физического развития                |             |                        |            |
|     | танцовщика, функционального         |             |                        |            |
|     | состояния его организма,            |             |                        |            |
|     | общие принципы                      |             |                        |            |
|     | функционирования органов и          |             |                        |            |
|     | систем; строение                    |             |                        |            |
|     | двигательных действий;              |             |                        |            |
|     | систему управления                  |             |                        |            |
|     | движениями и принципах              |             |                        |            |
|     | подчинения движений законам         |             |                        |            |
|     | механики; особенности опорно        |             |                        |            |
|     | -двигательного аппарата             |             |                        |            |
|     | танцовщиков; основные               |             |                        |            |
|     | повреждения и заболевания           |             |                        |            |
|     | опорно-двигательного                |             |                        |            |
|     | аппарата человека,                  |             |                        |            |
|     | возникающих при занятиях            |             |                        |            |
|     | хореографией и их причинах;         |             |                        |            |
|     | о средствах их профилактики,        |             |                        |            |
|     | лечения и реабилитации;             |             |                        |            |
|     | основы техники дыхания во           |             |                        |            |
|     | время исполнения танца;             |             |                        |            |
|     | способы, которыми можно             |             |                        |            |
|     | улучшить деятельность               |             |                        |            |
|     | организма; способы                  |             |                        |            |
|     | предохранения от травм;             |             |                        |            |
|     | основы правильного питания          |             |                        |            |
|     | для танцовщиков; задачи             |             |                        |            |
|     | лечебной физической                 |             |                        |            |
|     | культуры, как средства              |             |                        |            |
|     | реабилитации физической             |             |                        |            |
|     | работоспособности; основные         |             |                        |            |
|     | средства и формы массажа для        |             |                        |            |
|     | танцовщиков; правила работы         |             |                        |            |
|     | с собственным телом, способы        |             |                        |            |
|     | устранения имеющихся                |             |                        |            |
|     | проблем, основные принципы          |             |                        |            |
|     | растяжек и основные                 |             |                        |            |
|     | упражнения для развития             |             |                        |            |
|     | собственных физических              |             |                        |            |
|     | способностей; динамическую и        |             |                        |            |
|     | функциональную анатомию             |             |                        |            |
|     | систем обеспечения и                |             |                        |            |
|     | регуляции движения;                 |             |                        |            |
|     | возрастную морфологию;              |             |                        |            |
|     | анатомо-антропологические           |             |                        |            |
|     | механизмы адаптации к               |             |                        |            |
|     | физическим нагрузкам, учение        |             |                        |            |
|     | о конституции тела в                |             |                        |            |
|     | практике ориентации и               |             |                        |            |
|     | профессионального отбора            |             |                        |            |
|     | танцовщиков, возрастные и           |             |                        |            |
|     | половые различия                    |             |                        |            |
|     | физиологических реакций на          |             |                        |            |
|     | физические нагрузки;                |             |                        |            |
|     | физиологические основы              |             |                        |            |
|     | танцевального тренинга и            |             |                        |            |
|     | оздоровительной физической          |             |                        |            |
|     | культуры; принципы                  |             |                        |            |
|     | работоспособности человека в        |             |                        |            |
|     | различных условиях                  |             |                        |            |
|     | окружающей среды, основы            |             |                        |            |
|     | общей биомеханики,                  |             |                        |            |
|     | кинематику движений                 |             |                        |            |
|     | человека, динамику движений,        |             |                        |            |
|     | механическую работу и               |             |                        |            |
|     | энергию при движениях               |             |                        |            |
|     | человека, биомеханику               |             |                        |            |
|     | двигательных качеств; основы        |             |                        |            |
|     | гигиены танцовщиков; основы         |             |                        |            |
|     | профилактики и здорового            |             |                        |            |
|     | образа жизни; принципы              |             |                        |            |
|     | закаливания, личной гигиены,        |             |                        |            |
|     | психогигиены,                       |             |                        |            |
