ОБ УТВЕРЖДЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА, ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. Приказ. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). 04.03.11 94

                       ОБ УТВЕРЖДЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ
        О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА, ЛАБОРАТОРНОГО
       КОНТРОЛЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ЕДИНОЙ
         ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
                        ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

                                ПРИКАЗ

                 МИНИСТЕРСТВО РФ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
             ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
                    ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
                                   
                           4 марта 2011 г. 
                                 N 94
     
                                 (Д)
                                   
                                   
     В   соответствии   с   Постановлением   Правительства  Российской
Федерации  от  30  декабря  2003  г.  N  794 "О единой государственной
системе  предупреждения  и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23,
ст.  2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47, ст. 5481; 2009, N 12, ст.
1429,  N  29,  ст.  3688;  2010,  N  37,  ст.  4675,  N  38, ст. 4825)
приказываю:
     Утвердить   прилагаемое  Положение  о  функциональной  подсистеме
мониторинга,  лабораторного  контроля  и  прогнозирования чрезвычайных
ситуаций  единой  государственной  системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
    
Министр
                                                             С.К.ШОЙГУ
4 марта 2011 г. 
N 94
    
Зарегистрировано в Минюсте РФ 
5 апреля 2011 г. 
N 20424
    
    
                                                            Приложение

                                                  к Приказу МЧС России
                                                         от 04.03.2011 
                                                                  N 94
                                                                      
                               ПОЛОЖЕНИЕ
         О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА, ЛАБОРАТОРНОГО
        КОНТРОЛЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ЕДИНОЙ
          ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
                         ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
                                   
                           1. Общие положения
                                   
     1.1.   Положение   о   функциональной   подсистеме   мониторинга,
лабораторного  контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой
государственной   системы  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций  разработано  в  соответствии  с Постановлением Правительства
Российской   Федерации   от  30  декабря  2003  г.  N  794  "О  единой
государственной   системе  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций"   и   определяет   основные   задачи,  функции,  организацию
управления,  состав сил и средств, а также деятельность функциональной
подсистемы   мониторинга,  лабораторного  контроля  и  прогнозирования
чрезвычайных  ситуаций единой государственной системы предупреждения и
ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  (далее - функциональная подсистема
СМП ЧС).
     1.2. Деятельность функциональной подсистемы СМП ЧС осуществляется
на  федеральном,  межрегиональном  и региональном уровнях и объединяет
органы  управления,  силы  и средства федерального, межрегионального и
регионального уровней МЧС России.
     
               2. Задачи функциональной подсистемы СМП ЧС
                                   
     2.1.   Основными   задачами   функциональной  подсистемы  СМП  ЧС
являются:
     организация  и  проведение работ по заблаговременному выявлению и
прогнозированию   чрезвычайных   ситуаций   природного,   техногенного
характера и их источников с учетом риска их возникновения;
     определение возможного характера чрезвычайных ситуаций и масштаба
их развития;
     выработка   рекомендаций   по   управлению  рисками  чрезвычайных
ситуаций,  по  их  предупреждению, локализации, ликвидации и смягчению
негативных последствий.
     
              3. Функции функциональной подсистемы СМП ЧС
                                   
     3.1.   Основными   функциями  функциональной  подсистемы  СМП  ЧС
являются:
     организация   и   ведение   работ   по   мониторингу   источников
чрезвычайных   ситуаций,   лабораторному  контролю  и  прогнозированию
чрезвычайных ситуаций;
     сбор,  обработка  и  анализ информации об источниках чрезвычайных
ситуаций и показателях риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
     осуществление    мониторинга    и   прогнозирование   последствий
чрезвычайных ситуаций;
     проведение    оперативного   лабораторного   контроля   с   целью
обнаружения  и  индикации  радиоактивного, химического, биологического
(бактериологического)   заражения  (загрязнения)  объектов  окружающей
среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;
     координация    деятельности,   организационное   и   методическое
обеспечение сети наблюдения и лабораторного контроля;
     выработка   рекомендаций   по   управлению  рисками  чрезвычайных
ситуаций и оценки эффективности реализации комплекса мер, направленных
на   предупреждение   чрезвычайных   ситуаций  и  снижение  негативных
последствий при их возникновении;
     разработка    типовых    сценариев   возникновения   и   развития
чрезвычайных ситуаций и оценка риска их возникновения;
     информационное     обеспечение    органов    управления    единой
государственной   системы  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций (далее - РСЧС) прогнозными данными и рекомендациями в области
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     создание   специализированных   геоинформационных  систем,  банка
данных   по   источникам   чрезвычайных   ситуаций   и   оценки  риска
возникновения чрезвычайных ситуаций;
     обеспечение   готовности   сил  и  средств,  предназначенных  для
осуществления  мониторинга,  лабораторного  контроля и прогнозирования
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
     методическое руководство и оперативный контроль за ходом работ по
прогнозированию  и  мониторингу  чрезвычайных  ситуаций  и снижению их
негативных последствий.
     