|     | восстановительные средства;         |             |                        |            |
|     | гигиеническое обеспечение           |             |                        |            |
|     | подготовки танцовщиков,             |             |                        |            |
|     | гигиена тренировочных               |             |                        |            |
|     | процессов в хореографии;            |             |                        |            |
|     | тарифно-квалификационные            |             |                        |            |
|     | характеристики артистов,            |             |                        |            |
|     | исполнителей и трудовое             |             |                        |            |
|     | законодательство; основы            |             |                        |            |
|     | авторского права в части            |             |                        |            |
|     | защиты прав исполнителей;           |             |                        |            |
|     | уметь: оказывать первую             |             |                        |            |
|     | доврачебную помощь при              |             |                        |            |
|     | травмах опорно-двигательного        |             |                        |            |
|     | аппарата, возникших во время        |             |                        |            |
|     | занятий, репетиций и                |             |                        |            |
|     | спектаклей; планировать свою        |             |                        |            |
|     | деятельность по применению          |             |                        |            |
|     | различных ценностей и               |             |                        |            |
|     | средств физической культуры         |             |                        |            |
|     | (в том числе нетрадиционных)        |             |                        |            |
|     | в целях совершенствования           |             |                        |            |
|     | природных данных,                   |             |                        |            |
|     | поддержания здоровья,               |             |                        |            |
|     | оздоровления, реабилитации,         |             |                        |            |
|     | рекреации и социальной              |             |                        |            |
|     | адаптации личности,                 |             |                        |            |
|     | применять комплекс методов и        |             |                        |            |
|     | средств для реализации              |             |                        |            |
|     | потребности в здоровом              |             |                        |            |
|     | образе жизни, навыков               |             |                        |            |
|     | соблюдения личной гигиены,          |             |                        |            |
|     | профилактики и контроля за          |             |                        |            |
|     | состоянием своего организма;        |             |                        |            |
|     | изучать, оценивать и                |             |                        |            |
|     | совершенствовать физическую         |             |                        |            |
|     | культуру собственной                |             |                        |            |
|     | личности в тесной связи с           |             |                        |            |
|     | духовной культурой;                 |             |                        |            |
|     | критически оценивать и              |             |                        |            |
|     | корректировать свою                 |             |                        |            |
|     | профессиональную                    |             |                        |            |
|     | деятельность;                       |             |                        |            |
|     | владеть: техническими               |             |                        |            |
|     | элементами базовой                  |             |                        |            |
|     | физической культуры,                |             |                        |            |
|     | адаптированными к избранному        |             |                        |            |
|     | виду деятельности; техникой         |             |                        |            |
|     | дыхания во время исполнения         |             |                        |            |
|     | танца, способами ухода за           |             |                        |            |
|     | телом, средствами ухода при         |             |                        |            |
|     | травмах, растяжениях;               |             |                        |            |
|     | навыками правильного                |             |                        |            |
|     | применения лекарственных            |             |                        |            |
|     | препаратов для танцовщиков;         |             |                        |            |
|     | навыками правильного питания        |             |                        |            |
|     | и здорового образа жизни            |             |                        |            |
|     |-------------------------------------|-------------|------------------------|------------|
|     | Вариативная часть                   |  8 - 10     |                        |            |
|     | (знания, умения, навыки             |             |                        |            |
|     | определяются ООП вуза)              |             |                        |            |
|-----|-------------------------------------|-------------|------------------------|------------|
| Б.3 | Профессиональный цикл               |  75 - 80    |                        |            |
|     | Базовая часть                       |  20 - 25    |                        |            |
|     | В результате изучения               |             |                        |            |
|     | базовой части цикла                 |             |                        |            |
|     | обучающийся должен:                 |    10       | 1. Наследие и          | ПК-2       |
|     | знать: текст                        |             | репертуар              | ПК-6       |
|     | хореографических                    |             |                        | ПК-8       |
|     | произведений; принципы              |             |                        |            |
|     | интерпретации                       |     3       | 2. Безопасность        | ОК-8       |
|     | хореографического текста;           |             | жизнедеятельности      | ОК-20      |
|     | принципы драматургического          |             |                        | ОК-21      |
|     | построения произведений             |             |                        | ОК-25      |
|     | хореографии;                        |             |                        | ПК-4       |
|     | уметь: демонстрировать              |             |                        |            |
|     | (опознавать)                        |    12       | 3. Хореографическая    | ПК-1       |
|     | хореографический текст              |             | импровизация и         | ПК-2       |
|     | произведений;                       |             | композиция             | ПК-3       |
|     | интерпретировать                    |             |                        | ПК-4       |
|     | хореографический текст в            |             |                        | ПК-5       |
|     | собственной деятельности;           |             |                        | ПК-6       |
|     | знать: основные понятия и           |             |                        | ПК-7       |
|     | критерии здоровья; факторы,         |             |                        | ПК-8       |
|     | влияющие на уровень здоровья        |             |                        |            |
|     | детей, подростков и юношей в        |             |                        |            |
|     | современном обществе;               |             |                        |            |
|     | специфика формирования              |             |                        |            |
|     | представления о здоровом            |             |                        |            |
|     | образе жизни у детей,               |             |                        |            |
|     | подростков и юношей;                |             |                        |            |
|     | основные принципы здорового         |             |                        |            |
|     | образа жизни; характеристика        |             |                        |            |
|     | опасностей природного,              |             |                        |            |
|     | техногенного и социального          |             |                        |            |
|     | происхождения; правила,             |             |                        |            |
|     | принципы и средства                 |             |                        |            |
|     | безопасного поведения;              |             |                        |            |
|     | методика формирования               |             |                        |            |
|     | психологической устойчивости        |             |                        |            |
|     | и поведения в опасных               |             |                        |            |
|     | ситуациях; принципы                 |             |                        |            |
|     | информационной, правовой,           |             |                        |            |
|     | психологической безопасности        |             |                        |            |
|     | и безопасности в                    |             |                        |            |
|     | чрезвычайных ситуациях;             |             |                        |            |
|     | методы экспертизы и                 |             |                        |            |
|     | восстановления                      |             |                        |            |
|     | профессиональной                    |             |                        |            |
|     | трудоспособности; меры              |             |                        |            |
|     | электробезопасности и               |             |                        |            |
|     | противопожарной защиты;             |             |                        |            |
|     | уметь: использовать принципы        |             |                        |            |
|     | информационной, правовой,           |             |                        |            |
|     | психологической безопасности        |             |                        |            |
|     | и безопасности в                    |             |                        |            |
|     | чрезвычайных ситуациях;             |             |                        |            |
|     | владеть: спецификой                 |             |                        |            |
|     | формирования представления о        |             |                        |            |
|     | здоровом образе жизни у             |             |                        |            |
|     | детей, подростков и                 |             |                        |            |
|     | молодежи; методикой                 |             |                        |            |
|     | формирования психологической        |             |                        |            |
|     | устойчивости и поведения в          |             |                        |            |
|     | опасных ситуациях;                  |             |                        |            |
|     | знать: теоретические основы         |             |                        |            |
|     | методики исполнения движений        |             |                        |            |
|     | классического танца,                |             |                        |            |
|     | методику сочинения                  |             |                        |            |
|     | танцевальных композиций (от         |             |                        |            |
|     | простых танцевальных                |             |                        |            |
|     | комбинаций до развернутых),         |             |                        |            |
|     | приемы пространственного            |             |                        |            |
|     | построения композиций,              |             |                        |            |
|     | основные законы                     |             |                        |            |
|     | драматургического построения        |             |                        |            |
|     | хореографического                   |             |                        |            |
|     | произведения;                       |             |                        |            |
|     | уметь: использовать знания          |             |                        |            |
|     | хореографического текста,           |             |                        |            |
|     | приемов композиционного             |             |                        |            |
|     | построения в работе над             |             |                        |            |
|     | сочинением классических             |             |                        |            |
|     | композиций; создавать               |             |                        |            |
|     | композиции на основе                |             |                        |            |
|     | классического танца, с              |             |                        |            |
|     | раскрытием их замысла и             |             |                        |            |
|     | содержания; анализировать           |             |                        |            |
|     | сценарную, музыкальную,             |             |                        |            |