       4. Организация управления, силы и средства функциональной
                           подсистемы СМП ЧС
     
     4.1.  На каждом уровне функциональной подсистемы СМП ЧС создаются
координационные   органы,  постоянно  действующие  органы  управления,
органы  повседневного  управления,  силы  и  средства, а также резервы
финансовых  и  материальных  ресурсов,  системы  связи,  оповещения  и
информационного обеспечения.
     4.2.  Координационными  органами функциональной подсистемы СМП ЧС
являются:
     на   федеральном   уровне   -   Правительственная   комиссия   по
предупреждению   и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  и  обеспечению
пожарной   безопасности,   комиссии  по  предупреждению  и  ликвидации
чрезвычайных  ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных
органов  исполнительной  власти  и уполномоченных организаций, имеющих
функциональные подсистемы единой государственной системы РСЧС;
     на  межрегиональном уровне - полномочный представитель Президента
Российской Федерации в федеральном округе;
     на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской
Федерации)  -  комиссия  по  предупреждению  и ликвидации чрезвычайных
ситуаций  и  обеспечению  пожарной  безопасности органа исполнительной
власти субъекта Российской Федерации.
     4.3.  Постоянно  действующими  органами управления функциональной
под системы СМП ЧС являются:
     на  федеральном  уровне  -  Министерство  Российской Федерации по
делам   гражданской   обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации
последствий стихийных бедствий;
     на   межрегиональном   уровне  -  региональные  центры  по  делам
гражданской  обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий (далее - региональные центры МЧС России);
     на  региональном  уровне  -  главные  управления  МЧС  России  по
субъектам Российской Федерации.
     4.4.  Органами повседневного управления функциональной подсистемы
СМП ЧС являются:
     на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных
ситуациях;
     на   межрегиональном  уровне  -  центры  управления  в  кризисных
ситуациях региональных центров МЧС России;
     на  региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях
МЧС России по субъектам Российской Федерации.
     4.5.   Силами  и  средствами  функциональной  подсистемы  СМП  ЧС
являются:
     на федеральном уровне - осуществляющие методическое сопровождение
в   части,   касающейся   управления  рисками  чрезвычайных  ситуаций,
государственное   учреждение   "Всероссийский   центр   мониторинга  и
прогнозирования   чрезвычайных   ситуаций  природного  и  техногенного
характера   МЧС  России  (далее  -  Центр  "Антистихия"),  федеральное
государственное   учреждение  "Всероссийский  научно-исследовательский
институт  по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС
России"  (далее - ФГУ ВНИИ ГОЧС), учреждения и организации МЧС России,
уполномоченные   на   проведение   работ   в   области  мониторинга  и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
     на  межрегиональном  уровне  -  центры мониторинга, лабораторного
контроля  и прогнозирования чрезвычайных ситуаций региональных центров
МЧС  России,  учреждения  и  организации МЧС России, уполномоченные на
проведение  работ в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных
ситуаций на территории соответствующего федерального округа;
     на  региональном  уровне  -  оперативная  дежурная  смена  центра
управления  в  кризисных  ситуациях МЧС России по субъектам Российской
Федерации,  территориальные центры мониторинга, лабораторного контроля
и  прогнозирования чрезвычайных ситуаций, учреждения и организации МЧС
России,  уполномоченные  на  проведение  работ в области мониторинга и
прогнозирования   чрезвычайных   ситуаций   на   территории   субъекта
Российской Федерации.
     