|     | хореографическую                    |             |                        |            |
|     | драматургию, раскрыть               |             |                        |            |
|     | перед исполнителями                 |             |                        |            |
|     | смысловую нагрузку,                 |             |                        |            |
|     | образность и музыкальность          |             |                        |            |
|     | композиции; объяснять               |             |                        |            |
|     | методически трудные приемы и        |             |                        |            |
|     | сочетания движений;                 |             |                        |            |
|     | анализировать вариации,             |             |                        |            |
|     | адажио, pas de deux, grand          |             |                        |            |
|     | pas и другие формы                  |             |                        |            |
|     | композиции из балетных              |             |                        |            |
|     | спектаклей; осуществлять            |             |                        |            |
|     | подбор музыкального                 |             |                        |            |
|     | материала для работы над            |             |                        |            |
|     | классической композицией;           |             |                        |            |
|     | владеть: техникой исполнения        |             |                        |            |
|     | движений классического              |             |                        |            |
|     | танца, навыками актерского          |             |                        |            |
|     | мастерства, навыками                |             |                        |            |
|     | организаторской работы              |             |                        |            |
|     |-------------------------------------|-------------|------------------------|------------|
|     | Вариативная часть                   |  50 - 55    | (Перечень дисциплин    |            |
|     | (знания, умения, навыки             |             | приводится в           |            |
|     | определяются ООП вуза в             |             | примерной основной     |            |
|     | соответствии с профилями            |             | образовательной        |            |
|     | подготовки)                         |             | программе (ПООП)       |            |
|     |                                     |             | бакалавра)             |            |
|-----|-------------------------------------|-------------|------------------------|------------|
| Б.4 | Физическая культура                 |     2       |                        | ОК-8       |
|-----|-------------------------------------|-------------|------------------------|------------|
| Б.5 | Учебная и профессиональная          |  15 - 20    |                        | ПК-1 - 16  |
|     | практики (практические              |             |                        |            |
|     | умения и навыки определяются        |             |                        |            |
|     | ООП вуза)                           |             |                        |            |
|-----|-------------------------------------|-------------|------------------------|------------|
| Б.6 | Итоговая государственная            |     8       |                        | ОК-1 - 25  |
|     | аттестация                          |             |                        | ПК-1 - 16  |
|-----|-------------------------------------|-------------|------------------------|------------|
|     | Общая трудоемкость основной         |    180      |                        |            |
|     | образовательной программы           |             |                        |            |
-------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <*>  Трудоемкость  циклов  Б.1,  Б.2,  Б.3  и  разделов  Б.4, Б.5
включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

            VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
                ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

     7.1.  Образовательные  учреждения  самостоятельно разрабатывают и
утверждают  ООП  бакалавриата,  которая включает в себя: учебный план,
рабочие  программы  учебных  курсов,  предметов, дисциплин (модулей) и
материалы,    обеспечивающие    воспитание   и   качество   подготовки
обучающихся,  программы  практик,  календарный учебный график, а также
методические   материалы,  обеспечивающие  реализацию  соответствующей
образовательной технологии.
     Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии
с примерной ООП ВПО.
     Высшие  учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом
развития  науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной
сферы.
     7.2.  При  разработке  ООП  бакалавриата  должны  быть определены
возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников
(компетенций    социального    взаимодействия,    самоорганизации    и
самоуправления,   системно-деятельностного   характера).   Вуз  обязан
сформировать  социокультурную  среду, создать условия, необходимые для
всестороннего развития личности обучающегося.
     Вуз   обязан  способствовать  развитию  социально-воспитательного
компонента   учебного   процесса,   включая   развитие   студенческого
самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций,
спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
     7.3.  Реализация компетентностного подхода должна предусматривать
широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм
проведения  занятий  (компьютерных  симуляций,  деловых и ролевых игр,
разбор  конкретных  ситуаций,  психологические  и  деловые тренинги) в
сочетании  с  внеаудиторной  работой  с  целью формирования и развития
общекультурных   и  профессиональных  навыков  обучающихся.  В  рамках
активных   и  интерактивных  методов  в  учебных  курсах  должны  быть
предусмотрены   встречи  с  представителями  российских  и  зарубежных
хореографических компаний, государственных и общественных организаций,
мастер-классы экспертов и специалистов в соответствующей области.
     Удельный   вес   занятий,   проводимых  в  интерактивных  формах,
определяется  главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента
обучающихся  и  содержанием  конкретных дисциплин, и в целом в учебном
процессе  они  должны  составлять  не  менее  25  процентов аудиторных
занятий.   Занятия   лекционного   типа   для   соответствующих  групп
обучающихся не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.
     7.4.  В  учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть
четко  сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке
с  осваиваемыми  знаниями,  умениями  и приобретаемыми компетенциями в
целом по ООП.
     Общая  трудоемкость  дисциплины не может быть менее двух зачетных
единиц   (за   исключением   дисциплин   по  выбору  обучающихся).  По
дисциплинам,  трудоемкость  которых  составляет  более  трех  зачетных
единиц,    должна    выставляться    оценка    ("отлично",   "хорошо",
"удовлетворительно").
     7.5.  ООП  бакалавриата  должна  содержать  дисциплины  по выбору
обучающихся  в  объеме не менее одной трети вариативной части суммарно
по  циклам  Б.1,  Б.2  и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору
обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
     7.6.  Максимальный  объем  учебной  нагрузки обучающихся не может
составлять  более  54  академических  часов в неделю, включая все виды
аудиторной   и   внеаудиторной  (самостоятельной)  учебной  работы  по
освоению   ООП   и  факультативных  дисциплин,  устанавливаемых  вузом
дополнительно   к   ООП  и  являющихся  необязательными  для  изучения
обучающимися.
     Объем  факультативных  дисциплин  не должен превышать 10 зачетных
единиц за весь период обучения.
     7.7.  Максимальный  объем аудиторных учебных занятий в неделю при
освоении ООП в очной форме обучения составляет 36 академических часов.
В  указанный  объем  не  входят  обязательные  аудиторные  занятия  по
физической культуре.
     7.8.  В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения
максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с
Типовым    положением    об    образовательном    учреждении   высшего
профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным
Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 14 февраля 2008
г.  N  71  (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8,
ст. 731).
     7.9.  Общий  объем  каникулярного  времени  в учебном году должен
составлять  7  -  10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний
период.
     7.10.  Раздел  "Физическая  культура"  трудоемкостью две зачетные
единицы  реализуется: при очной форме обучения в объеме 400 часов, при
этом  объем  практической  подготовки,  в  том  числе хореографический
тренаж, должен составлять не менее 360 часов.
     7.11.  Вуз  обязан  обеспечить  обучающимся  реальную возможность
участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную
разработку индивидуальных образовательных программ.
     7.12.   Вуз   обязан   ознакомить  обучающихся  с  их  правами  и
обязанностями   при   формировании   ООП,  разъяснить,  что  избранные
обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
     7.13.  ООП  бакалавриата  вуза должна включать практикумы и (или)
практические   занятия   по   дисциплинам   (модулям)  базовой  части,
формирующим  у  обучающихся  умения  и  навыки  в области иностранного
языка,  хореографического  наследия и репертуара, классического танца,
хореографической  импровизации  и  композиции,  а также по дисциплинам
(модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают
цели  формирования  у  обучающихся  соответствующих  умений и навыков.
Учитывая    необходимость    практического    освоения    обучающимися
исполнительских  навыков различных видов танца, практического изучения
хореографического  текста  и  особенностей музыкального сопровождения,
вузам   рекомендуется   формировать  учебные  группы  по  модульным  и
профильным  профессиональным  дисциплинам  в среднем по 6 - 8 человек.
Для  отдельных  дисциплин,  требующих  индивидуальной  подготовки, вуз
должен  предусматривать  индивидуальные  занятия  в объеме не менее 40
процентов аудиторных занятий.
     7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
     право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение
дисциплин   (модулей)   по   выбору,   предусмотренных  ООП,  выбирать
конкретные дисциплины (модули);
     право   при  формировании  своей  индивидуальной  образовательной
программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и
их влиянию на будущий профиль подготовки;
     право  при  переводе  из  другого  высшего учебного заведения при
наличии   соответствующих  документов  на  перезачет  освоенных  ранее
дисциплин (модулей) на основании аттестации;
     обучающиеся  обязаны выполнять в установленные сроки все задания,
предусмотренные ООП вуза.
     7.15.  Учебная  и производственная практики являются обязательным
разделом ООП бакалавриата. Они представляют собой вид учебных занятий,
непосредственно    ориентированных   на   профессионально-практическую
подготовку обучающихся.
     Конкретные  виды  практик  определяются  ООП вуза. Цели и задачи,
программы  и  формы  отчетности  определяются  вузом  по  каждому виду
практики. Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах
вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым, творческим и
научным потенциалом.