      5. Режимы функционирования функциональной подсистемы СМП ЧС
                                   
     5.1.   Функциональная   подсистема   СМП   ЧС   на   федеральном,
региональном  и  территориальном  уровнях  осуществляет деятельность в
следующих режимах:
     режим повседневной деятельности;
     режим повышенной готовности;
     режим чрезвычайной ситуации.
     5.2. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на
территории  Российской  Федерации  функциональная подсистема СМП ЧС на
всех   уровнях   осуществляет   деятельность   в  режиме  повседневной
деятельности.
     5.3. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации федерального,
межрегионального,  регионального,  межмуниципального,  муниципального,
локального   уровней   в  режим  повышенной  готовности  частично  или
полностью  переводится  региональный уровень функциональной подсистемы
СМП ЧС.
     5.4. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации федерального,
межрегионального,  регионального уровней в режим повышенной готовности
переводится межрегиональный уровень функциональной подсистемы СМП ЧС.
     5.5. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации федерального,
межрегионального  уровней  в  режим  повышенной готовности переводится
федеральный уровень функциональной подсистемы СМП ЧС.
     5.6.   При   возникновении  чрезвычайной  ситуации  федерального,
межрегионального,  регионального,  межмуниципального, муниципального и
локального   уровней   в  режим  чрезвычайной  ситуации  частично  или
полностью  переводится  региональный уровень функциональной подсистемы
СМП ЧС.
     5.7.   При   возникновении  чрезвычайной  ситуации  федерального,
межрегионального и регионального уровней в режим чрезвычайной ситуации
переводится межрегиональный уровень функциональной подсистемы СМП ЧС.
     5.8.  При  возникновении  чрезвычайной  ситуации  федерального  и
межрегионального  уровней  в  режим  чрезвычайной ситуации переводятся
координационные  органы управления, органы управления, силы и средства
федерального уровня функциональной подсистемы СМП ЧС.
     5.9.  Решение о переводе функциональной подсистемы СМП ЧС в целом
или  частично  в  режим  повышенной  готовности  и  режим чрезвычайной
ситуации принимается постоянно действующими органами управления РСЧС.
     
            6. Деятельность функциональной подсистемы СМП ЧС
                  в различных режимах функционирования
     