     Научно-исследовательская   работа   обучающегося  может  являться
разделом  ООП  бакалавриата  и  должна быть направлена на формирование
общекультурных   и   профессиональных  компетенций  в  соответствии  с
требованиями  настоящего  ФГОС ВПО и ООП вуза. В случае ее наличия при
разработке  программы  научно-исследовательской  работы высшее учебное
заведение должно предоставить возможность обучающимся:
     изучать специальную литературу и другую информацию;
     овладевать   достижениями  отечественной  и  зарубежной  науки  и
практики в соответствующей области знаний;
     участвовать  в  проведении  научных  исследований  или выполнении
творческих разработок;
     осуществлять  сбор,  обработку,  анализ  и систематизацию научной
информации по теме (заданию);
     составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу,
заданию);
     выступить с докладом на конференции, публиковать свои материалы в
научных изданиях.
     7.16.   Реализация   ООП   бакалавриата   должна   обеспечиваться
педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее
профилю   преподаваемой  дисциплины,  и  систематически  занимающимися
творческой, научной и научно-методической деятельностью.
     К  образовательному  процессу  по  дисциплинам  профессионального
цикла  должны  быть привлечены не менее 10 процентов преподавателей из
числа   действующих  руководителей  и  ведущих  работников  профильных
организаций, предприятий и учреждений. Преподаватели профессионального
цикла  должны  иметь  базовое  образование  и  (или)  ученую  степень,
соответствующие   профилю   преподаваемой   дисциплины.  Не  менее  50
процентов  преподавателей  (в  приведенных  к  целочисленным значениям
ставок),  обеспечивающих  учебный  процесс по профессиональному циклу,
должны  иметь  российские или зарубежные ученые степени и (или) ученые
звания,  при  этом  ученую  степень доктора наук (в том числе степень,
присваиваемую  за  рубежом,  документы  о  присвоении  которой  прошли
установленную  процедуру признания и установления эквивалентности) или
ученое  звание  профессора  должны  иметь  не  менее  восьми процентов
преподавателей.
     По  данному  направлению  подготовки  к  преподавателям с учеными
степенями  и  (или)  учеными  званиями  приравниваются лица без ученых
степеней  и  званий, имеющие государственные почетные звания в области
искусства,   культуры   и   спорта   (заслуженного  деятеля  искусств,
заслуженного  работника  культуры, заслуженного или народного артиста,
заслуженного  или  народного  художника,  мастера спорта, заслуженного
мастера  спорта  (Союза  Советских  Социалистических Республик (СССР),
республик   в   составе   бывшего   СССР,   России),   мастера  спорта
международного   класса,   лауреаты   и   дипломанты  международных  и
всероссийских    конкурсов,    лауреаты   государственных   премий   в
соответствующей профессиональной сфере.
     До  25  процентов  от общего числа преподавателей, имеющих ученую
степень  и  (или)  ученое  звание  и  (или)  почетные звания в области
искусства,  культуры,  спорта,  может  быть  заменено преподавателями,
имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях
руководителей или ведущих специалистов в соответствующей области более
10 последних лет.
     Исходя  из  необходимости  музыкального  сопровождения всех видов
танца,  танцевальные  дисциплины  базовых  и вариативных частей должны
обеспечиваться концертмейстерами. Для этих дисциплин, а также для всех
видов практики, помимо часов работы преподавателя, вузам рекомендуется
предусматривать   часы  работы  концертмейстеров  из  расчета  до  100
процентов часов аудиторных занятий обучающихся и до 50 процентов часов
самостоятельной работы обучающихся; кроме того, на подбор и подготовку
музыкального     материала    для    концертмейстеров    рекомендуется
предусматривать до 10 процентов от общего объема часов соответствующих
дисциплин и практик.
     7.17.  ООП бакалавриата должна обеспечиваться учебно-методической
документацией  и  материалами  по  всем  учебным  курсам,  дисциплинам
(модулям)  ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей)
должно   быть   представлено   в  сети  Интернет  или  локальной  сети
образовательного учреждения.
     Внеаудиторная    работа    обучающихся    должна   сопровождаться
методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее
выполнение.
     Каждый    обучающийся    должен   быть   обеспечен   доступом   к
электронно-библиотечной   системе,   содержащей  издания  по  основным
изучаемым    дисциплинам    и   сформированной   по   согласованию   с
правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
     При   этом   должна  быть  обеспечена  возможность  осуществления
одновременного  индивидуального  доступа  к такой системе не менее чем
для 25 процентов обучающихся.
     Библиотечный  фонд  должен  быть  укомплектован печатными и (или)
электронными  изданиями  основной  учебной  литературы  по дисциплинам
базовой  части  всех  циклов,  изданными  за  последние  10  лет  (для
дисциплин  базовой  части  гуманитарного, социального и экономического
цикла  -  за  последние  пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров
таких изданий на каждые 100 обучающихся.
     Фонд  дополнительной  литературы, помимо учебной, должен включать
официальные,    справочно-библиографические    и    специализированные
периодические  издания  в  расчете  1  -  2  экземпляра  на каждые 100
обучающихся.
     Электронно-библиотечная  система  должна обеспечивать возможность
индивидуального  доступа  для  каждого  обучающегося из любой точки, в
которой имеется доступ к Интернету.
     Оперативный  обмен  информацией  с  отечественными  и зарубежными
вузами  и организациями должен осуществляться с соблюдением требований
законодательства     Российской    Федерации    об    интеллектуальной
собственности и международных договоров Российской Федерации в области
интеллектуальной  собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен
доступ  к  современным  профессиональным  базам данных, информационным
справочным и поисковым системам.
     7.18.  Ученый  совет  высшего учебного заведения при введении ООП
бакалавриата  утверждает  размер средств на реализацию соответствующих
ООП.
     Финансирование  реализации  ООП должно осуществляться в объеме не
ниже   установленных   нормативов   финансирования   высшего  учебного
заведения <*>.
--------------------------------
     <*>   Пункт   2   статьи   41  Закона  Российской  Федерации  "Об
образовании"  от  10  июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства
Российской  Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004,
N  30,  ст.  3086;  N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст.
1932; N 44, ст. 5280).

     7.19.  Высшее  учебное  заведение,  реализующее ООП бакалавриата,
должно   располагать   материально-технической  базой,  обеспечивающей
проведение  всех  видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки,
практической    и    научно-исследовательской    работы   обучающихся,
предусмотренными  учебным  планом  вуза  и соответствующей действующим
санитарным и противопожарным правилам и нормам.
     Минимально  необходимый  для реализации ООП бакалавриата перечень
материально-технического обеспечения включает в себя:
     учебные аудитории;
     учебные   аудитории  для  проведения  теоретических  (лекционных,
семинарских)   занятий,  укомплектованные  специализированной  учебной
мебелью, техническими средствами, наглядными пособиями, литературой;
     танцевальные  залы  площадью не менее 75 квадратных метров должны
иметь  специализированные  покрытие, балетные станки (палки) длиной не
менее 25 метров погонных вдоль трех стен, зеркала размером 7 метров на
2    метра    на   одной   стене,   кабинетный   рояль   (пианино)   и
звуковоспроизводящую технику (магнитофоны, аудиопроигрыватели);
     помещения  для  самостоятельной  работы  обучающихся,  оснащенные
множительной и компьютерной техникой с подключением к сети Интернет;
     учебный  театр  (или иную сценическую площадку) площадью не менее
100  квадратных  метров,  по  элементам  оборудования  приближенный  к
условиям профессионального театра;
     парк музыкальных инструментов (рояли, пианино, инструменты);
     библиотеку с читальным залом;
     нотную   библиотеку   с   фондом   музыкальных   произведений  на
бумагоносителях для музыкального оформления уроков танца;
     костюмерную,  располагающую  необходимым количеством костюмов для
учебных  занятий,  репетиционного  процесса, сценических выступлений и
необходимым реквизитом;
     специализированное медицинское подразделение;
     столовую;
     помещения  для хранения и профилактического обслуживания учебного
оборудования;
     отдел   технических  средств  обучения  (медиатеку),  включающий:
методический    кабинет,    занимающийся    обеспечением   обучающихся
методической  литературой  через  ее размножение различными способами;
видеотеку,  содержащую  видеофильмы  и  видеозаписи уроков и экзаменов
танцевальных   дисциплин,   спектаклей,   фрагментов  классического  и
современного  репертуара  отечественных  и зарубежных хореографических
трупп,    видеоматериалы    с    записью    выдающихся    произведений
хореографического, театрального, изобразительного и киноискусства (при
этом  доля  видеозаписей  хореографических произведений XX века должна
составлять   не   менее   40   процентов   общего  фонда  произведений
хореографии);   фонотеку   с   аудиозаписями  выдающихся  произведений
музыкального искусства, балетной музыки, используемой для музыкального
сопровождения  репетиционного  процесса  и  сценических выступлений, с
возможностью  осуществлять запись и компьютерную обработку музыки (при
этом   доля  аудиозаписей  музыкальных  произведений  XX  века  должна
составлять не менее 40 процентов фонда); компьютерный класс с не менее
чем 20 рабочими местами с возможностью выхода в сеть Интернет;
     раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей;
     спортивно-тренажерный зал;
     кабинет дистанционного обучения;
     отдел воспитательной работы;
     психологическую службу.