     6.1.   Функционирование   в   режиме   повседневной  деятельности
включает:
     нормативное     и     методическое    обеспечение    деятельности
функциональной подсистемы СМП ЧС;
     сбор,  обработку  и  обмен  в установленном порядке информацией в
области мониторинга;
     прогноз,  предупреждение,  предотвращение  и  управление  рисками
чрезвычайных ситуаций и кризисных явлений;
     защиту   населения   и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  и
обеспечение пожарной безопасности;
     подготовку   и  доведение  прогнозной  информации  (оперативного,
ежедневного, недельного, ежемесячного, сезонного и годового прогнозов)
о  возможных чрезвычайных ситуациях и их последствий с учетом риска их
возникновения   и   соответствующих  рекомендаций  до  координационных
органов  и  органов  управления  РСЧС  в целях своевременного принятия
управленческих  решений, обеспечивающих минимизацию риска гибели людей
и снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций;
     осуществление    мониторинга    и   прогнозирование   последствий
чрезвычайных ситуаций;
     сбор,  обработку  и  анализ информации об источниках чрезвычайных
ситуаций  и  показателях  риска  возникновения  чрезвычайных ситуаций,
формирование банков данных;
     разработку    типовых    сценариев   возникновения   и   развития
чрезвычайных ситуаций и оценка риска их возникновения;
     выработку   рекомендаций   по   управлению  рисками  чрезвычайных
ситуаций и оценки эффективности реализации комплекса мер, направленных
на   предупреждение   чрезвычайных   ситуаций  и  снижение  негативных
последствий при их возникновении;
     обеспечение   готовности   сил  и  средств,  предназначенных  для
осуществления  мониторинга,  лабораторного  контроля и прогнозирования
чрезвычайных ситуаций;
     организацию   работы   по   повышению  квалификации  сотрудников,
задействованных в функциональной подсистеме СМП ЧС;
     участие  в  выполнении  целевых  и научно-технических программ по
совершенствованию   системы   мониторинга,  лабораторного  контроля  и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
     осуществление  лабораторного контроля за химической, радиационной
и  биолого-социальной обстановкой на территории Российской Федерации в
местах,  где  прогнозируется  возникновение  или возникла чрезвычайная
ситуация;
     проведение    оперативных    радиометрических,   радиохимических,
химических,  микробиологических,  токсикологических  и других анализов
объектов  окружающей  среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и
фуражного сырья;
     участие  в  проведении  научно-технических  экспертиз  методов  и
средств    проведения   лабораторных   исследований   по   определению
загрязнения  (заражения)  объектов  окружающей  среды, продовольствия,
питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;
     ведение и актуализация баз данных о чрезвычайных ситуациях.
     6.2. Функционирование в режиме повышенной готовности включает:
     усиление  контроля  за  состоянием окружающей среды и источниками
чрезвычайных   ситуаций   в  зоне,  где  прогнозируется  возникновение
чрезвычайных ситуаций;
     установление соответствующего режима сбора и обмена информацией с
подразделениями,   обеспечивающими  мониторинг  источников  и  прогноз
чрезвычайной ситуации в предполагаемой зоне возникновения чрезвычайной
ситуации;
     разработку   вероятных   сценариев   возникновения   и   развития
чрезвычайной ситуации;
     проведение  уточняющих  расчетов параметров прогноза, возникших и
прогнозируемых чрезвычайных ситуаций;
     разработку  оперативных  ежедневных и экстренных предупреждений о
прогнозируемых чрезвычайных ситуациях и динамику их развития;
     осуществление  оперативного лабораторного контроля за химической,
радиационной и биолого-социальной обстановкой на территории Российской
Федерации в местах возможного возникновения чрезвычайных ситуаций;
     разработку   предложений   по   принятию   оперативных   мер   по
предупреждению чрезвычайных ситуаций, снижению размера ущерба в случае
угрозы его возникновения;
     организацию   и   поддержание   непрерывного   взаимодействия   с
оперативными   группами   в  зоне  угрозы  возникновения  чрезвычайной
ситуации;
     оперативное   доведение   прогнозной   информации   о   возможных
чрезвычайных   ситуациях   и   их   последствиях  с  учетом  риска  их
возникновения  до  координационных органов и органов управления РСЧС в
целях  своевременного  принятия управленческих решений, обеспечивающих
минимизацию   риска   гибели  людей  и  снижение  размеров  ущерба  от
чрезвычайных  ситуаций, а также уточненного прогноза и рекомендации по
порядку реагирования на него.
     6.3. Функционирование в режиме чрезвычайной ситуации включает:
     постоянный  мониторинг  состояния  окружающей  среды и источников
чрезвычайных ситуаций в зоне чрезвычайной ситуации;
     оперативный   сбор   и   обмен   информацией  с  подразделениями,
обеспечивающими  мониторинг,  контроль и прогноз развития чрезвычайной
ситуации, и с экспертными группами;
     уточнение   или   корректировку   вероятных   сценариев  развития
чрезвычайной ситуации;
     прогнозирование   параметров   вероятных  негативных  последствий
чрезвычайной ситуации;
     осуществление  оперативного лабораторного контроля за химической,
радиационной  и  биолого-социальной обстановкой в местах возникновения
чрезвычайных ситуаций;
     выработку  предложений  по принятию оперативных мер, направленных
на смягчение последствий чрезвычайной ситуации;
     обеспечение  устойчивого взаимодействия с оперативными группами в
зоне чрезвычайной ситуации;
     оперативное   доведение   прогнозной   информации   о   возможных
чрезвычайных   ситуациях   и   их   последствиях  с  учетом  риска  их
возникновения  до  координационных органов и органов управления РСЧС в
целях  своевременного  принятия управленческих решений, обеспечивающих
минимизацию  риска  гибели  людей  и  снижение  ущерба от чрезвычайных
ситуаций,  а  также  уточненного  прогноза  и  рекомендации по порядку
реагирования на него.
     
         7. Система информационного обеспечения функциональной
                           подсистемы СМП ЧС
                                   
     7.1.  Информационное обеспечение функциональной подсистемы СМП ЧС
осуществляется   путем  информационного  обмена  с  функциональными  и
территориальными  подсистемами  РСЧС  сведениями  о  прогнозируемых  и
возникших  чрезвычайных  ситуациях  и их последствиях, о радиационной,
химической,  медико-биологической,  взрывной, пожарной и экологической
безопасности  на  соответствующих  территориях,  а  также сведениями о
деятельности  организаций  независимо  от  форм собственности, органов
местного   самоуправления,   государственных   органов  исполнительной
власти.
     7.2.   В   целях   оперативного   реагирования  на  информацию  о
возникновении,    развитии   и   параметрах   чрезвычайных   ситуаций,
размещаемую    в   средствах   массовой   информации,   осуществляется
непрерывный мониторинг средств массовой информации.