     При  использовании  электронных  изданий  вуз  должен  обеспечить
каждого  обучающегося  во  время  самостоятельной  подготовки  рабочим
местом  в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет в соответствии
с объемом изучаемых дисциплин.
     Доступность  к  сети  Интернет  в количественном отношении должна
равняться одному выходу на десять обучающихся.
     Вуз  должен  иметь  обеспечен  необходимый комплект лицензионного
программного обеспечения.

       VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
                        ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

     8.1.  Высшее  учебное  заведение  обязано  обеспечивать  гарантию
качества подготовки, в том числе путем:
     разработки   стратегии   по   обеспечению   качества   подготовки
выпускников с привлечением представителей работодателей;
     мониторинга,    периодического   рецензирования   образовательных
программ;
     разработки  объективных  процедур  оценки  уровня знаний и умений
обучающихся, компетенций выпускников;
     обеспечения компетентности преподавательского состава;
     регулярного    проведения   самообследования   по   согласованным
критериям  для  оценки  деятельности  (стратегии)  и  сопоставления  с
другими  образовательными  учреждениями  с привлечением представителей
работодателей;
     информирования  общественности  о результатах своей деятельности,
планах, инновациях.
     8.2.  Оценка  качества  освоения ООП бакалавриата должна включать
текущий  контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и
итоговую государственную аттестацию выпускников.
     8.3.  Конкретные  формы  и  процедуры  текущего  и промежуточного
контроля  по  каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и
доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
     8.4.  Для  аттестации обучающихся на соответствие их персональных
достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль
успеваемости  и  промежуточная  аттестация)  создаются фонды оценочных
средств,  включающие  типовые  задания,  контрольные  работы,  тесты и
методы   контроля,   позволяющие  оценить  знания,  умения  и  уровень
приобретенных  компетенций.  Фонды оценочных средств разрабатываются и
утверждаются вузом.
     Фонды   оценочных  средств  должны  быть  полными  и  адекватными
отображениями  требований  ФГОС ВПО по данному направлению подготовки,
соответствовать  целям и задачам ООП бакалавриата и ее учебному плану.
Они   призваны   обеспечивать   оценку   качества   общекультурных   и
профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.
     При  разработке  оценочных средств для контроля качества изучения
модулей,  дисциплин,  практик должны учитываться все виды связей между
включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить
качество   сформированных   у   обучающихся   компетенций   по   видам
деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной
деятельности.
     При  проектировании  оценочных средств необходимо предусматривать
оценку   способности   обучающихся   к   творческой  деятельности,  их
готовности    вести   поиск   решения   новых   задач,   связанных   с
недостаточностью   конкретных   специальных   знаний   и   отсутствием
общепринятых алгоритмов профессионального поведения.
     Помимо  индивидуальных  оценок, должны использоваться групповые и
взаимооценки:    рецензирование   обучающимися   работ   друг   друга;
оппонирование   обучающимися  рефератов,  проектов,  исследовательских
работ;   экспертные   оценки   группами,  состоящими  из  обучающихся,
преподавателей и работодателей.
     Вузом  должны  быть созданы условия для максимального приближения
программ  текущего  контроля  успеваемости  и промежуточной аттестации
обучающихся  к  условиям  их  будущей профессиональной деятельности. С
этой  целью,  кроме  преподавателей  конкретной дисциплины, в качестве
внешних    экспертов   должны   активно   привлекаться   работодатели,
преподаватели, читающие смежные дисциплины.
     8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания
содержания,  организации и качества учебного процесса в целом, а также
работы отдельных преподавателей.
     8.6.   Итоговая   государственная   аттестация   включает  защиту
выпускной     квалификационной     работы    (бакалаврской    работы).
Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.
     Требования  к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы,
а   также   требования   к  государственному  экзамену  (при  наличии)
определяются высшим учебным заведением.